Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Учить второй язык в компьютерной среде

 

Компьютеры теперь – не просто дополнительный инструмент, а важное средство преподавания языков наряду с межличностным общением и печатной страницей. Варшауэр подчеркивает, что хорошо знать английский язык в наше время значит не только знать синтаксис, прагматику и лексику языка [4]. Необходимо уметь читать, писать и общаться в электронной среде. Более того, в контексте глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требуются новые навыки и компетенции, чтобы соответствовать требованиям будущей профессиональной деятельности.

Однако какими бы ни были достоинства компьютерной техники, она не должна определять методику обучения иностранному языку. Надо помнить, что технология «может способствовать процессу и организации обучения, но не должна определять их» [2].

Исследование социальной динамики в среде компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication – CMC) показывают, что СМС является удобной и безопасной платформой для целей изучения второго языка [1]. Это достигается за счет того, что в СМС знаковая система не столь насыщена, как в межличностной интеракции, и студенты могут вступать в контакт, когда и как им удобно. Следовательно, они меньше страдают от таких проблем, характерных для устного общения, как время ожидания ответа, очередность высказывания, спонтанность артикуляции идей или мнений, поддержание потока разговора, опасение прервать разговор и быть прерванным. Кроме того, студенты меньше боятся получить нелестную оценку со стороны собеседников и им не надо беспокоиться по поводу таких аспектов, как дефекты произношения, неуверенность в своих знаниях и т.п. Кроме того, в СМС не столь явна какая-либо дискриминация, поскольку число социальных знаков, характеризующих статус, пол, расу или возможный физический недостаток собеседника, меньше.

Есть также данные о росте степени участия студентов в электронной среде, в особенности, что касается качества участия и соотношения времени говорения студентов и учителя. Как показывает опыт, в онлайновых дискуссиях принимают участие все студенты, тогда как в аудиторных занятиях далеко не так. Таким образом, электронные дискуссии вызывают радикальные изменения в пропорции языковой продуктивности студентов в сравнении с учителем: студенты чаше вступают в разговор и выдают больше слов и выражений в среде СМС, чем в устном разговоре. В электронных дискуссиях отмечается рост степени участия робких, стеснительных, слабомотивированных и закомплексованных студентов, которые неохотно включаются в обсуждения под руководством педагога.

Далее, в среде СМС наблюдается децентрализация роли доминантного учителя. Учитель как авторитетный источник знаний и опыта сводится до простого участника процесса обучения, сравниваясь в правах со всеми. Сдвиг в роли учителя в электронной среде способствует повышению самоконтроля, ответственности и инициативности со стороны студентов, обеспечивая им более широкие возможности включаться в самостоятельную и осмысленную коммуникативную деятельность, предполагающую широкий диапазон функций и смыслов.

Компьютеры меняют способ использования языка в интеракциях. Например, студенты обсуждают идеи в синхронных чатах, отрабатывая быстроту интеракции, что в устном общении сделать нелегко.

Компьютерные сети – локальные и глобальные - создают возможность для налаживания новых межличностных контактов и коммуникативного взаимодействия. СМС оказывается превосходным средством облегчения коммуникативной деятельности, каналом для синхронного и асинхронного обмена письменными сообщениями, который обеспечивает паритет в обмене и свободен от неравенства, присутствующего в аудиторных занятиях. Кроме того, как показывают эксперименты, благодаря использованию СМС студенты участвуют в коммуникационном процессе чаще, с большей уверенностью и с большим энтузиазмом.

Текстуальная природа сетевого обмена заставляет студентов вводить и генерировать лингвистические структуры, являя самой образец понятного выхода (comprehensible output) [3], который считается основным компонентом активизации усвоения второго языка (second language acquisition – SLA). Генерирование языкового выхода способствует лингвистическому развитию, поскольку студенты, используя синтаксические элементы, приобретают знания о лингвистических формах языка. Компьютерно-опосредованная коммуникация стимулирует студентов договариваться о значениях, которые ведут к лингвистическим модификациям, и фокусироваться на лингвистических формах в процессе обмена информацией, преодолевая проблемы общения.

СМС помогает студенту заметить свои «пробелы». Так, обмен электронными письмами между студентами, изучающими иностранный язык на уровне выше среднего, и их ровесниками, для которых этот язык родной, заставляет первых регулярно обращаться к словарю в поисках слов и фраз, встречающихся во входящей корреспонденции, и как следствие, включать эти слова и выражения в собственные сообщения. Таким образом, тщательно продуманные задания работы в Сети, способствующие выявлению у студентов «пробелов» во время дискуссий и обсуждения значений (смыслов) в процессе конструирования знаний и понимания, создают благотворную обучающую среду для усвоения второго языка.

Синхронная СМС способствует персонализированной идентификации ошибок в целевом языке, чем помогает повысить степень лингвистической грамотности студентов.

Что касается качества языкового выхода, то в электронной среде студенты демонстрируют в целом более высокий уровень сложности высказывания, чем в устных дискуссиях в классе в плане морфосинтаксических свойств и дискурсивных функций.

В асинхронной СМС тоже есть свои преимущества. Так, отложенный ответ на полученное сообщения в асинхронном режиме предоставляет студенту возможность обдумать проблему, поднятую в онлайновой дискуссии, точно сформулировать ответ и связно организовать свои мысли, перед тем как отправить сообщение. Кроме того, составление текста с помощью клавиатуры дает студентам возможность делать паузы и проверить написанное. У студента есть возможность подумать и внести коррективы в текст, отображенный на экране монитора, что трудно сделать в устном общении. Таким образом, даже те, кто не владеют языком в достаточно бегло и с трудом выражают свои мысли или просто тугодумы, могут принимать участие в электронных интеракциях, дискуссиях и конференциях. Это одно из достоинств асинхронных инструментов компьютерно-опосредованной коммуникации, позволяющее учитывать индивидуальные различия, способности и манеру восприятия знаний. Робкие застенчивые и необщительные студенты более склонны выражать себя в электронной среде в соответствии с собственным темпом, нежели в аудитории.

В процессе письменного общения они приобретают определенные языковые структуры и способы выражения, которые в последствии могут использовать в устной речи. Таким образом, СМС создает возможность для взаимодействия, размышления в ходе электронной дискуссии и передаче идей.

Компьютерные обучающие сети предоставляют студентам намного более широкие возможности и для регулирования процесса и проявления инициативы в изучении языков. В электронной среде студенты имеют возможность проявить самостоятельность в формировании собственной программы лингвистического развития.

СМС преобразует характер социальной динамики, модели участия, формы языкового выхода и т.п., потенциально способствуя повышению продуктивности, сотрудничеству и равенству в процессе изучения иностранного языка.

Литература:

1. Hamzah, M. A theoretical rationale in the application of computer-mediated communication (CMC) in an English for specific purposes (ESP) setting. [Электронный ресурс; режим доступа]: http://www.aare.edu.au/01pap/ham01182.htm.

2. Murison-Bowie, S. TESOL Technology: Imposition or opportunity. TESOL Journal, 3 (1), 1993.

3. Swain, M. Communicative competence: Some roles of comprehensible input and comprehensible output in its development. In S. Gass and C. Madden (Eds.). Input in second language acquisition. Rowley, MA, 1985.

4. Warschauer, M. Researching Technology in TESOL: Determinist, Instrumental and Critical Approaches. TESOL Quarterly, 32 (4), 1998.

 

 

Хорохорина Г.А.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.