Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефтегазовый потенциал Арктики 2 страница




В разделе директивы, посвященном морскому судоходству, приводится значительный набор мер по облегчению и обеспечению надежной навигации в районе, сотрудничеству с Международной морской организацией в разработке мер по обеспечению безопасности и надежности судоходства и защиты окружающей среды. Директива обязывает органы власти США сотрудничать с другими странами в разработке дополнительных мер, необходимых в связи с ожидаемым увеличением объемов морских перевозок, определении возможных рисков, связанных с человеческой активностью в регионе и разработке режима управления арктическими водными путями.

Раздел директивы по экономическим вопросам, включая энергетику, содержит заверения США о стремлении к развитию энергетики в арктическом регионе цивилизованным путем, без ущерба для экологии региона, с учетом интересов местных сообществ и соблюдая принципы рыночной открытости и прозрачности. США будут стремиться сочетать доступ и разработку энергетических и прочих природных ресурсов с защитой природной среды Арктики, добиваясь ответственного подхода к разработке ресурсов континентального шельфа и продолжая тесно сотрудничать с другими арктическими странами.

Директива призывает правительство «работать с другими странами Арктики над тем, чтобы освоение углеводородов и прочих ресурсов в арктическом регионе велось в соответствии с принятой лучшей мировой практикой и признанными в мире нормами, а также Принципами глобальной энергетической безопасности, принятыми Группой восьми в 2006 г. в Санкт-Петербурге, также продолжать придавать особое значение механизмам сотрудничества со странами, работающими в регионе, для решения общих проблем, признавая, что большинство известных нефтегазовых запасов в Арктике расположено за пределами юрисдикции США».

Экологическая часть директивы подчеркивает серьезность последствий изменения климата как для арктического региона, так и в глобальных масштабах, отмечая при этом малую изученность проходящих процессов. Директива призывает к широкому сотрудничеству с другими странами по решению экологических проблем.

Проблема экспансии в арктические регионы начинает волновать и Евросоюз. Доклад Совета Европы по проблемам изменения климата призывает к разработке специальной арктической политики Евросоюза, базирующейся на обеспечении принципов геостратегии в арктическом регионе, в частности в отношении доступа к ресурсам и открытия новых торговых путей[135]. Кто знает, что может быть следующим этапом разработки и претворения в жизнь арктической стратегии Евросоюза? Не явится ли результатом объявление Евросоюза как единого союзного государства с правом представлять в Арктике вместе со своими членами – Данией, Швецией и Финляндией – единые интересы, что внесет серьезные изменения в существующую там расстановку сил?

Для России, учитывая ее географическое положение, ее историю и экономику, Арктика является важнейшим стратегическим районом. Выступая на заседании Совета Безопасности 17 сентября 2008 г., Президент Российской Федерации Д. Медведев отмечал, что до 20% ВВП и 22% общероссийского экспорта производится именно в арктическом регионе. «По оценке экспертов, - говорил Д. Медведев, - континентальный шельф Арктики может содержать около четверти запасов углеводородов в мире, и использование этих ресурсов – залог энергобезопасности России в целом»[136]. «Одной из основных задач государства, - сказал Д. Медведев, - превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века». Для претворения этой задачи в жизнь необходимо, прежде всего, обеспечить надежную защиту российских интересов в регионе, необходимо также обеспечить разработку прочной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность России в Арктике, в частности, обеспечить принятие федерального закона о южной границе арктической зоны и договорно закрепить оформление внешней границы континентального шельфа, и это наш долг перед потомками, - подчеркнул Президент, - мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить защиту российских интересов в Арктике».

Приоритетами России в арктическом регионе должны стать активное освоение природных ресурсов, включающее многократное увеличение объемов поисково-оценочных работ, в том числе и работ на участках шельфа, на которые претендует Россия, для получения необходимых доказательств материкового происхождения этих участков, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.

В 2008 г. Совет Безопасности с участием практически всех министерств и ведомств, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также Российской академии наук подготовил Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, которые были утверждены 18 сентября 2008 г. и опубликованы 30 марта 2009 г.

В этом концептуальном документе определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизм реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России.

Документ перечисляет районы, входящие в Арктическую зону, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. Границы Арктической зоны Российской Федерации могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

В документе разъясняется, что в пределах Арктики расположены пять приарктических государств – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане. Такого рода разъяснение четко определяет позицию России в отношении количества претендентов в Арктике.

Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике, как это подчеркивается в Основах, являются:

использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики и использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

 

Главными целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

 

а) в сфере социально-экономического развития – расширение ресурсной базы Арктической зоны России, способной в значительной степени обеспечить потребности страны в углеводородных ресурсах, биологических ресурсах и других видах стратегического сырья;

 

б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации – обеспечение благоприятного оперативного режима, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе;

 

в) в сфере экологической безопасности – сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;

 

г) в сфере информационных технологий и связи – формирование единого информационного пространства в Арктической зоне с учетом природных особенностей;

 

д) в сфере науки и технологий – обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в условиях Арктики;

 

е) в сфере международного сотрудничества – обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

 

Стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а) осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

 

б) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий;

 

в) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

 

г) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами России;

 

д) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия – Европейский союз;

 

е) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;

 

ж) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;

 

з) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;

 

и) развитие ресурсной базы Арктической зоны России за счет использования перспективных технологий;

 

к) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

 

Главные цели государственной политики России в Арктике достигаются решением следующих задач:

 

а) в сфере социально-экономического развития необходимо:

 

  • осуществить геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

 

  • обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений;

 

  • осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую инфраструктуру;

 

  • оптимизировать экономические механизмы «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, внедрения энергосберегающих технологий;

 

  • обеспечить реструктуризацию объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного типа;

 

  • сформировать систему контроля за обеспечением безопасности судоходства;

 

  • создать систему комплексной безопасности для защиты территории и населения от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В сфере военной безопасности и охраны государственной границы в Арктической зоне Основы считают необходимым:

 

  • создать группировки войск общего назначения, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки;

 

  • оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях Арктической зоны и организации инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути;

 

Основными мерами по реализации государственной политики в сфере военной безопасности, защиты государственной границы создание функционирующей системы береговой охраны и повышение эффективности взаимодействия с сопредельными государствами по вопросам борьбы с терроризмом, пресечением контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов.

 

В сфере экологической безопасности необходимо, как это подчеркивается в Основах:

  • обеспечить сохранение биологического разнообразия арктической фауны и флоры, в том числе путем расширения особо охраняемых природных территорий и акваторий.

 

Намеченные в Основах мероприятия осуществляются в три этапа.

 

На первом этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

 

  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны;

 

  • реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года;

 

  • реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства.

 

На втором этапе (2011-2015 годы) должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны Российской Федерации и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов;

 

  • решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне России на основе освоения минерально-сырьевой базы и биологических ресурсов региона;

 

  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задачи обеспечения евразийского транзита.

 

На третьем этапе (2016-2020 годы) должно быть обеспечено превращение Арктической зоны России в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации.

В целом в среднесрочной перспективе реализация государственной политики в Арктике позволит России сохранить роль ведущей арктической державы.

В дальнейшем, как это подчеркивается в Основах, необходимо осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.

Таким образом, утвержденные Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике дают ясные ориентиры предстоящей деятельности в регионе, направленной на превращение его в новую топливно-энергетическую базу страны с развитой инфраструктурой для развития других отраслей хозяйства и организации надежной работы Северного морского пути.

Освоение Арктики весьма дорогостоящая и долговременнее задача. Сугубо оценочные издержки добычи нефти здесь составляют на наиболее легких и доступных участках 30-40 долл. за баррель, а в целом по региону в 40-100 долл. за баррель[137]. При этом надо исходить из того, что если инвестирование в Арктику начнется сегодня, то добычу нефти в регионе следует ожидать не раньше, чем через 15-20 лет.

Общие затраты на освоение региона пока никто не определял. «Роснефть» подсчитала затраты на освоение нефтяных месторождений в Арктике. По оценкам президента компании С. Богданчикова, они составят 61 трлн рублей. Нефтяники надеются, что большая часть этих денег будет предоставлена государством, для чего предлагается создать новый национальный проект «Шельф»[138].

Из заявленной суммы в 61 трлн, 45 трлн рублей капвложений потребуется на освоение шельфовых месторождений, 16 трлн – на геологоразведочные работы. На спорные шельфовые зоны, принадлежность которых пока не определена, потребуется дополнительно порядка 1—12 трлн рублей инвестиций. Из них стоимость геологоразведочных работ составит 2,7 трлн рублей, освоение запасов – 7 трлн рублей.

В России освоение Арктики связано с началом работ по освоению арктических месторождений Штокман и Приразломное, началом работ в устье Оби, активизацией деятельности на Ямале и в других районах, освоением Северного морского пути и наращиванием мощи ледокольного флота, модернизацией портового хозяйства по Северному морскому пути.

Важным вкладом в освоение российской Арктики – пуском летом 2008 г. не имеющей аналогов в мире системы транспортировки крупных партий нефти в условиях Заполярья. Речь идет о начале регулярных отгрузок нефти с нефтяного терминала порта Варандей, расположенного на побережье Баренцева моря. Три танкера (уже два курсируют) создают своего рода энергетический мост Варандей – Мурманск. Главное – положено начало выходу российского танкерного флота на новые пути к перспективным рынкам стран Азии и Тихого океана. В. Алекперов, президент ОАО «Лукойл», высоко оценил возможности нового проекта, отметив, в частности, что новый российский транспортный коридор позволяет с наименьшими затратами экспортировать нефть по кратчайшему морскому пути в страны Европы и Северной Америки.

Как известно, Варандейский терминал предназначен для экспорта нефти, добываемой «Лукойл’ом в Тимано-Печерской нефтегазовой провинции. Экспорта именно по морю. Уникальность его в том, что в таких высоких широтах и в таких суровых климатических условиях российские пароходства, да, впрочем, и никакие другие, не занимались регулярными перевозками крупнотоннажных партий нефти.

Челночные перевозки во льдах в условиях экстремально низких температур требуют особой организации, серьезной работы по подбору кадров, уникальных технических и технологических решений. Опыт эксплуатации танкеров позволит найти наиболее правильные технические решения для создания судов, которые в будущем повезут сжиженный природный газ и нефть с месторождений Штокмана, полуострова Ямал, устья Оби. В этой связи министр транспорта России И.Левитин заявил, что до 2020 г. в России будут построены шесть мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа.

Важную роль в пополнении флота России ледоколами и транспортными судами высокого ледового класса призвана сыграть, помимо российских судостроительных компаний, судостроительная группа Wadan Yards, образованная в 2008 г. в результате сделки по приобретению российскими инвесторами части активов немецкой Aker Yards. В новой компании 70% акций принадлежит российским инвесторам и 30% южнокорейскому концерну STX. Компании принадлежат две верфи в Германии (в Висмаре и в Варнемюнде) и Николаевский завод «Океан» на Украине. Создание новой компании было продиктовано потребностями России в приобретении судов ледового класса для работы в Арктике и на Сахалине.

По мнению экспертов, строительство подобных судов на российских верфях займет примерно вдвое больший срок и в результате окажется дороже. Одно из лучших в России предприятий – «Адмиралтейские верфи» производит около двух среднетоннажных судов в год, а верфь в Висмаре – 12.

Всего потенциальный объем российских заказов до 2015 г. на германских верфях составит более 600 судов различных видов, в том числе газовозов, морских буровых платформ, ледоколов и плавучих АЭС. Среди заказчиков «Газпром», «Роснефть», Совкомфлот, Росморпорт, «Норильский никель» и др.

Несмотря на широковещательные призывы к освоению богатств Арктики, состояние поисковых работ в регионе желает много лучшего. На прошедшей летом 2008 г. в Мурманске очередной сессии Горного совета Северо-западного федерального округа отмечалось, что объемы геологоразведочного бурения здесь упали с 1992 г. в десять раз. В Баренцевом море пробурена одна скважина на 27 тыс кв.км., в Печорском море – одна на 9 тыс. км, а в Карском море – одна на 80 тыс кв. км, в то время как специалисты считают, что ежегодно надо бурить 7-8 скважин в Баренцевом и Карском морях. Это лишний раз показывает недооценку соответствующих инстанций разработки шельфов в России, итогом чего является то, что в России освоение шельфов дает лишь 2% добычи нефти и газа, тогда как в мире этот показатель равен 35%. При этом Россия располагает самой большой береговой линией в мире, что обеспечивает ей лидерство и по площадям шельфов.

Интерес к освоению арктических регионов в других странах возрастает с небывалой быстротой. Пресса буквально изобилует сообщениями об организации экспедиций, проведении научных конференций, закладке ледоколов и специализированных судов для работы в условиях Арктики. Недавно Китай открыл научную лабораторию на Шпицбергене, его ледокол «Северный Дракон» дважды совершал походы в Северный Ледовитый океан, судостроители Китая строят специальную подводную лодку с возможностью обеспечить работу на дне в условиях Арктики. Осваивает строительство ледоколов Финляндия.

В 2008 г. Royal Dutch Shell заплатила 2,1 млрд долл. за право организации поисковых работ в прибрежных водах Аляски, считая, как заявили представители компании, что этот район является одним из наиболее обещающих месторождений, еще оставшихся в мире[139].

Наибольшую активность в освоении Арктики предпринимает Норвегия. Освоив ряд месторождений в Северном море, Норвегия успешно справилась с проектом Сновит в Баренцевом море, где, помимо освоения газового месторождения, был построен газопровод на материк и сооружен завод по производству СПГ. Опыт технологических решений в реализации арктических проектов обусловил выбор Норвегии как партнера в лице Статойл Гидро в разработке крупнейшего российского арктического проекта Штокман.

Английский поэт Александр Поп, живший в 1668-1744 гг., писал: «Море соединяет страны, которые оно разделяет». Хотелось бы, чтобы этот принцип лег в основу арктической политики США, Канады, России, Норвегии, ЕС и других стран.

 

 


Глава V

Глобальная энергетическая безопасность и проблемы

изменения климата

 

 

Сегодня, пожалуй, нет такой глобальной проблемы, которая не обсуждалась бы так настоятельно и эмоционально, как проблема изменения климата. При этом, с одной стороны, в ходе ее обсуждения ученые приводят такие тревожные факты, что невольно хочется повторить за Грибоедовым: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи», а с другой стороны, приходится удивляться, насколько легкомысленно политики отказываются от радикальных решений под влиянием медленного темпа развития процесса экологической катастрофы и необходимости крупных расходов на меры по ее замедлению. Оправданием этому в какой-то степени может служить, как это подчеркнул министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю. Трутнев, представляя правительству проект климатической доктрины, ограниченность знаний человечества об изменении климата, что базируется в основном на косвенных измерениях[140]. При этом следует иметь в виду, что результатами инструментальных замеров температуры на планете, важнейшем показателем изменения климата, мы располагаем за период около 150 лет. Эти данные убедительно показывают, что среднегодовые температуры в России за историю наблюдений в среднем выросли на 3-4 градуса[141]. По подсчетам МЧС России, за последние сто лет среднегодовая температура на Земле увеличилась на один градус, но при этом 40% этого потепления произошло за последние десять лет. Было установлено, что летние температуры в бассейне Северного Ледовитого океана растут в 2-3 раза быстрее, чем в других районах земного шара, что вызывает ускоренное таяние льда и повышает уровень мирового океана.

Международное энергетическое агентство в своем прогнозе развития энергетики исходит из того, что температура в мире до конца столетия увеличится в среднем на 60 по шкале Цельсия[142].

Глобальное повышение температуры носит антропогенный характер. Еще в 1927 г. в «Очерках геохимии» В.Вернадский писал о том, что сжигание больших количеств каменного угля должно привести к изменению химического состава атмосферы и климата. Сегодня человечество сжигает ежегодно (в пересчете на нефтяной эквивалент) 4 млрд т нефти, 2,6 млрд т природного газа, 3,2 млрд т угля, не считая торфа, горючих сланцев, дров и других источников тепла и энергии. Все это превращается в СО2 или углекислый газ, называемый также парниковым газом. Кроме того, резко увеличиваются выбросы в атмосферу и других парниковых газов, в частности метана, окислов азота и др.

Эти газы способствуют возникновению парникового эффекта, т.е. свойства атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землей.

Вопрос потепления климата планеты имеет две четко разнящиеся друг от друга по последствиям проблемы: одна – это возможность получить доступ к новым ресурсам, заселить Гренландию и другие территории, открыть новые судоходные трассы. Другая, имеющая самые трагические последствия, проблема сводится к тому, что потепление приведет к затоплению прибрежных береговых зон, к исчезновению горных ледников, дающих начало рекам, опустыниванию многих регионов и другим не менее отрицательным последствиям.

Проблема изменения климата, столь трагичная для людей, не имеет границ. У всех одно небо над головами. Поэтому мировое сообщество уже сейчас (завтра будет поздно) должно решить вопрос, бороться ли с этими разрушительными результатами изменения климата или нет, и как это можно сделать наиболее эффективным и дешевым способом, очевидно, связав себя определенными юридическими обязательствами.

Ученые подсчитали, что ускоренное экономическое развитие при отсутствии должных мер предосторожности неизбежно приводит к еще более высокому выбросу в атмосферу парниковых газов и метана. По их оценкам, к концу текущего столетия выбросы СО2 на планете удвоятся, что вызовет, как уже упоминалось, повышение среднегодовой температуры на шесть градусов по Цельсию. Этот процесс будет проходить постепенно, ускоряясь по мере убыстрения экономического развития и отсутствия достаточных мер предосторожности. Но главное в этой проблеме это то, что этот процесс уже пошел и уже приводит к необратимым последствиям. Так, за последние три десятилетия площадь ледникового щита Арктики уже сократилась на 15-20%[143]. Уже сейчас в Западной Сибири вечная мерзлота оттаивает на четыре сантиметра в год, а в ближайшие 20 лет ее границы сдвинутся на север на 80 километров[144]. А это означает, что любым постройкам, будь то дома, железные дороги, аэродромы, трубопроводы, порты, склады, находящимся в зоне мерзлых пород, грозит разрушение. К этому надо добавить, что 60% территории России приходится именно на районы залегания вечной мерзлоты.

Затопление суши вследствие таяния льдов вызовет буквально катастрофу во многих регионах мира. Так только в Южной Азии могут потерять жилье 2 млрд человек, поскольку их дома расположены в пределах 60 км от побережья[145]. Под угрозой затопления будут находиться и многие районы в России, особенно в зонах добычи нефти и газа.

На презентации проекта климатической доктрины России министр Ю. Трутнев сообщил, что, по расчетам российских ученых, за последние 100 лет уровень мирового океана возрос примерно на 10 см; в случае продолжения этой тенденции уже к 2050 г. океан может подняться еще на 10-20 см. При повышении уровня океана еще на 10 см к 2050-2070 г. может быть затоплена значительная территории Санкт-Петербурга и Ямала, при росте на 20 см – под угрозу затопления попадает часть Архангельской и Мурманской областей и ряд других территорий страны.

Для других стран ситуация складывается еще хуже. Утонет Голландия, значительная часть побережья Северной Америки, часть Нью-Йорка, некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Тревожит то, что процессы изменения уровня океана начинают ускоряться. Так, соответствующие замеры таяния ледников, проведенные со спутников, показали, что процесс повышения уровня океана будет более интенсивным, чем предсказывалось ранее. Теперь ожидают, что уровень океана повысится к 2100 г. на 50-100 см против 18-59 см, как это отмечалось в IV оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН в 2007 г.[146]

В предыдущей главе было подробно рассказано, как быстро тает ледяной покров в Арктике. К этому надо добавить, что и Антарктика – другой ледяной бастион планеты – начинает подвергаться воздействию климатических изменений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.