КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уравнения движения электропривода с учетом упруговязких элементов
Ранее были рассмотрены кинематические схемы и уравнения приведения масс и моментов инерций к одной оси движения без учета упругости передаточных механизмов. В действительности все элементы механической системы электропривода обладают упругими свойствами, что в некоторых случаях определяет принципиальное отличие их движения от движения механической системы с жесткими связями. При резком изменении момента сопротивления движению на валу рабочей машины из-за упругости соединительного вала не будет мгновенного изменения момента сопротивления движению на конце гибкого вала, связанного с двигателем, так же при передаче меняющегося момента сопротивления движению от рабочей машины к двигателю имеется некоторое запаздывание, величина которого зависит от упругости соединительного вала. В реальных передаточных устройствах может быть несколько упругих элементов с вращательным и поступательным движениями, причем жесткость всех этих элементов в общем случае различна. Математическое описание движения такой упругой системы требует составления большого числа уравнений. Более удобным является составление так называемой расчетной схемы механической части электропривода, в которой выделяются сосредоточенные движущиеся массы, соединенные упругими валами, приведенная (расчетная) жесткость которых рассчитывается по определенным правилам. Рассмотрим в качестве примера составление расчетной схемы механической части электропривода подъемного механизма, кинематическая схема которой показана на рисунке (3.3).
Рис.3.3 Кинематическая (а) и расчетная (б) схемы механической части подъемного механизма
Здесь двигатель через соединительную муфту, редуктор с двухступенчатой зубчатой передачей, вторую соединительную муфту приводит во вращение барабан, преобразующий вращательное движение в поступательное перемещение груза с массой mГ со скоростью V через канат с массой mк. В подъемных установках с большой высотой (глубиной) подъема в переходных режимах на величину динамического усилия оказывает переменная составляющая, как показано выше в уравнении (3.7). Для снижения динамических усилий в подъемно установке применяют (показано на рис.3.3а) систему уравновешивающих канатов, закрепленных одним концом к подъемному сосуду, другим – к барабану. Тогда суммарная масса груза в процессе подъема груза остается неизменной. Таким образом, на рассматриваемой схеме видно, что в общем случае механическая часть электропривода представляет собой систему связанных масс, движущихся с различными скоростями вращательно или поступательно. При нагружении элементы системы (валы, опоры, зубчатые зацепления, канаты и т. п.) деформируются, так как механические связи не являются абсолютно жесткими. При изменениях нагрузки масса груза имеет возможность взаимного перемещения, определяемого жесткостью каната. На расчетной схеме (рис.3.2б) моменты инерции и массы движущихся элементов показаны связанными упругими элементами с жесткостями сi, не имеющими механической инерции. В пределах деформаций упругих механических связей, для которых выполняется закон Гука, их жесткости можно определить с помощью соотношений: (3.10) где: Mi,i+1, Fj,j+1 – момент и нагрузка упругой механической связи; Dφi=φi-φi+1 и Dsj=sj-sj+1 - деформация упругого элемента при вращательном (закручивание) и поступательном (перемещение) движениях элементов. Массы элементов и жесткости элементарных связей между ними в кинематической цепи привода различны. Определяющее влияние на движение системы оказывают наибольшие массы и наименьшие жесткости связей. Поэтому одной из первых задач при исследовании динамики электроприводов является составление упрощенных расчетных схем механической части, учитывающих возможность пренебрежения упругостью достаточно жестких механических связей и приближенного учета влияния малых движущихся масс. Расчетную схему (рис.3.2б) можно существенно упростить вследствие малости некоторых ее моментов инерции. Для этого следует малые массы добавить к близлежащим большим, а затем определить эквивалентные жесткости связей между полученными массами. В результате получим трехмассовую систему, представленную на рис.3.4. Эквивалентные моменты инерции определены через массы элементов полной расчетной кинематической схемы (рис.3.3б) как: , (3.11) где J123 = J1+J2+J3 , J45 =J4+J5, J2Σ = J6+J7+J8+J9, mΣ = mГ+mк . В рассматриваемом примере движущиеся массы соединены упругими связями между грузом и двигателем в виде каната, 3-мя последовательно соединенными упругими элементами, состоящими из вала ротора двигателя со входным валом редуктора, промежуточного вала редуктора и выходного вала редуктора с валом барабана (рис.3.4).
Рис.3.4 Расчетная схема трехмассовой системы
Коэффициенты жесткости элементов (приведенные коэффициенты жесткости СПР) должны быть эквивалентны реальным коэффициентам жесткости, поэтому при приведении жесткостей механических связей должно выполняться условие равенства запаса потенциальной энергии деформации упругих элементов в приведенной схеме с вращательным движением реальным условиям. Уравнение равенства запаса энергий приведенного элемента при упругой деформации вращательно движущегося реального элемента: , (3.12) и при поступательном движении реального элемента: , (3.13) где ∆sj [ м ] - линейная упругая деформация j-го элемента; ∆φi – угловая упругая деформация i-го элемента; ∆φпр [ рад ]- приведенная угловая упругая деформация эквивалентного вала. С учетом известных соотношений и формулы приведения жесткостей из (3.12) и (3.13) получим как: (3.14) Определим приведенные жесткости элементов для расчетной схемы трехмассовой системы, приведенной на рис.3.4: 1) для упругой деформации каната с коэффициентом жесткости ск: 2) для упругой деформации вала барабана с коэффициентом жесткости с789: . 3) для упругой деформации промежуточного вала с коэффициентом жесткости с5: Полные кинематические схемы систем содержат элементы с разными жесткостями и схемами их соединения. Эквивалентные жесткости при последовательном и параллельном соединении элементов находят соответственно по выражениям: Сэ=ΣСi. (3.15) В расчетной схеме три последовательно соединенных элемента между массами J1 и J2 заменим одним упругим элементом, приведенная жесткость которого c12 определяется из соотношения: В трехмассовой системе, между массами которой есть упругие элементы (валы) с коэффициентами жесткости с12 и с23=спр3, на каждую из вращающихся масс действуют движущие моменты и моменты сопротивления движению. На первую массу с моментом инерции J1 действует приложенный к ней движущий момент двигателя М, которому противодействует момент упругого закручивания вала M12 между первой и второй массами. Величина этого момента определяется: (3.16) где φ1 и φ2 - углы закручивания концов упругого вала, а ω1 и ω2 - соответствующие им скорости. (Действие на все массы малых моментов вязкого и жесткого трения не учитывается). Движущим моментом, действующим на вторую массу, является момент упругого закручивания М12 , а сопротивление оказывает момент упругого закручивания М23, определяемый аналогично моменту М12: (3.17) На 3-ю массу с моментом инерции J3 действует движущий момент, являющийся моментом упругого закручивания M23, а моментом сопротивления является ,определяемый как приведенный к валу двигателя момент сопротивления движению, создаваемый в рабочей машине – Мсм. Движение трехмассовой механической системы электропривода можно описать на основании (3.2) системой уравнений движения для каждой из вращающихся масс: (3.18) На рис.___ представлена структурная схема, соответствующая системе уравнений (3.18).
Рис.3.5 Структурная схема трехмассовой механической системы
Управляющим воздействием здесь является электромагнитный момент двигателя М, а возмущением - момент нагрузки Мс3. Регулируемыми переменными могут быть скорости w1, w2 и w3, перемещения φ1, φ2 и φ3, а также нагрузки упругих связей М12 и М23. Структурно механическая часть электропривода представляет собой сложный объект, состоящий из цепочки интегрирующих звеньев, замкнутых перекрестными внутренними обратными связями. Трехмассовая упругая система при исследовании электромеханических систем автоматизированного электропривода используется при детальном анализе динамики, иначе она сводится к двухмассовой. Если передаточное устройство между третьей и второй массами является жестким c23→∞, то в нем не действует момент M23, а ω2=ω3. В расчетной схеме двухмассовой упругой системы (рис.3.6) суммарный приведенный момент инерции элементов, жестко связанных с двигателем, аналогично предыдущему обозначен J1. Суммарный приведенный момент инерции элементов, жестко связанных с рабочим органом механизма, обозначен J2. Безынерционная упругая связь между этими массами характеризуется приведенной эквивалентной жесткостью с12. Рис.3.6 Расчетная схема двухмассовой системы
Тогда математическое описание движения двухмассовой механической системы электропривода будет: (3.18) и соответствующая ей структурная схема будет иметь вид, представленный на рис.3.7.
Рис.3.7 Структурная схема двухмассовой системы
Электромеханическая система с двухмассовой упругой механической частью представляет собой простейшую модель электропривода, наиболее удобную для изучения влияния упругих механических связей. Если коэффициент жесткости с12→∞, то ω2=ω1=ω, J=J1+J2+J3, и структурная схема трехмассовой системы преобразуется к схеме одномассовой системы. Такая система обладает свойствами абсолютно жесткой механической системы, описываемой уравнением движения: и передаточной функцией W(p)= . Динамические характеристики (временные и частотные) такой системы соответствуют характеристикам идеального интегрирующего звена. При приложении нагрузки Mc=const скорость в такой системе возрастает по линейному закону.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |