КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения. Методические указания к выполнению лабораторных работ
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ЭПС)
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентовспециальности 190303 «Электрический транспорт железных дорог»очной и заочной форм обучения
Составители: Н.А. Ефимов А.С. Тычков А.А.Булатов Т.А. Попугаева
Самара УДК 629.423.1 Механическая часть электроподвижного состава (ЭПС): методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 190303 очной и заочной форм обучения / составители: Н.А. Ефимов, А.С. Тычков, А.А. Булатов, Т.А. Попугаева. – Самара: СамГУПС, 2009. – 48 с.
Утверждены на заседании кафедры 19 октября 2009 года, протокол № 2. Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
В указаниях изложена методика проведения лабораторных работ по дисциплине «Механическая часть ЭПС» для студентов специальности 190303 «Электрический транспорт железных дорог» на базе учебной лаборатории, полигона и на филиале кафедры «Электрический железнодорожный транспорт» при ДОП «Самаратранспригород».
Составители: Ефимов Николай Александрович Тычков Александр Сергеевич Булатов Андрей Александрович Попугаева Татьяна Анатольевна
Рецензенты: к.т.н., проф. кафедры «Локомотивы» СамГУПС Р.Г.Валиуллин; зам. начальника ДОП Самаратранспригород А.В.Суханов
Редактор И.М. Егорова Компьютерная верстка Е.А. Ковалева
Подписано в печать 17.12.2009. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 3,0. Тираж 100 экз. Заказ № 236.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лабораторная работа №1. Гидравлические гасители колебаний..................... 4 2. Лабораторная работа №2. Колесные пары..................................................... 10 3. Лабораторная работа №3. Автосцепное устройство...................................... 19 4. Лабораторная работа №4. Тяговый привод I класса отечественных электровозов...................................................................................................... 24 5. Лабораторная работа №5. Моторно-осевые подшипники, применяемые на отечественных электровозах............................................................................. 30 6. Лабораторная работа №6. Резинокордная муфта.......................................... 34 7. Лабораторная работа №7. Карданная тяговая передача электровоза ЧС-2. 37 Библиографический список..............................................................................40 Приложение А...................................................................................................41 Приложение Б...................................................................................................43
Лабораторная работа № 1
Цель работы: изучить местоположение гасителей колебаний в системе рессорного подвешивания ЭПС; конструкцию, особенности работы и технологию ремонта гидравлических гасителей колебаний.
Приборы и инструменты: стенд для испытания гидравлических гасителей колебаний «ЭНГА».
Гасители колебаний – демпферы являются составной частью рессорного подвешивания ЭПС и предназначены для ограничения амплитуд колебания кузова и тележек вязким или сухим трением. Гасителями называют устройства, преобразующие механическую энергию колебаний в тепловую и рассеивающие ее в окружающую среду. По виду трения гасители колебаний бывают: - фрикционные, рассеивающие энергию колебаний посредством сухого трения фрикционных пар; - гидравлические – путем дросселирования жидкости из одной полости цилиндра в другую Гасители колебаний размещаются на электроподвижном составе между рамой тележки и буксами – первая ступень рессорного подвешивания (буксовое) и между рамой кузова и тележками – вторая ступень рессорного подвешивания (центральное). Гашение колебаний в гидравлических гасителях происходит под действием сил вязкого трения жидкости, возникающих при продавливании ее поршнем через узкие каналы и всасывании обратно через клапаны одностороннего действия. Гасители бывают двустороннего и одностороннего действия. Применяются две системы расположения гасителей колебаний – совместного и раздельного гашения колебаний. В системе совместного гашения колебаний гидравлические гасители устанавливаются наклонно под углом (α = 35÷45°) к горизонтали по одному гасителю с каждой стороны тележки, что позволяет исключить или ограничить вертикальные и горизонтальные колебания кузова или рамы тележки. Такое расположение гасителей применяется на тележках мотор-вагонного подвижного состава (МВПС) ЭР2, ЭР9; ЭТ2; ЭД4М, ЭД9, а также электровозов ВЛ10у и др. При раздельной системе гашения колебаний для гашения вертикальных колебаний кузова гасители устанавливают под углом α = 900 , а горизонтально расположенные гасители размещают между надрессорной и поперечной балкой рамы тележки (ЭР200). А для ограничения поперечной качки кузова электровозов ВЛ10, ВЛ80, ЧС2 и других применяют резинометаллические упоры, которые крепят к шкворневой балке рамы кузова. Гашение поперечных колебаний выполняют также фрикционные опоры скольжения. На электровозе или вагоне допускается установка гасителей только одного типа. На ЭПС эксплуатируются гасители КВ3-ЛИИЖТ (Калининский вагоностроительный завод). Технические характеристики гасителя приведены в табл. 1.
Таблица 1– Технические характеристики гасителя КВЗ-ЛИИЖТ
Примечание. До 1989 г. выпускались гасители с диаметром цилиндра 68 мм. Альбомные размеры деталей гасителя колебаний КВЗ-ЛИИЖТ приведены в Приложении А – Таблица А1. Это телескопический поршневой гаситель двухстороннего действия (рисунок 1,а), развивает усилия сопротивления на ходах сжатия и растяжения и состоит из цилиндра 5 с головкой 15, в котором при колебаниях рамы кузова или тележки перемещается поршень – шток 6 с клапанами 17 и кольцом 4. В нижнюю часть цилиндра запрессован корпус 18 с клапаном 19. Шток 6 уплотнен сальниковым устройством, состоящим из обоймы 7 и двух каркасных сальников 10. Гайка 8 фиксирует положение деталей гасителя и одновременно сжимает резиновое кольцо 14, которое уплотняет корпус 16. Гаситель крепят с помощью верхней 11 и нижней 1 головок резиновых втулок 2 и стальных вкладышей 3. На верхнюю головку наворачивают защитный кожух 9, который фиксируется болтом 13. Крепление штока к верхней головке осуществляется винтом 12. При ходе поршня 6 вверх (рисунок 1,б) давление рабочей жидкости в надпоршневой полости повышается, диск клапана 19 в поршне прижимается к посадочным поясам корпуса, жидкость, преодолевая большое сопротивление, поступает через щелевые каналы, расположенные на наружном поясе, в подпоршневую полость 20. Однако давление в этой полости все равно снижается, так как освобождающийся объем под поршнем больше объема поступившей жидкости. Вследствие образовавшегося разрежения объем под поршнем заполняется жидкостью, всасываемой из вспомогательной камеры 21 через канавки в нижнем корпусе, калиброванные отверстия клапана 19 и пазы дистанционного кольца. При повышении давления в надпоршневой полости до 4,41 МПа открывается клапан 17 в поршне, и часть жидкости перепускается в подпоршневую полость 20. Давление в надпоршневой полости падает, шарик под действием пружины закрывает отверстие клапана 17. Когда поршень перемещается вниз (рисунок 1,в), давление рабочей жидкости в подпоршневой полости 20 повышается, диск нижнего клапана 19 прижимается к посадочным поясам корпуса, и часть жидкости, преодолевая большое сопротивление, переходит через щелевые каналы во вспомогательную камеру 22. Одновременно при этом ходе давление жидкости в надпоршневой полости снижается, клапан 17 открывается, и часть жидкости перетекает через калиброванные отверстия клапана в освободившееся надпоршневое пространство. Если давление в подпоршневой полости 20 повысится до 4,41 МПа, сработает клапан 19 в нижнем корпусе, и часть жидкости перепустится во вспомогательную камеру 23. Давление в полости 21 упадет, и шарик клапана 19 под действием пружины закроет отверстие.
Рисунок 1 – Гидравлический гаситель двухстороннего действия: а – конструкция гасителя; б – при ходе поршня вверх; в – при ходе поршня вниз
Работа данного гасителя одинакова при обоих ходах, потому что соотношение площадей над и под поршнем равно m=0,5, а именно, при диаметре поршня 68 мм, а штока 48 мм: . Сила гасителя зависит от сопротивления протеканию жидкости через клапаны, т. е. от скорости перемещения поршня и силы прижатия клапана. Таким образом, с ростом амплитуды и частоты колебаний растет сила, гасящая колебания. Пригодность гасителя колебаний определяют способностью его противодействовать колебательному процессу, которая оценивается силой сопротивления гасителя. При малых относительных скоростях считают, что сила сопротивления F пропорциональна скорости перемещения поршня V относительно цилиндра F = b × V. Коэффициент пропорциональности b называют коэффициентом вязкого сопротивления, или параметром сопротивления демпфера. Физический смысл: если b = 0, то масса совершает незатухающие колебания. Чем больше b, тем меньшее число колебаний совершила упруго подвешенная масса до возврата в первоначальное положение. Гидравлический гаситель одностороннего действия создает силу сопротивления только на ходе сжатия. Ход растяжения является вспомогательным, шток свободно перемещается вверх и засасывает рабочую жидкость в подпоршневую полость. Применение соответствующей рабочей жидкости в гидравлических гасителях позволяют повысить долговечность и обеспечить стабильным параметр сопротивления β. Этот параметр может быть определен по рабочей диаграмме, записанной при испытании гасителя на специальном стенде, состоящем из механизма, задающего возвратно-поступательное движение поршню гасителя относительно его цилиндра, и механизма для регистрации силы сопротивления, развиваемой гасителем в зависимости от перемещений ползуна. Эти механизмы смонтированы на одной станине. Параметр сопротивления β определяется по формуле, кг·сек/см:
,
где М – масштаб записи силы сопротивления, определяемый по результатам тарировки регистрируемого механизма стенда, кг/мм; L – длина рабочей диаграммы, мм; n – частота вращения кривошипного механизма стенда, об/сек; Н – высота рабочей диаграммы, см (ход поршня).
При текущем ремонте ТР-3 ЭПС гидравлические гасители колебаний разбирают, ремонтируют и испытывают. При разборке сначала вынимают резиновые втулки из головок гасителя, затем зажимают в тисках верхнюю головку гасителя, выворачивают стопорный винт и свертывают по резьбе защитный кожух. Наружные поверхности гасителя очищают от грязи керосином. Специальным приспособлением выдвигают из цилиндра верхнюю головку в сборе со штоком. Затем отсоединяют головку от штока, снимают планку, выворачивают гайку, вынимают обойму с кольцами и манжетами и извлекают цилиндр со штоком, буксой и нижними клапанами. Пользуясь деревянным молотком, снимают с цилиндра корпус нижнего клапана в сборе и с помощью оправки выбивают буксу. Масло из корпуса гасителя сливают в чистый бак, после чего выворачивают и разбирают клапаны. Очищенные детали гасителя тщательно осматривают. Резиновые детали заменяют новыми. Трещины в штоке не допускаются. Шток с задирами, вмятинами, выбоинами и местным износом более 0,043 мм на цилиндрической рабочей поверхности по диаметру 48 мм шлифуют и доводят его диаметр до 47,925 мм. При большем износе шток восстанавливают хромированием с последующей шлифовкой, при этом толщина слоя хрома не должна превышать 0,15 мм. Допускается также восстановление штока вибродуговой наплавкой под слоем флюса сварочной проволокой Св-10ГА, Св-10Г2 с последующей обточкой и шлифовкой. Такую же технологию применяют для восстановления рабочей поверхности поршня. По диаметру 68 мм у верхней головки замеряют отверстия и проверяют калибром резьбу. При повреждении более двух ниток резьбу срезают, затем это место наплавляют вибродуговой сваркой под слоем флюса и нарезают новую резьбу. Местные вырывы и задиры глубиной более 2 мм не допускаются. Риски, задиры и местную выработку глубиной до 0,3 мм разрешается устранять шлифовкой при условии сохранения установленных размеров. Трещины цилиндра, а также выкраивания цементированного слоя не допускаются. При комплектовании цилиндра с ремонтными поршневыми кольцами необходимо следить за тем, чтобы зазор в замке был не более 1,3 мм, а овальность – не более 0,1 мм. В противном случае цилиндр заменяют. Кожух тщательно осматривают. При потертостях более 2 мм и овальности более При наличии рисок и царапин на притирочной поверхности диска (кольца) клапана его притирают с применением пасты ГОИ. Давление срабатывания разгрузочного клапана регулируют на прессе по манометру. Перед сборкой все металлические детали вновь протирают бензином или керосином и насухо вытирают безворсовой салфеткой. Сборку выполняют в такой последовательности. Шарик с его опорой и пружиной вставляют в гнездо клапана и заворачивают пробкой. Клапан в сборе с дисками и большими пружинами вставляют в шток поршня и в корпус клапана. Затем надевают кольцо на поршень штока. Нижнее уплотнительное кольцо вставляют в корпус нижнего клапана и ударами деревянного молотка по корпусу устанавливают клапан на торец цилиндра. В цилиндр вставляют собранный шток и, перемещая его вверх и вниз, убеждаются в плавном, без заеданий движении. Верхнее уплотнительное кольцо вкладывают в буксу и надевают ее на шток. Корпус зажимают за нижнюю головку в тисках и заливают в гаситель 0,9 л приборного масла. Собранный цилиндр устанавливают в корпус и, перемещая шток в цилиндре, проверяют работу клапанов. Обойму со вставленными манжетами и надетыми уплотнительными кольцами надевают на шток. Затем заворачивают гайку и застопоривают ее планкой. Выдвинув шток вверх, наворачивают на него верхнюю головку в сборе с кожухом, после чего вворачивают стопорный винт и болт. Затем вручную прокачивают гаситель для удаления воздуха из цилиндра, заполненного ранее маслом. Масло ВМГЗ по ТУ 38.101.479-86 заливают в гаситель в количестве 0,9…1 л. Предварительно его фильтруют через специальную сетку 018Н (ГОСТ 6613-86). Допускается смесь свежего масла ВМГЗ с восстановленным в соотношении 1:1, а также масло АМГ-10 (ГОСТ 6794-75) и трансформаторное масло Т-750 (ГОСТ 982-80). Перед сборкой шток следует покрыть жировой смазкой ЦИАТИМ 221 (ГОСТ 9433-80), ЦИАТИМ 279 (ГОСТ 14296-78) или тормозными смазками ЖТ-79Л по ТУ 32-ЦТ-1176-83 или ЖТКЗ-65 по ТУ 32-ЦТ-546-83.
Отремонтированный гаситель колебаний устанавливают на испытательный стенд и проверяют его работоспособность. Исправность гасителя колебаний проверяют периодически на испытательном стенде с записью рабочей диаграммы усилий и перемещения на специальном бланке. Испытанный гидравлический гаситель колебаний считается годным, если его рабочая диаграмма имеет форму, показанную на рисунке 2. В случае искажения диаграммы по сравнению с приведенной в заводской инструкции гаситель ремонтируют.
Рисунок 2 – Рабочая диаграмма гасителя колебании
Проверка работоспособности гасителя после ремонта производится на стенде «ЭНГА» слесарем, производившим ремонт. Контрольные параметры рабочих диаграмм приведены в Приложение А – Таблица А2. По окончании испытания выдается заключение о пригодности гасителя к эксплуатации. · Если гаситель признан пригодным к эксплуатации, фон Заключения – зеленый. · Если гаситель признан не пригодным к эксплуатации, фон Заключения – красный. Если гаситель пригоден к эксплуатации, то производится распечатка результатов испытания гасителя на принтере, которая хранится в течение 3 лет. Гаситель считается годным, если форма диаграммы соответствует эллипсу, а параметр сопротивления находится в пределах 75÷125 кН·с/м. Гаситель, признанный годным к эксплуатации, маркируется. О выполненном контроле производится запись в журнале. Маркировка наносится на нижней головке. Маркировка включает номер ремонтного предприятия, вид ремонта, дату. Перед выпуском гасителя из цеха (участка) слесарь должен обвести клеймо в рамку белого цвета. После испытания гидравлического гасителя проверяют сальниковое уплотнение. Если при горизонтальном положении гасителя в течение 12 ч не появляется течь, он считается годным. Хранят замаркированные гидрогасители в вертикальном положении или наклонно под углом не менее 35°. Маркировка включает дату ремонта и испытания и номер ремонтного предприятия.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |