КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав, структура и оценка фондов 3 страница
Рис 53.1. Состав финансовых ресурсов организации (предприятия)
Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия). Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления.
54. Доходы и расходы предприятия Доходы предприятия Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя. В условиях рыночных отношений это оформляется актом реализации изготовленной продукции. Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющего огромное значение для нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика. Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. В зависимости от экономической сущности слагаемых элементов выручка от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой следующие категории. 1. Валовой доход. 2. Денежные накопления. Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, расчетной дисциплины и цены. Расходы предприятия и их экономическая классификация Затраты – это денежные измерения всех ресурсов, затраченных для достижения конкретной цели. Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам: - расходы, связанные с извлечением прибыли; - расходы, не связанные с извлечением прибыли; - принудительные расходы. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают: - стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг, материальных ресурсов (материальные затраты); - затраты на оплату труда; - расходы, связанные с управлением производственным процессом; - стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов); - инвестиции — капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках. Основное место в составе затрат занимают затраты на производство и реализацию продукции. Эти затраты, в свою очередь, имеют множество признаков для классификации. По учетному признаку затраты классифицируются на: - расходы по обычным видам деятельности; - прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности в свою очередь группируются по элементам на: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - амортизацию; - прочие затраты. По составу затраты подразделяются на: - фактические затраты; - плановые или прогнозные затраты. По отношению к объему производства — на: - постоянные затраты – не зависят от объема производства; - переменные затраты – зависят от выпуска продукции. По степени однородности затраты разделяются на: - элементные затраты; - комплексные затраты. По степени усреднения – на: - общие затраты; - средние, т.е. затраты на единицу. По функции управления — на: - производственные затраты; - коммерческие затраты; - административные затраты. В зависимости от порядка отнесения затрат на период генерирования прибыли — на: - затраты на продукт – включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления. Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности — производственная себестоимость; - затраты на период – включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль. Эквивалент затрат на период — общепроизводственные, административные и коммерческие расходы. Поскольку управление затратами является одной из главных задач внутреннего управления, то для этой цели высшим критерием считается классификация по месту возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Классификация по объектам затрат проводится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. По способу отнесения на себестоимость объектов, затраты делятся на: - прямые затраты. В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия); - косвенные затраты. К косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).
55. Финансовые результаты и экономическая эффективность деятельности предприятия Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции: 1. Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. 2. Обладает стимулирующей функцией. 3. Является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние. В группе внутренних факторов различают: основные факторы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины предприятием. Основные пути увеличения прибыли на предприятии: – увеличение объема реализации продукции; – снижение себестоимости продукции; – повышение качества товарной продукции; – реализация продукции на более выгодных рынках сбыта и др. По характеру процесса формирования прибыль подразделяется на формируемую в планово-прогнозном порядке или планируемую, и фактически полученную прибыль или отчетную. Фактическая и плановая прибыль предприятия (организации) выступают как бухгалтерская и налоговая прибыль. Бухгалтерская прибыль состоит из прибыли по обычным видам деятельности, а также прочих процентных, операционных и внереализационных прибылей. Это прибыль (убыток) до налогообложения, которая, будучи скорректированной на отложенные налоговые активы, обязательства и текущий налог на прибыль, дает чистую прибыль (убыток). В зависимости от особенностей налогообложения различают налоговую облагаемую и налоговую необлагаемую части прибыли. Облагаемая часть выступает в качестве налоговой прибыли, которая изначально формирует налоговую базу. Необлагаемая часть также участвует в формировании налоговой базы и характеризует льготную часть налоговой прибыли. Кроме того, льготная часть прибыли в виде дополнительных льгот участвует в уменьшении налоговой базы до размера налоговой базы для исчисления налога на прибыль. По признаку кассовости получения прибыль предприятий, фирм, компаний подразделяется на реально, т.е. фактически полученную и фактически отраженную. Прибыль может признаваться, или не признаваться в соответствии с действующими законодательством и установлениями, выпущенными в его исполнение. В процессе финансово-экономических расчетов прибыль выступает как фактически полученная и признанная в отчетном периоде, ожидаемая к получению (признанию) до конца отчетного периода и прибыль, планируемая на предстоящий период. По валютному признаку формирования прибыль делится на получаемую и планируемую от валютных операций, от операций в рублях. Независимо от формы денежного выражения операций прибыль отражается в рублях. Модель формирования прибыли предприятия в условиях построения рыночной экономики в России предполагает несколько видов прибыли: Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость. Прибыль от продаж определяется вычитанием из валовой прибыли (брутто-прибыли) текущих периодических расходов (коммерческих и общехозяйственных расходов). Результат (прибыль или убыток) финансовой деятельности определяется арифметическим сложением процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе от прочей реализации, т.е. продажи основных средств, нематериальных активов и иных материальных ценностей. Прибыль от основной и финансовой деятельности есть сумма результатов от реализации продукции и от финансовой деятельности. Прибыль отчетного периода, т.е. общая, бухгалтерская прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной и финансовой деятельности и прочих внереализационных и операционных доходов и расходов. Бухгалтерская прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью) есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности организации. Чистая прибыль, т.е. прибыль после налогообложения отчетного года получается вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и иных обязательных платежей из прибыли (например, штрафы и пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). Текущий налог на прибыль учитывает отложенные налоговые активы (+) и обязательства (-), если таковые имеют место. Под отложенным налоговым активом понимается та часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (или последующих) за отчетным периоде. Отложенные налоговые обязательства равняются величине отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (или последующих) за отчетным периоде. На базе бухгалтерской прибыли можно рассчитать условный расход по налогу на прибыль, который определяется умножением бухгалтерской прибыли на ставку налога на прибыль. Текущий налог на прибыль (для целей налогообложения) определяется исходя из величины условного расхода, скорректированной на сумму постоянного налогового обязательства (актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного года. Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей в отчетном периоде из-за различий в формировании бухгалтерской прибыли и налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения. Нераспределенная прибыль отчетного периода определяется путем вычитания из величины чистой прибыли суммы распределенной прибыли.
56. Учет и отчетность на предприятии Учет в информационной системе предприятия Учет позволяет организовать эти информационные потоки и представить данные в виде итоговых отчетов. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Нормативная база бухгалтерского учета в России Бухгалтерский учет регламентируется документами, изданными властными органами различного уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде системы, состоящей из четырех уровней (табл. 56.1). Таблица 56.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
Элементы метода бухгалтерского учета Элементы метода бухгалтерского учета представлены в табл. 56.2. Таблица 56.2 Элементы метода бухгалтерского учета
Бухгалтерская процедура Бухгалтерский учет условно можно разделить на специальные разделы (участки): • учет внеоборотных активов; • денежных средств; • затрат и готовой продукции; • расчетов; • финансовых вложений; • финансового результата и капитала. Ведение бухгалтерского учета по каждому участку имеет свои правила и особенности. Но есть определенная последовательность выполнения действий бухгалтером, составляющая бухгалтерскую процедуру. Ее можно представить в виде ряда этапов (рис. 56.1). Рис. 56.1. Содержание бухгалтерской процедуры Основные формы отчетности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определяет общие требования к составлению бухгалтерской отчетности в РФ: достоверность, полноту данных, нейтральность информации, включение в отчетность данных о деятельности всех подразделений организации, последовательность в выборе способов формирования отчетных показателей от одного периода к другому, приведение данных не менее чем за два периода деятельности — отчетный и предшествующий отчетному. Основными формами бухгалтерской отчетности названы: баланс, Отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.
57. Аналитическая деятельность на предприятии Информационная основа анализа деятельности предприятия Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации, которую можно рассматривать как систему потоков нормативных, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, а также информации, разрабатываемой специализированными фирмами. Все источники информации делятся на официальные, нормативно-плановые, учетные и внеучетные. Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. Общая оценка бухгалтерского баланса Важнейшим элементом баланса является актив, который отражает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко: это ресурсы, контролируемые предприятием, получаемые в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономических выгод в будущем. Пассив баланса показывает, во-первых, какие средства (капитал) вложены в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Пассив баланса определяется как обязательства за полученные предприятием ресурсы (активы). Чистые активы — это величина, определяемая вычитанием из суммы активов предприятия суммы его внешних обязательств. Бухгалтерский баланс является основным источником информации для анализа финансового состояния предприятия. На практике применяется структурно-динамический анализ с помощью составления уплотненного баланса. Платежеспособность предприятия Важными критериями в оценке финансового положения предприятия служат платежеспособность и ликвидность. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние обязательства. Следовательно, предприятие считается платежеспособным, если сумма оборотных активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам). Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств и отражает способность в любой момент совершать необходимые расходы. Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по степени: • убывания ликвидности (актив); • срочности оплаты (погашения) (пассив). В зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) активы разделяют на следующие группы. А1 — наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения (стр. 260 + стр. 250). А2 — быстрореализуемые активы. Дебиторская задолженность и прочие активы (стр. 230 + стр. 240 + стр. 270). A3 — медленнореализуемые активы. К ним относятся статьи из раздела II баланса «Оборотные активы» (стр. 210 + стр. 220). А4 — труднореализуемые активы. Это статьи раздела I баланса «Внеоборотные активы» (стр. 190). Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата. П1 — наиболее срочные обязательства. К ним относятся статьи «Кредиторская задолженность» (стр. 620). П2 — краткосрочные обязательства. Статьи «Заемные средства» и другие статьи раздела V баланса «Краткосрочные обязательства» (стр. 610 + стр. 630 + стр. 660). ПЗ — долгосрочные обязательства. Долгосрочные кредиты и заемные средства (стр. 590). П4 — собственный капитал и другие постоянные пассивы (стр. 490 + стр. 640 + стр. 650). При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой. Условия абсолютной ликвидности баланса: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4. Первые три неравенства означают необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности — превышения активами обязательств. Четвертое неравенство говорит о том, что величина собственного капитала и других видов постоянных пассивов должна быть достаточна по стоимости или даже быть больше стоимости труднореализуемых активов. Это означает, что за счет собственных средств предприятия должны быть полностью сформированы внеоборотные активы и частично (не менее 10%) покрыта потребность в оборотных активах. В практике аналитической работы используют систему показателей ликвидности. Рассмотрим важнейшие из них. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической суммы оборотных активов предприятия к сумме срочных обязательств. Этот коэффициент должен иметь значение не менее 2, хотя ряд экономистов считают это явно завышенным. Коэффициент срочной ликвидности определяется как отношение денежных средств, стоимости ценных бумаг и дебиторской задолженности (раздел II актива) к краткосрочным обязательствам (раздел V пассива баланса). Нормальным значением для этого коэффициента считается соотношение 1:1. Коэффициент абсолютной ликвидности исчисляется как отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг (раздел II актива) к краткосрочной задолженности (итог раздела V пассива — стр. 640, 650, 660). Он показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату. Нормальным значением этого коэффициента считается 0,2. Оценка состава и структуры источников средств Пассив показывает: • размер средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия; • степень участия в создании имущества предприятия. Источниками формирования имущества любого предприятия вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности служат собственные и заемные средства. Показатели оценки структуры источников К числу основных показателей, характеризующих структуру источников средств, относятся коэффициент независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент финансирования, коэффициент обеспеченности. Коэффициент независимости: В большинстве стран с развитыми рыночными отношениями считается, что если этот коэффициент больше или равен 50%, то риск кредиторов минимален: реализовав половину имущества, сформированного из собственных средств, предприятие сможет погасить свои долговые обязательства. Коэффициент финансовой устойчивости (стабильности): Этот коэффициент показывает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности долгое время. Коэффициент финансирования: Этот коэффициент показывает, какая часть предприятия финансируется из собственных средств, а какая — из заемных. Чем выше этот коэффициент, тем надежнее для банков и кредиторов финансирование. Анализ доходности предприятия Устойчивое функционирование предприятия зависит от его способности приносить достаточную прибыль, что оказывает влияние на его платежеспособность. В целом эффективность деятельности любого предприятия можно оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью абсолютных показателей можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (экономической, бухгалтерской, от продаж, чистой прибыли) за ряд лет. Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений этих показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие. 58. Планирование на предприятии Планирование в настоящее время призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Следовательно, сущностьпланирования заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия. В состав функций планирования можно включить следующие: уменьшение сложности, мотивация, прогнозирование, обеспечение безопасности, оптимизация, функция координации и интеграции, функция упорядочения, функция контроля, функция документирования, функция воспитания и обучения. Планирование на предприятии — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства. Наличие планов позволяет достигать следующие цели: - активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; - максимально использовать конкретные преимущества предприятия; - использовать инновации в своей деятельности; - своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков; - объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия; - проводить оценку эффективности различных вариантов организационных решений; - разрабатывать системы оценки и стимулирования труда исходя из конечных результатов работы подразделения. План — это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений. Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.
59. Система планов предприятия, их взаимосвязь Понятие системы планирования и системы планов и отчетов. Характерные признаки системы планирования. Принципиальные подходы к построению системы планирования. Основные методы планирования: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближении), экономико-математические методы
Методы планирования К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближении), экономико-математические методы. Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на макроэкономическом уровне. Однако он находит применение и на уровне предприятия. Суть нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |