Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равносильность при тождественных преобразованиях




На множестве целых чисел

 

Первое уравнение имеет два корня:

Второе уравнение имеет также два корня:

M = N - уравнения равносильны.

 

Ответ: равносильны.

 


 

При замене одного уравнения другим, более простым часто приходится выполнять тождественные преобразования. Всегда ли при выполнении тождественных преобразований получим уравнение, равносильное данному.

 

Пусть дано уравнение

= , (1)

с множеством допустимых значений неизвестных После выполнения тождественных преобразований в одной или в обеих его частях получили уравнение

= , (2)

с множеством допустимых значений неизвестных Если при этом:

1) то уравнения (1) и (2) равносильны.

2) - множество допустимых значений " расширилось ", тогда уравнение (2) может иметь посторонние для уравнения (1) корни, принадлежащие множеству если таких решений не окажется, то уравнения (1) и (2) равносильны.

3) - множество допустимых значений " сузилось", тогда в множестве решений уравнения (2) могут не войти решения уравнения (1), принадлежащие множеству если потери решений не произойдет, тогда уравнения (1) и (2) равносильны.

4) с одной стороны, обогащается новыми значениями, а с другой стороны, теряет некоторые из них, тогда уравнение (2) может быть неравносильно уравнению (1) как в силу потери корней, так и приобретения решений, посторонних для уравнения (1).

 

Примеры нарушения равносильности уравнений, вызванных тождественными преобразованиями.

1) (1) и (2)

 

Решение

 

Область допустимых значений уравнения (1):

или

Область допустимых значений уравнения (2):

см. рис. 1.

Рис. 1

 

Тождественное преобразование расширило область допустимых значений - множество значит возможно появление посторонних корней.

Проверим это. Уравнение (1) и (2) имеют корни

Уравнению (1) удовлетворяет только один корень

Уравнению (2) удовлетворяют два корня Причем принадлежит множеству , т. е. как раз тому множеству, на которое расширилось множество Таким образом, в результате тождественных преобразований, произошло расширение области допустимых значений переменной x и появился посторонний корень.

 

 

Обратите внимание на ниже приводимый пример!

В таких примерах абитуриенты и учащиеся очень часто допускают ошибки!

 

2) (1) и (2)

 

Решение

 

Область допустимых значений первого уравнения:

Область допустимых значений второго уравнения:

Область допустимых значений при тождественном преобразовании "сузилась", поэтому возможна потеря корней. Проверим, так ли это.

Первое уравнение имеет корни:

Второе уравнение имеет один корень:

Мы получили неравносильные уравнения, причем "потерян" один корень, который как раз и принадлежит разности множеств:

 

Ответ: уравнения не равносильны.

 

3) (1) (2)

(3)

 

Решение

 

Область допустимых значений первого уравнения:

 

 

Систему неравенств решим методом промежутков (см. рис. 2):

Рис. 2

Область допустимых значений второго уравнения:

Область допустимых значений третьего уравнения:

При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) область допустимых значений сузилась, при переходе от уравнения (2) к уравнению (3) область допустимых значений расширилась. Возможна потеря корней в первом случае и появление посторонних при переходе от уравнения (2) к уравнению (3).

Проверим равносильность уравнений.

Уравнение (1) имеет корни:

Уравнение (2) не имеет корней. Уравнение (3) имеет один корень:

Сразу можно сказать, что уравнения не равносильны.

 

Ответ: не равносильны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.