Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефтегазовый потенциал Арктики 3 страница




Гигантский ледяной слой Антарктиды начал формироваться около 35 миллионов лет назад и с тех пор является неотъемлемой часть глобальной окружающей среды. Ледяной покров в среднем достигает толщины в 1,6 км и во многих местах превышает 3 км[147].

Вызванное изменением климата нарушение режима муссонных дождей и сокращение стока вод в реки в результате таяния ледников в Гималаях будет угрожать голодом одному миллиарду человек. Африканский континент, как считают эксперты, окажется среди наиболее пострадавших от изменения климата. Здесь ожидается расширение границ пустынь, потеря значительных площадей сельскохозяйственных угодий, возрастет засоленность почв. Серьезные угрозы возникнут и у таких стран, как Ирак, Турция, Сирия и Саудовская Аравия.

Последствия изменения климата коснутся и стран Латинской Америки, и прибрежного Китая и Японии. Особую угрозу они создадут в районах сосредоточения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и портовых хозяйств.

В специально подготовленном докладе Совета Евросоюза по проблемам изменения климата отмечается, что если не будут приняты соответствующие меры, мировой экономике придется тратить до 20% мирового ВВП ежегодно, чтобы существовать в новых условиях, тогда как сейчас эти расходы могли бы свестись к ежегодным тратам в размере одного процента ВВП. В докладе делается вывод, что изменения климата, если не заниматься этой проблемой сейчас, приведут к резкому обострению борьбы за доступ к ресурсам и создадут угрозу глобальной безопасности. Особенно это проявится, как отмечает доклад, в отношении ресурсов полярных регионов.

Рукотворными, по мнению ученых, являются и отдельные землетрясения, вызванные масштабными строительными работами по сооружению плотин ГЭС, бурением скважин или строительством шахт по добыче угля, как это в свое время имело место в Австралии, Индонезии и Китае.

Изменения климата влияют и на природный баланс планеты, вызывая практически все известные опасные гидрометеорологические явления. Только в России, по данным МЧС, частота таких явлений, как наводнения, засухи и тайфуны, встречаются из года в год, принося ущерб в 60 млрд руб.[148]

США после прихода к власти нового президента практически немедленно объявили о намерении серьезно заняться проблемами изменения климата, начав с назначения спецпредставителем США по вопросам, связанным с глобальным изменением климата, Тодда Стерна. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, это назначение «является ясным сигналом о том, что Соединенные будут энергично, стратегически и серьезно подходить к вопросам, связанным с глобальным изменением климата, и, следовательно, к проблемам создания чистой энергетики». Президент США Барак Обама заявил 26 января 2009 г., что для борьбы с глобальным потеплением климата необходимо создать «глобальную коалицию»[149].

Администрация Барака Обамы в своем первом бюджете выделила на решение энергетических и экологических проблем около 80 млрд долл., или одну десятую всех ассигнований, в том числе 33 млрд долл. на экологизацию электроэнергетического снабжения, 27 млрд долл. на повышение энергетической безопасности и 19 млрд долл. на решение проблем снижения экологического вреда, наносимого транспортом[150].

Агентство защиты окружающей среды получило на треть больше ассигнований, чем год назад. Объявлено, что всего на развитие экологических технологий в течение текущего десятилетия будет затрачено 150 млрд долл.[151]

В России оценкой изменения климата и его последствий занимается федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), который периодически готовит соответствующие доклады по климатическим изменениям. В последнем докладе, опубликованном в конце 2008 г., нашли широкое отражение факты, подтверждающие выводы международных организаций об ускорении процессов ухудшения климата по мере развития хозяйственной деятельности и необходимости участия всех стран в международных усилиях, направленных на уменьшение антропогенного воздействия на глобальный климат[152].

Данные наблюдений и модельных расчетов показывают, что климат территории России более чувствителен к глобальному потеплению, чем климат многих других регионов земного шара. За последние 100 лет (1907-2006 гг.), по данным Росгидромета, потепление в целом по России составило 1,290С при среднем глобальном потеплении 0,740 С.

В докладе показано, что во второй половине ХХ века, особенно в его последней четверти, на многих участках зоны многолетней мерзлоты происходило увеличение температуры верхнего слоя многолетнемерзлых пород, в отдельных регионах отмечалось увеличение глубины сезонного протаивания.

За последние 28 лет с начала спутниковых наблюдений (1979 г.) минимальная площадь сезонного морского льда в Арктике сокращалась на 9% за десятилетие.

Использование специально разработанных моделей показало, что:

· повышение среднегодовой температуры на территории России ожидается значительным большим, чем на всем земном шаре;

 

· ожидается, что дальнейшее увеличение водных ресурсов в регионах, где уже существует достаточное или избыточное увлажнение, и их уменьшение в регионах, где водообеспеченность является предельной или недостаточной в настоящее время;

 

· границы растительных зон будут, как правило, сдвигаться к северу. При этом на европейской части лесная зона будет расширяться как к северу, так и к югу, а в Сибири площадь лесов может сократиться при одновременном увеличении;

 

· значительно сократятся площади ледяного покрова;

 

· засушливость климата возрастет в лесостепи, степи и полупустыне. Более сухими станут степи Краснодарского края и Ростовской области. Чрезмерное увеличение хозяйственной нагрузки в условиях меняющегося климата может создать предпосылки для катастрофического локального опустынивания;

 

· к середине ХХI века южная граница многолетней мерзлоты сместится к северу: в Западной Сибири – в области интенсивного оттаивания многолетнемерзлых пород – через 20-25 лет на 30-80 км, а к 2050 г. – 150-200 км.;

 

· уменьшится ледовитость северных морей, увеличится число айсбергов, эрозия береговой линии;

 

· повысится уровень Черного и Азовского морей;

 

· повысится уровень Каспийского моря, что повлечет фактор риска затопления Астраханской области, Дагестана и Калмыкии;

 

· к 2015 г. продолжительность отопительного периода в среднем по России относительно 2000 г. сократится на 3-4 суток. Наибольшее сокращение отопительного периода до 5 суток ожидается на юге Приморского края, Сахалинской и Камчатской областей. При этом затраты на охлаждение помещений с помощью кондиционеров, в том числе на промышленных предприятиях, увеличатся;

 

· в следующие 30 лет возобновляемые водные ресурсы могут увеличиться в целом по стране на 8-10%, а их распределение по сезонам будет более равномерным. Однако в ряде густонаселенных регионов, в которых водные ресурсы и в современных условиях довольно ограничены, они уменьшатся на 5-15%, а также увеличатся нагрузки на них на 5-25%;

 

· существенно увеличится общая площадь земледельческой зоны России, появятся возможности для расширения посевов теплолюбивых сельскохозяйственных культур. Так, граница выращивания среднеспелых сортов кукурузы на зерно и позднеспелых сортов подсолнечника продвинется к северу до линии Москва – Владимир – Йошкар-Ола – Челябинск. Окажется возможным расширение посевов сахарной свеклы до линии Иваново – Ижевск – Курган. Создадутся условия для развития субтропического земледелия в некоторых южных регионах;

 

· увеличится распространенность инфекционных заболеваний;

 

· к 2015 г. увеличится число дней с пожароопасной обстановкой в лесных регионах;

 

· увеличится на 15% число катастрофических наводнений, обусловленных паводками и половодьями.

 

Вместе с отрицательными последствиями изменение климата может принести и ощутимые выгоды для страны, использование которых нужно учитывать, особенно при составлении долгосрочных прогнозов. Так, например, имеется плюс для сельского хозяйства, связанный с увеличением продолжительности благоприятного периода для выращивания более теплолюбивых культур, возможность начать использовать новые культуры, расширить зону земледелия. Кстати, эффект потепления уже сказался в изменении границы леса в.отдельных районах России. Граница елового леса на Уральских горах уже поднялась по склону на 80 метров по сравнению с уровнем 75-летней давности[153].

Для российского топливно-энергетического комплекса изменения климата повысят возможности развития гидроэнергетики, облегчат доступ к арктическими шельфам, улучшат систему коммуникаций на крайнем севере, сократят расход энергоресурсов в связи с сокращением отопительного сезона.

Оценочный доклад Росгидромета является хорошим подспорьем к разрабатываемой климатической доктрине Российской Федерации.

Прогноз опасностей и угроз природного характера, вызванных нескоординированной человеческой деятельностью, показывает, что на территории России ожидается повышение степени риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, что должно многократно повысить готовность России не только к преодолению стихийных бедствий, но и к предупреждению их возникновения. Это должно повысить уровень прогностической деятельности и оценки возможных рисков. Предвидеть – значит управлять. В новой ситуации нам необходимы и новые подходы к зарождающейся и усиленно поощряемой к внедрению новой технологии улавливания СО2 и обеспечению «чистой от вредных выбросов» энергетики. Да и вообще было бы не грех учредить, как в США, должность спецпредставителя Президента России по вопросам изменения климата, который, можно сказать заранее, не будет сидеть без дела.

Забота о будущем и насущные проблемы сегодняшнего дня, связанные с изменением климата и освоением российских северных территорий, очевидно, будет делать все более актуальной проблему обеспечения более тесной координации деятельности разных ведомств в их работе по освоению Арктики и одновременно других новых для интенсивного освоения районов России, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток. Это позволило бы создать по началу межведомственный комитет по вопросам изменения климата и освоения Севера Восточной Сибири и Дальнего Востока, а потом, может быть, и отдельного министерства, наделенного соответствующими полномочиями, средствами и государственной программой. Север и вторая Россия, простирающаяся за Уралом, требуют объединения всех государственных усилий, создания режима чрезвычайных мер, ликвидации системы распыления средств по

мелким регионам и отдельным ведомствам, неизбежно порождающихся соперничеством регионов, фаворитизмом и соревнованием в лоббировании. Хотелось бы также подчеркнуть, что положение дел на планете, на которой мы все живем, и накопившиеся российские проблемы требуют и от нашей страны разработки всесторонней национальной комплексной стратегии и программы действий по проблемам, связанным с изменениями климата и преодолением последствий этой мировой угрозы.

Срочного изменения с учетом новых приоритетных подходов к проблемам освоения Арктики и нашего ответа на климатические вызовы требует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р. Отдельным разделом эти проблемы должны быть представлены и в разрабатываемой сейчас Энергетической стратегии на период до 2030 года.

В специальном разделе «Экологическая безопасность экономики и экология человека» в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем в развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, запасами ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.

Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата (подчеркнуто мною – Ю.Е.). В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56% городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

В основных направлениях обеспечения экологической безопасности экономического развития, хотя и отмечается как приоритетное направление поэтапное сокращение уровня воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников и введения новой системы нормирования допустимости воздействия на окружающую среду, тем не менее, не выделяется отдельно положение о необходимости срочных мер борьбы с изменениями климата и ликвидации последствий этого процесса. Нет этого упоминания и в формулировках такого приоритетного направления, как сохранение и защита природной среды.

Мировое сообщество активно включилось в борьбу с ухудшением климата в среде человеческого обитания. Одним из направлений международных усилий является проведение кампании по разработке практических мер предотвращения климатических изменений, среди которых в первую очередь такие, как внедрение энергоэффективных технологий, инновационная модернизация производства, энергосбережение, т.е. меры, которые ведут к снижению потребления ресурсов при получении тепла и энергии и содействуют не только оздоровлению климата, но и сокращению расходов на приобретение нужных энергоресурсов. С другой стороны, начала приобретать все большее значение и организация непосредственной борьбы с парниковыми газами. На этом направлении наибольшее внимание сегодня уделяется мерам по сокращению вредного влияния на климат выбросов парниковых газов при применении угля, являющегося самым большим источником загрязнения атмосферы при применении. Уже отмечалось, что современная доля угля в мировом топливно-энергетическом балансе составляет более 25% с перспективой увеличиться до 30% к 2030 г.Речь идет о масштабном сжигании 4,5 млрд т каменного угля и выделении в атмосферу 42% всех выбросов СО2 мировой энергетикой (2006 г.) и повышении этой доли до 46% к 2030 г.[154].

Одним из технически возможных и потенциально экономически осуществимых способов борьбы с последствиями широкого использования угля является метод улавливания и хранения углерода (CCS – Carbon Capture and Storage). При этом речь идет не только о сокращении вредных последствий от сжигания угля, но и о более широком применении этого метода в сокращении выбросов СО2 при использовании и других энергоресурсов (газ, мазут и др.).

Улавливание и хранение углерода (далее УХУ) подразумевает процесс, включающий отделение СО2 от промышленных и энергетических источников, транспортировку его к месту хранения и долгосрочную изоляцию от атмосферы.

Главными источниками выбросов являются стационарные источники – электростанции и промышленные предприятия (см. табл. 24)

Таблица 24

Крупные стационарные источники СО2

 

Процесс Число источников Выбросы в млн. т СО2 в год
Ископаемое топливо    
Генерирование электроэнергии 4 942 10 539
Производство цемента 1 175  
Нефтепереработка    
Черная металлургия    
Нефтехимическая промышленность    
Нефтегазопереработка -  
Прочие источники    
Биомасса    
Биоэтанол и биоэнергия    
Всего 7 887 13 466

 

Источник: Секретариат энергетической хартии. Инвестиции и развитие рынка в области улавливания и хранения углерода. CS (08) 1234, in-74, Brussels,2909 2008 р.7.

 

Таким образом, главным источником загрязнения атмосферы выступают электростанции, на которые приходится почти 80% выбросов. Электростанция мощностью 1000 МВт, работающая на угле, обычно производит около 6 млн т СО2 в год.

При анализе перспектив распространения новой технологии УХУ, бесспорно, надо учитывать экономический эффект ее внедрения. Прежде всего, следует обратить внимание на неизбежное снижение общей эффективности электростанций вследствие повышения уровня энергопотребления в ходе процессов улавливания, транспортировки и захоронения СО2. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, имеющиеся в настоящее время технологии могут обеспечить улавливание 85-95% СО2 , увеличивая при этом общий объем энергии, потребляемой станцией на 10 – 40%[155].

В целом, CCS можно описать как технологический процесс, при котором сначала происходит извлечение двуокиси углерода из дымовых газов или ископаемого топлива, затем сжатие СО2 и его транспортировка к месту захоронения, например, методом инжектирования СО2 в подходящие формации.

Многоступенчатость процесса улавливания и хранения обуславливает сложность определения затрат, связанных с внедрением новой технологии. Тем не менее подсчитано, что для электростанции мощностью 800 МВт с модулем, позволяющим обеспечивать улавливание, транспортировку и хранение углерода, потребуется дополнительно к инвестициям по электростанции 860-1360 млн евро[156].

Таким образом, внедрение новых технологий вызовет крупные дополнительные затраты, в особенности в тех странах, которые широко используют уголь и предполагают увеличить его удельный вес в топливно-энергетическом балансе.

Вместе с тем, потребность в новых дополнительных расходах повысит конкурентоспособность такого энергоресурса, как природный газ, являющегося более экологически чистым и энергоэффективным источником энергии, что открывает хорошие перспективы перед экспортерами этого энергоресурса.

В целом, стоимость каждой сэкономленной тонны эмиссии СО2 оценивается в условиях США в 69-137 долл. [157]

Помимо применения новых технологий по улавливанию, транспортировке и хранению углерода, в современных условиях начинает приобретать такое направление борьбы, как сбережение планетарных лесов от вырубки. Леса не случайно называют легкими планеты. Именно деревья, другие растения и травяной покров на основе реакции фотосинтеза удерживают в биомассе и почве выделенный углерод. Достаточно отметить, что, по оценкам, вырубка только тропических лесов увеличивает выбросы СО2 в размере 20% от ежегодного объема.[158]

По нашему мнению, пропаганда бережного отношения к лесным богатствам должна стать важным условием международного сотрудничества в борьбе с изменениями климата. Должна быть разработана международная программа сохранения лесов и научно обоснованной системы их использования с созданием специальных международных фондов на защиту лесов. Естественно, что Россия как лидер по наличию лесов на своей территории, должна рассчитывать на солидную долю международной лесной помощи. Достаточно отметить, что в России только от лесных пожаров ежегодные убытки составляют 20 млрд руб. (2004 г.). При этом прогноз Росгидромета предсказывает значительное увеличение числа пожаров и их продолжительность в связи с потеплением климата. Не меньший ущерб легким планеты наносит и незаконная хищническая вырубка леса.

Ждут своего более широкого применения другие способы снижения экологического вреда от использования угля, в частности превращение угля в газообразное состояние – в синтетический горючий газ и превращение этого газа в разного рода углеводороды. Эти технологии могут значительно сократить и даже полностью элиминировать выбросы парникового газа с угольных предприятий. Газификация угля повышает эффективность при выработке электроэнергии и сокращает количество загрязняющих веществ, выделяемых тепловыми электростанциями при сжигании угля. Горючий синтетический газ может быть использован как сырье в процессе синтеза транспортного топлива и как материал в химической промышленности, который способен заменить продукты, получаемые из нефти.

Проблема изменения климата, что является следствием все ускоряющейся и расширяющейся по масштабам глобализации современной экономики, все больше требует регулирования экономической деятельности уже на международном уровне, включение ее в приоритеты задач поддержания глобальной энергетической безопасности.

Подтверждением этого положения явилось заключение в декабре 1997 г. в Киото (Япония) Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанной Россией 4 ноября 2004 г. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 г. и завершится 31 декабря 2012 г. К настоящему времени его ратифицировали 183 страны мира, включая все промышленно развитые страны, кроме США.

В Протоколе страны определили для себя период по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. до 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4 , гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N 2 O, SF6 ) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны: Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8%, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 гг. на уровне 1990 г. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Протокол предусматривает специальные механизмы гибкости для торговли квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках, а также для проектов совместного осуществления – проекты по сокращению выборов парниковых газов.

По данным Министерства экономического развития России, в 2008-2012 гг. фактические выбросы парниковых газов в России будут ниже уровня 1990 г. примерно на 3 млрд т СО2 – эквивалента, т.е. ежегодное предложение будет составлять примерно 600 млн т СО 2 – эквивалента. Наша страна за 2008-2012 гг. может получить около 20 млрд долл.

В 2007 г. Правительство РФ приняло Постановление № 332, в соответствии с которым деятельность по сокращению выбросов парниковых газов в рамках проектов совместного осуществления в России приобрела законную основу и может рассматриваться как легальный источник дополнительных доходов от инвестиционной деятельности для российских компаний.

Оценивая действия Протокола в целом, необходимо отметить, что за 2005-2008 гг. объем торговли углеродными квотами в мире увеличился с 800 млн т СО2 до 4,9 млрд т, т.е. в шесть с лишним раз. В денежном выражении динамика еще более впечатляющая – почти в 15 раз[159].

Наибольшая доля рынка (примерно 75%) приходится на страны ЕС, где реализована так называемая Европейская схема торговли выбросами парниковых газов (ПГ). В рамках этой схемы крупным компаниям-эмитентам выбросов парниковых газов устанавливаются определенные квоты (разрешения) на выбросы ПГ и предоставляется право торговать ими без ограничения. По итогам года разрешения на выбросы ПГ изымаются в зависимости от объема фактически произведенных выбросов за год и погашаются. За выбросы, не обеспеченные разрешениями, взимается штраф в размере 100 евро за тонну СО2. В 2008 г. совокупный оборот разрешений на выбросы в странах ЕС достиг 3,1 млрд т СО2, или 67 млрд евро в денежном выражении.

В последнее время начал активно развиваться рынок государственных квот на выбросы ПГ в соответствии со статьей 17 Киотского протокола. Согласно этой статье, страны, имеющие количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов ПГ и соответствующие этим обязательствам квоты на выбросы ПГ могут продавать друг другу единицы установленного количества (ЕУК) номиналом 1 тонна.

Торговля ЕУКами уже началась. Венгрии удалось продать квоты на 67 млн евро, Чехия рассчитывает продать Австрии, Японии и Новой Зеландии квоты на сумму 350 млн евро, а Украина – Японии на 300 млн евро. К сожалению, Россия из-за нерешенности ряда организационных и юридических проблем теряет свой шанс на получение дополнительных доходов для своих компаний.

Директор Центра экологических инвестиций М. Юлкин предлагает не только активизировать работу по развитию торговли квотами в счет Киотского протокола, но и занять твердую позицию на переговорах в Копенгагене на конференции в декабре 2009 г. по разработке нового документа, который должен заменить Киотский протокол после 2012 г.[160] М. Юлкин рекомендует России взять на себя обязательства ограничить выбросы ПГ уровнем 80% от базового 1990 г.

В настоящее время во многих странах ведется активная работа по подготовке переговоров в Копенгагене. Наибольшую активность в этом отношении занял Евросоюз. Он предлагает всем промышленно развитым странам сократить к 2020 г. выбросы парниковых газов на 30% против уровня 1990 г. Со своей стороны ЕС гарантирует 20% снижения вредных выбросов к 2020 г. независимо от того, будет ли заключено новое соглашения по истечения срока действия Киотского протокола[161]. В случае согласия стран ОЭСР снизить лимит выбросов на 30%, а для развивающихся стран – на 15-30%, ЕС будет готов со своей стороны увеличить квоту сокращения до 30% от уровня 1990 г.

Снижение выбросов парниковых газов в мировом масштабе потребует крупных инвестиций, оцениваемых ЕС в 175 млрд евро к 2020 г. Половину этой суммы будет инвестирована в развивающихся странах, включая лесное хозяйство, что позволит сократить прогрессирующее обезлесивание планеты.

Дополнительные расходы, которые необходимо изыскать не так уж велики (всего 0,2% мирового ВВП в год). Главное, как это отмечалось в речи комиссара ЕС по проблемам окружающей среды С. Димаса, что эти расходы позволят избежать потерь от ухудшения климата в размере 5-20% мирового ВВП ежегодно[162]. Закончил свое выступление С. Димас словами: «Копенгаген – это последний шанс для мира поставить под контроль изменение климата перед тем, как будет слишком поздно». Автор полностью разделяет точку зрения евросоюзного комиссара.


Глава VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.