Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-математические методы как методологическая основа теории принятия экономических решений




Раздел 1. Экономика как система общественных отношений

Содержание тем курса

Пояснительная записка

Курс «Экономико-математические методы» предназначен студентам 2 курса дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

Курс относится к циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (ЕН) и изучается в первом семестре 2 курса студентами дневного и вечернего отделений.

Настоящий курс предназначен студентам дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

Курс «Экономико-математические методы» обобщает теоретические, экспериментальные, методические работы и современную практику в области исследования экономических объектов и теории принятия решений, моделирования и организации социально-экономических систем, а также совершенствования их функционирования на основе результатов формализованного анализа. Рынок, условия острой конкурентной борьбы, значительно повышают значение рационального создания и осуществления различных проектов, при этом возникают проблемы построения сложной системы, обеспечение ее эффективного функционирования на основе анализа и реализации управленческих решений. Теория экономико-математических моделей (ЭММ) является методологической основной анализа и принятия таких эффективных решений.

Объектами изучения в курсе выступают системы различного класса:

¨ индивидуальные участники рынка;

¨ производственно-технологические системы, когда объектом управления является совокупность технологического оборудования и реализованного посредством него завершенного производственного процесса;

¨ системы экономико-организационного типа, объектами управления в которой являются коллективы людей (предприятия и организации);

¨ социально-экономические системы, объединяющие экономическую систему (общественное производство), ее социальную инфраструктуру, а также комплекс информационных ресурсов, систему управления общественными процессами;

¨ мировые социально-экономические комплексы, представляющие собой сложное переплетение ряда социально-экономических систем.

Основной целью курса является изучение современных методов экономико-математического моделирования.

Основная цель экономико-математического моделирования — определение научно-обоснованных рекомендаций о путях, средствах и методах повышения действенности и эффективности экономических процессов, поэтому изучение дисциплины целесообразно сочетать со знаниями, полученными из цикла экономических, правовых, управленческих и общеобразовательных, а также инженерных и естественнонаучных дисциплин.

Основной предмет экономико-математического моделирования — исследование процессов принятия экономических решений.

Основной метод экономико-математического моделирования — создание и анализ формальными, математическими методами идеальных моделей экономических процессов, подготовка принятия экономических решений.

Основными задачами курса являются:

¨ обсуждение основных понятий современной экономической теории с точки зрения возможности моделирования социально-экономических процессов;

¨ ознакомление с основными проблемами принятия экономических решений;

¨ ознакомление с основными типами ЭММ;

¨ ознакомление с прикладными моделями, описывающими функционирование моделируемых систем в различных областях человеческой деятельности;

¨ ознакомление с формальным аппаратом анализа ЭММ;

¨ выработка практических навыков построения и анализа теоретических моделей и их приложений в условиях рыночной экономики.

В результате освоения курса студент должен

знать:

¨ методы проведения исследований;

¨ методы анализа исходных данных;

¨ основные понятия, используемые теории ЭММ;

¨ основные модели теоретического исследования систем принятия решений;

¨ методы анализа построенных формализованных моделей;

¨ основные алгоритмические и программные средства реализации процедур решения возникающих математических задач;

уметь:

¨ формулировать задачи в соответствующей области деятельности на языке ЭММ;

¨ разрабатывать методы решения формализованных задач;

¨ осуществлять поиск их решения на основе стандартных ППП.

Особенности курса. Курс «Экономико-математические методы» является авторским. В нем уделено значительное место рассмотрению и изучение вопросов, связанных с практическим решением задач и проблем организации и совершенствования систем принятия решений, в том числе созданию самостоятельной разработке студентами практических задач с использованием современных методологических концепций и процедур, изложенных в соответствующих разделах дисциплины, и защита их в виде презентации. При изучении теоретических основ ставится задача освоения понятийного аппарата, терминологии, определений и формулировок, используемых в современной практике управления социально-экономическими процессами, а также теоретических моделей и методологии их применения при исследовании систем принятия экономических решений.

Основными методами изучения курса являются:

¨ изучение курса лекций;

¨ выполнение лабораторных работ;

¨ анализ основной и дополнительной литературы;

¨ анализ зарубежного опыта экономико-математического моделирования;

¨ анализ конкретных проектов компаний, действующих на российском рынке.

Основными формами проведения занятий являются:

¨ лекции;

¨ разработка моделей конкретных экономических объектов;

¨ лабораторные работы;

¨ разработка презентаций;

¨ самостоятельная работа студентов.

Объем курса:

Для дневного отделения

56 часов, в том числе лекций — 36 часов, лабораторных занятий — 20 часов.

Для вечернего отделения

34 часа, в том числе лекций — 18 часов, лабораторных занятий — 16 часов.

В процессе изучения курса проводится рейтинговый контроль знаний студентов. Он предполагает учет результатов блиц-контрольных работ (опросов), степени участия студентов в обсуждении вопросов при разработке и выполнении практических заданий на лабораторных занятиях., а также подготовке презентаций.

Студентам предлагается раздаточный материал, находящийся в каталоге economist и содержащий основные учебно-методические материалы по изучаемому курсу.

Понятие социально-экономической системы; экономика как система общественных отношений, измеряемых стоимостными показателями; соотношение стоимостных, информационных и энергетических показателей в рамках экономических, организационных и технологических процессов.

Родоначальники формализованного описания экономики: А. Смит, Ф. Кенэ, А. Курно, К. Маркс, Л. Вальрас; взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия проблем различного уровня в процессе производства; качественная и количественная оценка возникающих связей; основные классы экономико-математических моделей, описывающих экономические связи между различными агентами социально-экономической системы; примеры взаимосвязанных технологических, организационных и экономических типов проблем: понятие экономической безопасности, планирование размещения предприятий отрасли на долгосрочную перспективу, принципы построения системы Контроллинга Корпорации.

Общее понятие о экономико-математических моделях: модели воспроизводства капитала; модели леонтьевского типа (В. Леонтьев, Дж. фон Нейман, Д. Гейл, М. Моришима,); классические модели экономического равновесия (Л. Вальрас, К. Эрроу, Ж. Дебре); модели государственного регулирования экономики: кейнсианские модели, монетаристкие модели; модели эндогенно-инвестиционного управления экономикой; модели, основанные на микродинамическом подходе моделирования экономики; модели коллективного поведения в экономических процессах; моделирование экономических укладов.

Основные цели курса; основной предмет курса; основные задачами курса; концепция курса; основные методы изучения курса.

Целевой подход при изучении социально-экономических систем.

Основные понятия целевого подхода при исследовании социально-экономической системы: цель, задача, проект, проблема; понятие структуризации проблемы: структура проблемы и ее основные логические элементы, классификация проблем, примеры структуризации проблем принятия экономических решений.

Классификация целей по признакам: функциональной направленности, временной области, месту в иерархии целей, характеристикам предметной области. Понятие графа целей, принципы построения дерева целей, примеры.

Критерии эффективности управления социально-экономических систем. Единицы измерения целей, понятие экономического критерия эффективности, критерии достижения целей, экономические критерии: продуктивность, экономичность, эффективность, качество, прибыльность, производительность, качество жизни, макроэкономические показатели.

Системный подход при изучении социально-экономических систем.

Основные понятия системного подхода при исследовании социально-экономической системы: система, внешняя среда, сложная система и ее свойства, принципы системного анализа сложных систем; основные компоненты социально-экономической системы.

Система принятия экономических решений.

Фазы процесса принятия экономических решений и их характеристика: выявление проблемы, постановка проблемы, поиск решения проблемы, принятие решения, исполнение решения, оценка выполненного решения.

Сущность процесса моделирования

Понятие модели и моделирования; этапы процесса моделирования: построение модели, изучение модели, перенос знаний с модели на оригинал, применение модели; основные типы моделей социально- экономических систем: макро и микроэкономика, классификация экономико-математических моделей. Классификация математических моделей.

Материальные и идеальные модели; структурные и функциональные модели; другие признаки классификации моделей. Примеры моделей различных типов.

Построение математических моделей. Этапы построения и исследования математических моделей; экзогенные и эндогенные переменные, переменные управления, активные средства; примеры построения математических моделей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.