Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родитель




Детские (сыновние и дочерние) и родительские чувства знакомы каждому. Всякий человек по своей природе является потенциальным или реальным родителем. И хотя родителем признается тот, кто имеет непосредственное отноше­ние к рождению ребенка, психологи полагают, что под влиянием воспитания в каждом из нас (как компонент личности) появляется относительно независимая «общественная инспекция», не позволяю­щая преступить усвоенные с детства табу. Психолог Эрик Берн этот компонент личности назвал «Родителем».

Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родите­лей и детей в виде инстинкта, своеобразного аванса в чувстве любви, потребности друг в друге. Законодательство страны наделяет родите­лей комплексом прав и обязанностей для обеспечения надлежащего воспитания и материального содержания детей, а также для защиты их прав и интересов. Правом на воспитание они пользуются с мо­мента рождения ребенка до его совершеннолетия. «Люди не только физически, но и духовно творят друг друга», — писал К. Маркс. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, должны решаться от­цом и матерью по взаимному согласию, возникающие между ними радикальные расхождения разрешаться органами опеки и попечи­тельства. Родители являются законными представителями своих не­совершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особого полномочия.

В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом есте­ственными повседневными контактами. Под «контактом» в педаго­гическом смысле подразумеваются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устрем­лений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые про­являются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений.

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических устремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная из них — разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обя­занности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих ин­тересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внут­ренней взаимосвязи родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступков, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чув­ство такта должно подсказать родителям, как скрыть прямое воспи­тательное воздействие, так как дети не любят чувствовать себя объ­ектом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов — участие в занятиях и интересах детей. Это может проявляться в общесемейных увлечениях, интересах, традициях: вечерах семейного чтения и обсуждениях про­читанного, совместных просмотрах фильмов, семейных турнирах, семейных коллективах художественной самодеятельности, семейных культпоходах, прогулках, путешествиях, походах выходного дня и пр. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспита­тельного воздействия. При этом родителям необходимо приобщать детей и к своим собственным интересам, занятиям и увлечениям. Часто приходится слышать от известных людей, что их талант или любовь к избранному делу привили именно родители, которые так­же разделяли с ними то или иное увлечение. Обязанность поддер­жания доброго, взаимоуважительного микроклимата в семье требу­ется не только от родителей, но и от детей. А.С. Макаренко спра­ведливо отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобраз­ной Тирании любви со стороны родителей. Инстинкт родственно­сти, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка ус­пешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внут­ренний мир детей и успешного воздействия на них. Глубокие кон­такты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состоя­ние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Таким образом, в каждой семье может сложиться многообраз­ная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям, которая играет большую роль и оставляет на всю жизнь воспитательное и развиваю­щее влияние на человека.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укре­пления и развития внутренних связей с детьми. Только при их h&ih-чии требования и пожелания родителей становятся для детей нрав­ственными критериями их поведения. У детей возникает и развива­ется потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является критической, непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицатель­ных факторов возможно[77].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.