КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды методической работы
• инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла; • контрольные посещения занятий преподавателей руководителями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами; • взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цикла по однопрофильным дисциплинам; • написание методических и учебных пособий, разработок, рекомендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы. Методическая работа на кафедре, цикле Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, а цикл - основным педагогическим коллективом, призванным решать учебно-воспитательные задачи в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они же выступают и центрами методической работы. Основными задачами методической работы на кафедрах и циклах являются: • поиск путей повышения научного, теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий; • выбор и использование в педагогическом процессе целевых форм, эффективных методов, рациональных приемов и средств обучения; • интенсификация образовательного процесса за счет использования различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним; • повышение профессионального и педагогического уровня преподавателей, их методического мастерства; • разработка учебно-методических материалов к различным видам занятий; • совершенствование системы педагогического контроля за деятельностью преподавателей, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся; • повышение качества аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей, курсантов и студентов; • обобщение и распространение передового опыта методической работы преподавателей кафедр, циклов; • внедрение в педагогический процесс отечественного и мирового педагогического опыта. Методическая работа организуется как в масштабе кафедры (цикла), так и в специально создаваемых предметных методических секциях (комиссиях). Важной задачей их выступает разработка частных методик преподаваемых учебных дисциплин. Она является основным организационно-содержательным документом кафедры (цикла), в котором представлена методика проведения различных видов занятий по каждой учебной дисциплине (курсу). В структуре этого методического документа выделяют две части: теоретическую и прикладную. Теоретическая часть — частной методики состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свое содержание. Раздел I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины (предмет изучения дисциплины, научные и теоретические основы ее преподавания, роль профессиональной дисциплины в формировании специалистов юридической профессии; взаимосвязь учебной дисциплины с другими смежными предметами учебного плана; образовательные цели изучения дисциплины). Раздел И. Программное содержание дисциплины и структура учебно-воспитательного процесса по дисциплине. В разделе должны быть представлены: • принципы формирования учебной программы по предмету: научность и системность, единство теории и практики, историзм науки и дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами учебного плана; • содержание каждой темы и учебной дисциплины в целом. Оно формируется путем отбора, систематизации и дидактической переработки материала конкретной науки с учетом целей обучения и воспитания, интеллектуальных возможностей обучающихся и обеспечения его (содержания обучения) соответствия задачам и уровню подготовки специалистов; • технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в структуре дисциплины (см. § 8.4); • система контроля усвоения учебного материала по темам и дисциплине в целом: текущий, рубежный, итоговый (тесты, контрольные вопросы, задачи, билеты). Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом: • подготовка и чтение курса лекций (проведения уроков) по темам; • подготовка и проведение различных видов семинарских занятий, коллоквиумов и конференций; • подготовка и проведение практических занятий и профессиональных тренингов; • подготовка и проведение предметных кафедральных (цикловых) игр и межкафедральных учений; • подготовка и написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ; • организация различных видов самоподготовки и методов самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине. Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям: • совершенствование форм и методов обучения на основе модульного построения тем и применения «метода погружения» при их изучении; • особенности применения специфических форм обучения в процессе преподавания учебной дисциплины: экскурсий, консультаций и собеседований (индивидуальных и групповых); • совершенствование системы контроля как за деятельностью преподавателей, так и за успеваемостью обучающихся на основе применения рейтинговых технологий; • повышение роли практики и стажировки обучающихся в практических органах и организациях; • другие направления. Прикладную часть частной методики преподавания дисциплины составляют кафедральные (цикловые) документы и учебно-методические материалы. К основным кафедральным (цикловым) документам относятся: • учебная программа по дисциплине; • структурно-логическая схема изучения дисциплины в совокупности с другими предметами; • предметная квалификационная характеристика; • тематический план дисциплины; • рабочая учебная программа, уточняющая содержание и методику преподавания каждой темы учебной дисциплины на очередной учебный год; • кафедральные (цикловые) учебники и учебные пособия по программе дисциплины; • фондовые лекции по темам учебной дисциплины; • программы по проведению учебной (педагогической) практики и стажировки; • кафедральные (цикловые) журналы, планы, графики, предусмотренные Инструкциями по организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных уровней; • инструкции по описанию различных технических средств отображения и передачи учебной информации и методические рекомендации преподавателям по их применению на занятиях; • выписки из федеральных Законов и нормативных актов в области образования; • копии ведомственных руководящих документов в области образования; • кафедральная (цикловая) библиотека литературы по предмету, изданной централизованно и подготовленной преподавателями кафедры (цикла); • индивидуальные планы работы преподавателей на... учебный год. К учебно-методическим материалам, разработанным преподавателями кафедр (циклов), относятся: • планы семинаров и методические указания обучающимся; • задания на практические занятия (самостоятельную работу под руководством преподавателя) и методические указания студентам, курсантам и слушателям; • планы подготовки различных видов занятий и методические рекомендации преподавателям по их проведению; • методические разработки для подготовки и проведения с обучающимися профессиональных тренингов, игр и учений; • общие методические рекомендации обучающимся по самостоятельному изучению профессиональной дисциплины, выполнению различного рода практических (контрольных) работ, написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ; • тестовые задания для проведения зачетов или экзаменов по учебной дисциплине (курсу); • методические рекомендации обучающимся по подготовке к государственной аттестации.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |