КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К Энергетической хартии 2 страница
Важным для инвестора оказывается положение ДЭХ об отдельных инвестиционных договорах. Как известно, специфической особенностью инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе является осуществление наиболее крупных инвестиционных проектов на основе отдельных договоров между инвестором и государством. Учитывая это, ДЭХ предусматривает положение, обязывающее каждую договаривающуюся сторону соблюдать все обязательства, которые она приняла в отношении инвестора или инвестиции любой другой договаривающейся стороны. Это положение охватывает любые контракты, которые принимающая страна заключила с дочерней компанией иностранного инвестора в принимающей стране, или контракты между принимающей страной и компанией-учредителем дочерней компании. Важным следствием применения положений ДЭХ является то, что нарушение принимающей страной отдельного инвестиционного договора становится нарушением ДЭХ. В результате иностранный инвестор и его страна могут прибегнуть к содержащемуся в Договоре механизму урегулирования споров. Тем не менее ДЭХ предоставляет договаривающейся стороне право исключать в таких случаях возможность международного арбитража. Такое решение предпочли три страны – Австралия, Венгрия и Норвегия, что зафиксировано в ДЭХ. Важным аспектом, влияющим на формирование инвестиционного климата в подписавших ДЭХ странах, куда направляются российские инвестиции, являются положения статьи о связанных с торговлей инвестиционных мерах (так называемые положения «СТИМ» или английское «ТРИМС»), базирующиеся на применении III и XI статей ГАТТ и положений Соглашения ТРИМС из пакета документов ВТО. Эти положения предусматривают, что договаривающиеся стороны не будут применять обязательные или принудительные меры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности иностранных инвесторов. К числу таких мер ДЭХ относит следующие меры, когда они являются обязательными или когда их осуществление обеспечивается согласно национальному законодательству или административным решением: а) обязательная закупка или использование предприятием инвестора продукции отечественного (местного) происхождения или из какого-либо отечественного источника; б) обязательное ограничение закупок или использования предприятием инвестора импортной продукции величиной, связанной с объемом или стоимостью экспортируемой им местной продукции; в) ограничение импорта предприятием инвестора продукции, используемой в его местном производстве или связанной с ним как в целом, так и с величиной, связанной с объемом или стоимостью экспортируемой им местной продукции; г) ограничение импорта предприятием инвестора продукции, используемой им в местном производстве, путем ограничения его доступа к иностранной валюте суммой, увязанной с причитающимися предприятию поступлениями в иностранной валюте; д) ограничение экспорта или продажи на экспорт предприятием инвестора продукции не зависимо от того, оговаривается ли при этом определенная продукция, объем или стоимость продукции его местного производства. В ДЭХ оговорено, что договаривающиеся стороны должны устранить применяемые в их практике меры, не совместимые с положениями ТРИМС, в течение определенного периода (для стран – не членов ВТО, т.е. для России, в течение трех лет). Даже беглый обзор и сопоставление инвестиционного режима по ДЭХ с действующим в России инвестиционным режимом по российскому законодательству показывает, что Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ, являющийся основополагающим актом, предоставляет иностранным инвесторам режим более либеральный, чем инвестиционный режим, устанавливаемый ДЭХ. Россия не делает различий между прединвестиционным периодом и периодом, когда инвестиция уже осуществлена. НР предоставляется иностранному инвестору на всех стадиях инвестиционного процесса. Важны для России, как экспортера энергоресурсов, и положения ДЭХ о суверенитете над энергетическими ресурсами. В этих положениях, прежде всего, подтверждается принцип государственного суверенитета над природными ресурсами, при этом оговаривается, что суверенитет должен осуществляться в соответствии с нормами международного права и при их соблюдении. За исключением этого обязательства, договаривающиеся стороны остаются свободными в проведении своей национальной энергетической политики. За ними также сохраняется суверенное право на определение системы владения собственностью на энергетические ресурсы. Важно также, что в положениях ДЭХ оговаривается право договаривающейся стороны прямого участия правительства или через государственные предприятия в разведке и эксплуатации месторождений. В ДЭХ также приводится весьма обстоятельный перечень суверенных прав государства в разведке и освоении месторождений, охватывающий не только производственную деятельность, но и налогообложение, охрану окружающей среды и само участие государственного сектора. К ним относятся: · решать, какие географические районы в пределах его территории будут выделены для разведки и разработки его энергетических ресурсов;
· решать вопросы оптимизации их добычи, а также какими темпами они могут разрабатываться или эксплуатироваться иным образом;
· устанавливать и распоряжаться любыми налогами, роялти или другими финансовыми выплатами в силу такой разведки и эксплуатации;
· регулировать аспекты охраны окружающей среды и безопасности такой разведки, разработки и освоения и
· участвовать в такой разведке и эксплуатации путем, в числе прочего, прямого участия правительства или через государственные предприятия.
Эти положения особенно важны в современных условиях, когда государственный сектор окончательно утвердился в мировой нефтедобывающей промышленности. Согласно данным, приведенным на XVIII сессии Конференции по Энергетической хартии, в настоящее время государственным компаниям в мире принадлежит 88% запасов нефти и 90% запасов газа. Государственные компании осуществляют добычу 64% нефти и 56% газа[166]. Важным достоинством ДЭХ является четко разработанная в нем система разрешения международных споров. Соответствующие положения обеспечивают иностранным инвесторам справедливое, последовательное и предсказуемое толкование и применение норм Договора всеми договаривающимися сторонами. Если же инвестор какой-либо договаривающейся стороны не выполняет своих обязательств в части защиты инвестиций, такой инвестор может выбрать, передать ли спор в национальный суд, использовать ли любую, предварительно согласованную процедуру разрешения споров или передать спор в международный арбитраж, при этом в ДЭХ приводятся конкретные всемирно авторитетные органы разбирательства возникающих споров. Помимо разрешения споров между страной – реципиентом и инвестором, ДЭХ предусматривает процедуру разрешения спорных инвестиционных вопросов также между договаривающимися сторонами, споров по торговым вопросам, споров, возникающих в связи с нарушением экологических норм и споров по транзитным проблемам. Предоставление широких возможностей по выбору надлежащих инстанций для решения спорных вопросов существенно улучшает инвестиционный климат принимающей инвестиции страны. В то же время наличие столь разветвленной системы судебных органов существенно расширяет возможности российских инвесторов защищать свои интересы за рубежом. Подписание Россией и другими странами СНГ в 90-е годы Договора к Энергетической хартии помогло этим государствам разработать собственное инвестиционное законодательство адекватное международным нормам, а также обогатило юридическую составляющую двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. ДЭХ сыграл также заметную роль и в повышении инвестиционного и кредитного имиджа России и других стран СНГ. Бесспорную политическую и экономическую выгоду получили от участия в ДЭХ и другие страны, подписавшие этот документ. Особую роль играют положения ДЭХ о транзите. До появления ДЭХ международными правилами, применявшимися к транзиту, были положения статьи 5 ГАТТ, провозглашавшей принцип «свободы транзита» и недискриминации при его осуществлении. ДЭХ с его специальной статьей, посвященной регулированию транзита, не только значительно повысил практическую значимость этого документа, но и вооружил международную практику сводом определенных правил осуществления транзита. Анализируя положения о транзите, следует отметить, что к сооружениям для транспортировки, по которым осуществляется транзит, ДЭХ относит: магистральные газопроводы высокого давления, высоковольтные системы и линии электропередач, магистральные нефтепроводы, угольные пульпопроводы, нефтепродуктовые проводы, другие специальные стационарные объекты для перемещения энергоносителей, в частности портовые сооружения. ДЭХ не распространяет свои положения на морской, железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт и соответствующие сооружения для такой транспортировки, за исключением портовых сооружений. Важнейшие положения ДЭХ по транзиту сводятся к следующему: · стороны должны принимать необходимые меры для облегчения транзита ЭМП в соответствии с принципом «свободы транзита», без различия в отношении происхождения, места назначения или владельца ЭМП, без дискриминационных тарифов, без чрезмерных задержек, ограничений или сборов;
· стороны обязуются предоставлять при транзите не менее благоприятный режим в отношении транзитируемых ЭМП, чем тот, который предоставляется ЭМП, происходящих из ее собственной территории или предназначенной для нее;
· стороны поощряют сотрудничество в области транзита посредством модернизации сооружений, обеспечивающих транзит, строительства новых мощностей, ликвидации последствий перебоев в транзите;
· стороны обязуются не препятствовать созданию новых транзитных мощностей в случаях, когда транзит невозможно осуществлять на коммерческих началах, за исключением тех случаев, когда национальное законодательство, совместимое с положениями ДЭХ по общим принципам транзита, не предусматривает иное;
· стороны обязуются не прерывать или не сокращать в течение до 16 месяцев существующие потоки транспортируемых стороны обязуются не прерывать или не сокращать в течение до 16 месяцев существующие потоки транспортируемых транзитом ЭМП в случае возникновения спора до завершения процедуры разрешения этого спора;
· стороны соглашаются на применение специальной процедуры урегулирования споров в случае, если предусмотренными ДЭХ процедурами не удается достичь нужных результатов.
Учитывая исключительную важность решения проблемы обеспечения надежности транзита, договаривающиеся стороны ДЭХ приняли решение о разработке Протокола по транзиту, который должен дополнить, расширить и уточнить положения ДЭХ, не отклоняясь от каких-либо зафиксированных в нем обязательств или противореча им. Переговоры по разработке Протокола к ДЭХ по транзиту начались в начале 2000 г. и продолжаются до сих пор при наличии существенных разногласий, вызванных несогласием ЕС искать компромиссные варианты развязок на переговорах. Проблемы обеспечения надежного транзита имеют ключевое значение для России, учитывая ее географическое положение и роль экспорта нефти и газа в экономике страны. Так практически все поставки газа, кроме поставок в Финляндию, Белорусь и Украину, осуществляются транзитом, пересекая границы до 14 государств. В 2007 г. экспорт транзитом нефти по нефтепроводу «Дружба» составил 30%, 6% нефти направлялось транзитом по железной дороге и 64% морем из морских терминалов. Высок удельный вес транзита и при экспорте нефтепродуктов. Можно предположить и высокую зависимость от транзита и будущего экспорта на Запад российской электроэнергии. Российский транзит нефти и газа исключительно уязвим от коммерческой и политической конъюнктуры двух соседних стран – Беларуси и Украины. Газовая война с Беларусью и две газовые войны с Украиной поставили перед Россией проблему осуществления диверсификации трубопроводных магистралей, соединяющих ее с рынком ЕС. Особое значение в этом отношении приобретает намеченные к строительству магистральные газопроводы по дну Балтийского и Черного морей, так называемые Северный и Южный потоки. Трудно переоценить значение нефтепровода, строящегося в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, открывающего новое экспортное окно для России в азиатско-тихоокеанский регион. Испытывая острую транзитную зависимость от соседей, Россия и сама является транзитной территорией для энергоносителей Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и до недавнего прошлого Азербайджана. Важность для России решения транзитных проблем четко сформулировал, выступая еще в 2003 г. в Брюсселе, тогдашний заместитель председателя правительства, а ныне министр промышленности и торговли Виктор Христенко, который сказал: «Ратификация Энергетической хартии означает сегодня для России только одно: завершение переговоров и согласование окончательных формулировок по единственному протоколу, не вошедшему в ДЭХ. То есть по транзитному протоколу…Как только мы достигнем здесь удовлетворительных результатов, мы будет готовы подписать его. Пока результата нет. Поэтому мы предлагаем продолжить работу, а затем, соответственно, будет открыта возможность рассмотрения ДЭХ в целом» [167]. Важное место в ДЭХ занимает статья о доступе к капиталу, которая призвана обеспечить доступ иностранных инвесторов к рынкам капитала принимающей страны. В частности, речь может идти о возможности доступа к кредитам в банках принимающей страны, поскольку зачастую именно они более привлекательны, чем банки страны, к которой принадлежит инвестор. Это часто обусловлено стремлением инвесторов избавиться от рисков ограничений, существующих для банков собственной страны или желания избежать колебаний обменного курса валют при необходимости пользования кредитованием в течение длительного времени. Положения ДЭХ, признавая важность открытых рынков капиталов для финансирования торговли и инвестиций в области энергетики, тем не менее весьма осторожно формулируют обязанности стран в создании благоприятных условий для доступа к капиталам, используя форму мягкого юридического обязательства. Договаривающиеся страны будут стремиться создавать условия для доступа на свой рынок капитала компаниям и гражданам других договаривающихся стран. Передача технологии имеет важное значение в контексте международного сотрудничества в области энергетики. В ДЭХ проблемам, связанным с передачей технологий, посвящена специальная статья, предусматривающая обязанность сторон способствовать доступу к энергетическим технологиям и их передаче на коммерческой и недискриминационной основе. Однако это обязательство обусловлено существующими национальными законами, включая правила и меры по охране прав интеллектуальной собственности. Поскольку, также как и статья о доступе к капиталу, статья о передаче технологии не требует изменения национального законодательства, положения обеих статей могут быть охарактеризованы как нормативные пожелания, обязывающие стороны ДЭХ лишь «стремиться» к выполнению содержащихся в них обязательств, что сильно ограничивает практическую значимость этих статей, с одной стороны, и не создает каких-либо угроз для России и ее экономике, с другой стороны. Защите окружающей среды в ДЭХ посвящена отдельная статья, в которой содержится положение о том, что каждая договаривающаяся сторона будет стремиться (мягкая форма юридического обязательства) сводить к минимуму экономически эффективными методами вредное воздействие на экологию, имеющее место либо в пределах, либо за пределами ее территории. При этом подчеркивается, что стороны будут действовать, исходя из соображений рентабельности, а также что виновники загрязнения на территории договаривающейся стороны должны, в принципе, нести расходы в связи с загрязнением, включая трансграничное загрязнение. В статье приводится подробный перечень рекомендаций сторонам по формированию политики в области охраны окружающей среды и вводится оговорка, предусматривающая, что каждая договаривающаяся сторона сама решает, в какой мере оценки и наблюдение за экологическим влиянием должны определяться правовыми требованиями, какие органы власти будут принимать решения относительно требований к защите окружающей среды, а также устанавливать надлежащие процедуры осуществления принимаемых решений. Статья не налагает прямых обязательств в области окружающей среды на иностранных инвесторов, поскольку исходит из принципа, что охрана окружающей среды, прежде всего, является вопросом национальной политики. Именно внутренний правопорядок принимающей стороны устанавливает экологические стандарты для национальных и иностранных компаний, действующих на ее территории. ДЭХ подчеркивает, что международные соглашения в области экологии могут применяться и путем их интеграции во внутренние законы и нормативные акты. Анализ положений статьи показывает, что они не содержат каких-либо обязательств к изменению существующей в России законодательной базы. Статьей о налогообложении ДЭХ выводит из-под действия ДЭХ и существующий у договаривающихся сторон порядок налогообложения и, тем самым, не создает каких-либо обязательств в отношении налоговых мер. В ДЭХ предусмотрен ряд прямых изъятий из действия Договора, в том числе ряд изъятий, играющих важную роль в обеспечении суверенных прав договаривающихся сторон. В нем, в частности, зафиксировано, что положения ДЭХ не будут истолковываться, как препятствующие принятию договаривающейся стороной любой меры, которую она считает необходимой, для защиты важных интересов ее безопасности, в том числе относящейся к снабжению ЭМП военного комплекса или предпринятую во время войны, вооруженного конфликта или других чрезвычайных ситуаций в международных отношениях, а также для поддержания общественного порядка. При этом подчеркивается, что такая мера не должна представлять собой скрытое ограничение транзита. Существенным изъятием из действия ДЭХ является положение о нераспространении любого преференциального режима, вытекающего из членства договаривающейся стороны в зоне свободной торговли, или в таможенном союзе, или предоставляемого по двусторонним или многосторонним соглашениям в области экономического сотрудничества между государствами, ранее входившими в СССР, на другие договаривающиеся стороны. Это означает, в частности, что преференциальный режим, предусмотренный положениями договоров между членами СНГ или участниками других соглашений об экономической интеграции, в частности ЕврАзЭс, не будет распространяться на других участников ДЭХ. Положения ДЭХ не должны препятствовать договаривающейся стороне соблюдать любые меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных и растений, не препятствовать мерам, существенно важным для приобретения или распределения ЭМП в условиях дефицита, возникшего по причинам, не зависящим от этой договаривающейся стороны, а также направленной на оказание помощи инвесторам, которые принадлежат к представителям коренных народов или к незащищенным в социальном или экономическом отношении. Важной особенностью ДЭХ, которая должна учитываться каждой договаривающейся стороной и инвесторами принимающих инвестиции стран, является положение о продолжительности действия Договора вотношении инвестиций, осуществленных на территории договаривающейся стороны. Срок действия этих положений устанавливается ДЭХ в течение двадцати лет, независимо от того, вступил ли ДЭХ в силу для данной договаривающейся стороны или она применяет его на временной основе. Более того, на инвесторов договаривающихся сторон, выступающих в ДЭХ на временной основе, действующими в течение двадцати лет остаются не только статьи об инвестициях, но и статьи об урегулировании споров. В целом выход из ДЭХ любая сторона может осуществить по истечении пяти лет с даты вступления в силу ДЭХ для этой стороны. ДЭХ допускает возможность заключения соглашения об ассоциации с государствами или Организациями Региональной Экономической Интеграции (скажем, ЕврАзЭс) с целью осуществления положений и принципов ДЭХ. Хотя ДЭХ не допускает каких-либо оговорок к Договору, тем не менее Договор содержит набор условий по внесению поправок в его текст. ДЭХ специальной статьей предусматривает разработку специализированных Протоколов и Деклараций к Энергетической хартии, ставя условием участие в них только стран, подписавших ЕЭХ и ДЭХ. Первым документом такого рода является Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам, подписанный одновременно с ДЭХ и требующий, как и ДЭХ, соответствующей ратификации. Протокол определяет программные принципы оказания содействия повышению энергетической эффективности, которая рассматривается как значительный источник энергии и как фактор последующего ослабления неблагоприятного воздействия энергетических систем на окружающую среду. Кроме того, он содержит принципы для разработки программа по повышению энергетической эффективности, намечает области сотрудничества, а также создает основу для развития совместных и скоординированных действий. Эти действия могут охватывать поисковые работы, разведку, производство, преобразования, хранение, транспортировку, распределение и потребление энергии и могут относиться к любому экономическому сектору. Кроме Протокола по энергоэффективности и уже упоминавшегося выше Протокола по транзиту, к рассмотрению в разное время вносились предложения о разработке в будущем протоколов по электроэнергетике, углеводородам, углю, возобновляемым источникам энергии, а также по передаче технологий и чрезвычайным мерам на случай аварий, имеющих также трансграничные последствия. Разработка новых протоколов, бесспорно, могла бы существенно расширить сферу деятельности в рамках ДЭХ, особенно в сферах наибольшего интереса для России – углеводороды, электроэнергия, уголь и передача технологий. Объемы настоящей главы не позволяют остановиться даже на кратком изложении на других положениях ДЭХ, в частности, на связанных с торговлей инвестиционных мерах, конкуренции, конкретных положениях инвестиционной части, открытости, государственных и привилегированных предприятиях, соблюдении Договора субнациональными властями, институциональных статьях, многочисленных приложениях, заявлениях, обменных письмах и других сопутствующих документов. Достаточно отметить, что весь пакет документов ДЭХ изложен на более чем 250 страницах. Однако, по мнению автора, даже то, что кратко рассказано в этой главе, должно убедить читателя в том, что ДЭХ до сих пор представляет собой важный документ, обеспечивающий юридические рамки возможностей прежде всего для инвестиционных процессов в сфе ре ТЭК договаривающихся стран. В этой связи следует отметить, как вывод, что ДЭХ до сих пор остается практически единственным в мире документом, сформировавшим международный минимальный стандарт правил и правовых норм инвестирования с иностранным участием, которые можно применять не только в энергетике, но и в любой другой отрасли экономики. Правила инвестирования ГАТС намного уже и применимы только в сфере оказания услуг. Попытка стран ОЭСР разработать многостороннее соглашение по инвестициям, нормы которого во многом повторяли положения ДЭХ, так и не были реализованы, а проект документа практически утонул в бездонных архивах ВТО, куда был передан для дальнейшего рассмотрения и работы над ним. Таким образом, можно отметить, что ДЭХ и до сих пор продолжает играть роль прототипа многих будущих документов в области международного инвестирования капиталов. Другой важной особенностью ДЭХ как международного документа, является его всеобъемлемость – ДЭХ распространяет свое действие на всю цепочку звеньев ТЭК от добычи до торговли, охватывая все виды энергоресурсов. Именно он соединяет воедино минимальные стандартные правила игры на рынке энергоресурсов, что особенно важно для России, выступающей крупнейшим и важнейшим игроком на этом рынке, являясь экспортером всех видов энергоресурсов и участвуя во всех видах деятельности в ТЭК. Подытоживая сказанное, следует отметить, что среди наиболее важных для России положений и принципов ДЭХ особо выделяются: · принцип незыблемости национального суверенитета над ресурсами и инфраструктурой; · принцип «взаимодополняемости экономик», позволяющий вписать наш доступ к каналам продвижения наших товаров к потребителю в цели ДЭХ. Использование этого принципа может послужить хорошей стратегической посылкой в возможных переговорах о создании единого энергетического пространства в Западной Европе и в частности с ЕС; · положения инвестиционных статей ДЭХ как основа для будущих модификаций норм инвестиционного законодательства либо в сторону максимального привлечения дополнительных инвестиций в ТЭК или, наоборот, в сторону сохранения их как дополнительную защиту от чрезмерной иностранной экспансии в российский ТЭК; · положения инвестиционных и других разделов ДЭХ как основа защиты наших инвестиций и инвесторов в других странах – участницах ДЭХ, являющихся объектами нашей торговли энергоресурсами, их переработки или добычи. Это обстоятельство практически игнорируется при рассмотрении важности ДЭХ для России, хотя наши инвестиции в зарубежные ТЭК растут, а потребности в их защите увеличиваются; · существенное расширение возможностей по урегулированию споров за счет привлечения к их решению авторитетнейших мировых организаций, что повышает наш инвестиционный рейтинг, с одной стороны, а с другой стороны, повышает защищенность зарубежных капиталовложений российских компаний. · положения, устанавливающие правила игры при осуществлении транзитных операций, играющих все более важное значение как для экспортеров энергоресурсов, так и для их импортеров. Возможность совершенствования этих правил в ходе разработки Протокола к ДЭХ по транзиту. Возникновение в 2008 г. не по вине России новой ситуации в мировой политике, связанной с вооруженной агрессией Грузии заставляют нас взглянуть на ДЭХ с точки зрения возможности использовать этот юридический акт для защиты интересов России в международных экономических отношениях от возможных санкций и других мер, к которым призывают антироссийские силы под влиянием своего эгоцентрического восприятия современного мироустройства. При принятии решения по вопросу, участвовать или не участвовать России в ДЭХ, имело бы смысл исходить из того, что против России, являющейся полноправной страной-членом ДЭХ, в случае его ратификации труднее устанавливать и применять санкции, поскольку ее интересы будут защищаться приоритетным международным правовым документом. Характерно, что США, в свое время активно участвовавшие в разработке ДЭХ, так и не подписали Договор, поскольку опасались, что это приведет к необходимости отмены поправки Джексона-Вэника, устанавливавшей санкции в отношении стран, входивших в СССР, а это противоречило духу и букве ДЭХ и Энергетической хартии, заложивших в основу Договора принцип недопущения дискриминации в международных экономических отношениях. Во всяком случае, можно утверждать, что международное соглашение имеет больше прав, чем единичные акты отдельных стран. К тому же надо учесть, что право ратификации подписанного документа не может быть оспорено другими сторонами Договора и принадлежит только России. Следует также иметь в виду, что Россия всегда строила свои отношения на признании приоритетности международного права. Президент Д. Медведев в 2008 г. озвучивший пять принципов внешней политики России, подчеркнул, что Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными странами[168]. Участие России в ДЭХ позволило бы, как это отмечалось выше, частично нейтрализовать возможные попытки сорвать процессприсоединения России к ВТО, распространив на нее на самом главном участке – торговля ЭМП режима близкого к режиму ВТО. Во-вторых, участие повысило бы степень защиты заграничных капиталовложений, а также и позволила бы в случае необходимости прибегать к услугам межгосударственных юридических институтов для решения споров между российским инвестором и принимающим инвестиции государством, а также в осуществлении межгосударственных отношений в сфере инвестиционных процессов. И, наконец, в третьих, участие в ДЭХ в сложившейся ситуации смогло обеспечить России также возможность сохранить статус кво и в проблемах осуществления переговоров по Соглашению о партнерстве и сотрудничеству (СПС). В условиях долгих переговоров заключенный в 1994 г. СПС с его оговоркой об автоматическом продлении будет продолжать действовать в неизменном виде (конечно, если ЕС не пойдет на его полную денонсацию), а это означает, что в нем сохранится и специальная статья, четко фиксирующая особый порядок использования положений именно ДЭХ в решении энергетических проблем с рамках СПС. В этой статье, в частности, оговорено, что в той степени, в которой вопросы, охватывающие СПС, регулируются ДЭХ, именно ДЭХ и его положения после вступления ДЭХ в силу применяются по отношению к таким вопросам. Заканчивая главу, автор хотел бы отметить, что, не умаляя положительной оценки важнейших положений ДЭХ, сохраняющих свое значение и в настоящее время, ДЭХ имеет и существенные недостатки, и крупные недоработки, и, что самое главное, он все более перестает отвечать международным реалиям сегодняшнего дня. Но об этом будет сказано в следующей главе. Во всяком случае принимать принципиальное решение в отношении ДЭХ надо с учетом всего комплекса проблем, связанных с осуществлением российской внешнеэкономической политики, с учетом того, что для России важно сохранить действующими в международном порядке основополагающие принципы и многие нормы энергетического и экономического сотрудничества, зафиксированные в ДЭХ.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |