КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование деловой карьеры
Планирование карьеры – это одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития специалистов. Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей и перспектив развития организации. Основой планирования карьеры является: КАРЬЕРОГРАММА – это документ, который составляется на 5-10 лет, содержит с одной стороны обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой – его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Карьерограмма - инструмент управления карьерой, состоит из 2-х частей: 1) Перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые может занимать работник в течение жизненного карьерного пути; 2) Характеристика видов обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров. Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Пути представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации – курсов, стажировок и др. Работник должен чётко знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Организация продвижения основана на принципах: 1) Необходимость разработки чётких требований к работнику как условия продвижения (стаж по специальности, в должности, уровень образования, прохождение повышения квалификации и др.); 2) Наличие чётко выделенных направлений продвижения; 3) Соблюдение последовательности, планомерности, информированность работников; 4) Участие коллектива в вопросах продвижения; 5) Объективное определение результатов деятельности специалистов и руководителей, установление их личных и деловых качеств занимаемой должности, выявление перспективных работников и включение их в резерв. Вся эта работа проводится в виде аттестации. Планированием карьеры в организации могут заниматься: 1. Сам сотрудник 2. Его непосредственный начальник 3. Менеджер по управлению персоналом Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования:
Планирование карьеры накладывает одинаковую ответственность и на самого сотрудника, и на его руководителя, и на менеджера по управлению персоналом.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ. Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей, а именно: «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».
1) Модель служебной карьеры «трамплин»:
Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.
2) Модель служебной карьеры «лестница»: 3) Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной 1 карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом. Однако вклад руководителя и специалиста в качестве консультанта ценен для предприятия. Психологически эта модель очень неудобна для первых руководителей из-за их нежелания, уходить с «первых ролей». 3) Модель карьеры «змея»: Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем, назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности. Модель предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах.
4) Модель карьеры «перепутье»:
Предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека. По истечении определенного периода, допустим 5 лет работы в должности начальника цеха, он проходит переподготовку в школе менеджеров с полным комплексом необходимых исследований. Если его профессиональные знания и умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность высокие, а взаимоотношения в трудовом коллективе бесконфликтные, то он рекомендуется к занятию более высокой должности посредством назначения или выборов. Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошее здоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению на другую должность. Например, начальником другого цеха. «Новая метла по-новому метёт», - гласит народная мудрость. В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуют конфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или увольнении за грубые нарушения философии предприятия. Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, прошедшие отбор и систематическую целевую квалификационную подготовку.
Резерв для замещения вакантных должностей – это специально отобранная целевая группа руководителей, специалистов, достигших положительных результатов в профессиональной деятельности, проявляющих склонность и интерес к управлению и удовлетворяющих определенным требованиям. Основные задачи формирования резерва: 1) Своевременное заполнение вакантных должностей; 2) Преемственность и устойчивость управления организацией или её подразделениями; 3) Назначение на должность компетентных, способных работников; 4) Обучение и подготовка претендентов на должности, постепенное накопление ими необходимого опыта на новой для них должности. Условия формирования резерва: 1) Плановость 2) Объективность оценки деловых и личных качеств 3) Соответствие этих качеств новой должности 4) Увязка обучения и повышения квалификации с характером работ в новой должности и др.
Типы кадрового резерва: По виду деятельности: 1.Резерв развития – это группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при разработке новых товаров, технологий). 2.Резерв функционирования - это группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечивать эффективное функционирование организации. По времени назначения: 1) Группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время 2) Группа Б - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года. Принципы формирования кадрового резерва: 1. Принцип актуальности резерва – предполагает учёт реальной потребности в замещении должностей; резерв на должности должен формироваться из расчёта, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться. 2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва – необходимость учёта требований к квалификации кандидата при работе в определённой должности. 3. Принцип перспективности кандидата – ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья. При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель, того или иного отдела, службы, цеха, участка, а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, типу организационной культуры и т.д. Источники резерва кадров на руководящие должности: 1. Руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий; 2. Главные и ведущие специалисты; 3. Специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности; 4. Молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Первый уровень резерва кадров – все специалисты предприятия, следующий уровень – заместители руководителей различного ранга. Основную базу резерва составляют руководители различных рангов. Основным организационным документом, используемым в процессе формирования кадрового резерва и работы с ним, является Положение о кадровом резерве. Процесс формирования резерва и работа с ним включает несколько стадий: 1) Прогнозирование развития основных направлений деятельности организации, изменения ее организационной и управленческой структуры на ближайшую и отдельную перспективу. От этого зависят качественный, количественный и структурный аспект состава резерва. 2) Определяется конкретный должностной состав резерва по трем уровням управления (высшему, среднему и низовому) в соответствии с утвержденной номенклатурой должностей. 3) Формирование совокупности требований к кандидатам: 1.Основные, обусловленные спецификой организации – компетентность, личные качества, навыки; 2.Дополнительные – минимальный стаж работы, опыт работы в качестве линейного руководителя или специалиста. Иногда: состояние здоровья и др. Обо всех требованиях, которые к нему будут предъявлены, работника необходимо ставить в известность. 4) Поиск кандидатов путем изучения анкет, характеристик, итогов аттестации, бесед, текущих наблюдений с учетом их соответствия предъявляемым им требованиям, их личных пожеланий и объективных склонностей к управляющей деятельности. 5) Отбор лиц, зачисляемых в резерв (обычно происходит на основе собеседования, которое выявляет стремление работников на руководящие должности). При зачислении в резерв необходимо учитывать, как человек справляется с текущей работой (для менеджеров это степень достижения целей организации или подразделения, для специалистов – исполнительность, творческий подход, слаженность и своевременность выполнения заданий). 6) Оценка профессиональных знаний, навыков и опыта претендентов, их соответствия должности. 7) Принятие первым лицом решения о включении сотрудника в состав резерва. Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией 3 вида программ: 1) Общая программа – включает теоретическую подготовку: · обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления; · заполнение пробелов в образовании кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; · обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля – сдача экзамена (зачётов). 2) Специальная программа – предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретическую и практическую части и осуществляется по направлениям: · Деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; · Решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля – разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита. 3) Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв по следующим направлениям: · практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях; · стажировка на резервной должности. После того, как резерв сформирован, с ним начинается интенсивная работа. На каждого состоящего в резерве составляется личный план продвижения и стимулирования. Подготовка кандидатов на замещение конкретных должностей должна быть адресной. Примерное содержание плана подготовки резерва: 1. Учеба в системе повышения квалификации; 2. Задания по изучению и решению конкретных проблем с их защитой; 3. Привлечение к проверкам и оказанию помощи другим подразделениям; 4. Временное замещение; 5. Индивидуальная работа под началом вышестоящего руководителя; 6. Стажировка в должности в своей или чужой фирме; 7. Обсуждение в специальных центрах; 8. Краткосрочные семинары, школы и курсы молодых специалистов и руководителей, обучающихся по индивидуальным программам без отрыва от производства; 9. Тематические курсы; 10. Самообразование по индивидуальным программам; 11. Планомерные перемещения по горизонтали и др. Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными руководителями подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Все лица, зачисленные в резерв, подлежат специальному учёту в службе управления персоналом. Контроль за работой с резервом возлагается на руководителя кадровой службы и руководителя, в подчинении которого будет работать кандидат на руководящую должность. Список литературы по дисциплине «Управление персоналом»
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |