Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отель. — 1997. — №1




ную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс.пенсионеров и инвалидов. О своей приверженности к социальному туризму заявила Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма.

ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма при этом должна подтверждаться следующими, подлежащими проверке, условиями:

· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

· Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном

и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

• проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

• отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

• информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

• растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

• формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них – отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии – Швейцарская касса путешествий.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и

иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в

поиске источников его финансирования, а при наличии таковых – в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц22.

В ряде государств Центральной и Восточной Европы широко распространена такая форма услуг, как «шоп–туры», по которым путешественникам предоставляются возможности закупок на фабриках, в закрытых торговых центрах, на складах готовой продукции и пр.

На полюсе, противоположном социальному туризму, в последнее десятилетие наблюдается существенное развитие одного из наиболее динамично развивающихся секторов туризма – системы владения клубным отдыхом, более известной как таймшер. По данным журнала «Travel Industry Monitor» за январь 1997 г. рост индустрии владения отдыхом за последние десять лет в сравнении с общим ростом индустрии туризма более значителен.

Система владения отдыхом является быстрорастущим сектором мирового туристского бизнеса по ряду показателей:

• она получила свое развитие в 81 стране;

• существует более 4500 курортов – туркомплексов, работающих в данной системе;

• владельцы системы отдыха живут в 174 странах мира;

• более 3,14 млн семей в мире владеют системой отдыха;

• объем продаж составил приблизительно 4,76 млрд. дол (1994 г.).

По статистике ВТО, количество прибытии в мире за период 1985 –1995 гг. выросло на 22,2 %, а количество обменов в системе владения отдыхом увеличилось на 87,8 % и составило 1,9 млн. обменов. На европейском рынке эти цифры были еще выше – 158,7 % роста и 517000 обменов. В последнее десятилетие темпы роста этого сектора туризма пре-

22 См.: Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика,1999. — С.161—164.

вышали темпы роста индустрии туризма в целом и достигали 10 – 12% ежегодного прироста.

Покупатели в системе владения отдыхом – это лица с достаточно высоким годовым доходом и повышенными требованиями к качеству и месту нахождения средств размещения. Система владения отдыхом и ее разновидности – таймшер, клубный отдых, отдых в гостиницах – представляют собой один из способов оплаты и использования в определенный период времени высококачественного средства размещения, которое по желанию можно обменять на отдых в другом месте (на 4350 курортах во всем мире или на 1289 курортах в Европе). Владение отдыхом – туристский продукт, максимально приспособленный под потребности покупателя.

В целях регулирования этого нового вида деятельности большинство государств приняли законодательные акты, направленные на защиту своих национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха. Эти директивы регулируют систему владения клубным отдыхом и обеспечивают соблюдение прав и защиту законных интересов всех субъектов этой системы, а также защиту национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха23.

Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной недели или нескольких недель, физическое лицо получает закрепленное договором «право временного проживания». Это право

получило название «тайм–шер» (от англ. time – время, chare – пай, долевое участие).

Концепция тайм–шера связана с предложением всем желающим права проводить в течение установленного периода или интервала времени в каждом году отпуск в апартаментах или ином месте проживания, которые представляют собой часть туристского комплекса, обеспеченного разнообразными услугами и службами (Тайм–шер. Документы Всемирной туристской организации. 1996). Так называемое «владение отдыхом» нельзя отнести к туризму, так как этот процесс относится к

правоотношениям временного проживания или найма жилой площади (см. закон Германии «О продаже прав на временное использование жилых объектов» от 20 декабря 1996 г.). Так как клуб является системой отдельных курортов, которыми пользуются клиенты через централизованную службу обмена, тем более трудно отнести клубный туризм к туризму, видимо, целесообразнее отнести его к категории клубного времяпровождения, или клубного найма помещений временного характера24.

23 Туристский Вестник. — 1998. — № 5. — С. 1.

24 См.: Борисов К. Г. Международный туризм и право: учебное пособие. — М.: Издательство«НИМП», 1999. — С. 34.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.