Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнее строение и передвижение рыбы




Лабораторная работа № 11

Цель работы: изучить особенности внешнего строения костистой рыбы; выяснить значение отдельных плавников в ее передвижении.

Объекты и оборудование: живые рыбы (гуппи, меченосцы, пецилии, барбусы, тетры), помещенные по одной в стеклянные банки 0,5-0,8 л с водой; отдельные чешуи (воблы, сазана); лист бумаги темного цвета; отрезки бинта; резиновые колечки (вырезанные из узкой части воздушного шарика); соломинки, лупа, сачок для отлавливания аквариумных рыб.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешнее строение рыбы, плавающей в банке с водой. Обратите внимание на обтекаемую форму ее тела, Объясните, с чем связана такая форма тела рыбы?

2. Используя рис. 1, рассмотрите кожные покровы рыбы. Обратите внимание на чешуи, черепицеобразно налегающие друг на друга. Объясните, с чем связано такое расположение чешуй на теле рыбы.

3. Возьмите отдельную чешую рыбы и с помощью лупы найдите на ней слои годичного прироста — чередование широких и узких колец (рис. 2). Подсчитайте число годичных слоев и определите возраст рыбы, которой принадлежит чешуя.

4. Изучите окраску тела рыбы. Для этого поставьте банку на лист темной бумаги и посмотрите на плавающую рыбу со спинной стороны тела. Заметна ли рыба на фоне темного дна? Затем поднимите банку и посмотрите на рыбу с брюшной стороны тела. Хорошо ли видно тело рыбы на фоне светлой поверхности воды? Сделайте вывод о разнице в окраске спинной и брюшной сторон тела рыбы.

5. Используя рис. 3, установите на теле рыбы границы головы, туловища и хвоста. Рассмотрите голову рыбы. Найдите ноздри, глаза и рот. Какое положение занимает рот на голове рыбы?

6. Найдите при помощи лупы по средней линии вдоль боков тела рыбы ряд отверстий на чешуях, ведущих в канал органа боковой линии. Используя учебник, выясните, какое значение в жизни рыб имеет орган боковой линии.

7. Используя рис, 3, найдите на теле рыбы грудные, брюшные, спинной и анальный плавники. Какова роль отдельных плавников в передвижении рыбы в разных направлениях: вперед, назад, в стороны, вверх и вниз?

8. Отловите с помощью сачка рыбу из банки. Положите ее на лист смоченной водой бумаги. Прижмите с помощью полосок влажного бинта, закрепленных резиновыми колечками, грудные плавники к телу рыбы. Выпустите рыбу с «выключенными» грудными плавниками обратно в банку и пронаблюдайте за ее передвижением.

9. У другого экземпляра рыбы проведите выключение хвостового плавника, Для этого с помощью двух соломинок (с одной и другой стороны тела) зафиксируйте хвост рыбы. Сделайте вывод о роли грудных плавников и хвостового плавника в передвижении рыбы. После опыта не забудьте снять полоски бинта и соломинки.

10. Результаты оформите в тетрадях в виде таблицы,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.