Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение иностранцев при международном передвижении




Основные принципы института международного туристского права

«Конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут наступление международно–правовой ответственности. Принципы международного права взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно–правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно–правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно–правовую основу. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому–либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу. Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности Хельсинским заключительным актом 1975 г., итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. В настоящее время этих принципов десять:

· принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету;

· принцип неприменения силы или угрозы силой;

· принцип мирного разрешения международных споров;

· принцип невмешательства во внутренние дела государств;

· принцип территориальной целостности государств;

· принцип нерушимости границ;

· принцип уважения прав человека;

· принцип права на самоопределение народов и наций;

· принцип сотрудничества между государствами;

· принцип добросовестного выполнения международных обязательств1.

В международных договорах, заключенных между государствами, о сотрудничестве в области туризма и международных путешествий, в программах ООН и ее специализированных учреждений, касающихся

туризма, в заключительных документах Всеобщей конференции о развитии туризма (Манила, 1980), Всемирного совещания по туризму (Акапулько, 1982), Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989 г., в Хартии туризма и Кодексе туриста, принятых Всемирной туристской организацией, документах Хельсинкского процесса сформулированы и кодифицированы следующие принципы института международного туристского права:

· Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск, а также право свободного передвижения без ограничений (ст. I Хартии туризма).

· Свобода передвижения и отсутствие дискриминации; поощрение путешествий с образовательными, научными, культурными или спортивными целями (Римская конференция ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г.).

· Содействие упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма, приведение туристской политики в соответствие с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях – местном, региональном, национальном и международном, и расширение сотрудничества в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели также возможности Всемирной туристской организации (ст. III Хартии), а также координация различных сторон научной туристской деятельности (Римская конференция).

· Содействие принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение г., а также уделение особого внимания молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и людей с физическими недостатками (ст. III Хартии).

· Защита в интересах настоящего и будущих поколений туристской среды, которая включает в себя человека, природу, общественное отношение и культуру, является достоянием всего человечества (ст. III

Хартии).

1 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.// Действующее международное право: в 3—х томах /сост. Ю.М. Колосов. — М.: Изд—во независимого института международного права, 1996. Том 1.— С. 65—73.

· Содействие доступу туристов – граждан своих стран и иностранцев – к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей, выпущенных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Советом таможенного сотрудничества или любой другой организацией, в частности Всемирной туристской организацией, с учетом постоянного сокращения ограничений на путешествия (ст. IV Хартии и принципы V Гаагской конференции).

· Предоставление возможно лучших условий гигиены и доступа к службам здравоохранения, а также предупреждение инфекционных заболеваний и несчастных случаев (ст. IV Хартии).

· Предотвращение любых возможностей использования туризма для эксплуатации других в целях проституции (ст. IV Хартии).

· Усиление в целях защиты туристов и местного населения мер по предупреждению нелегального использования наркотиков (ст. IV Хартии).

· Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружественным отношениям между народами как на национальном, так и на международном уровне, содействовать сохранению

мира (ст. Х Хартии и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.).

· Свобода доступа как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристского интереса.

· Свобода передвижения с учетом существующих правил и ограничений (ст. XII Хартии).

· Право каждого человека ставить в известность представителей законных органов и общественных организаций о своих потребностях в осуществлении права на отдых и проведение досуга (ст. XIV Хартии).

· Необходимый доступ все более широких слоев населения к проведению отпусков и к путешествиям (Документ Акапулько).

· Право на отдых и, в частности, право на отпуск и свободу путешествий и туризма – естественное следствие права на труд, признанного Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека и законодательством многих стран в качестве элементов развития человеческой личности (Манильская декларация 1980 г.).

· Содействие верующим, религиозным культам и их представителям на групповой или индивидуальной основе в установлении и поддержании прямых личных контактов и общении друг с другом в их собственных и других странах, в частности, посредством поездок и паломничества.

· Защита и приумножение туристских ресурсов как части человеческого наследия с целью внести вклад в создание более справедливого и отвечающего интересам всех сторон нового международного экономического порядка (Гаагская декларация 1989 г.).

Контрольные вопросы и задания к первой главе

1. Охарактеризуйте роль и значение туризма в развитии современных международных связей между государствами.

2. Дайте определение понятия института международного туристского права.

3. Назовите принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН.

4. Сформулируйте основные принципы международного туристского права и дайте краткую их характеристику.

5. Назовите наиболее важные источники института международного туристского права.

6. Определите наиболее актуальные проблемы, замедляющие развитие туризма в мировом масштабе и России в частности.

Глава 2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

По признаку гражданской принадлежности иностранцы делятся на три категории: иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды) и лица, имеющие двойное гражданство. Эти категории определяются законами страны пребывания. Иностранцы, исходя из их правовых связей с государством пребывания, разделяются на находящихся на территории данного государства и находящихся за пределами территории данного государства. В рамках международного права можно говорить о дееспособности и правоспособности иностранных граждан. В законодательстве РФ имеются нормы, одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов (лиц, имеющих двойное гражданство), то этот «вид» физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в законодательстве РФ. Поэтому рассмотрим

аспекты правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. При возникновении коллизий, связанных с особенностями правового положения бипатридов, ответ на эти вопросы следует искать либо в международных договорах, либо в национальном коллизионном законодательстве, применяя аналогию закона или аналогию права 1.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право– и дееспособности, нужно четко определить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (действующем до принятия российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. В действующем законе о гражданстве в РФ к лицам без гражданства предъявляются два требования: не являться гражданами РФ и не принадлежать к иностранному государству2.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве и выражает принцип национального режима. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа 3. Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные (в том числе имущественные) права. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в

органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства4.

В Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. иностранным гражданам (а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам) предоставляется право заниматься архитектурной деятельностью на территории РФ только в

1 См.: Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. — М.: «Острожье», 1999. — С. 72.

2 См.: Собрание законодательства РФ. —2002. —№ 22. —Ст. 2031.

3 См.: Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. — 1997. — № 6,7.

4 Об иностранных инвестициях в РФ: Закон РФ от 9 июля 1999 г. N 160—ФЗ.

случае, если это предусмотрено в соответствующем международном договоре; в противном случае они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором – ражданином РФ (или российским юридическим лицом).

В соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской

Федерации, лишь при наличии соответствующего международного договора.

В проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что туроператорскую деятельность в

сфере внутреннего туризма может осуществлять только коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, без участия иностранных инвесторов и иностранных организаций. Участие иностранных инвесторов в коммерческих организациях, осуществляющих туроператорскую деятельность в сфере выездного и въездного туризма, допускается только при условии, что указанная организация создается в форме общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества. В уставном капитале указанной организации доля иностранных инвестиций должна составлять не более 49 %, оставшаяся часть уставного капитала должна состоять из вкладов граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, и (или) организаций, не являющихся дочерними или зависимыми обществами организаций, учредителями (участниками) которых являются иностранные инвесторы или организации. При этом иностранным инвестором может быть только иностранное юридическое лицо, занимающееся в стране своего местонахождения туроператорской деятельностью не менее пяти лет и известное там в этом качестве. Однако этот проект был снят с рассмотрения Государственной думой в 2000 г., и дальнейшая его судьба пока неизвестна.

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособность определяется их личным законом. В настоящее время правовой статус иностранцев урегулирован третей частью Гражданского кодекса, разделом «Международное частное право» и федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской федерации.

Систему международно–правового регулирования составляют объект регулирования (межгосударственные отношения); субъект международно–правового регулирования (государства) и средства регулирования (нормы и принципы международного права). Декларация 1985 г. О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, дает определение иностранца как лица, не являющегося гражданином государства, в котором оно находится; это физическое лицо, не имеющее гражданства страны, в которой оно пребывает, и являющееся иностранцем в соответствии с положениями внутреннего закона 1. К лицам без гражданства польское гражданское право 1969 г. относит апатридов, беженцев и иммигрантов. В Великобритании иностранцы – лица, не относящиеся к категории подданных Содружества, британских подданных или граждан Ирландии (1981 г.). Арабские государства по мусульманскому праву определяют иностранца как

лицо, не проживающее постоянно в данном государстве. Законом о гражданстве Российской Федерации 2002 г., иностранец определяется как лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданину иностранного государства 2.

Принятые и согласованные государствами нормы международного права, регулирующие статус иностранцев, реализуются национальным законодательством или путем непосредственного применения норм международного права. Так, ст. 2 (п. 1) Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, определено, что в свете данной Декларации ни одно положение не должно толковаться как ограничивающее права любого государства

принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами. Однако такие законы и правила должны быть совместимы с международно–правовыми обязательствами, принятыми на себя этим государством, включая обязательства в области прав человека3.

Иностранцам предоставляется:

а) «национальный режим», который с известной долей условности приравнивает их к гражданам государства пребывания. «Национальный режим» выступает в качестве общеправового принципа, закрепленного в международных договорах и соглашениях и определяющего правовой статус иностранцев в стране пребывания;

б) «режим наибольшего благоприятствования». Этот режим нельзя отнести к видам правового положения иностранцев, так как он не содержит в себе какой–либо совокупности их прав и обязанностей, а его назначение заключается в уравнивании иностранцев между собой в опре-

1 См.: Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Док. ООН. 1985. Рез. 40/44.

2 О гражданстве в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62 ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. –N 22. – Ст. 2031

3 Документы ООН А/40/53. 1986.

деленной области прав. Следует отметить, что этот режим устанавливается только в договорном порядке;

в) «специальный режим». Он распространяется на все области правового регулирования и устанавливает режим для иностранцев, который отличается от режима собственных граждан государства несколько

меньшим объемом прав в одних областях и наличием специального регулирования – в других.

Видимо, применительно к иностранцам целесообразно выделять следующие режимы (статусы): общий (основной), специальный и индивидуальный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.