КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концептуальные основы. Практика профессионального становления личности студентов во время получения образования убедительно свидетельствует
Практика профессионального становления личности студентов во время получения образования убедительно свидетельствует, что результаты его сегодня отстают от требований времени, в то время как социальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вызывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными умениями, но в массе их практическая подготовленность, профессиональная воспитанность, развитость нуждаются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, заниженный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающихся без интереса, усердия, без выраженной установки на качественную подготовку себя к будущей профессии. В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание профессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качествами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным личным самосовершенствованием и ростом профессиональных достижений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связаны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии сотрудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального личностного роста (как идентичные употребляются и понятия — «личностного развития», «профессионального становления», «профессионализации личности», «формирования личности») обучающихся в юридических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образования России по радикальному улучшению в ближайшие годы системы воспитания и развития личности обучающихся.
В юридических образовательных учреждениях есть немалый потенциал для того, чтобы выпускники были не только профессионально обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, цивилизованного государства, общества и каждого гражданина. Об этом личностно-формирующем потенциале говорилось в § 8.3, однако существующее отставание объясняется не только неполным использованием потенциала вуза, но и его недостаточностью. Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно прояв- ляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, условиям, играющим решающее значение для профессионально-лич- {■■ ностного становления, существенно отличается от практической пра-.. воохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных аудиториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя '. и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учебный характер, учебные условности и содержание деятельности студентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможностей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов.
Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу правоохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыскивать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс — нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом производственной практики. Однако при эпизодическом, с большими перерывами и кратковременном проведении она недостаточна для необходимых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы — канцелярской и посыльной. Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным способом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производственной практики студентов с 1 по 5 курс при педагогически эффективном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших способов реализации известного в общей педагогике личностно-деятель-ностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов — принципа единства обучения и воспитания.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |