КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно- значимые качества юриста
Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения Форма предметной квалификационной характеристики Предметные квалификационные характеристики Это кафедральный и цикловой документ (табл. 8.5.). Он позволяет преподавателям правильно определять цели к каждой теме занятии, ее содержание, а обучающимся (студентам, курсантам, слушателям) отчетливо понимать, какие знания они должны приобрести по данной теме и какой вклад будет внесен в выполнение позиций общей КХС, которая должна стать их собственной характеристикой к моменту выпуска. Таблица 8.5 Формирование и развитие личностно-значимых качеств юриста в образовательном процессе осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Согласно этим документам юрист должен: • знать конституционные, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде; • быть ознакомленным с основными положениями гуманитарных и социально-экономических дисциплин и уметь использовать знания этих наук в своей профессиональной деятельности; • иметь общее представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, владеть методами, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении функциональных обязанностей; • владеть умениями и навыками физического развития и самосовершенствования; • уметь организовать свой труд с использованием современных компьютерных и других технологий; • владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации для выполнения функциональных обязанностей; • понимать сущность и социальную значимость своей предстоящей профессии, усвоить основное содержание дисциплин, определяющих конкретную область деятельности по будущей специальности и квалификации; • быть способным выполнять профессиональные обязанности, определяемые требованиями квалификационной характеристики специалиста юридической профессии.
Профессиональное воспитание обучающихся в юридических образовательных учреждениях Наряду с получением в образовательном учреждении определенных уровней знаний, умений и навыков по предстоящей профессии важное значение имеет формирование у обучающихся профессионально-деловых, личностных и коллективистских качеств, определяющих социальную основу юриста. Эта задача решается в процессе профессионального воспитания студентов, курсантов и слушателей. Ее сущность состоит в том, чтобы помочь обучающимся в подготовке к жизни, самоопределению в ней и в профессиональной деятельности; в выработке у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе; в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества; в интеграции в национальную и мировую культуру. Русский православный философ И.А. Ильин писал: Образование без воспитания —дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке волка. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и — если сможет — богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках[111]. Сохраняя в основе идеала воспитания традиционные требования христианской морали, русские педагоги уделяли особое внимание их проявлению в жизни людей, в настоящих человеческих отношениях. Точно и лаконично главную педагогическую цель в формировании личности выразил П.Ф. Каптерев: Если реальные человеческие отношения не определяются нравственным кодексом, то он теряет всякое значение в действительности и превращается в ряд отвлеченных благочестивых пожеланий, не соприкасающихся с жизнью и подлинными людскими отношениями. За познаниями истины этих отношений следует ее осуществление[112]. О значении нравственного воспитания говорил и К.Д. Ушинский. Он писал: Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Чем сильнее в человеке нравственность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования и то, что может быть приложено к каждому члену общества[113]. В настоящее время в науке четко сформулированы цель и актуальность воспитания человека как гражданина своего Отечества, как профессионала, как семьянина и как личности: для современной жизни нужны самостоятельные, разумные, находчивые во всем, настойчивые в достижении своих целей и любящие труд, умственно и нравственно развитые специалисты, как непосредственные участники жизни семейной, общественной и государственной. Подготовка к такой жизни составляет основную задачу общей и профессиональной школы, для которой основополагающим должно стать основное правило гуманизма в образовании: «учитель и педагог не с предметом идет к обучающимся, а вместе с обучающимися идет к предмету». На формирование у студентов, курсантов и слушателей личностно-значимых качеств большое значение оказывает личность педагога, его профессионализм, высокий авторитет, педагогический такт и, конечно, такая черта характера, как человеколюбие. Это, несомненно, передается студентам, курсантам и слушателям. Ведь их жизнь в образовательном учреждении в течение всего периода учебы отражается на формировании личности каждого. В стенах учебного заведения создаются определенные условия для обучения и учения, для интеллектуального и физического развития обучающихся, для формирования у них личностно-значимых, профессионально-деловых и коллективистских качеств. Так, выпускник образовательного учреждения выходит в жизнь с определенной профессией и комплексом необходимых юристу профессиональных и личностных качеств. Это свидетельствует о том, что образовательные учреждения обладают значительным потенциалом для формирующих влияний на личность. Однако на этом процесс формирования личности не прекращается. Изменения в личности происходят непрерывно, в течение всей жизни. Об этом ярко свидетельствуют слова В.А. Сухомлинского: чело века «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно»[114].
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |