Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование систем управления




Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:

- распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;

- выявление свойств, содержания, закономерностей поведе­нии развития;

- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.

Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Объектом исследования является система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы.

Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объекта управления. Поэтому при исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая социально экономическая система (предприятие, фирма, корпорация ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основополагающим элементом и здесь является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы, и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в ка­кой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.

Предметом исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т.е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.

Методы исследования систем управления.

Все методы исследования систем управления можно классифицировать на две группы:

- теоретические: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод моделирования и др.;

- эмпирические: метод наблюдения, метод сравнения, метол экспертных оценок и др.

Остановимся лишь на некоторых из вышеперечисленных методов.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает установление логической связи между абстрактным рассмотрением особенностей системы управления и целостным представлением о конкретной системе.

Метод абстрагирования предполагает мысленное отвлечение субъекта исследования от наименее значимых деталей объекта, его характеристик, свойств, сосредоточенность на исключительном изучении наиболее важных сторон объекта, часто путем его моделирования.

Методы анализа и синтеза предполагают расчленение объекта на отдельные составные части с последующим объединением некоторых из этих частей на основании иных группировочных признаков.

Методы дедукции и индукции предполагают получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция). Существует и третий метод - от частного к частному (трансдукция), но он часто базируется на интуиции (в том числе научной) и должен быть подкреплен в качестве промежуточных или обосновывающих методами индукции и дедукции.

Метод наблюдения предполагает фиксирование, регистра­цию показателей, параметров, свойств исследуемого объекта без вмешательства исследователя и инструментов исследова­ния в процессы, происходящие с объектом, и в его окружаю­щую среду.

Метод сравнения предполагает сопоставление свойств и ха­рактеристик конкретного объекта с такими же свойствами и ха­рактеристиками эталона наиболее распространенного образца, просто значимого аналога (например, конкурента) с целью выявления общего и отличий от образца. Методы сравнения по сути своей представляют одновременно и методы оценки.

Методы моделирования, как уже упоминалось, связаны с методом абстрагирования и предполагают исследование и анализ модели объекта, включающей только его характеристики, наиболее значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом выводов и рекомендаций на конкретный объект или группу объектов.

Методы моделирования приходится использовать в тех случаях, когда реальные объекты исследования слишком масштабны, многофакторны, недоступны для исследователя напрямую или если нельзя вмешиваться в их функционирование.

Одним из широко используемых методов исследования систем управления и вообще социально-экономических процессов является научная дискуссия, полемика.

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения.

В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок, экспертизы.

Экспертиза – это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа. Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе значение имеют подбор группы экспертов и методология обработки результатов ее работы.

Одной из современных высокопрофессиональных форм орга­низации и проведения исследований систем управления являет­ся организация консультационной деятельности.

Консультация - это услуга, предоставляемая человеку или ор­ганизации с целью профессионального объяснения сути и динамики конкретной ситуации, причин возникновения и способов решения проблем.

Часто в работе консультантов используется метод мозгового штурма. Его использование показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и практических проблем. Он применя­ется при разработке управленческих решений различного класса. С его по­мощью можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невоз­можными при использовании традиционных методов анализа.

Основной целью мозгового штурма является поиск как можно более ши­рокого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы существующих представлений по поводу объекта управления

 

 

Список рекомендуемых источников для изучения раздела 1.

 

1 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. /Е.Е.Вершигора –М.:ИНФРА-М, 2001. – 283 с.

2 Коротков, В.М. Исследование систем управления. /Э.М.Коротков М., 2000.

3 Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебное пособие. /Э.М.Коротков -М., 1996.

4 Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие. /А.И.Кравченко М., 2000.

5 Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури – М.:Дело, 1997. -704 с.

6 Мухин, В.И. Основы теории управления: учебник для вузов /В.И.Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

7 Попов, С.А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 4. /С.А.Попов -М., 1999.

8 Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. / З.П.Румянцева – М.:ИНФРА-М, 2001. – 304 с.

9 Теория управления: учебник /под общ.ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. –М.:Изд-во РАГС, 2004. – 558 с.

10 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. – 3-е изд., /Р.А.Фатхутдинов -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.- 416с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.