КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики преподавания юридических дисциплин
Методика проведения занятий в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального юридического образования
Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) является общественной наукой, изучающей право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства, политические системы общества в целом[123]. Юридические дисциплины, изучающие правоведение, юриспруденцию и правоохранительную деятельность, относятся к числу гуманитарных дисциплин. Это означает, что методику их преподавания правомер но рассматривать с позиций преподавания гуманитарных предметов в системе профессионального образования юристов с учетом статуса образовательного учреждения, обеспечивающего получение начального, среднего или высшего юридического образования, и специфических особенностей подготовки отдельных категорий специалистов. В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования основной формой обучения в педагогическом процессе является урок, разновидности и методы проведения которого представлены в табл. 8.9. Таблица 8.9 Разновидности урока и методы его проведения Для преподавателей учебных центров (лицеев) и средних профессиональных учебных заведений представляют интерес: уроки-лекции, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации и зачетные уроки. Для преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования может быть приемлемой система модульного построения уроков по теме, уроки-объяснения нового материала; уроки-семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы обучающихся; уроки лабораторно-практических занятий (практикумы); уроки выполнения упражнений (решения задач); уроки-зачеты по теме; уроки защиты творческих заданий, подготовленных индивидуально и коллективно[124]. Технология подготовки преподавателя к уроку подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка включает: анализ требований квалификационной характеристики специалиста — выпускника учебного заведения — общей и предметной, определяющей требования к преподаваемой дисциплине; детальное изучение содержания учебной программы своего предмета и смежных дисциплин; изучение специальной, педагогической, психологической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта других преподавателей; методическую работу по подготовке разнообразных организационно-методических документов и необходимых учебно-методических материалов для преподавателя и обучающихся; разработку опорных конспектов, различных наглядных пособий и других дидактических материалов; овладение методикой применения технических средств на уроках. При непосредственной подготовке преподавателя к уроку: изучаются учебно-методические материалы по теме урока (методические разработки и др.); детально изучается литература, рекомендованная обучающимся; готовятся или подбираются из фондов цикла раздаточные материалы к уроку, наглядные пособия, технические средства и дидактические материалы к ним; осуществляется заказ кино- и видеофильмов в специальных подразделениях; изучается план проведения урока и методические рекомендации преподавателям, подготовленные коллегами на цикле, или составляется свой вариант рабочего плана. Методика проведения урока может иметь вариации, но наиболее распространена фронтальная (групповая) методика — организация коллективной работы группы. Большое внимание уделяется сейчас методике индивидуализированного обучения. Она широко применяется на уроках закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроках программированного обучения и др. Индивидуальная форма учебной работы на уроке предусматривает высокий уровень самостоятельности обучающихся для овладения учебным материалом. Основными методами обучения при этом выступают индивидуальные упражнения в спецклассах, лабораториях, на тренажерах и полигонах, а также самостоятельная работа студентов, курсантов и слушателей под руководством преподавателя. На такого рода занятиях преподаватель выступает руководителем, партнером и помощником обучающихся. Успех таких занятий во многом зависит от качества подготовленных преподавателями учебно-методических материалов для обучающихся, а также от наличия необходимого количества литературы, нормативных актов, различных дидактических пособий, и конечно — от методического мастерства преподавателей. При всех формах организации учебной работы студентов, курсантов и слушателей на уроках важное значение имеет характер отношений между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися. Хорошо, если эти отношения основаны на идеях педагогики сотрудничества. Здоровый социально-психологический климат в учебных группах и психологическая совместимость между обучающимися в микрогруппах стимулируют их познавательную деятельность и способствуют достижению дидактических целей занятия. Рассмотренная методика подготовки и проведения уроков не претендует на законченность. Она может и должна совершенствоваться в повседневной работе преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального юридического образования. Методика проведения занятий в высших юридических образовательныхучреждениях Для преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях высшего профессионального образования преподаватели применяют более широкий арсенал форм и методов обучения. Лекция. Это ведущая форма занятий, так как она закладывает фундамент современных, научных, теоретических, взаимосвязанных, фундаментальных знаний, имеющих образовательное значение для обучающихся. Она формирует у студентов, курсантов и слушателей мировоззренческие взгляды, прививает любовь к профессии. Лекция в высшей школе выполняет роль «ствола дерева», а все другие формы занятий — ее «ветви». Функциями лекции выступают: познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Развивающая функция состоит прежде всего в развитии интеллекта, профессионального мышления, лекция должна учить думать, мыслить научно, системно, по-современному. Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Она обеспечивает воспитание должного отношения к различным явлениям жизни и труда. Лекции по юридическим и специальным дисциплинам необходимо ориентировать и на профессиональное воспитание. Воспитательный эффект лекция имеет, если авторитет преподавателя достаточно высок, а отношение аудитории к нему, к преподаваемой им дисциплине — уважительное. Организующая функция предусматривает в первую очередь управление работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эти функции и некоторые другие особенности лекции развивают у обучающихся усердие в учебе, а все вместе взятое вносит вклад в повышение уровня образованности, обученности, воспитанности и развитости студентов, курсантов и слушателей. Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающуюся форму обучения с ее разновидностями (табл. 8.10). Таблица 8.10
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |