КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия, используемые в Законе
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В определении понятия выделены три признака: 1) гражданин — физическое лицо (на юридические лица, представляемые Законом права, не распространяются); 2) гражданин, приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли; 3) гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести товар. Эти три признака очерчивают круг субъектов, подпадающих под понятие потребитель. Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3), право на безопасность товара (ст. 7), право на информацию об изготовителе и товарах (ст. 8), право на приобретение продукции и получение услуг и результатов выполнения работ надлежащего качества (гл. 1 и 2 Закона). Другую часть «субъектного состава» законодательства о защите прав потребителей, которая предоставляет потребителю товары, результаты работы и услуги, а также выполняет обязанности, обусловленные последствиями продажи товаров ненадлежащего качества или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг), образуют изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная изготовителем организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. В соответствии с их определениями, приведенными в преамбуле, это юридические лица или индивидуальные предприниматели. Несмотря на то, что реально потребитель при покупке товара или получении услуги имеет дело с конкретным человеком, будь то продавец магазина или закройщик ателье, по закону он вступает в отношения с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) — «продавцом» или «исполнителем». Этот признак общий для этой части «субъектного состава». Другие признаки, разъединяющие их, отражают их специфику в соответствии с сущностью их деятельности. Изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Он не вступает в контакт с потребителем, за исключением тех случаев, когда реализует свою продукцию через фирменные магазины, то есть является одновременно и продавцом, или когда осуществляет гарантийный ремонт. Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (по ремонту квартир, постройке дачных домиков, ремонту бытовой техники, жилищно-коммунальные, туристические и экскурсионные и т. п.). Эти работы и услуги могут также выполняться или оказываться на основе договора подряда. Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. При этом отношения продавца и потребителя оказывают влияние на отношения продавца и изготовителя. Требование о наличии информации об изготовителе и товаре, предусмотренное ст. 8 Закона, продавец, например, может предусмотреть в договоре о поставках, который он заключает с изготовителем продукции. Это требование заключается в том, чтобы изготовитель отражал эту информацию на таре, упаковке, этикетках, в сопроводительной документации поставляемой им продукции. Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель принимают и удовлетворяют требования потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества. К этим организациям (индивидуальным предпринимателям) относятся гарантийные мастерские, осуществляющие гарантийный ремонт товаров. Такие организации необходимы изготовителям, реализующим свою продукцию в различных городах и населенных пунктах, удаленных от места расположения изготовителя. Импортер — организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Он выполняет роль, аналогичную роли отечественного производителя, поэтому и требования, предъявляемые законом импортеру, аналогичны требованиям, предъявляемым к производителю. К основным понятиям относится недостаток товара, (работы, услуги). Закон выделяет простой недостаток и недостаток существенный. Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора по образцу и (или) по описанию. Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. От степени существенности обнаруженного недостатка зависят права потребителя в той или иной ситуации. Поэтому несоответствие товара предъявляемым требованиям к качеству считается недостатком. Качество товара должно соответствовать условиям договора, так как в договоре между сторонами могут быть отмечены какие-либо особенности передаваемого товара по сравнению с установленными законодательством обязательными требованиями. Закон специально закрепляет правило: если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям. Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере. Закон вводит понятия срок службы,определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие по его вине в товаре существенные недостатки. Продолжительность срока службы определяется изготовителем, исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные различными изготовителями. Если же изготовитель по каким-то причинам не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Закон также вводит понятие срок годности — период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок устанавливается на продукты питания, парфюмерию, косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные товары (работы), перечень которых должен быть установлен Правительством России. Кроме сказанного Закон (ст. 18, 19, 29) предусматривает устанавливать на товар гарантийный срок. Изготовитель обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки или заменить товар на новый. Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю не безразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей, необходимых для ремонта и технического обслуживания, в надлежащем объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение 10 лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен. Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п. 1 ст. 7 Закона. Нередко возникают ситуации, когда товар (работа или услуга) причиняют вред лицам, не связанным с производителем этого товара. Законом предусмотрена данная ситуация: требовать возмещения вреда может любой потерпевший независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда. Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки. Под убытками понимается стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Под необходимой информацией понимается прежде всего ее полнота. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. 1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце): · фирменное наименование организации, то есть ее название, позволяющее отличить ее от других организаций; · место нахождения организации; · режим работы организации. Информация о продавце должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке. 2. Сведения о лицензии. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию. В Законе указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) — дополнительно и на государственных языках субъектов Федерации. В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товаре (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: · наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; · сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); в отношении продуктов питания — сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; · цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы и т. д. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Статья 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации: · недостоверная информация — информация, которая не соответствует действительности; · недостаточно полная информация — информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению. Если в результате нарушения права на информацию потребитель приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми ему свойствами, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |