КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и обеспечение непрерывной производственной практики
Идея непрерывной производственной практики начала реализоваться в Рязанском филиале Академии права и управления (директор Г.А. Артемова) в 1999 г., постепенно расширяясь и педагогически совершенствуясь. Ее основными задачами являются: • создание условий для широкого профессионально-личностного развития личности студентов как современных юристов. Принципиальными в этих условиях выступали гуманитарные идеи права, представления о праве как социальном благе, а не каре, о главной функции правоохранительных органов — функции социального обслуживания, о работе юриста как помощи людям, как союзнике граждан, а не враге их; • обеспечение раннего, глубокого и устойчивого профессионального самоопределения студентов, их психологического вхождения в профессию: ознакомления с современными реалиями деятельности юриста, формирования убеждения в правильности выбора профессии и возможности самореализации и самоутверждения в ней, осознания требований к себе как к юристу и к своему профессионализму, воспитания серьезного отношения к учебе в вузе и работе по развитию у себя профессиональных качеств; • развитие у студентов профессионального сознания и профессиональных установок цивилизованного современного юриста, ориентированных на внимание к человеку, защиту его прав, строгое соблюдение законности, а также на предупреждение возникновения и доминирования обвинительно-карательных установок, которые нередко сознательно или непроизвольно формируются у обучающихся молодых юристов; • разностороннее развитие у студентов профессиональных качеств, способностей, навыков и умений; • активизация личностно-формирующей работы в вузе, участие в ней всего постоянного состава на основе непрерывной производственной практики студентов. В структуре учебного плана вуза непрерывная производственная практика реализуется в виде специального факультатива. Участие в нем студентов добровольное (не исключено дальнейшее превращение его в обязательную позицию учебного плана) с первого по пятый курс. Практика проводится во внеаудиторное время. Статус студента в любом учреждении, где ему поручается работа, — юрист-практикант (внештатный сотрудник, помощник сотрудника правоохранительного или правозащитного органа). Педагогическая работа предполагает изначальное и регулярное разъяснение всем и каждому студенту необходимости, важности задач, содержания и способов личного профессионального самоопределения и становления как юриста-личности, роли непрерывной производственной практики в этом и представление возможности для личного выбора. Организация практики предполагает два основных направления — непосредственно в правоохранительных органах и в общественных формированиях, участвующих в решении задач укрепления законности и правопорядка, в осуществлении правовоспитательной, профилактической и правозащитной деятельности. Первое строится на основе специальных договоров по формату, близкому к обычным практикам и стажировкам. Второе направление в меньшей степени связано со строгими правовыми ограничениями, а поэтому открывает студентам более широкие возможности для активности в правовой жизни города, региона и достижения видимых результатов ее, которые в воспитательном плане особенно важны. Это участие студентов в: • правовом воспитании различных категорий населения, в частности школьников и «трудных» подростков; • изучении нравственной и криминальной обстановки, сборе информации, необходимой практическим органам правопорядка; • правозащитной деятельности; • профилактической работе с несовершеннолетними; • охране общественного порядка; • обеспечении безопасности дорожного движения; • оформлении различных документов юридического характера в органах регионального и местного самоуправления; • помощи ветеранам правоохранительных органов и др. Одной из новых форм организации производственной практики явилось создание в Рязанском филиале Академии права и управления Общественной приемной по правам человека. Первично ее функция сводилась к защите прав детей, а именно организационно-правовой помощи детям из неблагополучных семей в решении многочисленных проблем их жизни — учебы, жилищных вопросов, получения паспорта, незаконного лишения жилья, лишения родительских прав, применения к ним противозаконных действий при задержании. Затем функции этой приемной расширились, и студенты стали заниматься вопросами защиты прав взрослых граждан и даже предпринимателей. Такая работа содержит, как показывает опыт, большие возможности для воспитания у студентов чувства причастности к большому государственному, нужному обществу и людям делу создания в России справедливого правового государства, воспитания у них гуманности, сострадательности и гражданской активности, недопущения профессиональной узости мышления. Организацией непрерывной производственной практики занимаются: 7) руководство вуза, подразделения вуза и преподаватели-наставники (кураторы); 2) органы студенческого самоуправления; 3) правоохранительные и правозащитные органы, в которых она проводится. Существенное содействие и поддержку практике оказывают органы исполнительной власти в регионе и городе, ко торые понимают ее роль в подготовке нужных им юристов, а также ощущают реальный позитивный вклад студентов в укрепление законности и правопорядка. Педагогическая эффективность личностно-формирующего пространства непрерывной производственной практики объективно определяется отсутствием учебных условностей, жизненной и профессиональной реалистичностью и убедительностью, активизирующей и мобилизующей студентов силой, практичностью, проблемностью, необходимостью достижения реального профессионального результата. Она повышается при: • продуманном педагогическом проектировании непрерывной производственной практики, предусматривающей определение ее конкретного содержания, отвечающего задачам организации, направлениям деятельности, последовательности и преемственности методики работы; • тщательном подборе правоохранительных органов, отличающихся хорошей организацией деятельности и здоровым коллективом, способным оказать положительное воспитательное и личностно-формирующее влияние на студентов; • поддержании постоянных связей представителей образовательного учреждения с руководством правоохранительных органов и представительств Уполномоченного по правам человека в РФ; • педагогической подготовке и руководстве деятельностью лиц, обеспечивающих практику студентов; • оказании постоянной индивидуальной помощи студентам путем кураторства, наставничества, консультирования, оказания помощи преподавателями образовательного учреждения, сотрудниками правоохранительных органов и правозащитных организаций; • участии студенческого коллектива в организации и руководстве процессом практики. В Рязанском филиале Академии права и управления в этих целях создана Студенческая организация юридической защиты населения, с официальной регистрацией ее. В своей структуре она имеет группы, ответственные за отдельные направления деятельности: оперативный отряд, группу обеспечения работы Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, группу обеспечения приема граждан при Молодежном парламенте г. Рязани, информационно-просветительский отдел. Организация занимается разъяснением студентам полезности и необходимости участия в практике, подбирает им задания и поручения, контролирует выполнение, оказывает помощь, участвует в разборе и оценке достигнутых результатов; • актуализации профессионального самосознания студентов и. их работы по самоформированию как цивилизованного юриста-личности; • обеспечении взаимосвязи личностно-формирующей работы в вузе с непрерывной производственной практикой. Работа организации активно направляется на включение студентов в работу по профилактике преступности несовершеннолетних. Студенты выявляют так называемых «трудных» подростков, посещая школы и ПТУ, места жительства и сосредоточения молодежи, проводят рейды по изучению беспризорных и безнадзорных, выявляют ранее неизвестные зоны риска с сосредоточением малолетних правонарушителей, составляют картотеки, проводят опросы и анкетирование, «круглые столы», выявляют склонности, интересы, устремления, причины отклоняющегося поведения и др. За несовершеннолетними правонарушителями закрепляют студентов из числа имеющих способности к психолого-педагогической работе, организуется помощь испытывающим трудности в учебе, определяются возможности трудоустройства закачивающих или бросивших учебу, ведется дежурство в районных отделах по делам несовершеннолетних, проводится работа по программам «Подранок», «Спорт», «Защитник Отечества», «Выпускной бал», оказывается помощь отстающим в освоении школьной программы, изучаются способности подростков и их профессиональная ориентация, ведется подготовка к службе в Вооруженных Силах. Рязанский филиал Академии права и управления выступил инициатором областных акций «Студенты против безнадзорности», «Ты не один», «Сердце отдаю детям», и студенты активно участвовали в них. Участие студентов в непрерывной производственной практике привлекает внимание всех работающих и обучающихся в вузе и делает самоочевидным необходимость активизировать использование возможностей личностно-формирующего пространства самого вуза. Практика вносит новое в жизнь вуза, влияя на учебный процесс, всю работу со студентами и их собственную работу по профессиональному становлению. Она активизирует использование имеющихся возможностей и порождает новые формы работы. Характерны две из них.; Первая— обеспечение полноценного введения студентов в специальность и включения студентов в работу по личному профессиональному становлению. При преподавании большинства учебных дисциплин и в свободное от занятий время кафедрами, деканами, отделами вуза прилагаются значительные усилия для достижения: х • глубокого понимания студентами не только значимости профессии юриста, но и ее высоких и разносторонних требований к лицу, занимающемуся ею, которому не дано права работать плохо и ошибаться, ибо каждая ошибка юриста — это поломанная судьба человека; • острого осознания студентом чувства ответственности за то, чтобы не только усвоить юридические знания, но и развить в себе качества и способности, нужные юристу, чтобы реализоваться в избранной профессии, добиться в ней успехов, признания людей и самоуважения, стать социальным деятелем, а не начетчиком-формалистом; • отчетливого понимания им путей использования возможностей вуза для профессионального самоформирования, и в частности непрерывной производственной практики. Значимым результатом такой работы выступает повышение уровня мотивации учебы студентов: ослабление ученического, школьного стремления к получению отметки и усиление стремления к всесторонней подготовке себя к профессиональной деятельности, отношение ко всему происходящему в вузе как к возможностям такой подготовки. Второе — помощь студентам в развитии профессионально-важных качеств. Изучаются и оцениваются профессионально значимые индивидуальные качества студентов и их изменения из года в год. Для этого используются методы: познавательные беседы, экспертные оценки, коллективные оценки, тематические сочинения, самооценки, текущие и рубежные оценки успеваемости, личные карты оценок профессионального развития. Положительную роль играет работа созданного Студенческого совета вуза, нацеленная на: включение всех студентов в общественную, научную, творческую и спортивную жизнь; активное привлечение студентов к решению различных проблем деятельности вуза, которое способствовало бы развитию в студентах созидательной активности, чувства ответственности, коллективизма, деловитости и других личностных качеств; обеспечение социальной и правовой защиты студентов; содействие их научной работе и предоставление возможности для творческой самореализации; организацию их досуга и отдыха, помощь в трудоустройстве студентов; участие в поддержании молодежных инициатив, в решении вопросов об отчислении студентов с правом взятия на поруки; участие в обсуждении на Совете вуза вопросов и принятии решений, касающихся научной, творческой, спортивной деятельности студентов; принятие решений по участию или неучастию в тех или иных молодежных программах; участие в составлении списка делегатов на конференции, симпозиумы, форумы, научно-практические семинары и др. Совет формируется из трех представителей от каждой учебной группы. В системе работы со студентами в самом вузе регулярно используются и достаточно традиционные, но более тщательно педагогически подготовленные формы и методы работы по профессионально-нравственному воспитанию студентов: частые встречи и беседы руководства вуза со студентами; углубленное изучение индивидуальных особенностей студентов, выявление причин своеобразия их отношения к избранной профессии, подготовке к ней, учебе и индивидуальная работа с ними; встречи преподавателей, руководства с родителями, обмен мнениями, обсуждение вопросов единства их влияния на студентов в интересах успешной подготовки к профессии юриста; встречи с руководящими и рядовыми сотрудниками правоохранительных органов г. Рязани и области; поощрение отличившихся при фактическом решении юридических задач во время практики; спортивные соревнования с коллективами других негосударственных вузов и т.п. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. Темы студенческих научных и выпускных работ подбираются по актуальным практическим вопросам, с которыми студенты сталкиваются в непрерывной производственной практике. Регулярно проводятся научные конференции, ведутся творческие дискуссии, и коллективный поиск ответов на сложные теоретические и практические проблемы предстоящей деятельности. Студенты выезжают в другие города для участия в вузовских конференциях и выступлений с научными докладами, участвуют в федеральных и международных конкурсах научных работ. Свою роль в мотивации добросовестной учебы, развитии творческих способностей, связи теоретических познаний с практикой, во внедрении научных знаний в практику сыграло создание Ордена магистров студенческой науки. Профессионально-личностному развитию способствует воспитание уважения к старшему поколению. Ежегодно в День Победы и День милиции студенты — по собственной инициативе, на свои средства — покупают подарки ветеранам правоохранительных органов, посещают их на дому, устраивают праздничные концерты самодеятельности. Придается большое значение интернациональному воспитанию студентов разных национальностей, обучающихся в вузе. Проводятся встречи со студентами из других стран.
Результаты участия студентов в непрерывной производственной практике Трехлетний опыт непрерывной производственной практики свидетельствует о ее благоприятных результатах. Она способствовала комплексному совершенствованию деятельности самого вуза. Повысился его профессионально-формирующий потенциал и улучшилась система использования возможностей для совершенствования профессионального самоопределения студентов, их профессиональной социализации и профессионально-личностного становления как юристов-личностей, которое стало протекать быстрее, полнее и более качественно. Непрерывная производственная практика проявила себя как фактор комплексного воздействия на личность студентов, и прежде всего воспитывающего, обучающего и развивающего. Проблемы общества, укрепления законности и правопорядка в нем, деятельности правоохранительных органов, жизни граждан и судеб беспризорных и безнадзорных детей стали осознаваться постоянными участниками практики как проблемы личные. Усилилось чувство причастности ко всему, что происходит вокруг, ответственности за свою учебу, овладение профессионализмом. Помогая сегодня тем, кто нуждается в их помощи, студенты чувствуют себя гражданами своего города, страны. У студентов сложились реальные представления о своей профессии, повысилось уважение к ней и гордость за свою причастность к решению ответственных правовых задач, нужных всем. Сформировались многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повысилась ответственность, и вырос интерес студентов к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости. Обнаружились и другие позитивные результаты. Совершенствуется под влиянием непрерывной производственной практики образовательный процесс в самом вузе. Возросла связь теории с практикой при проведении занятий. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной практики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях. В учебном процессе упрочился дух современности и актуальности, приближения к изучению реально трудных проблем деятельности юристов. Возросла подготовленность преподавателей, ликвидировано отставание части их в знании деталей текущих актуальных проблем правоохранительной деятельности и ее нормативного регулирования. Повысилась сплоченность и единство действий педагогического коллектива вуза, его активность и умелость в придании воспитывающего характера образовательному процессу и проводимым занятиям. Улучшаются условия для производственной практики студентов в правоохранительных органах. Узнав, как работают студенты-практиканты, какую помощь они оказывают и каковы ее результаты, все новые и новые правоохранительные органы и их подразделения обращаются с просьбами о направлении к ним студентов на практику. У филиала Академии права и управления появилась возможность выбирать из имеющихся предложений лучшие места, где студенты получат больше возможностей для своей профессионализации и почувствуют заботливое и поучительное отношение к себе. Непрерывная производственная практика студентов оказалась полезной не только для них и вуза, но и города, области. Ее стали рассматривать как одно из добросовестно и качественно функционирующих направлений укрепления законности и правопорядка. Местная администрация стала даже обращаться с просьбами об оказании помощи в решении отдельных правовых вопросов работы с населением, создавая при этом максимально благоприятные условия. Такая практика соответствует и мировому опыту, когда образовательные учреждения оказывают на местах помощь (связанную со своей специализацией) и выполняют даже платные заказы организаций и граждан. Выпускники филиала Академии не имеют проблем с устройством на работу. Это объясняется тем, что руководство правоохранительных органов Рязани (МВД, ФСБ, судебный департамент, служба судебных приставов и др.) хорошо знакомо с работой филиала Академии, его студентами, которые проходили практику у них. Они стали чаще обращаться в вуз с заявками на подготовку и направление к ним выпускников. Рязанский филиал Академии права и управления приобрел репутацию высокопрофессионального учебного заведения с замечательным преподавательским составом, внимательным и заботливым отношением к студентам, хорошими добрыми традициями и начинает приобретать некоторый международный авторитет (в нем появились студенты из Узбекистана, Молдовы, Армении, Литвы). Повысился конкурс желающих учиться в вузе и уровень школьной подготовки абитуриентов. Развитие и совершенствование педагогического руководства непрерывной производственной практикой продолжается и вызывает интерес других вузов. Есть основание полагать, что научно-педагогические идеи, лежащие в основе этого опыта, получат распространение и, возможно, лучшее применение. Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений 1. Какова структура системы юридического образования в России и какие принципы положены в основу ее построения? 2. По каким основным направлениям предусматривается модернизация современной системы юридического образования? 3. Какие профессиональные требования предъявляются к качеству подготовки юриста и как их реализовать при учебе в образовательном учреждении? 4. Какова сущность личностно-формирующего потенциала юридического, образовательного учреждения и каково его влияние на развитие профессиональных качеств будущего юриста? 5. Что представляет собой педагогическая система юридического образовательного учреждения? Назовите ее составляющие. 6. В чем особенности педагогического процесса в юридическом вузе? 7. Какие компоненты определяют научно-содержательную составляющую педагогического процесса? Дайте их краткий анализ. 8. Какие учебные дисциплины определяют содержание юридического образования в вузе? 9. Как вы понимаете назначение принципов обучения и воспитания? Какова их структура? 10. Какие компоненты определяют структуру и содержание технологической составляющей педагогического процесса? Дайте определение педагогической технологии. 11. Какие основные формы обучения и воспитания применяются в учебно-воспитательном процессе высшей школы юридического профиля? 12. Назовите основные методы, которые наиболее эффективны для обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития обучающихся. 13. Какие основные компоненты характеризуют организационную составляющую образовательного процесса? Проанализируйте их и поясните, в какой мере они интенсифицируют педагогический процесс. 14. Какими компонентами характеризуется управленческая составляющая образовательного процесса и как они влияют на его оптимизацию? 15. Какими структурными элементами характеризуется система методического обеспечения педагогического процесса? Определите их цели, задачи и содержание. 16. Каково назначение и структура частной методики преподавания учебной дисциплины? 17. В чем состоит технология подготовки преподавателя к чтению лекции и проведению семинара, методика работы обучающихся на этих видах занятий? 18. Какова технология подготовки преподавателя и обучающихся к практическим видам занятий, методика их проведения и отработки практических действий? 19. Какие разделы профессиональной педагогики наиболее важные для практической деятельности юриста и как лучше их усвоить? 20. Есть ли у вас желание получить в процессе учебы в вузе или после его окончания дополнительную квалификацию «Преподаватель»? Если да, то каким из путей (направлений)?
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |