Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методики преподавания юридических дисциплин




Методика проведения занятий в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального юридического образования

 

Юридическая наука (правоведение, юриспру­денция) является общественной наукой, изу­чающей право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и дея­тельности государства, политические системы общества в целом[123]. Юридические дисциплины, изучающие правоведение, юриспруденцию и правоохранительную деятельность, относятся к числу гуманитарных дисциплин. Это означает, что методику их преподавания правомер но рассматривать с позиций преподавания гуманитарных предметов в системе профессионального образования юристов с учетом статуса образовательного учреждения, обеспечивающего получение началь­ного, среднего или высшего юридического образования, и специфи­ческих особенностей подготовки отдельных категорий специалистов. В образовательных учреждениях начального и среднего профес­сионального образования основной формой обучения в педагогиче­ском процессе является урок, разновидности и методы проведения которого представлены в табл. 8.9.

Таблица 8.9 Разновидности урока и методы его проведения

Для преподавателей учебных центров (лицеев) и средних про­фессиональных учебных заведений представляют интерес: уроки-лекции, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации и зачетные уроки.

Для преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования может быть приемлемой система модульного построения уроков по теме, уроки-объяснения но­вого материала; уроки-семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы обучающихся; уроки лабораторно-практических занятий (практикумы); уроки выполнения упражнений (решения задач); уроки-зачеты по теме; уроки защиты творческих заданий, подготовленных индивидуально и коллективно[124].

Технология подготовки преподавателя к уроку подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка включает: анализ требований квалификационной характеристики спе­циалиста — выпускника учебного заведения — общей и предметной, определяющей требования к преподаваемой дисциплине; детальное изучение содержания учебной программы своего предмета и смежных дисциплин; изучение специальной, педагогической, психологической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта других преподавателей; методическую работу по подготовке разнообразных организационно-методических документов и необ­ходимых учебно-методических материалов для преподавателя и обу­чающихся; разработку опорных конспектов, различных наглядных пособий и других дидактических материалов; овладение методикой применения технических средств на уроках. При непосредственной подготовке преподавателя к уроку: изучаются учебно-методические материалы по теме урока (методические разработки и др.); детально изучается литература, рекомендованная обучающимся; готовятся или подбираются из фондов цикла раздаточные материалы к уроку, наглядные пособия, технические средства и дидактические мате­риалы к ним; осуществляется заказ кино- и видеофильмов в специ­альных подразделениях; изучается план проведения урока и методи­ческие рекомендации преподавателям, подготовленные коллегами на цикле, или составляется свой вариант рабочего плана.

Методика проведения урока может иметь вариации, но наиболее распространена фронтальная (групповая) методика — организация коллективной работы группы. Большое внимание уделяется сейчас методике индивидуализированного обучения. Она широко применя­ется на уроках закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроках программированного обучения и др. Индивидуальная форма учебной работы на уроке предусматривает высокий уровень самостоя­тельности обучающихся для овладения учебным материалом. Основ­ными методами обучения при этом выступают индивидуальные уп­ражнения в спецклассах, лабораториях, на тренажерах и полигонах, а также самостоятельная работа студентов, курсантов и слушателей под руководством преподавателя. На такого рода занятиях преподаватель выступает руководителем, партнером и помощником обучающихся.

Успех таких занятий во многом зависит от качества подготов­ленных преподавателями учебно-методических материалов для обу­чающихся, а также от наличия необходимого количества литературы, нормативных актов, различных дидактических пособий, и конечно — от методического мастерства преподавателей.

При всех формах организации учебной работы студентов, курсан­тов и слушателей на уроках важное значение имеет характер отно­шений между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися. Хорошо, если эти отношения основаны на идеях пе­дагогики сотрудничества. Здоровый социально-психологический климат в учебных группах и психологическая совместимость между обучающимися в микрогруппах стимулируют их познавательную дея­тельность и способствуют достижению дидактических целей занятия. Рассмотренная методика подготовки и проведения уроков не претендует на законченность. Она может и должна совершенство­ваться в повседневной работе преподавателей образовательных уч­реждений начального и среднего профессионального юридического образования.

Методика проведения занятий в высших юридических образовательныхучреждениях

Для преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях высшего профес­сионального образования преподаватели при­меняют более широкий арсенал форм и методов обучения.

Лекция. Это ведущая форма занятий, так как она закладывает фундамент современных, научных, теоретиче­ских, взаимосвязанных, фундаментальных знаний, имеющих обра­зовательное значение для обучающихся. Она формирует у студентов, курсантов и слушателей мировоззренческие взгляды, прививает лю­бовь к профессии. Лекция в высшей школе выполняет роль «ствола дерева», а все другие формы занятий — ее «ветви».

Функциями лекции выступают: познавательная (обучаю­щая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Развивающая функция состоит прежде всего в развитии интеллекта, профессионального мышления, лекция должна учить думать, мыслить научно, системно, по-современному.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Она обеспечивает воспитание должного отношения к различным явлениям жизни и труда. Лекции по юридическим и специальным дисциплинам необходимо ориентировать и на профессиональное вос­питание. Воспитательный эффект лекция имеет, если авторитет преподавателя достаточно высок, а отношение аудитории к нему, к преподаваемой им дисциплине — уважительное. Организующая функ­ция предусматривает в первую очередь управление работой обучаю­щихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эти функции и некоторые другие особенности лекции развивают у обу­чающихся усердие в учебе, а все вместе взятое вносит вклад в повы­шение уровня образованности, обученности, воспитанности и разви­тости студентов, курсантов и слушателей.

Современная дидактика рассматривает лекцию как развиваю­щуюся форму обучения с ее разновидностями (табл. 8.10).

Таблица 8.10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.