Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уте Энгель. Готическая архитектура в Англии 3 страница




Реконструкция пролетов, примыкающих к хору, завершилась в 1336 – 1337 годах. Здесь конструктивные элементы совершенно отступают в тень перед богатством декоративных форм. Еще пышнее украшена часовня Богоматери. Работы здесь начались позднее всего, в 1345 году; освящена же капелла была в 1353 году. Несмотря на простую “коробкообразную” форму, по сложности своей внутренней структуры она далеко превосходит все прочие части собора. В интерьере ее тонко и гармонично взаимосвязаны и архитектурные формы, и орнамент, и скульптурный декор, и некогда украшавшая капеллу роспись. Все поверхности изысканно и детально декорированы; разнообразные орнаментальные формы переплетаются в причудливом рисунке и словно перетекают друг в друга. Лейтмотивом служит щипцовая аркада с объемными, изгибающимися наружу ("кивающими") килевидными арками. Богатый пластический декор изображал многочисленные эпизоды из жития Девы Марии. Некогда все здесь сверкало позолотой и ярким красками. В своем первоначальном виде капелла Богоматери в Или представляла собой настоящую сокровищницу поразительной красоты, непревзойденную вершину развития “украшенного” стиля.

“Перпендикулярный” стиль: реакция на избыточный декор

Расточительное изобилие форм и деталей, отличавшее “украшенный” стиль, в конце концов породило противоположную тенденцию. Реакция эта началась на западе Англии, при реконструкции монастырской церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века, т. е. в период, когда еще не завершилось строительство некоторых выдающихся образцов “украшенного” стиля. Король Эдуард 2 (1307-1327) был похоронен в замке Беркли, где жена короля и ее любовник держали его в заточении и в конце концов убили. Затем - довольно неожиданно - к месту погребения Эдуарда начали стекаться паломники. И благодаря их пожертвованиям, а также подаркам, поступавшим от Эдуарда 3 (1327-1377), сына убитого короля, вскоре после 1330 года появилась возможность реконструировать старую романскую базилику, начав с южного трансепта. Для этой цели в Глостер вызвали придворного мастера-каменщика Томаса из Кентербери, под руководством которого прежде были завершены строительные работы в королевской часовне Сент-Стефан в Вестминстере. В Глостере были использованы те же мотивы, что и в верхней капелле этой часовни, но в масштабах более крупного архитектурного сооружения, благодаря чему зародился новый стиль. Один из преемников Томаса усовершенствовал этот стиль в ходе реконструкции хора в 1337-1360 годах.

Консервативные глостерские монахи-бенедиктинцы стремились сохранить как можно больше элементов старого здания. Это условие мастер-каменщик выполнил, украсив стены центрального нефа решеткой, за которой скрылись старые боковые нефы и галереи. Полностью перестроен был только верхний ярус центрального нефа. “Украшенный” стиль все еще сохранился в Глостере: все доступные поверхности орнаментированы. Однако по сравнению с прочими образцами “украшенного” стиля этот собор отличается в высшей степени стандартизированными формами: мы не увидим здесь изменчивых, “перетекающих” друг в друга разнообразных орнаментов. Основной мотив декора - “панель”, узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием. Такие панели покрывают все стены, арочные проемы и окна в Глостере, образуя геометрически правильную решетку. Подобная упорядоченность резко противостоит той буйной игре воображения, которая отличала “украшенную” готику. Зародился новый стиль, основанный на прямоугольных пересечениях горизонтальных и вертикальных линий, - “перпендикулярный” стиль.

Внутри этой “сетки” отдельные структурные компоненты формируют четкую и стройную систему; выделенные вертикальные элементы делят стены на единообразные пролеты. Отчетливее всего такая организованная структура воплотилась в конструкции и декоре монументального восточного окна. При площади в 185 кв. м оно оказалось на тот период рекордсменом среди храмовых окон. Оно состоит исключительно из стекла и ажурных перегородок, ограничивающих панели. Средники, несколько превышающие по толщине эти перегородки, делят окно на три вертикальные секции. И даже потолочное перекрытие, испещренное густой сетью льернов, было приведено в соответствие с новой системой форм: через все своды тянутся параллельно друг другу три продольных ребра, подчеркивающие центральную ось. На первый взгляд такое стереотипное повторение прямоугольных панелей было довольно рискованным, так как могло привести к утомительной монотонности; однако зодчие, работавшие в новом стиле, оказались не менее искусны в структурировании пространства, чем их предшественники. Ведь именно благодаря этим панелям появилась возможность доводить окна, поверхность которых состояла исключительно из стекла, до столь гигантских размеров, как в Глостере. Так сбылась старинная мечта основателей готического стиля: создать интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом.

Новый репертуар архитектурных форм, разработанный в Глостере, открыл перед английскими зодчими массу неожиданных возможностей, активно пользоваться которыми они начали с середины 14 века. Панель превратилась в стандартный элемент английской архитектуры. Эта форма оказалась чрезвычайно гибкой: во-первых, ее было легко воспроизводить, а во-вторых, ее можно было использовать для покрытия поверхностей любого размера. Более того, она выигрышно отличалась от всех разнообразных индивидуальных форм “украшенного” стиля тем, что была проста в изготовлении и позволяла рационализировать производственный процесс. Вскоре панели стали применяться во всех разновидностях архитектурных и отделочных работ, как в крупных, так и в малых формах архитектуры, как в храмовом, так и в светском зодчестве. Не исключено, что триумфальное шествие “перпендикулярного” стиля некоторым образом связано с эпидемией “черной смерти” в 1348 – 1349 годах; количество строителей сократилось, а те, кому удалось выжить, погрузились в скорбное, покаянное настроение и, следовательно, утратили тягу к избыточной роскоши.

В последней четверти 14 века “перпендикулярный” стиль в первый и последний раз воплотился в архитектуре больших соборов. В соборах Кентербери и Винчестера были реконструированы центральные нефы. Проект нового центрального нефа в Кентербери, построенного в период с 1375 по 1405 год, был разработан, по-видимому, придворным мастером-каменщиком Анри Джевеле, одним из самых деятельных и известных архитекторов того времени. Самая впечатляющая особенность этого нефа – его общая вертикальная устремленность. Аркады здесь необычайно высоки, опорные столбы – необычайно тонки. Опоры тянутся от сводов до самого пола, как водосточные трубы; как и в глостерском хоре, они задают четкое членение стены на пролеты. Двойной волнообразный профиль (двойной синус) проходит непрерывной линией от опорных столбов до окон верхнего яруса, превращая всю стену центрального нефа в грандиозную аркаду (этот мотив уже встречался нам при анализе хора в Уэлсе). Вопреки английской традиции аркадные арки здесь очень узкие, благодаря чему даже расположенные над ними участки стены с панельными трифорием и верхним ярусом окон кажутся узкими площадками, втиснутыми в гигантскую, возвышающуюся от пола до сводов аркаду. Своды здесь гораздо менее пышные, чем в Глостере, где их покрывает густая сеть нервюр. Здесь же льерны образуют звездчатый узор только вокруг продольного ребра, в результате чего акцентируется внимание на центральной точке каждого пролета.

В соборе Винчестера реконструкция центрального нефа началась около 1360 года с обновления западного фасада. Этот фасад – один из самых поздних соборных фасадов в Англии – снова относится к типу плоского. Боковые нефы здесь отделены от центрального резко выступающими вперед контрфорсами и пинаклями. Вся поверхность стены и окна между ними покрыта панелями; это монументальное западное окно было задумано как версия восточного окна собора в Глостере. В оформлении портала использована так называемая тюдоровская арка. Эта четырехцентровая арка, типичная для “перпендикулярного” стиля, восходит к килевидной арке “украшенного” стиля; она легко вписывалась в сетку прямоугольных панелей.

В 1366 году, после смерти первого заказчика работ, епископа Эдингтона, реконструкция центрального нефа в Винчестере была приостановлена. Строительные работы возобновились только в 1394 году при епископе Уильяме Уайкхеме. Он был одним из влиятельнейших людей своего времени и одним из крупнейших покровителей искусств. Для реконструкции собора он нанял мастера-каменщика Уильяма Уинфорда, который, как и Джевеле, служил при королевском дворе. Чтобы сэкономить деньги, Уинфорд не стал сносить романский неф, а предпочел художественно переоформить структуру старого здания. Старые архитектурные элементы он преобразовал в новые. В результате сложился архитектурный стиль совершенно иного качества, хотя и основанный на прежних базовых формах. Опорные столбы и аркадные арки достигли гигантских размеров. Парапет над аркадой не позволяет заметить, насколько далеко вглубь отодвинута стена. Характерной чертой центрального нефа здесь стали не узкие ячейки стены, как в Кентербери, а объемные ступенчатые профили. Вершины сводов подняты на большую высоту, но пяты расположились довольно низко, благодаря чему давление свода передается на толстую романскую стену.

После реконструкции центральных нефов в Кентербери и Винчестере соборы перестали доминировать в английской архитектуре. Роль их стала гораздо более скромной. В 15 и начале 16 веков лучшие строительные проекты разрабатывались для менее масштабных форм храмового зодчества, таких, как часовни и приходские церкви, а также для зданий университетских колледжей в Оксфорде и Кембридже. Некоторые из этих скромных по размерам построек оказывались не менее, а подчас и более эффектными, чем соборы и монастырские церкви прежних времен. Особенно это справедливо в отношении великолепной серии королевских часовен, завершившей эпоху средневековой английской архитектуры. Английские короли снова выступили в роли инициаторов строительства выдающихся архитектурных сооружений. Генрих 6 (1422 – 1461, 1470 – 1471) в 1446 году, заложил первый камень в основание часовни Королевского колледжа в Кембридже; Эдуард 4 (1461 – 1470, 1471 – 1483) заказал часовню Сент-Джордж в Виндзорском замке, а по распоряжению Генриха 7 (1485 – 1509) в 1502 – 1509 годах была реконструирована ныне носящая его имя капелла Богоматери в восточной части главной церкви Вестминстерского аббатства. Поскольку все три часовни должны были стать королевскими усыпальницами, то по масштабам своим они не уступали полноценному собору.

Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом 6 в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.

Эта часовня – поистине идеальное воплощение “перпендикулярного” стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись в стеклянные поверхности. Только в нижней части сохранилась сплошная стена, но и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия – веерный свод. Эта форма свода была разработана и воплощена уже около 1360 – 1370 годов в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для “перпендикулярного” стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи “окна-розы”. В результате образуется весьма сложная, но тем не менее четко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей Европе.

С технической точки зрения позднеготические английские веерные своды – это подлинный шедевр. Они уже не делятся на нервюры и лопасти, как традиционные своды, а состоят из отдельных, но словно бы перетекающих друг в друга каменных плит. Ажурные узоры вырезаны прямо на этих плитах. Пространства между конусами перекрыты горизонтальными плитами, каждая из которых в часовне Королевского колледжа весит около полутора тонн.

Может показаться, что после Кембриджа дальнейшее развитие готического стиля уже немыслимо. Однако Генрих 7 так не считал. Он приказал переоборудовать капеллу Богоматери в Вестминстерском аббатстве, которая затем стала его усыпальницей, и вдвое удлинить хор, выстроенный при Генрихе 3. Снаружи и внутри капелла Генриха 7 целиком состоит из великолепно орнаментированных панелей; едва ли мы найдем здесь хотя бы один участок поверхности, не заполненный ажурным декором.

В структуре интерьера снова доминирующую роль играет свод. Но если в Кембридже само строение свода четко различимо, то здесь оно почти незаметно из-за богатого разнообразия форм. Веерный свод в вестминстерской капелле украшен орнаментной отделкой в виде подвесок. Количество конусов в этой структуре возросло, вдоль центральной линии сводов расположился эффектный дополнительный ряд “воронок”, свисающих с потолка без всякой опоры. Технические приемы, позволившие создать этот шедевр, тщательно замаскированы: поперечные арки как бы растворяются в потолке свода, а распор их передается на наружные контрфорсы. Благодаря этому усиливается впечатление невесомости перекрытия; а поскольку ажурный орнамент вырезан прямо на каменных панелях, то сама поверхность свода как бы исчезает и кажется всего лишь затененным фоном для изысканных узоров.

Капелла Генриха 7 в Вестминстерском аббатстве стала последним шедевром английского средневекового искусства. В центре этой капеллы, за облицованной панелями перегородкой, помещена гробница Генриха 7, которую создал итальянский скульптор эпохи Ренессанса Пьетро Торриджано.

Три особых типа архитектурных сооружений в Англии эпохи позднегоСредневековья: заупокойная часовня, приходская церковь и замок

Английская заупокойная часовня

В заключение коротко рассмотрим три типа архитектурных сооружений, которые играли особую роль в средневековом английском зодчестве. Первый тип – так называемая заупокойная часовня. В 14 веке, после эпидемии “черной смерти”, в обществе возникла потребность в более ярком и мощном внешнем выражении религиозной веры. Стали придавать большее значение поминовению покойного и заботе о его благополучии в мире ином. Согласно средневековым представлениям, судьба души покойного зависела от молитв тех, кто остался на земле: молитвы эти помогали ей быстрее перейти из чистилища в рай. Поэтому набожные люди еще при жизни платили за то, чтобы, когда они умрут, у конкретного алтаря конкретной церкви служили мессы за упокой их души (желательно бессрочно). Английское слово “chantry” происходит от латинского названия заупокойной мессы – “cantaria”.

Самые богатые семейства могли позволить себе строительство собственной часовни, в которой поминали бы после смерти всех членов рода. Такая часовня становилась фамильным некрополем и вместилищем семейного алтаря. На континенте такие частные часовни обычно помещали в боковых нефах больших храмов. Но в Англии заупокойные часовни со второй половины 14 века превратились в отдельные маленькие “каменные клетки”, размещавшиеся в центральных областях храма. Это объяснялось очень простым соображением: чем ближе часовня находится к главному алтарю или реликварию храма, тем лучше. Благодаря гибкому репертуару форм “перпендикулярного” стиля эти миниатюрные молельни без особых трудностей возводили из панелей, украшенных ажурной работой.

Структура английской заупокойной часовни сформировалась на основе гробниц с пышными балдахинами, которые начиная с середины 13 века сооружали для особо выдающихся покойников. Вершиной развития этого архитектурного жанра стал мемориал короля Эдуарда 2, воздвигнутый около 1330 – 1335 годов в северной части хора собора в Глостере. В соответствии с принципами роскошного “украшенного” стиля позднего периода гробница монарха помещена внутри сложного архитектурного сооружения типа многослойного балдахина, состоящего из килевидных арок, контрфорсов, щипцовых аркад и пинаклей, украшенных краббами.

В соборе Винчестера, епископы которого принадлежали к числу богатейших клириков Англии, на основе формы пышной гробницы такого рода постепенно развился тип заупокойной часовни. Первый шаг на пути к этому преобразованию сделали заказчики реконструкции центрального нефа, епископы Эдингтон и Уайкхэм. Особая заслуга в формировании нового архитектурного жанра принадлежит Уайкхэму, который, по-видимому, был чрезвычайно озабочен спасением своей души и в то же время отличался изрядным тщеславием. Он повелел поместить свою гробницу под одной из южных аркад и воздвигнуть над ней капеллу из кованого железа, которая перегородила целый арочный проем. В капеллу вела небольшая дверца, а внутри разместились алтарь и заалтарный образ. Сквозь просветы в ажурных панелях можно разглядеть статую лежащего епископа (умер он в 1404 году). У ног изваяния помещены миниатюрные резные фигурки монахов, молящихся за спасение его души. Так в этом памятнике набожность оригинальным образом сочеталась с демонстративной роскошью.

Епископ Винчестерский Бофор (ум. 1447), став кардиналом, пожелал превзойти своего знаменитого предшественника. Он оставил по завещанию крупную сумму на реконструкцию главного алтаря и реликвария святого Суитина. В 1476 году раку с мощами святого перенесли в раннеготический ретрохор. К югу от нее, в месте, которое Бофор выделил заранее, возвели заупокойную часовню с исключительно эффектным балдахином сложной конструкции. В боковых стенах часовни посередине оставлены большие проемы, благодаря чему надгробная статуя епископа в кардинальском облачении выставлена на всеобщее обозрение. Преемник Бофора, епископ Уэйнфлет (ум. 1486), не пожелал уступить ему пальму первенства и занял место к северу от раки, в столь же великолепной часовне. Из Винчестера мода на заупокойные часовни распространилась по всей Англии – как среди священников, так и среди мирян. Нередко заказчик предписывал поместить у основания такой часовни изображение своего собственного скелета – в напоминание о бренности земной жизни.

Английская приходская церковь

В эпоху поздней английской готики оставить впечатляющие свидетельства своего благочестия удавалось не только высокопоставленным особам, но и простым смертным. В 15 веке сельское хозяйство Англии переживало период резкого экономического подъема; овцеводы и торговцы шерстью и тканями в восточных и юго-западных районах страны стали весьма зажиточными людьми. Они нередко жертвовали деньги на реконструкцию и отделку местных приходских церквей; деревни и города соперничали между собой за право обладания самой роскошной церковью в округе.

Больше всего великолепных приходских церквей, созданных в стиле “перпендикулярной” готики, можно встретить в графствах Суффолк, Норфолк и Кембриджшир. К числу самых эффектных среди этих построек принадлежит приходская церковь Святой Троицы в Лонг-Мелфорде, воздвигнутая около 1460 – 1496 годов. В строительстве этого богато украшенного здания, несомненно, приняли активное участие все жители деревни. Внешние стены сплошь инкрустированы темным кремнием и светлым известняком; такой декор типичен для данной местности, но здесь выполнен с особым мастерством. Одна из самых необычных особенностей церкви в Лонг-Мелфорде – надпись, идущая вокруг всего здания, в которой увековечены имена и даты жизни всех, кто вносил пожертвования на строительство этой церкви, а также добавлена молитва за упокой их душ.

При оформлении интерьеров приходских церквей основное внимание архитекторы уделяли деревянным потолкам. Каменные своды в английских приходских церквях встречаются редко. Как нация корабелов, англичане предпочитали именно деревянные потолки и достигли высочайшего искусства в их сооружении, что мы уже могли заметить, когда речь шла о восьмиугольнике над средокрестием собора в Или. Особенно удавалась позднеготическим мастерам так называемая крыша с подбалочниками. В этой конструкции продленные балки поддерживают сегменты арок, состыковывающиеся на коньке крыши. Крыша с подбалочниками позволяла перекрывать большие пространства без использования дополнительных опор. Исключительно эффектный образец крыши такого рода мы встречаем в церкви Сент-Вандреда в Марче, построенной около 1500 года; здесь один над другим расположились два ряда подбалочников. Кронштейны, балки и конек крыши украшены множеством резных фигурок, изображающих ангелов с распростертыми крыльями. Так весь потолок превращается в полное жизни и радости небесное обиталище, удачно подчеркивая роль церкви как символического Священного Града и Дома Господня.

Английский замок

В завершение уделим немного внимания замковой архитектуре. Лучшие средневековые замки на Британских островах были построены при Эдуарде 1 (1272 – 1307) в Уэльсе. Этот король в результате длительной военной кампании покорил населенный кельтами полуостров к западу от Англии и, стремясь упрочить здесь свою власть, выстроил вдоль северного побережья цепь мощных крепостей. Итогом этой впечатляющей демонстрации силы – как финансовой, так и технической, – стали семнадцать замков, часть которых принадлежит к числу самых значительных произведений европейской замковой архитектуры. Для осуществления этого замысла король пригласил из Савойи мастера-каменщика по имени Жак де Сен-Жорж д'Эсперанш. При любой возможности этот архитектор отдавал предпочтение симметричному плану здания с несколькими концентрическими поясами стен, с круглыми угловыми башнями и с воротами-бастионами. Эти внушительные крепости отвечали новейшим военным и техническим стандартам и предназначались главным образом для демонстрации мятежным валлийцам могущества и превосходства Англии.

Эффективнее всего эту задачу удалось решить в Карнарвоне, где в 1283 году за стенами замка был основан новый город, селиться в котором дозволялось только англичанам. Здесь расположилась резиденция английских властей Северного Уэльса. Символы державной мощи англичан можно встретить в Карнарвоне буквально на каждом шагу. Сильно вытянутый в плане замок с восьмигранными сторожевыми башнями расположен на самом берегу моря. Отличительная черта его каменной кладки – чередование узких полос красного песчаника и светло-серого известняка. Как многоугольные в плане башни, так и полосатая кладка были скопированы с весьма достойной модели – позднеантичной городской стены Константинополя (5 в.). Связь с традицией Византийской империи подчеркнута также в пластическом декоре парапета зубчатой стены, которую англичане украсили скульптурными изображениями орлов: Карнарвон по замыслу Эдуарда 1 должен был стать “северным Константинополем”, а сам английский монарх – повелителем всего христианского мира.

Однако в эпоху позднего Средневековья в светской архитектуре Англии возобладала тенденция к художественному воплощению идеалов уютной семейной жизни. По окончании Столетней войны между Англией и Францией военные и технические задачи отошли на второй план. В замках и сельских резиденциях знати центром жизни стал зал. Типичный зал представлял собой огромное, прямоугольное в плане помещение с большими окнами и нишами. У одной из коротких стен зала помещался высокий стол на козлах; в противоположной стене были двери, ведущие в подсобные помещения. Последние отделялись от зала коридором и стеной, служившей для защиты от сквозняков. На одной из стен зала обычно располагался балкон для музыкантов.

Один из важнейших залов Англии, сохранившихся до наших дней, – зал бывшего королевского дворца в Вестминстере, ныне ставший местом заседаний парламента. Это единственное помещение средневекового дворца, полностью уцелевшее после пожара 1834 года. Внешние стены его были сооружены еще в период правления нормандского короля Вильгельма Рыжего (1087 – 1100). В 1394 – 1401 годах по распоряжению Ричарда 2 зал был реконструирован по проекту придворного мастера-каменщика Анри Джевеле. Особого внимания заслуживает здесь деревянный потолок работы придворного мастера-плотника Хьюго Херланда. Это одна из первых и обширнейших в Англии крыш с подбалочниками, достигающими в длину почти 20 м.

В изысканной конструкции этой крыши отразился все тот же воодушевленный полет фантазии, который мы неоднократно наблюдали при анализе шедевров английской готики. Подобная оригинальность – важнейшая отличительная черта готической архитектуры Англии. Английские зодчие вновь и вновь заимствовали французские идеи, однако это ни в коей мере не препятствовало формированию независимых стилей. На всех этапах своего развития английская готика достигала не менее значительных результатов, чем французская. И те чрезвычайно самобытные пути, которые избирала для себя готика в Англии, заслуживают внимательного изучения и самой высокой оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.