КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социальному развитию регионов
(в основе существования и развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда, потребности и интересы людей; важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов). Наряду с понятием «социальная сфера» часто используется понятие «социальная инфраструктура», т. е. область исследований и практической деятельности, которая связана со сферами жизни населения, обеспечивающими соответствующий уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства. Социальная инфраструктура - это комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определённой территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т. е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, предприятия торговли и коммунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт. К важным категориям социальной сферы относят «потребление», «потребности», «услуги» и такие их аспекты, как ресурсы потребления, использование потребительских ресурсов, конечные результаты процесса потребления, эффективность потребления. Услуга - это полезное действие, полезный эффект, который создается в процессе целесообразной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей людей. В основе существования и развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда, потребности и интересы людей. Важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС). Система ГМСС призвана содействовать развитию федерализма, регионального управления и местного самоуправления, совершенствования межбюджетных отношений и объективного обеспечения государственной поддержки местных бюджетов. Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т. е. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня. ГМСС устанавливаются: - для обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах; - укрепления единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня социального развития на территории ее субъектов; - нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды; - совершенствования межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития; - концентрации ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики; - оценки уровня социального развития на территории РФ при разработке и реализации социальной политики, экономических и социальных программ. Территориальную дифференциацию ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно проводить с выделением групп однородных по социально-экономическому положению и природно-географическим условиям регионов. К основным типам ГМСС относят: - минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда и др.; - минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; - номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ; - перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; - стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг; - нормы обеспечения населения социальными услугами; - нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг. В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболеваний, травм, состояний. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Методологическая ценность эффективной государственной и региональной социальной политики заключается в том, что она охватывает в узком плане социально уязвимые слои населения (социальная защита и адресная социальная помощь), а в широком плане затрагивает жизнедеятельность всего населения, включая обеспеченность людей товарами, жильём, услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, необходимыми денежными доходами, благоприятными экономическими условиями. Не случайно в «Основных положениях региональной политики РФ» определены важнейшие задачи региональной социальной политики. Их общая направленность - повышение уровня жизни населения, его благосостояния. Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Показатели, характеризующие и обусловливающие уровень жизни населения, объединяются в шесть групп. 1. Для оценки производства - показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование. 2. Для обобщения оценки потребностей - показатели доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины». 3. Для оценки уровня потребления - показатели потребления населением материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем. 4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни — показатели образования и культуры. 5. Для оценки социальных условий жизни - показатели занятости и бюджета времени населения. 6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни - показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, убыль, продолжительность жизни). Эти показатели в известной степени соответствуют международным параметрам. По рекомендации ООН, уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятости, образования, обеспеченности жильем, социального обеспечения. Специалисты ООН, разработавшие «Программу развития ООН» (ПРООН), предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения 25-ти лет и старше. Эти показатели соотносятся с наивысшими в мире показателями. В 90-е гг. ООН стала исчислять «совокупный индекс развития человеческого потенциала». В нем учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах). Новая социальная стратегия и сложившаяся политическая ситуация в регионах требуют оптимально разделить ответственность за состояние социальной сферы между федеральными и региональными властями, повышения роли государства в социальном процессе, упрочения федеративных отношений, укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за ним. Освобождение федерального центра от выполнения определённых социальных функций на местах не означает отмены государственных социальных гарантий.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |