Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация в области охраны окружающей среды. Взаимосвязь ИСО 9000 и 14000




 

Практика показывает, что проблема предотвращения загрязнения и охрана окружающей среды (далее ООС) не имеет государственных границ. В центр общественного внимания она была поставлена в 60-е г. Именно тогда в ряде развитых стран мира стали приниматься меры по решению этой проблемы. Кроме того, к ее решению должен применяться комплексный подход. Работы по разработке методов управления ООС начались с 70-х г.г.

В международной практике в качестве стратегического направления природоохранной деятельности в 70-х годах было выбрано создание и совершенствование методов и средств защиты окружающей среды, используемых на "конце трубы" (end-of-pipe). Но возможности этого направления были быстро исчерпаны. Дальнейшим шагом в этом направлении стало техническое перевооружение производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, требующих больших затрат.

В условиях жесткой конкуренции многие зарубежные компании считали заботу об окружающей среде экономически невыгодной. Вопросы, связанные с проблемой охраны окружающей среды решались в минимальном объеме, который обеспечивал соответствие своей деятельности компаний (фирм, предприятий) соблюдению требований национального законодательства. Между тем потребитель и общество на первое место выдвигали требования о повышении качества жизни, включая качество окружающей среды.

В 90-е г. передовые зарубежные компании начали создавать у себя системы менеджмента окружающей среды. Сертификация этих систем осуществлялась на соответствие британскому стандарту BS 7750 (British Standard for Environmental management system).С учетом этого стандарта Европейский Союз разработал новый стандарт "Система менеджмента в области окружающей среды" EMAS - включает требования разработки и публичного объявления компании политики в области качества окружающей среды. Как отмечается, распространению стандартов препятствовал их европейский статус.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию. Это событие имело международное значение и явилось толчком развитию работ по стандартизации и сертификации в области ООС. На конференции было провозглашено стремление мирового сообщества, перейти на модель устойчивого развития и сохранения биосферы Земли, когда потребности человечества будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды. В "Повестке дня на ХХI век" отмечалось, что правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития, целями которой должны стать ответственное экономическое развитие с одновременной защитой ОС в интересах будущих поколений.

В нашей стране была определена необходимость перехода к модели устойчивого развития, концепция которой утверждена в апреле 1996г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина. В "концепции перехода РФ к устойчивому развитию" под устойчивым развитием понимается развитие общества, при котором воздействие на ОС остается в пределах хозяйственной емкости биосферы и не разрушается природная основа для воспроизведения жизни человека.

Сертификация рассматривается в мире как эффективный механизм независимой, компетентной оценки и подтверждения соответствия сертифицируемых объектов требованиям нормативных документов. Наряду с сертификацией особое место в решении рассматриваемой проблемы занимает стандартизация. В условиях перехода России к устойчивому развитию экологическая сертификация должна занять прочное место в общем механизме управления охраной окружающей среды, а стандарты - стать средством регулирования отношений в этой сфере.

Наибольший объем работ по международной стандартизации в области ООС приходится на Международную организацию по стандартизации (ИСО). ИСО сотрудничает со многими другими международными организациями в области ООС, интересы которых учитываются при разработке международных стандартов.

В ИСО экологические стандарты разрабатывают 13 технических комитетов (ТК). Их перечень приведен в табл.2.3.

Номер ТК Наименование ТК

  Дорожный транспорт
  Лаки и краски
  Акустика
  Пластмассы
  Атомная энергия
  Механические вибрации и удар
  Нагревательные приборы для помещений
  Качество воздуха
  Качество воды
  Коррозия металлов и сплавов
  Качество почвы
  Твердые отходы
  Экологическое управление

Таблица 2.3. Перечень ТК

 

Разработкой стандартов в области управления качества охраны окружающей среды занимается ИСО/ТК 207 "Менеджмент качества окружающей среды", образованный в 1993 г. Секретариат представляет Канада. В состав этого комитета входят 6 подкомитетов.

Структура ИСО/ТК 207 и состав стандартов ИСО серии 14000 представлены на рис.2.4

ИСО/ТК 207 также сотрудничает с ИСО/ТК176. Цель этого сотрудничества - гармонизация стандартов.

 

 

Рисунок 2.3. Структура ИСО/ТК 207 и состав экологических стандартов ИСО серии 14000

Международным стандартам на системы экологического управления присвоен индекс 14000. Отмечается, что при их разработке применялся подход, апробированный практикой создания и использования семейства стандартов ИСО 9000 и главное в этом подходе - признание менеджмента качества окружающей среды частью интегральной системы менеджмента предприятия.

Стандарты ИСО серии 14000 не устанавливают определенных природоохранных характеристик и конкретных требований к субъектам и технологиям, влияющим на окружающую среду, а содержат требования к системе управления окружающей средой (системе экологического управления). Они универсальны и могут применяться во всех странах мира. Стандарты носят добровольный характер, в силу чего могут использоваться компаниями по своему усмотрению.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению стандартов ИСО по экологическому менеджменту необходимо отметить, что процесс стандартизации в этой области не является абсолютно новым для российских предприятий.

Зарождение экологической стандартизации в нашей стране относится к началу 70-х годов. Так, в 1972 г. вышло постановление "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов". На Госстандарт впервые была возложена задача развертывания работ по этому направлению.

В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:

определение перспективных нормативов чистоты - окружающей природной среды для рассматриваемого период планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);

совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны ОС от загрязнения.

В 1976 году была введена система государственных стандартов ООС и улучшения использования природных ресурсов (ССОП). Этой системе стандартов был присвоен номер 17. Основополагающим стандартом ГОСТ 17.0.0.01-76 предусматривалось подразделение общего комплекса документов этой системы по направлениям: вода, атмосфера, биологические ресурсы, почвы, земли, флора, ландшафт и недра. Организационно-методические основы природоохранной стандартизации разрабатывались коллективом ученых ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации).

В 1980-85 г.г. под эгидой Государственного Комитета СССР по стандартам, проводился крупномасштабный эксперимент по внедрению комплекса государственных стандартов по названием "Управление производственным объединением и промышленным предприятием". По методологии, в этом комплексе предполагалось, что система управления производственным объединением (промышленным предприятием) должна состоять из 6-ти целевых подсистем по управлению:

выполнением плана производства и поставок продукции;

качеством продукции;

ресурсами;

техническим развитием производства;

социальным развитием коллектива;

охраной окружающей среды.

Деятельность предприятия по последней подсистеме определялась ГОСТ 24525.4-80. По стандарту целью управления ООС являлось обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

В начале 90-х годов были введены экологические паспорта. На многих предприятиях они действуют до сих пор.

К сожалению, спад производственной деятельности в России, который наблюдался в начале 90-х г.г., не сопровождался адекватным уменьшением антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую природную среду. Поэтому освоение и применение международных стандартов ИСО по экологическому менеджменту российскими предприятиями очень актуально.

К разработке национальных аналогов стандартов ИСО серии 14000 Госстандарт России приступил в 1996г.

Первые стандарты ИСО/ТК 207 (ИСО 14001, ИСО 14004) опубликованы в 1996 г., пять из них (ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14010,ИСО 1401, ИСО 14012) приняты для использования, путем прямого применения как аутентичные тексты международных документов, в России в качестве государственных стандартов.

Основополагающими стандартами являются ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления и рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования.

В состав комплекса стандартов ИСО серии 14000 входят также стандарты по экологическому аудиту, процедурам маркировки экологически благоприятной продукции, оценке характеристик экологичности производственных систем, продукции на стадиях жизненного цикла и др. Всего на стадиях разработки находится более 15 проектов стандартов.

Международные стандарты ИСО серии 14000.

Одним из основополагающих стандартов ИСО серии 14000 является МС ИСО 14001 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию". В России в качестве национального действует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

Стандарт предназначен для целей сертификации системы менеджмента качества окружающей среды предприятий и организаций всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий.

Рисунок 2.4. Модель менеджмента качества окружающей среды

Стандарты по управлению окружающей средой "дают возможность организациям создать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть интегрированы с другими требованиями по управлению организацией, что будет способствовать достижению экологических и экономических выгод". Однако они не предназначены для создания неценовых барьеров в торговле либо увеличения, либо изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

Данный стандарт содержит требования к системе менеджмента качества окружающей среды модель, которой представлена на рис. 2.5 (модель взята из описываемого стандарта).

Основные требования стандарта ИСО 14001.

активное участие в работах руководства предприятия;

разработка экологической политики, доведение ее до широкой общественности;

создание фонда законодательных, правовых и других требований к охране окружающей среды, которые должны соблюдаться предприятием;

установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды;

разработка и реализация программы (программ) для достижения целей экологического менеджмента;

создание, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества окружающей среды, включая обучение персонала, документальное оформление, контроль над процессами и подготовку мер на случай аварийных ситуаций;

проведение мониторинга и измерений результатов воздействия производственной деятельности на окружающую среду;

разработка процедур, обеспечивающих предупреждение и исправление любых потенциальных несоответствий в рамках системы;

периодическое проведение экологического аудита системы;

анализ системы со стороны руководства предприятия.

Сертификация системы на соответствие ИСО 14001 осуществляется путем проверки документации на систему менеджмента качества окружающей среды и выхода на объект. Поэтому ИСО 14001 содержит только те требования, которые могут быть действительно объективно проверены.

ИСО 14004 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования", как и ИСО 9004, носит рекомендательный характер и предназначен для внутреннего менеджмента качества окружающей среды. Стандарт также содержит рекомендации предприятиям, как эффективнее инициировать разработку, совершенствовать и обеспечивать устойчивое функционирование системы при координации с другими системами управления.

В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Этапы внедрения системы менеджмента качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия.

Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:

Обязательства и экологическая политика. Организация должна определить экологическую политику и требования к СУКОС.

Планирование. Необходимо спланировать программу реализации экологической политики.

Внедрение. Организация должна разработать необходимый и возможный механизм обеспечения достижения целей и задач экологической политики

Измерения и оценки. Организация должна проводить мониторинг, контроль и проверку характеристик окружающей среды

Анализ состояния и совершенствования системы. Организация постоянно должна улучшать свою СУКОС в соответствии с поставленными целями по улучшению общих характеристик окружающей среды.

 

Научно-методические, организационные и нормативно-правовые основы стандартизации в России

Закон "О стандартизации". Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются. Переход экономики России на рыночные отношения, либеризация внешнеэкономической деятельности предприятий, расширение прав и экономической деятельности самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание нормативно-правовой базы для формирования технического законодательства широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации. Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции и выполняет три социально- экономические функции: -упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека; -установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований; -правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации. Правовой статус Государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяет Закон "О стандартизации", принятый впервые в нашей стране в 1993г. Ранее вопросы стандартизации регулировались правительством, что вело к необходимости принятия большого количества актов на разных уровнях. В связи с подготовкой России к вступлению в ВТО ведется работа над внесением изменений в основополагающие законы РФ "О стандартизации" и "Об единстве измерений". Закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений. Положения и требования Закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей (отдельных граждан и производственных потребителей), а также государства в целом, посредством применения нормативных документов по стандартизации, устанавливающих оптимальные требования к объектам стандартизации-продукции, работам (производственным процессам) и услугам (услугам населению и производственным услугам), порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Краткая структура Закона приведена в таблице 3.2 В соответствии с Законом (статья 1) стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; безопасности хозяйственных объектов, с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; единства измерений; качества продукции (работ, услуг) в соответствии с уровнем развития наук, техники и технологии; экономии всех видов ресурсов; обороноспособности и мобилизации готовности страны. Объектами стандартизации являются продукция, работа, процесс, услуги подлежащие стандартизации, т. е. для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры или правила. Цели стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требованийпо безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. При этом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности, а соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязательным, если на это указывается в договоре или технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. Цели, установленные данным законом, полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых зарубежных странах, а также в документах международных организаций по стандартизации. Законодательство РФ регулирует отношения в области стандартизации. К нему относятся законы РФ, содержащие те или иные требования к объектам стандартизации: постановления Совета Министров-Правительства РФ, регулирующие организационно-правовые вопросы стандартизации в стране; ведомственные нормативные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора (статья 3). Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права. Закон закрепляет правовой статус Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации по осуществлению государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности органов государственного управления, взаимодействия с органами власти субъектов Федерации, общественными объединениями, в т. ч. с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Другими словами, органом государственного управления стандартизацией в Российской Федерации является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). В соответствии с Законом Госстандарт России осуществляет следующие функции в области стандартизации: формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе; организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации; устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ. Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в положении об этом Комитете, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 №1020. На него также возложено: установление порядка и правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности технических комитетов по стандартизации; государственная регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные стандарты, кроме стандартов в области строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах ГСС РФ общих, т. е. единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления. Свои функции Госстандарт может непосредственно осуществляет и через созданные им органы и организации (научно-исследовательские институты, территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМ, службы стандартизации, технические комитеты по стандартизации). Государственная система стандартизации (ГСС). Особое место в правовом регулировании стандартизации занимают государственные стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС). Система представляет собой совокупность основополагающих государственных стандартов, определяющих практические правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов различных категорий и видов. Впервые в РФ стандарты ГСС были утверждены постановлением Госстандарта России от 15 июня 1992 №7. ГСС содержала пять стандартов: ГОСТ Р 1.0-92 "Основные положения" ГОСТ Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов" ГОСТ Р 1.3-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений" ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения" ГОСТ Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов" С принятием в 1993г. Закона "О стандартизации" в стандарты ГСС были внесены изменения и дополнения на основе постановления Госстандарта от 15 декабря 1993 №21 (табл.3.2). Дополнения и изменения полностью реализовали в них нормы Закона Российской Федерации "О стандартизации". Таблица 3.1. Стандарты ГСС
ГОСТ Р 1.0-92 "Основные положения" Сохранена общая схема разделов и их содержания, но стандарт оснащен цитатами из Закона в тех случаях, когда старый текст не соответствует его требованиям.
ГОСТ Р 1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов" Изменения и уточнения не принципиального характера
ГОСТ Р 1.3-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений" Стандарт изъят из системы с 1.04.94.; связано с исключением ТУ из числа нормативных документов по стандартизации.
ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения". ГОСТ Р 1.4-92 "Стандарты предприятия" полностью заменен новым стандартом ГОСТ Р 1.4-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений"
ГОСТ Р 1.5-92 " Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов" Изменения и уточнения не принципиального характера

* Содержание этого стандарта в части основных, принципиальных положений практически текстуально перешло в новый документ, утвержденный Госстандартом России одновременно с новыми стандартами ГСС, - ПР 50.1.001-93"Правила по стандартизации", "Правила согласования и утверждения ТУ".

В настоящее время в ГСС входят еще три стандарта:

ГОСТ Р 1.8-95 "Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов". Во многом повторяет ГОСТ Р 1.2 -только по отношению к международным стандартам.

ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". В стандарте содержатся общие требования маркирования продукции и услуг знаком соответствия ГОСТ Р или ГОСТ, применяемым на территории РФ, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование продукции или услуг этим знаком.

Маркироваться может продукция, на которую имеются:

государственные стандарты вида общих технических условий;

государственные стандарты, устанавливающие общие технические требования и методы их контроля.

ГОСТ Р 1.10- 95 "Порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них".

Нормативные документы по стандартизации.

В результате, разрабатываемые к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются в виде нормативного документа.

В Законе "О стандартизации" определен перечень основных нормативных документов (НД) по стандартизации. К ним относятся:

государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

стандарты отраслей - ОСТ;

стандарты предприятий - СТП;

стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным документам отнесены также применяемые в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Международные стандарты применяются в двух случаях:

принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта без каких либо дополнений;

принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, содержат требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Перечень нормативных документов может быть изменен только в соответствии с Законом РФ. Иные документы по стандартизации, применяемые государственными органами и предприятиями, не могут относиться к нормативным документам. Другие документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и др. объектам, не являются документами по стандартизации.

"Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работу и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ". (статья 7 п.1 Закона)

Государственные стандарты должны содержать:

требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования к технике безопасности и по производственной санитарии;

требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании, продукции, выполнении работ и оказании услуг. В том числе правил оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Основное значение гос. стандарта как юридического нормативного акта заключается в том, что он определяет обязательные требования к качеству продукции. Однако не все требования, содержащиеся в ГОСТ, носят обязательный характер.

Обязательными являются требования к продукции, работам и услугам, устанавливаемые гос. стандартом для обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Полный перечень требований, обязательных для выполнения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п.2 ст. 7 Закона. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными.

Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям государственных стандартов, субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг, а соответствие продукции и услуг иным требованиям государственных стандартов - в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг, осуществляемой ими в инициативном порядке.

По закону, если продукция или услуга соответствует всем нормам, предусмотренным государственными стандартами, то это соответствие может подтверждаться путем маркировки специальным знаком соответствия стандартам.

Виды стандартов В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований, стандарты подразделяются следующим образом:

стандарты основополагающие;

терминологические;

стандарты на продукцию и услуги;

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа;

стандарты на совместимость.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований стандартов.

Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору со стороны Госстандарта России и его территориальных органов, а также других органов государственного управления, которые осуществляют специализированные функции контроля (комитеты, федеральные службы, инспекции в области экологии, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, атомной энергетики и др.)

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на всех стадиях, а именно: разработки, подготовки продукции к производству, её изготовлении, реализации (поставки и продажи), использования, хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказания услуг.

Государственный контроль и надзор осуществляется только за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, к которым относятся требования, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для ОС, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и единство маркировки, а также иные требования, установленные специальным законодательным актом РФ.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России.

Осуществление государственного контроля и надзора регулируется "Порядком проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)", утвержденным приказом Госстандарта России от 30.12.93 №239.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится государственными инспекторами. Их права и ответственность определены Законом.

,,Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные за нарушение положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность'' (статья 14 Закона).

В действующем законодательстве Российской Федерации (Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ) установлены соответствующие нормы ответственности в связи с вступлением в силу Закона "О стандартизации".

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору осуществляется, главным образом, из средств федерального бюджета. Также в качестве источников финансирования могут быть средства, полученные от реализации государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации и т. д. Сюда включены средства от взимания штрафов.

 

 

Таблица 3.2. Закон Российской Федерации "О стандартизации". Структура и содержание

Общие положения Понятие стандартизации Законодательство о стандартизации. Международные договоры. Организация работ по стандартизации. Функции и права Госстандарта России
Нормативные документы по стандартизации и их применение Нормативные документы по стандартизации и требования к ним Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты общественных объединений Информатизация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Государственный контроль и надзор Органы Государственного контроля и надзора Осуществление государственного контроля и надзора должностными лицами Госстандарта России - государственными инспекторами Государственные инспектора, их права и ответственность
Ответственность за нарушение положений Закона Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность юридических и физических лиц, органов государственного управления
Финансирование работ по государственному контролю и надзору государственной стандартизации, Государственное финансирование работ по стандартизации, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Источники финансирования работ по государственной стандартизации, по государственному контролю и надзору за соблюдением стандартов
Стимулирование применения государственных стандартов Меры экономической поддержки и стимулирования производства продукции (оказания услуг), в соответствии с государственными стандартами
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.