Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция духа




Базовое положение трактата «Основы физики духа» (как уже указывалось ранее) сводится к тому, что в отношениях понятий «материя» и «дух» нет отношений первичности и вторичности. Материя и дух выступают как две стороны одной медали – две вполне естественные субстанции, в основе которых находится единая «первосубстанция», обладающая свойствами как материи, так и духа. Именно свойствами этой единой «первосубстанции» определяются свойства материального и духовно-нематериального миров, между которыми оказывается много общего – в том числе и возможность описания их с помощью вполне естественных (!) процессов и законов.

Как следствие, любой объект нашего мира обладает сразу двумя составляющими – материальной и духовно-нематериальной. Проявления этих двух составляющих в нашем едином мире сродни (и даже очень близки) следствиям наличия так называемых «радиальных» и «тангенциальных» сил в теории Тейяра де Шардена (см. ранее). И часть этих проявлений относится как раз к тому, что мы называем духовными способностями человека.

Когда речь идет о духовных способностях (не только человека, между прочим) часто используются такие термины, как «сознание» и «разум». К сожалению, в употреблении слов «сознание» и «разум» имеет место очень сильная чехарда, обусловленная тем, что каждый вкладывает в них свой смысл. Вследствие этой чехарды часто возникают споры о том, есть ли, скажем, у растений сознание, а у животных разум, или нет. Споры жаркие и напоминающие целые баталии, в результате которых в конце концов выясняется, что нет никаких разногласий относительно того, какими реально способностями обладают растения или животные, а есть лишь расхождение в понимании терминов «сознание» и «разум», в содержание которых мы далее попробуем вкладывать наиболее часто употребляемый смысл.

Сознание – это феномен, не ограниченный лишь проявлением духовно-нематериальных свойств объектами и системами, как это иногда представляется в некоторых метафизических учениях. Скажем, ясно, что нельзя говорить о наличии сознания (какой бы смысл в этот термин не вкладывался) у объектов неживой природы. И это будет справедливо даже в том случае, когда материальные предметы иногда проявляют такие свойства, которые часто соотносят с понятием сознания. Например, у ряда сплавов существует «память формы» – деформированный предмет из такого сплава способен в подходящих условиях восстанавливать свою начальную форму.

 

Рис. 183. В брекетах используют сплавы с памятью формы

 

Мы можем говорить о наличии памяти у системы (память формы или «память» неживых объектов в виде информации о людях, с которыми эти объекты долго контактировали), а также о наличии «разумного» поведения у системы (подчинение законам физики тоже по-своему «разумно»), но это не значит, что система обладает сознанием, а тем более – разумом.

О наличии сознания у какой-либо системы мы можем говорить лишь тогда, когда эта система на основании получаемой и перерабатываемой информации способна принимать гибкие решения, не являющиеся однозначной реакцией на поступающую информацию, и обладает, благодаря этому, целенаправленным поведением. Только в этом случае речь может идти о сознании в полном смысле этого слова.

В связи с тем, что сознание напрямую связано со способностью воспринимать и обрабатывать информацию, развитие сознания в эволюции неизбежно проходит разные стадии, соотносимые со степенью этой способности, и возрастает с увеличением способности восприятия информации. В соответствии с этим неизбежно образование такой области реальности, где невозможно однозначно говорить о наличии или отсутствии сознания. Скажем, даже на клеточном уровне можно заметить целенаправленное поведение, хотя и говорить о том, что клетка обладает развитым сознанием, не приходится. У растений же проявления «сознания» значительно более заметны, хотя говорить о развитом сознании в мире флоры тоже нельзя.

«Селекционеры давно подметили у растений интересное свойство: их корни, устремленные в глубь почвы, обнаруживая на своем пути препятствие, скажем, камень, валун, не доходя до него, обходят это препятствие» (В.Сафонов, «Несусветная реальность»).

Проявляемые клетками и растениями упомянутые свойства (с целью отличить их от сознания в «полной» его форме) более логично обозначить термином «предсознание». «Предсознание» – это свойство, которое основывается на приеме и обработке лишь непосредственно поступающей к объекту или системе информации. Тогда к области господства предсознания следует отнести растительный мир и низшие виды мира животных.

 

Рис. 184. Корни дерева

 

Качественный скачок происходит тогда, когда система получает возможность и способность использовать информацию не только приходящую непосредственно в данный момент, но и накопленную ранее, получает способность использовать собственный опыт. Только здесь, строго говоря, начинается сознание.

При достижении стадии сознания в процессе выработки системой решения начинает принимать участие приобретенная ею память. Но принцип работы памяти основывается на разнесении в сознании разных событий по времени. А разнесение событий по времени дает необходимую базу для возможности экстраполяции (прогнозирования). Таким образом, способность использовать накопленный опыт прямо связана со способностью прогнозировать дальнейший ход событий, а следовательно, и более гибко реагировать на них. И тогда областью господства сознания в его развитой форме мы должны признать мир животных.

Так, по исследованиям Л.Крушинского и П.Симонова «у животных выраженная исследовательская активность сочетается с высокой способностью к экстраполяции и с хорошо развитым социальным поведением» (В.Роттенберг, С.Бондаренко, «Мозг, обучение, здоровье»).

Процесс же анализа информации и прогнозирования дальнейшего хода событий есть не что иное, как процесс мыслительный. Отсюда мы получаем, что животные обладают способностью (конечно, в определенной степени) к мышлению или, по крайней мере, его зачатками. Понятно, что как нельзя четко провести границу, за которой возникает сознание, так нельзя и провести строгую границу, за которой начинается мышление.

И это мы можем наблюдать в реальной действительности. Сознание у высокоразвитых животных достигает даже такой степени, что они проявляют иногда способности, которые ранее приписывались лишь человеку. Так, мы уже упоминали о проявлениях у животных зачатков нравственности и даже своеобразной «политической деятельности».

Такая высокоразвитая сознательная деятельность животных позволяет трактовать целые пласты человеческого сознания в качестве имеющих «животное» происхождение (а вовсе не как сугубо человеческое достояние или «божье благословение»).

 

Рис. 185. Сначала надо подумать

 

И все же между сознанием животного и сознанием человека, помимо общих черт, существует громадное различие. Это различие состоит в наличии у человека самосознания (или, другими словами, рефлексии), которое, по данным современной науки, у животных отсутствует.

«С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, – способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» (Шарден, «Феномен человека»).

Вследствие такого скачка в приобретенных свойствах по получению и обработке информации, когда человек (как мыслящая система) получает возможность воспринимать свой собственный внутренний мир и процессы, в нем происходящие, качественно изменяет сущность этой специфической живой системы, ее свойства. Самосознание позволяет резко увеличить информативность системы без дополнительных вмешательств извне – тем более, что у человека может быть не один, а даже несколько уровней рефлексии (он может не только знать о своем знании, но и знать о том, что он знает о своем знании и т.д. и т.п.).

Поскольку же внутренний мир человека не ограничивается лишь его физической, материальной сущностью, постольку человек получает прямой, осознанный им доступ в духовно-нематериальную свою сущность, а вместе с ней – доступ ко всему духовно-нематериальному миру. Для человека как бы открывается новый мир, новое измерение…

 

Рис. 186. У каждого свой внутренний мир

 

Как видим, процесс развития духовных способностей, являясь частью общего процесса развития сознания, напрямую связан с развитием способностей принимать и обрабатывать информацию. А способность к приему и обработке информации напрямую связана со сложностью структуры системы – чем сложнее структура системы, тем выше ее способность к приему и обработке информации. Между тем усложнение структуры систем является как раз сущностью такого процесса, как эволюция. Материальным проявлением эволюции является усложнение морфологии и структуры организмов живых существ, нематериальным ее проявлением оказывается развитие сознания (и в том числе духовных способностей).

И если развитие человека является частью общих процессов, происходящих в мире, то мы неизбежно придем к выводу, что духовные способности человека должны увеличиваться, а не уменьшаться, как это утверждает теория деволюции Кремо. И именно увеличение, а не уменьшение духовных способностей человека можно проследить по материальным проявлениям этих способностей – от орудий труда до произведений искусства и философских трактатов.

Но вернемся в мир материальный. Тем более, что с Кремо мы еще не закончили…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.