Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данилов




видуализировало обучение, делало его более интересным и увлекательным,

По убеждению Д., только становление образного мышления с дет. лет обеспечивает в дальнейшем творческую активность и самостоятельность личности. Поэтому метод анализа произведений должен следовать за логикой развития худож. образа. Критич. изучение текста строилось Д. на системе разнообразных вопросов, позволявших выяснить содержат, значимость каждого приёма — от отд. слова до общей композиции. Рассмотрение произведения как внутр. единства не только освобождало шк. преподавание от иллюстративности и догматич. назидательности, но и расширяло возможности эсте-тич. и нравств. воспитания. Д. считал отеч. словесность гл. средством формирования у ребёнка чувства причастности к коллективной жизни, уважения к личности другого человека. Выступая против систематич. изучения истории лит-ры в ср. школе, Д. стремился придать ист.-культурным знаниям конкретный, «практич.» характер, когда ист.-лит. комментарий становился бы составной частью каждого разбора.

В сер. 20-х гг. Д. создал цикл статей, в к-рых предпринята попытка социального анализа произведений шк. программы. В 1937—47 в журн. «Рус. язык в школе» опубликовал статьи по проблемам изучения отд. морфология, категорий и методике обучения творческим письменным работам. Отстаиваемые Д. идеи развития активной речевой деятельности реализованы в предложенном им плане поэтапного обучения частям речи и соответствующей системе упражнений.

Соч.: Концентрич. курс рус. грамматики, [в. 1 — 2], П. — Л., 1923—24 (литогр.); Лит-ра в кругу уч. предметов. «Пед. мысль», 1924, № 1.

Лит.. -Гуревич М. ММог и ля н-с к и и А. П., В. В. Данилов, ТОДРЛ, 1962, т. 18; Роткович Я. А., В. В. -Данилов, ЛШ, 1970, № 4; К а л и и и и а М. Ф., Метод, наследие В. В. Данилова, в сб.: Писатель и время, в. 1, Ульяновск, 1975; II а н-ч с и к о Н. Т., Список печатных трудов В. В. Данилова (1904—1962), Л., 1963.

Д. А. Ермаков.

ДАНИЛОВ Михаил Александрович [13(25).4.1899, дер. Васильевщина Псковской обл., — 25.11.1973, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1959), дер пед. наук (1960), проф. (1961). Окончил физ.-матем. ф-т Ленингр. пед. ин-та им. Н. А. Некрасова (1924) и АКВ им. Н. К. Крупской (1928). С 1918 учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовско-го у. Петрогр. губ. С 1931 на науч.-пед. работе в вузах и н.-и, учреждениях: в АКВ (1931—34), Смоленском пед. ин-те (1934—39), НИИ школ (1939—44), НИИ ОП АПН (1944—73). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, пед. образования, методики пед. исследований. Осн. внимание уделял проблемам дидактики.

Создал концепцию нач. образования, в основе к-рой идеи отбора знаний, стимулирования внутр. сил личности, организации уч. труда, требующего самостоятельности мысли и действия («Задачи и особенности нач. образования», 1943; «Дидактич. условия прочного усвоения знаний», 1945; «Роль нач. обучения в умственном и нравств. развитии человека», 1947). Изучая и анализируя массовую практику и передовой пед. опыт («Пути повышения качества знаний», 1948; «Сов. дидактика и творч. опыт учителей», 1948,

М. А. Данилов.

и др.), показал, что гл. причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиц. процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в сов. пед. науке и практике 40—60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положении, нашедших развитие в дидактич. исследованиях 60—80-х гг.: направленность уч. процесса на воспитание у уч-ся устойчивой позна-ват. потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта уч.-познават. деятельности и др. Статьи Д. предлагали учителям средства и приёмы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в уч. материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, т. е., по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.

В кн. «Процесс обучения в сов. школе» (1960) анализ уч. процесса сочетается с «синтетич. обзором обучения в его осн. структурных единицах» (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутр. источники, движущие силы, противоречия и т. д.

В трудах «Пед. процесс и его диалектика» (1970), «Всеобщая методология науки и спец. методология педагогики в их взаимоотношениях» (1971), «Проблемы методологии педагогики и методики исследований» (1971) и др. обоснованы взгляды Д. на создание методологии педагогики как самостоят, отрасли пед. знания, разработку её задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, Д. возродил понятие «пед. процесс», вошедшее в отеч. педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диа-лектич. природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному пед. мышлению, сориентированному на пед. руководство как «целенаправленное пед. воздействие на учащихся», противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Д. не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиц. педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектич. природы обучения, понимании сущности пед. руководства уч. процессом. Нек-рые из его идей были реализованы лишь в совр. школе, в частности идеи т. н. педагогики сотрудничества.

С о ч.: Дидактика К. Д. Ушинского, М., 1948; Дидактика, М., 1957 (соавт.); Пед. эксперимент, его теоретич. основы и условия применения в исследовании, М., 1971; Разра-

ботка методология, проблем педагогики, М 1971; Теоретич. основы и ^методы фундаме! — тальных пед. исследований, М., 1972.

Лит Билькеев Д., М. А. Данилов СП, 1980. №8; С т с и а III к о Л., М. А Данилов (1899 — 1973). СП, 1989, № 5.

 

ДАНИЯ (Danmark), Королевств Дания, гос-во в Зап. Европе, на п-ов? Ютландия и о-вах Дат. архипелага. П.~ 43 тыс. км2. Нас. 5,13 млн. чел. (1989 Офиц. яз. — датский. Столица — Копенгаген.

С распространением христианства (IQ—12 вв.) в крупных городах создавались кафедральные и монастырские школы В 1479 в соответствии с указом папы Сик ста IV осн. Копенгагенский ун-т, ставши, — на неск. веков гл. центром просвещения s стране. Дети ремесленников получал.? практич. обучение в гильдиях, к-рые сох раняли функции контроля за проф. об;, чением до сер. 19 в. В городах действовали также частные школы письма и сч<-та. В 1536 появились грамматич. школы находившиеся в ведении гос-ва. Эту да ту можно считать началом истории нац системы образования. Принятие Рефор мации и создание в стране лютеранской церкви имело решающее значение для распространения нач. обучения: ста л к создаваться нач. приходские, а также латинские школы, появились учебники в т. ч. на родном языке. С 1689 финансирование нач. школ возложено на гор. власти, провозглашена обязательность обу чения детей с 7 лет. В годы правления короля Фредерика IV (после 1721) во веет регионах страны были учреждены гос нач. и др. школы. В 1791 создана первая в стране семинария по подготовке учите лей. Программы нач. и ср. школ были пе реориентированы на общеобразоват. предметы. Значит, внимание стало уделяться естеств.-науч. дисциплинам и новы«языкам; уч-ся получили возможность формировать курс шк. обучения не толь ко из обязательных, но и из альтернативных предметов. Н. Ф. Грундтвиг выл винул идею общедоступного образования к-рое должно проводиться в обществ и частных высш. нар. школах вне жест кого контроля гос-ва. В 1852 К. Колд основал первую такую школу. Уч-ся (о * 18 до 30 лет) поступали в эти школы бс-экзаменов, практиковалось гл. обр. лек ционное преподавание. Уч. планы вклю чали историю, религию, дат. яз. и лит-ру математику, естеств. науки, гимнастики практич. курс с. х-ва. Обучение орга низовывалось по месту жительства зимние и летние месяцы. В 1814 принят закон об обязат. 7-летнем обучении; За кон 1857 отменил контроль за проф. по-готовкой со стороны гильдий; в 1889 при нят первый закон о проф. подготовке регулировавший развитие этой облает,' образования в оошенац. масштабе.

В кон.19 — нач. 20 вв. сформировалась система образования, включавшая нар. школы, ср. уч. заведения — грамматич школы, реальные школы и гимнази-' (большинство их возникло в результат реорганизации грамматич. школ), ун-ти (созданные гл. обр. по образцу герман ских); в систему входила сеть высш нар. школ, обеспечивавшая неформаль ное образование. В 1912 созданы первые дошк. учреждения. Законом 1958 пол тверждён 7-летний срок обучения, уравпе ны права гор. и сел. школ.

Современная система образования основывается на законе 1974, к-ры;-ввёл единую обязат. 9-летнюю шкп лу, определил возраст поступления в неё




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.