Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды методической работы




• инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла;

• контрольные посещения занятий преподавателей руководите­лями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами;

• взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цик­ла по однопрофильным дисциплинам;

• написание методических и учебных пособий, разработок, ре­комендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.

Методическая работа на кафедре, цикле

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, а цикл - основным педагогическим коллективом, призванным решать учебно-воспитательные задачи в образо­вательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они же выступают и центрами методической работы. Основными задачами методической работы на кафедрах и циклах являются:

• поиск путей повышения научного, теоретического, профессио­нального и методического уровня проведения занятий;

• выбор и использование в педагогическом процессе целевых форм, эффективных методов, рациональных приемов и средств обу­чения;

• интенсификация образовательного процесса за счет использо­вания различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;

• повышение профессионального и педагогического уровня пре­подавателей, их методического мастерства;

• разработка учебно-методических материалов к различным ви­дам занятий;

• совершенствование системы педагогического контроля за дея­тельностью преподавателей, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся;

• повышение качества аудиторной и внеаудиторной самостоя­тельной работы слушателей, курсантов и студентов;

• обобщение и распространение передового опыта методической работы преподавателей кафедр, циклов;

• внедрение в педагогический процесс отечественного и миро­вого педагогического опыта.

Методическая работа организуется как в масштабе кафедры (цикла), так и в специально создаваемых предметных методических

секциях (комиссиях). Важной задачей их выступает разработка ча­стных методик преподаваемых учебных дисциплин. Она является ос­новным организационно-содержательным документом кафедры (цикла), в котором представлена методика проведения различных видов занятий по каждой учебной дисциплине (курсу). В структу­ре этого методического документа выделяют две части: теоре­тическую и прикладную.

Теоретическая часть — частной методики состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свое содержание.

Раздел I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины (предмет изучения дисциплины, научные и теоретические основы ее препода­вания, роль профессиональной дисциплины в формировании специа­листов юридической профессии; взаимосвязь учебной дисциплины с другими смежными предметами учебного плана; образовательные цели изучения дисциплины).

Раздел И. Программное содержание дисциплины и структура учебно-воспитательного процесса по дисциплине. В разделе должны быть представлены:

• принципы формирования учебной программы по предмету: на­учность и системность, единство теории и практики, историзм науки и дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами учебного плана;

• содержание каждой темы и учебной дисциплины в целом. Оно формируется путем отбора, систематизации и дидактической пере­работки материала конкретной науки с учетом целей обучения и воспитания, интеллектуальных возможностей обучающихся и обес­печения его (содержания обучения) соответствия задачам и уровню подготовки специалистов;

• технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в структуре дисциплины (см. § 8.4);

• система контроля усвоения учебного материала по темам и дис­циплине в целом: текущий, рубежный, итоговый (тесты, контрольные вопросы, задачи, билеты).

Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по ви­дам занятий, предусмотренных тематическим планом:

• подготовка и чтение курса лекций (проведения уроков) по темам;

• подготовка и проведение различных видов семинарских заня­тий, коллоквиумов и конференций;

• подготовка и проведение практических занятий и профессио­нальных тренингов;

• подготовка и проведение предметных кафедральных (цикло­вых) игр и межкафедральных учений;

• подготовка и написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

• организация различных видов самоподготовки и методов са­мостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине.

Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направ­лениям:

• совершенствование форм и методов обучения на основе мо­дульного построения тем и применения «метода погружения» при их изучении;

• особенности применения специфических форм обучения в про­цессе преподавания учебной дисциплины: экскурсий, консультаций и собеседований (индивидуальных и групповых);

• совершенствование системы контроля как за деятельностью преподавателей, так и за успеваемостью обучающихся на основе при­менения рейтинговых технологий;

• повышение роли практики и стажировки обучающихся в прак­тических органах и организациях;

• другие направления.

Прикладную часть частной методики преподавания дисциплины составляют кафедральные (цикловые) документы и учебно-методи­ческие материалы.

К основным кафедральным (цикловым) документам относятся:

• учебная программа по дисциплине;

• структурно-логическая схема изучения дисциплины в сово­купности с другими предметами;

• предметная квалификационная характеристика;

• тематический план дисциплины;

• рабочая учебная программа, уточняющая содержание и мето­дику преподавания каждой темы учебной дисциплины на очередной учебный год;

• кафедральные (цикловые) учебники и учебные пособия по про­грамме дисциплины;

• фондовые лекции по темам учебной дисциплины;

• программы по проведению учебной (педагогической) практи­ки и стажировки;

• кафедральные (цикловые) журналы, планы, графики, преду­смотренные Инструкциями по организации учебного процесса в об­разовательных учреждениях различных уровней;

• инструкции по описанию различных технических средств ото­бражения и передачи учебной информации и методические рекомен­дации преподавателям по их применению на занятиях;

• выписки из федеральных Законов и нормативных актов в об­ласти образования;

• копии ведомственных руководящих документов в области образования;

• кафедральная (цикловая) библиотека литературы по предмету, изданной централизованно и подготовленной преподавателями ка­федры (цикла);

• индивидуальные планы работы преподавателей на... учебный год. К учебно-методическим материалам, разработанным преподава­телями кафедр (циклов), относятся:

• планы семинаров и методические указания обучающимся;

• задания на практические занятия (самостоятельную работу под руководством преподавателя) и методические указания студентам, курсантам и слушателям;

• планы подготовки различных видов занятий и методические рекомендации преподавателям по их проведению;

• методические разработки для подготовки и проведения с обу­чающимися профессиональных тренингов, игр и учений;

• общие методические рекомендации обучающимся по само­стоятельному изучению профессиональной дисциплины, выполне­нию различного рода практических (контрольных) работ, написа­нию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

• тестовые задания для проведения зачетов или экзаменов по учебной дисциплине (курсу);

• методические рекомендации обучающимся по подготовке к государственной аттестации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.