КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Т. Гоббса о государстве и праве. В Англии во времена буржуазной революции XVII в
В Англии во времена буржуазной революции XVII в. действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Возглавляла революцию городская буржуазия, выступавшая в союзе со средним и мелким дворянством. В революционный лагерь входили также крестьянство, городская мелкая буржуазия, трудящиеся массы. Противниками революции были старое дворянство и верхушка господствовавшей английской церкви. Каждая из противоборствовавших сторон предлагала свои политические программы и обосновывала их соответствующей теоретической аргументацией. Противники революции, защищавшие феодальные порядки, королевский абсолютизм и клерикальные убеждения, брали на вооружение концепцию божественной природы монархической власти, теорию патриархального возникновения и существа государства. Идеологи революции использовали для «чистки» англиканской церкви кальвинизм в его различных разновидностях, а для обоснования политических требований – положения теории естественного права, ссылались на прирожденные права англичан, прибегали также к идее договорного происхождения государственной власти. Своеобразную позицию среди мыслителей периода революции занимал выдающийся английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679гг.). Он написал несколько произведений. Основное из них – «Левиафан, или материя, форма и власть государства». В целом его концепция ориентирована на разработку светской теории политической власти и государства. Тем самым он продолжил линию разрыва политико-правовой теории с теологией. Сфера теологии – это вера, а наука – это знания о закономерностях природы и общества, получаемые путем опыта и размышления, отмечал Гоббс. Но одновременно он признавал полезность религии, прежде всего в системе обеспечения политической власти, сохранения целостности государства как средства воздействия на народные массы. Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал неограниченную, абсолютную власть короля. Он с осуждением отнесся к смуте, гражданской войне, попыткам парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью и у сторонников короля. После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были даже запрещены. Обусловливалось это не только тем, что Гоббс решительно противостоял теологической идеологии абсолютизма, но и тем, что консервативная, в чем-то даже реакционная суть политической платформы в его концепции соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права. Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений подданным должна предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также право на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа. Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс сформулировал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и пр. Определяя права суверена – право на абсолютную власть, неделимую и не передаваемую никому другому, на утверждение и поддержание формы правления, право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, Гоббс одновременно четко формулирует и его обязанности: просвещать народ путем его обучения и издания хороших законов, быть справедливым по отношению к людям всех сословий, равномерно облагать налогом подданных, поощрять всякие промыслы, земледелие, торговлю, принуждать силой к труду всех здоровых граждан и т.д. Но известность Гоббсу в истории политико-правовой мысли принесли не противоречия, свойственные его политической доктрине, а приемы исследования государства и права. Учение о государстве и праве он пытался превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая «является матерью всех наук». Математический метод, считал Гоббс, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспориваются не только пером, но и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, поскольку не задевает интересы людей, особенно власть имущих. Если бы теорема Пифагора противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, писал он в «Левиафане», то все книги по геометрии были бы сожжены. Главным творением людей Гоббс называет государство, чем продолжает линию Макиавелли о человеческой, а не божественной природе государства, и ставит вопрос о причинах и способах его возникновения. Исходным положением в обосновании необходимости государства для Гоббса служит, с одной стороны, тезис о том, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», а с другой – признание двуединой природы человека как существа эгоистического, обуреваемого жадностью, страхом и честолюбием, что делает людей врагами – «человек человеку – волк» (homo homini lupus est) – и ведет в конечном итоге к всеобщей войне всех против всех как естественному состоянию общества. Бедственность естественного состояния побуждает людей искать пути выхода из войны всех против всех. Этот путь указывают естественные законы. Основной из них гласит, что «должно искать мира и следовать ему». Остальные естественные законы, а их Гоббс называет 19, могут быть, по его словам, резюмированы в правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». К числу этих естественных законов Гоббс относит: отказ каждого человека от своих прав в той мере, в какой того требуют интересы мира и самозащиты; справедливость, которая заключается в том, чтобы соблюдать соглашения и «давать каждому человеку его собственное», т.е. уважать его собственность; благодарность, взаимную уступчивость или любезность, прощение обид; принцип отмщения; законы против оскорбления, гордости и надменности; беспристрастие; законы об использовании общих вещей; о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что никто не должен быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о свидетелях. Все эти природные законы вечны, они обязывают совесть, но сами по себе не действуют. Принудить людей к их исполнению может только власть, государство. Его учреждение в форме общественного договора предстает как естественный закон, требование разума. Цель государства – преодоление состояния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, порядка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми. Естественные законы являются желаемыми, тогда как гражданские жестко лимитируют нужное поведение людей. Поэтому первые опираются на разум, вторые – на силу, но по содержанию они совершенно одинаковы. Тем самым впервые Гоббс вводит различие между правом и законом. С появлением государства общество из естественного состояния переходит в гражданское, главным признаком которого служит наличие обязательной для всех и суверенной (независимой) власти. Сама же власть – это –»не что иное, как право повелевать, доколе это физически возможно». Власть не только абсолютна, но и неделима, иначе будет разрушено государство. Гоббс называет заключение общественного договора своеобразным согласием людей на осуществление политической власти и государства как её института. При этом государство Гоббс понимает не только как организацию, обладающую полномочиями и ответственностью. Чтобы подчеркнуть органическую, нерасчлененную природу государства, он уподобляет его человеческому организму. У государства есть душа (верховная власть), суставы (должностные лица), нервы (награды и наказания), сила (благосостояние людей), цель (безопасность), память (советники), разум и воля (справедливость и закон), здоровье (гражданский мир), болезнь (смута) и смерть (гражданская война). Гоббс рассматривает три формы государства: монархию, демократию и аристократию. Демократию он не одобряет прежде всего потому, что «черни недоступна большая мудрость», к тому же при демократии неизбежно возникают партии, а это ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем ближе к монархии. Лучшая форма государства, по Гоббсу, монархия: она более всех других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |