КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
Исследованием социально-педагогических влияний среды, в которой живут и действуют люди способов обеспечения положительных для личности и общества влияний занимается одна из молодых отраслей педагогической науки — социальная педагогика. Социальная педагогика как практика предстает в виде целенаправленной, осознанной деятельности субъекта педагогических воздействий — родителя, должностного лица, государственной или общественной организации, работников средств массовой информации, печати, культуры и др., а также специалистов-педагогов в этой области — социальных педагогов. Она способствует становлению человека как личности. Пока слабо развиты, но заслуживают пристальных исследований и практического учета социально-педа-гогические влияния этнокультурных факторов жизни населения страны и его социальных групп, их менталитета — исторически сложившегося самосознания, отличающегося устойчивыми представлениями о мире, жизни, своем месте в ней, ее нормах. Эти факторы находят свое воплощение в исторической памяти людей, образе жизни, традициях, обычаях, верованиях, народном эпосе, притчах, пословицах и поговорках и др. Направления таких исследований получили названия этнопедагогжи, или народной педагогики. Цель социальной педагогики заключается в том, чтобы способствовать социальному формированию личности, группы, населения с учетом ее своеобразия и социокультуры общества и государства, в которой она существует. Предметом социальной педагогики является исследование социально-педагогических сил и возможностей общества и способов их актуализации, разумного использования и путей интеграции продуманной по своим педагогическим результатам и отдаленным последствиям деятельности общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для благоприятного и исторически предопределяемого развития человека.
В развитии социальной педагогики как отрасли педагогической науки некоторые исследователи выделяют два направления: социальное и личностное[70]. Социальное направление (социопедагогика) исследует широкие, масштабные социально-педагогические влияния государства, общества, их социальных институтов на население • (в особенности — на подрастающее поколение) и педагогику среды — влияние непосредственного окружения человека и его деятельности на социально-педагогические последствия для личности. Личностное направление (социальная педагогика личности) предполагает исследование социально-педагогических аспектов становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание. Оно изучает педагогические аспекты развитом человека как социального существа, которое, с одной стороны, Находится под влиянием законов природы, а с другой — тех социальных условий, в которых живет и реализует себя как личность, ориентируется в социальном становлении на требования образа жизни в конкретном обществе, его социокультуру. Социальная педагогика как отрасль знания выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, прикладную и гуманистическую. Первая выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Вторая (прикладная) функция связана с поиском путей и совершенствованием социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогических и психолого-педагогических аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации.
Как теория социальная педагогика представляет собой систему специальных понятий, утверждений, определений законов, закономерностей, учений и концепций, раскрывающих процесс социально-педагогического становления личности, влияний на группы, общности, население (массой) с учетом факторов среды. Как практика социальная педагогика — целенаправленная социально-педагогическая деятельность одиночного субъекта (социального педагога, лица, оказывающего социально-педагогические влияния и должного осмысленно и эффективно осуществлять их) или группового (организации, группы) по отслеживанию социально-педагогических влияний на людей в реализуемой социальной или профессиональной сфере жизнедеятельности, их осмыслению и диагностике, прогнозированию социально-педагогических результатов, выбору или коррекции своих действий в интересах личности и общества. Целевые установки социальной педагогики воплощаются в ее основных задачах[71]: • осуществлении социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; • исследовании влияний факторов среды на растущую личность, группу; • возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач; • исследовании влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др. Задачи, вытекающие из социального воспитания: • исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей; • исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений; • изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях; • изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др. Задачи, вытекающие из позиции, исследующей человека как социальную единицу:
• исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности; • исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своим своеобразием; • выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др. Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании: • выявление роли человека в социальном самосовершенствовании; • исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др. Таким образом, значительное педагогическое влияние на человека во все возрастные периоды, а особенно в подростковом и молодежном возрасте, оказывают государственные, общественные и культурно-досуговые организации. Через систему взаимоотношений, в которую включена личность каждого гражданина, общественное мнение, коллективные устремления и устоявшиеся традиции она испытывает воздействия на свое сознание, чувства и волю, трансформирует получаемую информацию в убеждения и практические действия. Во многом оптимизации воспитательного влияния социума на личность способствует новое научное направление в системе педагогических наук — социальная педагогика, изучающая социально-педагогические влияния на людей, осуществляемые как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |