КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный маркетинг
На современном этапе развития отечественной экономики перед руководителями высшего уровня постоянно возникают новые, более сложные задачи. В частности, непременным условием эффективной работы администрации региона в условиях рынка становятся изучение и использование методов маркетинговых исследований. Знание основополагающих вопросов маркетинга позволит руководящим работникам и специалистам администрации региона на основе зарубежного опыта выработать конкретную стратегию и тактику для решения собственных региональных проблем в условиях рынка, так как готовых рецептов не может дать ни одно пособие по маркетингу, каким бы совершенным оно ни было. В учебной литературе можно встретить множество определений понятия «маркетинг». Например, согласно определению Института маркетинга (Лондон): «Маркетинг — систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли». В общем виде маркетинг — это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредством обмена. Региональный маркетинг — это совокупность сложившихся в практике методов изучения рынков, выявления новых идей, новых потребностей покупателей и их материализации в виде новых товаров как региональный инструмент умелой организации системы сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий, взаимодействия с конкурентами, государственными и законодательными органами и соседними регионами. Иными словами, под региональным маркетингом обычно понимают такую комплексную организацию производства и сбыта продукции, выпускаемой в регионе, которая построена на основе предварительного исследования потребностей покупателей с тем, чтобы предприятия могли успешно работать и предложить им необходимые товары и услуги. Региональный маркетинг способствует повышению обоснованности принимаемых решений по Целому комплексу производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики. Поскольку расходы, затрачиваемые на маркетинг, очень велики, глубокие маркетинговые иссле- дования проводят, как правило, лишь крупные фирмы. В связи с этим в России целесообразно объединять усилия по маркетингу в пределах территорий, на которых расположены товаропроизводители. На региональное развитие влияют (как положительно, так и отрицательно) такие силы, как глобальная конкуренция, научно-технический прогресс, региональная политика государства и другие факторы. В результате регионы, интегрируясь в мировую экономику, вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за инвестиции, квалифицированную рабочую силу и т. д. Территория из простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т. е. равноправным участником рынка. Привлекательность территории приобретает форму товара, следовательно, имеет свою стоимость и полезность, что позволяет считать маркетинг регионов составной частью регионально-экономической политики. Таким образом, региональный маркетинг — это идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Не одно структурное подразделение администрации региона или самостоятельно хозяйствующая организация, а все участвующие в развитии региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целых групп, на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ. Затем уже следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и внешнюю среду региона. При разработке и проведении концепций регионального маркетинга, как правило, используются подходы, аналогичные применяемым в сфере маркетинга организации (рис. 4.1). Цели маркетинга как рыночной концепции управления регионом всегда являются отражением долговременных и краткосрочных целей развития региона и инструментом для их достижения. Эмпирические исследования показывают следующие главные цели регионального маркетинга: • улучшение (сохранение) конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг; • привлечение в регион новых предприятий; • создание уровня известности выше регионального (национального); • определение потребностей различных сегментов регионального рынка; • комплексное изучение существующего на рынке предложения; Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.1. Проблемы и пути развития эффективного управления 167
• определение наиболее удобных и выгодных с точки зрения • определение путей формирования регионального рынка. региональную концепцию маркетинга и на ее основе строить управление регионом. Опыт некоторых регионов показывает, что исходной базой для организации службы маркетинга является формирование соответствующей структуры. Организация службы маркетинга — это совокупность организационной структуры и технологии процесса управления маркетинговой деятельностью. Структура службы маркетинга региона — состав звеньев и ступеней управления маркетингом, их соподчиненность и взаимосвязь, является одной из форм разделения управленческого труда. Она влияет на весь процесс управления маркетингом региона, и определяет необходимую численность персонала по подразделениям, устанавливает состав этих подразделений, регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между подразделениями и конкретными работниками, устанавливает права, обязанности и ответственность работников, определяет квалификационные требования. Нет необходимости доказывать, что чем совершеннее структура службы маркетинга, тем выше его эффективность. Организация службы маркетинга затрагивает следующие аспекты: • стратегию развития региона; • перераспределение прав и обязанностей; • коммуникативные связи; * • информационную базу. При проектировании организационной структуры службы маркетинга следует прежде всего исходить из целей, задач и маркетинговой стратегии региона, кроме того, требуется научно обосновать необходимую численность персонала для функционирования структуры, а также деловые качества, уровень подготовки и компетенции работников данной службы. Опыт создания маркетинговой службы и построения ее структуры показывает необходимость учета следующих основных требований: • гибкость, мобильность и адаптивность структуры, которые достигаются соответствующим организационным построением и периодической ее реорганизацией;
• относительная простота структуры: чем проще структура, тем меньше уровней управления при прочих равных условиях, тем мобильнее система управления; • соответствие масштабов маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж товаров и услуг. Если объем продаж на внешнем и внутреннем рынках (в суммарном или процентном выражении) невелик, то организовывать специальные маркетинговые подразделения нецелесообразно, так как они требуют значительных средств, а поручить выполнение маркетинговых задач существующим структурам; • соответствие структуры службы маркетинга региона специфике ассортимента производимой продукции и услуг в регионе; • соответствие организационной структуры числу и объему рынков сбыта и их характеристикам. Структура должна быть направлена на углубление сегментирования рынка и на дифференцированный подход к группам потребителей. Служба маркетинга создается по целевым рынкам; • централизация стратегического управления в специализированных подразделениях на высшем уровне руководства. Наличие централизованного аппарата управления дает возможность высшему руководству лично участвовать в решении стратегических вопросов маркетинга. Однако оптимальная структура службы маркетинга всего лишь создает условия для эффективного управления им. Исследования, проведенные в Нижнем Новгороде, показывают, что маркетинговый подход к управлению регионом возможен только в том случае, когда будет создана организационная структура для осуществления маркетинговой функции в регионе как в промышленной, так и в непромышленной сфере. Авторы данного исследования предлагают создание во всех субъектах РФ региональных маркетинговых центров с дальнейшим организационным объединением в единый межрегиональный информационно-маркетинговый центр, предметом деятельности которого может быть: • формирование системных потоков информации, позволяю Модуль 4. Эффективное региональное управление 4 1. Проблемы и пути развития эффективного управления
• экспертиза, консультирование, разработка проектов и подготовка заключений по вопросам производства товаров и оказания услуг (по поручению администрации субъектов Федерации, заказам заинтересованных физических и юридических лиц); • организация финансирования, освоения выпуска новых товаров и предоставления новых услуг путем привлечения банков а также инвестирования собственных средств; • сбор и анализ информации о состоянии региональных и местных рынков промышленной и непромышленной сфер, их перспективах развития; • анализ товарных потоков и каналов товародвижения; • подготовка систематизированных сведений о конъюнктуре и тенденциях изменения цен на региональных рынках товаров и услуг России и СНГ; • разработка прогнозов объема и структуры спроса по различным группам и видам товаров и услуг промышленной и непромышленной сфер; • содействие кооперации промышленных и непромышленных структур в организации проектирования, инвестирования и выпуска товаров и оказания услуг; • предоставление услуг по формированию договорных связей с потенциальными поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, знаний, с каналами товародвижения, а также по сертификации и стандартизации продукции; • организация и проведение рекламных кампаний, выставок, ярмарок; • выпуск специализированных информационных изданий по комплексу маркетинга в регионе; • маркетинговые исследования ресурсного потенциала в регионе. Создание регионального маркетингового центра — это попытка структурировать, исходя из зарубежного опыта, управление маркетингом в регионе. Создание региональных маркетинговых центров, а в перспективе межрегионального информационно-маркетингового центра, маркетинговых служб предпринимательских, государственных и муниципальных структур позволит сформировать комплексную систему, объединяющую промышленную и непромышленную сферы с целью их устойчивого функционирования в условиях рынка за счет маркетингового обеспечения удовлетворения спроса потребителей при учете интересов общества в целом. Зарубежная практика показывает, что функционирование и взаимодействие маркетинговых структур позволяет, определив приоритетные потребности в регионе, разработать государственным и муниципальным органам экономическую и социальную политику, а предпринимательским структурам — маркетинговые планы достижения поставленных целей. Маркетинговый подход в управлении позволяет формировать структуру хозяйства региона России в соответствии с потребностями общества, обеспечивает более рациональное использование средств в ходе проведения рыночных реформ. Вместе с тем в становлении региональных органов управления необходимо определить конкретные направления и обеспечивающие их меры поддержки и содействия становлению и развитию маркетингового подхода к управлению. Это прежде всего статусная информационная и научно-исследовательская поддержка. 4.1.5. Проблемы функционирования системы информационных потоков Одним из важных элементов системы управления региона является функционирование системы информационных потоков. Причем, чем более изменчива экономическая среда региона, чем сложнее внутренняя структура самого региона, тем больше информации требуется для эффективности управления, поскольку управлять, не владея в полном объеме информацией, сегодня невозможно. Практика показывает, что в процессе функционирования информационной системы региона возникают существенные проблемы, в числе которых можно особо отметить следующие: 1. Информация о результатах деятельности структурных подразделений поступает в виде отдельных информационных данных, как правило, не оформленных в управленческие отчеты. Это Делает невозможной разработку научно-обоснованной стратегии Развития региона и ограничивает функции руководства текущим Управлением, планированием и контролем. Кроме того, данное обстоятельство приводит к тому, что информация содержит много лишних данных, не имеет четкой структуры изложения, отличается неполнотой содержания. На основании такой информации весьма проблематично принятие эффективных управленческих Решений. 2. Типовые формы для представления информации и инструкции для их заполнения в управлении региона имеет, как прави-л°> только бухгалтерская и статистическая отчетность. Прочие вИды информации в большей части подготавливаются в выбран- Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.2. Направления повышения эффективности управления 171
ной исполнителями форме. При этом качество подготовки и представления информации во многом зависит от профессиональной компетенции и психологических особенностей работника. Подготовленная таким образом информация может быть субъективной, предвзятой, не свободной от ошибок и подтасовок данных. i 3. В управлении региона, как правило, отсутствует координация информационных потоков в пространстве и во времени. Информация, характеризующая ту или иную сферу деятельности региона, зачастую бывает несопоставимой по времени и содержанию с данными департаментов, управлений, отделов, подразделений. 4. Информация, представляемая на рассмотрение руководству, 5. Отсутствие или недостаточное наличие типовых форм для заполнения управленческих отчетов, вся информация, касающаяся финансово-хозяйственной деятельности региона, концентрируется в руках руководителя. Он вынужден отслеживать показатели развития региона, по роду своей функциональной деятельности, принимая на этой основе конкретные управленческие решения. Такая ситуация опасна тем, что в период вынужденного отсутствия руководителя (командировка, болезнь, отпуск) информационная система региона начинает функционировать в другом режиме, поскольку лишается своего основного потребителя, координатора, контролера, лица принимающего решения. 6. В регионе функционирует достаточно разветвленная сеть предприятий, учреждений и структур, поставляющих руководству разнообразную информацию, а также существует большое количество документов, циркулирующих между ними. Однако действующие информационные системы в регионах работают недостаточно эффективно. Предоставляемые ею данные, как показывают исследования, лишь на 60% покрывают общую потребность в информации, необходимой для рациональной организации процесса управления. 7. Низкая эффективность информационных систем региона во многом определяется низкой исполнительной дисциплиной и не заинтересованностью исполнителей, а иногда и руководителей, поставляющих со своих рабочих мест сведения на различные уровни управления. Такая ситуация становится возможной потому, что в положениях о структурных подразделениях администрации региона четко не определена их роль в формировании информационных потоков региона. Следовательно, в должностных инструкциях исполнителей отсутствует персональная ответственность за качество и своевременность предоставления информации для единой информационной системы региона. Отмеченные недостатки в организации информационных потоков региона снижают не только эффективность процесса управления, но и качество труда как руководящих работников, так и исполнителей. Для их устранения необходимо разработать и реализовать следующий комплекс мероприятий по рационализации информационных потоков в регионе: • тщательная проработка функциональной структуры управления с учетом главной задачи региона и каждой его структуры; • определение функций каждой структуре, деятельности региона; • определение этапов работы с документами с учетом движения материальных и других потоков и взаимодействия между собой структурных подразделений региона и его управлений; • разработка необходимого документооборота для выполнения этапов работы с документами; • подготовка положений о подразделениях управления регионом и составление должностных инструкций; • разработка (уточнение) штатно-должностного расписания с учетом трудоемкости выполнения задач; • обучение персонала методам работы, предписываемым данной моделью. 4.2. Направления повышения эффективности tfo> регионального управления IK 4.2./. Факторы, влияющие на эффективное управление Однажды в беседе с корреспондентом газеты «Аргументы и Факты» крупный американский специалист по управлению Стивен Райсмит сказал о нашей стране: «Главная проблема — научить менеджеров, руководителей, как управлять по-новому....никто не учит управленцев, как принимать решение самостоятельно, независимо от центра. Их просят делать то, чему их не Научили...без существенной переподготовки управленцы обречены на неудачу». 172 Модуль 4. Эффективное региональное управление Новая философия менеджмента ставит во главу угла его согласие, а не отношения господства и подчинения. Смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на администрирование (другими словами — на силу власти и распоряжения), то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. В современной управленческой культуре власть не отделена от человека. Отношения жесткого подчинения уходят в прошлое. Вот почему сегодня очень важно понимание сути руководства. Если раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей, то сегодня этого делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, значительно изменились. Сегодняшний руководитель региона — это первое лицо региона. Кроме того, важное значение в эффективной работе региона имеет его высшее руководство. К нему, как правило, в регионе относятся глава администрации, заместители главы администрации, руководители ведущих департаментов и управлений. Главу администрации и его заместителей зачастую называют командой высшего руководства региона, а руководителей ведущих департаментов и управлений и заместителей главы администрации — командой ключевого персонала. Глава администрации, команда высшего руководства и команда ключевого персонала образуют в администрации иерархию высшего руководства. Роль и эффективность каждого звена в цепочке названных структурных образований разная и зависит от таких факторов, как: • стиль управления главы администрации региона; • тип организационной структуры управления; • личностные и профессиональные качества членов команды ключевого персонала. Безусловно, ключевую позицию в этом списке занимает глава администрации. Чем более он профессионален, тем более сильных заместителей и руководителей ведущих подразделений он подбирает. Степень активности участия команды ключевого персонала в принятии жизненно важных для региона стратегических решений зависит от умения и желания первого руководителя (главы администрации) делегировать им часть своих полномочий и создать из формальной команды ключевого персонала команду единомышленников, отождествляющих свои личные цели с общими целями региона, а себя — с регионом. Такой процесс эффективен при преобладании у первого руководителя коллегиаль- 4.2. Направления повышения эффективности управления 173 ного стиля с делегированием полномочий. При авторитарном стиле большую часть важнейших решений первый руководитель принимает единолично, зачастую даже не информируя членов команды высшего руководства и ключевого персонала. Им отводится лишь роль исполнителей уже принятых решений. В этом случае высшее руководство отождествляется с первым руководителем. На тип организационной структуры управления регионом главное влияние оказывают факторы внешней среды и региональные особенности, которые в свою очередь объективно влияют на роль в управлении каждого из уровней высшего руководства. Стабильное положение региона и линейно-функциональный тип структуры предполагают преобладание у команды ключевого персонала в большей мере исполнительских функций. И наоборот, эффективность управления в дивизиональной структуре повышается с ростом активности команды ключевого персонала при принятии управленческих решений. И наконец, роль команды ключевого персонала зависит от того, какие личности в нее входят. Высокий профессионализм и авторитет членов команды подталкивают первого руководителя к активному сотрудничеству с ними, а следовательно, к более компетентному принятию стратегических решений и более мотивированной реализации. В мировой практике управления существует общая тенденция повышения роли команды ключевого персонала. При этом умение подобрать такую команду профессионалов и включить ее в процесс обоснования и принятия важнейших решений зачастую становится главным при назначении или выборе человека на Должность первого руководителя. В этом случае на должность первого руководителя подбирается человек, который сочетает в себе формального (по должности) и неформального (по авторитету) лидера в команде ключевого персонала. Регионы, имеющие таких лидеров, более конкурентоспособны за счет включения человеческого фактора в процесс управления и развития региона. Это также проявляется в более сильной стратегии развития региона, а самое главное — в эффективном проведении в жизнь Управленческих решений. Для эффективной работы команды высшего руководства необходимо придерживаться следующих правил: Правило первое. Каждый член команды, несущий ответственность за определенную сферу, обладает в ней решающим голосом. Каждый член говорит от имени всей команды. Подчинен- 174 Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.2. Направления повышения эффективности управления
ные не могут апеллировать по поводу решения одного члена ру. ководства к другому члену команды. Правило второе. Никто из членов команды не принимает решений в делах, за которые он не несет главной ответственности. При появлении такого вопроса необходимо переадресовать его к ответственному за его решение. Правило третье. Члены команды за пределами ее состава не должны высказываться о своих коллегах. Правило четвертое. Руководитель команды должен быть не хозяином, не начальником, а коллегой, лидером. В момент кризисных ситуаций он принимает ответственность на себя. Правило пятое. Некоторые решения, касающиеся выбора стратегии и тактики развития, крупных инвестиций проектов, ключевых кадровых перестановок, должны приниматься коллективно или, по крайней мере, тщательно обсуждаться. Правило шестое. Все члены команды несут равную ответственность при принятии решения коллегиально. Одним из путей повышения эффективности регионального управления является делегирование полномочий. В данном случае под делегированием понимается возложение руководителем части своей ответственности и полномочий на кого-либо из своих подчиненных. В практике регионального управления считается, что руководитель работает тем лучше, чем более искусно он делегирует. Делегировать значит: • преобразовать проблему в целевые задачи и поручить их решение сотрудникам; • умело передавать полномочия тем сотрудникам, чьи знания и опыт наиболее необходимы для выполнения поставленных задач; • убедительно разъяснить сотруднику его обязанности, вытекающие из определенного для него задания; • систематически контролировать работу подчиненных. При делегировании необходимо выполнять ряд требований: оно должно производиться с учетом способностей сотрудников; выступать как форма поощрения растущей компетентности; способствовать активизации знаний и умений сотрудников, их творческого потенциала. При этом важно осуществлять контроль, базируясь: • на проверке конечных результатов работы сотрудников; • на контроле важных промежуточных пунктов, когда конечный результат отдален, но при этом необходимо быть уверенным в правильности продвижения вперед; • на периодическом отчете о работе над порученными проек Эффективность делегирования полномочий зависит от: а) умения и желания руководителя делегировать свои полно б) желания подчиненных взять на себя ответственность. В связи с этим менеджеру необходимо знать и причины неэффективного делегирования полномочия, к которым можно отнести: • нежелание руководителя делегировать полномочия, как следствие заблуждение — «я это сам сделаю лучше»; • неразвитость способности руководить подчиненными; • отсутствие доверия к подчиненным; • боязнь риска; • отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. В то же время и подчиненные иногда не желают брать на себя ответственность, но чаще всего по другим причинам, например: проще спросить руководителя администрации, что делать, чем самому решить проблему; боязнь критики за ошибки; не владение информацией и отсутствие ресурсов; загруженность текущей работой; отсутствие уверенности в себе; отсутствие мотивации. Для того чтобы добиться эффективности регионального управления с передачей ответственности, глава администрации должен: • заботиться о том, чтобы его подчиненные обладали высокой квалификацией и деловой инициативой и соответствовали данному стилю руководства; • предоставить им самостоятельность в принятии решений; • регулярно информировать своих сотрудников о продвижении к цели и решении задач в регионе; • при освобождении должности определить, есть ли среди сотрудников администрации специалист, который может занять ее; • обеспечивать сотрудничество различных сфер хозяйственной деятельности в регионе. 4.2.2. Повышение эффективности управления внешнеэкономической деятельностью региона Оздоровление национальной экономики как страны в целом, так и субъектов РФ во многом определяется состоянием внешнеэкономической деятельности России, в том числе особенно при- Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.2. Направления повышения эффективности управления
граничных регионов, располагающих значительным внешнеторговым потенциалом, а именно: • выгодным географическим положением; • наличием квалифицированной рабочей силы; • относительно развитая инфраструктурой; • высоким научным потенциалом. Во внешней торговле, особенно приграничных регионов, наблюдается следующая тенденция: сохранение значительных объемов экспорта и импорта; резкое падение объема торговли в 1993 г., причиной которого явились негативные последствия разрыва прямых экономических связей с ближним зарубежьем; стабилизация объема внешней торговли в 1994 г. и существенный его прирост начиная с 1995 г. Основными причинами тому являются: • продолжение роста себестоимости продукции, делающей ее неконкурентоспособной на мировых рынках; • постоянное повышение стоимости национальной валюты в условиях продолжающейся внутренней инфляции; • прозрачность границ в рамках таможенного союза СНГ; • неразвитость законодательства. В 1998 г. произошло снижение экспорта на 6795,0 млн долл. и на 545,0 млн долл. импорта по сравнению с 1995 г. Последующие годы экспорт имел тенденцию к увеличению, за исключением 2001 г. — снижение составило 4169 млн долл. Импорт значительно снизился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 14556 млн доля, а в 2004 г. имел тенденцию роста до 17394,0 млн долл. Описанная тенденция внешней торговли относится к странам дальнего зарубежья. Со странами СНГ произошли аналогичные изменения, но в других цифровых показателях. Что касается внешней торговли по регионам России, то ее объемы с 2000 по 2004 г. по федеральным округам отражены в таблице. В 2004 г. в общем объеме экспорта товаров России на долю Нидерландов приходилось 8,4%, Германии — 7,3, Италии — 6,7, Беларуси — 6,2, Украины — 5,9, Китая — 5,6, Швейцарии — 4,3, Турции — 4,1, США — 3,6, Финляндии — 3,2, Великобритании и Польши по 3,1%. С импортом ситуация в 2004 г. выглядит следующим образом: преобладали поставки из Германии — 14%, Беларуси — 8,6, Украины — 8,1, Китая — 6,3, Японии — 5,2, Казахстана — 4,6, Италии и США — по 4,2, Франции — 4,1 и Финляндии — 3,1%. Внешняя торговля по федеральным округам РФ
Из регионов наилучшие показатели по экспорту со странами дальнего зарубежья имеют: Липецкая и Московская области, г. Москва, Республика Коми, Вологодская и Ленинградская области, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан, Тульская, Вологодская, Мурманская, Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Свердловская, Иркутская, Кемеровская, Тюменская, Челябинская и Омская области, Республика Саха, Хабаровский край, в которых он составлял в 2004 г. свыше 1030 млн долл. Наивысший показатель — в г. Москве — 49314,3 млн долл. и Тюменской области — 21685,7 млн долл. По экспорту со странами ближнего зарубежья лучшие показатели имеют Московская область, г. Москва, Калининградская и Ленинградская области, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская и Самарская области, Красноярский и Приморский края. Наивысший показатель в 2004 г. был у Москвы — 15129, 5 млн долл., Московской области — 4764,4 млн долл., Калининградской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тюменской областей, Красноярского и Приморского краев. Для повышения эффективности управления внешнеэкономической деятельностью региона целесообразно осуществить ряд Мероприятий по ее совершенствованию. К основным из них Можно отнести: • более активное привлечение внешних капиталов путем ускорения акционирования предприятий; Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.2. Направления повышения эффективности управления
• разработку, с учетом географического положения региона, • проведение мероприятий, направленных на создание допол • разработку программы приоритетных направлений научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами и научно-техническими центрами; • определение уровня конкурентоспособности производимой в регионе продукции, а также мер по ее выводу на мировой рынок; • создание регионального информационного центра внешнеэкономической деятельности для рекламирования продукции региона за его границами; информирования потенциальных получателей иностранных инвестиций о существующих зарубежных источниках финансирования проектов и для проведения международных выставок производимых товаров; • стимулирование открытия в регионе отделений ведущих зарубежных банков для реализации ими активной коммерческой политики; • открытие представительств предприятий в государствах, которые являются основными потребителями экспортируемой регионом продукции; • изучение вопросов изменения законодательств стран — партнеров по вопросам внешнеэкономической деятельности. Таким образом, практическая реализация вышеперечисленных и других мероприятий позволит повысить не только управление, но и внешнеэкономическую деятельность региона. Средства, полученные в результате экспортно-импортных операций, должны использоваться на модернизацию производства, закупку новых технологий, необходимых товаров и совершенствование управления регионом. 4.2.3. Государственные закупки как стимулирующий фактор повышения эффективности регионального управления В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете достигает 50%. Столь значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной важности. Мировой опыт показывает, что основным путем ее решения является организация государственных закупок на основе свободной конку- ренции. Достойной альтернативы прозрачному и конкурентному процессу размещения государственных заказов нет, ибо его закрытость и субъективизм порождают коррупцию, ведут к нерациональному расходованию бюджетных средств. Конкурентная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней. Цивилизованные формы государственных закупок стимулируют экономическое развитие региона и страны в целом, а также и ее продвижение на пути к рынку. Если регион получает дополнительные ресурсы от повышения эффективности закупок, коммерческие структуры, имея возможность добиться получения контракта в условиях честной конкуренции, имеют дополнительный импульс к саморазвитию. В этих условиях значительно повышается ответственность государственных региональных структур за создание правовой сферы, в которой государственные закупки производятся открыто, эффективно, экономично, а государственные служащие несут персональную ответственность за свои действия. Основным способом закупок для государственных нужд согласно Указу Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 является система проведения конкурсных торгов по закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд. Введение данной системы позволяет решать следующие задачи: • рационально расходовать государственные финансовые ресурсы (мировой опыт — от 10 до 25%, в России — от 9 до 14%); • влиять на процесс ценообразования; конкуренция поставщиков за получение государственного заказа на поставку товаров и выполнение услуг приводит в конечном счете к снижению цен; • сделать процедуру расходования бюджетных средств максимально гласной и открытой, т. е. процесс размещения государственных заказов перестает быть привилегией конкретных чиновников в центре и на местах; • создать посредством высокого уровня конкурсных требований конкурентную среду, необходимую для развития предпринимательской инициативы. Управление государственными закупками основывается на определенных принципах, отображенных на рис. 4.2. Открытость (гласность) заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Равноправие (справедливость) означает равные условия для проведения торгов, а также одинаковые принципы, критерии и порядок определения победителей. Согласно принципу экономичности затраты на проведение торгов должны быть минимальными. Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, в результате которых должны быть осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. Принцип ответственности содержательно означает, что уполномоченные лица заказчика отвечают за все пункты контракта, который они заключили, и никто не может оказать давление, чтобы уполномоченные лица нарушили условия контракта. Уникальность заключается в том, что каждый конкурс по-своему своеобразен, имеет особенности и к его проведению следует подходить творчески. Для проведения конкурса создаются органы управления им. Наиболее распространенная схема управления отражена на рис. 4.3.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |