КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В социально-культурных технологиях
Диагностика и методы исследования ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Вопросы для самопроверки 1. Что входит в понятие «профессиональная компетентность технолога СКД»? 2. Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне деятельности технолога СКД. Как они между собой связаны? 3. Как вы понимаете профессиональное мастерство технолога СКД? Охарактеризуйте его уровни. 4. Как вы определите творческую направленность деятельности технолога СКД? 5. Перечислите профессиональные ценности и качества «идеальной» личности модели технолога СКД и дайте им обоснование. Литература 1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003. 2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 3. Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих способностей специалиста культурно-досуговой деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. 4. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001. 5. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997. 6. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 7. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.
глава 2. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Диагностика является необходимым условием и основой для разработки и использования социокультурных технологий. Она представляет собой процесс выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние социокультурных процессов, условий их функционирования для прогнозирования возможных или необходимых направлений дальнейшего развития, а также выработку рекомендаций для коррекции нежелательных тенденций и стимулирования позитивных элементов ее развития. Комплексные социокультурные исследования, применяемые при разработке СКТ, включают в себя изучение внешней макро- и микросреды, интересов и потребностей населения и внутренней среды -оценку возможностей социокультурной сферы, в которой реализуется данная технология. Внешняя макросреда, включающая комплекс условий организации социально-культурной деятельности, отличается значительной подвижностью и, как правило, не подвластна активному воздействию со стороны отдельного учреждения культуры. Основными элементами изучения внешней макросреды в социокультурных исследованиях являются следующие факторы: -демографические; -природно-географические и экологические; - экономические; - научно-технические; -политические; -правовые; -культурные; -социальные. Демографические факторы характеризуют состав населения региона, области, края, страны и включают такие показатели, как численность населения, его половозрастной состав, плотность населения, уровень и темпы рождаемости, смертность и старение, миграция, удельный вес городского и сельского населения, виды и типы семей их жизненный уклад, представления населения о социокульту ситуации и т.п. Природно-географические и экологические факторы обусдп ны климатическими и ресурсными условиями конкретного реги ' е~ рациональным пользованием и воспроизводством природных рес * сов. " ^ Экономические факторы определяются темпами экономическ го роста, уровнем экономического развития страны, уровнем занято сти населения, распределением доходов, жилищными условиями. Научно-технические факторы обусловлены условиями развития научно-технического прогресса, развитием науки и техники, количеством ученых, изобретателей, объемами открытий и изобретений и т.п. Политические факторы определяются политической стабильностью или нестабильностью общества, содержанием правительственных программ, программ ведущих партий, характером идеологической направленности и форм регулирования экономической жизни и др. Правовые факторы характеризуют правовые нормы, обеспечивают защиту прав и свобод населения, контроль за качеством жизни, охрану окружающей среды и т.п. Культурные факторы обусловлены культурными запросами и интересами населения и соответствующим им отношением к услугам институтов социокультурной сферы. Они характеризуются образовательным уровнем, профессиональной принадлежностью, степенью приверженности к основным культурным ценностям, обычаями, от-1 ношением к мирозданию, обществу, к самим себе, религиозными представлениями, влияниям субкультурных факторов и референтных групп, жизненной позицией, стилем и образом жизни и т. п. исследуемых групп населения. Социальные факторы представляют собой характеристики отдельных социальных слоев общества, распределение их по различным социальным группам, степень полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровень социальной стабильности или взрывоопасностй, характер социальных конфликтов и т.д. Изучение внешней микросреды включает в сейя выделение тех групп организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредст тношение к повышению эффективности социокультурной - участников социокультурных акции, зрителей; активистов, принимающих участие в деятельности учрежде- ния; ~ 1 -.средств массовой информации; -рекламных агентств; -государственных учреждений: органов федеральной и местной власти, мэрии, префектуры, и др.; -учреждений социально-культурной сферы, работающих во взаимодействии или являющихся конкурентами; -общественных организаций: политических партий, различных фондов, ассоциаций, благотворительных обществ и т.п.; -финансовых кругов: банковских и кредитных организаций, страховых и инвестиционных кампаний и др. Следующий этап диагностических исследований (а он зачастую идет параллельно с предыдущим) заключается в определении социально-психологических потребностей, мотивации, интересов населения. Знания их специфики, содержательной направленности, конкретных проявлений являются предпосылкой успешной деятельности социально-культурных учреждений, поиска инновационных технологий по удовлетворению и развитию культурных интересов и стимулирования социально значимых мотиваций. Обратимся к некоторым теориям, положенным в основу изучения мотивационно-потребностной сферы личности. Американский маркетолог Аллен, изучавший потребительские мотивы покупательной способности населения, подразделяет их на два уровня. К первичному уровню он относит такие мотивы, которые направлены на утоление голода, жажды, обеспечение минимального Уюта, комфорта, избавление от боли и опасности, обеспечение благополучия близких, получение одобрения со стороны окружающих, преодоление препятствий, любовь к игре. Вторичные мотивы включат в себя стремление к красоте, развитию вкуса, чистоплотность, вы-Г°ДУ, расчетливость, экономность, стремление к надежности в жизни и сохранению здоровья, образованность, информированность, удовлетворение любопытства и др. Философы подходили к рассмотрению потребностей с более общей точки зрения. Люди старшего поколения хорошо знакомы с марксис концепцией, основанной на материалистическом понимании разв ' °^ общества, а также на приоритете социально-исторических потреб **Я стей и отношений классов внутри общества. Объясняя значимо материальных факторов в обеспечении жизнедеятельности челове ^ как биологического вида, марксисты обосновали и роль социальнь 4 потребностей, возникающих внутри складывающихся экономически" и классовых отношений в условиях конкретного общества. Однако круг потребностей человека не укладывается только в эти две группы, и марксисты, развивая теории социалистов-утопистов, также не сводят потребности только к ним. Отмечая значимость и главенство материальных и следующих за ними социальных потребностей, марксисты-материалисты выделяют потребности, возвышающие личность, или духовные потребности. Эти потребности отличает то, что они - дважды опосредованная надстройка над материальным базисом. А если отделить идеологические потребности от социальных, - то и трижды. Американский психолог А. Маслоу предлагает более расширенный вариант человеческих потребностей, располагая их по группам в порядке иерархической значимости - от более значимых, фундаментальных потребностей к менее насущным, поскольку человек, удовлетворяя чувства голода, жажды, секса, стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Схема потребностей
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |