Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как вести учет времени 2 страница




 

Самое ответственное в этой работе – сформулировать промежуточные результаты. Для этого необходимо соблюдать следующее правило. Результат следует определять конкретными словами, то есть чтобы,

во-первых, его можно было увидеть, услышать, почувствовать. Во-вторых, чтобы он выражал непосредственные действия.

 

Заполненные и ярко оформленные бланки вы можете поместить

где-нибудь на видном месте, например, у себя на письменном столе под стеклом, или повесить над изголовьем кровати. Таким образом он постоянно будет напоминать вам о ваших целях и побуждать к действию.

 

Определение задач внутри цели

 

•Когда цели определены и записаны, то сразу появляется желание приступить к их реализации. Однако нужно твердо уяснить: вы сумеете достичь их, если будете расходовать свое время и силы только на те дела, от которых зависит конечный результат. Для этого нужно превратить свои цели в задачи, которые предстоит решать “здесь и сейчас”. Поэтому следующим шагом будет определение перечня задач внутри каждой цели. •Зачем нужен перечень задач? •Затем, чтобы определить, что должно быть сделано, и связать цели с календарным планом, когда должно быть сделано. Чем конкретнее будет сформулирована задача, тем больше шансов сделать что-либо для ее выполнения. Здесь необходимо соблюдать следующие правила:

 

 

1.Формулируйте задачи конкретно. Для этого используйте глаголы: уменьшить, увеличить, повысить, обеспечить, а также глаголы, которые обозначают действия: прочитать, выучить, решить, собрать и т.п. 2.Формулируйте задачи, так, чтобы их выполнение поддавалось измерению или оценке. Вводите в формулировки задач количественные показатели, такие как килограммы, часы, минуты, штуки, проценты, размеры и т.п. 3.Устанавливайте предельные и промежуточные сроки выполнения. Это позволяет выполнять задачи в пределах намеченного срока. Если предельные сроки не установлены, решение проблемы постоянно откладывается.

 

 

•Чтобы усвоить правила, необходимо потренироваться. Предлагаю список крупных целей. Для каждой нужно сформулировать задачи.

 

 

Цели / Задачи:

 

1.Хочу похудеть

 

Сбросить 5 кг. до Нового года. Заниматься зарядкой по 20 минут каждое утро. Устраивать разгрузочные дни 1 раз в неделю (суббота).

 

•Сдать зачет по геометрии

 

Выучить 3 теоремы к 12 дек. (по теореме в день). Решить 15 задач (каждый день по 5 задач).

 

•Научиться печатать на машинке

 

Брать уроки машинописи 2 раза в неделю (по 1 час.).

 

•Регулярно заниматься спортом

 

Посещать тренировки 2 раза в неделю (среда, пятница).

 

•Научились? Теперь нужно определить перечень задач внутри каждой из ваших целей и записать их. Если задача проста, то можно приступать к ее выполнению, но прежде необходимо задать себе следующие вопросы:

 

 

1.К какому сроку задача должна быть выполнена? 2.Сколько времени мне потребуется на ее выполнение (часов, дней, недель)? Это поможет установить срок начала работы. 3.Когда я должен начать? 4.Что (кто?) мне может помешать? 5.Что я могу предпринять, чтобы предотвратить помехи?

 

Ответить на последние 2 вопроса вам поможет список основных “поглотителей” времени и те меры, которые вы придумали, чтобы их ликвидировать.

 

Техника решения крупных задач

 

– Какие задачи считаются крупными?

 

– Которые очень большие и за раз не сделаешь?

 

– Верно. А что вы с ними делаете?

 

– Откладываю.

 

– Если можно, то вообще не делаю.

 

Крупными задачами считаются:

 

Во-первых, огромные задачи, решение которых требует долгой и напряженной работы.

 

Во-вторых, задачи, промежуточные этапы которых не приносят видимых результатов, что ослабляет желание к ним приступать (например, научиться печатать на машинке).

 

В-третьих, это задачи, которые при краткосрочном планировании чаще всего откладываются на потом или кажутся не столь важными и срочными по сравнению с другими.

 

Иногда эти задачи называют “слоновыми” или просто “слонами”

из-за их больших размеров. С одной стороны, каждый из нас может быть полон благих намерений их “съесть”, но “проглотить” их за один присест совершенно невозможно.

 

•Какие крупные “слоновые” задачи есть у вас? •Экзамены сдать. •Отремонтировать машину. •Приготовить платье на выпускной. •Научиться играть на гитаре.

 

 

Можно ли научиться решать “слоновые” задачи? Да, можно. Есть единственный способ справиться с ними. Это сделать их маленькими. Люди придумали два метода уменьшения “слонов”:

 

Отойти от них подальше. На горизонте они выглядят не такими большими. Этот метод наиболее распространен. На расстоянии “слоны” кажутся мелкими, и поверить в свою победу над ними совсем не сложно. Когда “слоны” далеко, желание справиться с ними огромно. Но когда “слон” оказывается рядом, тотут же находятся сотни причин, по которым именно сейчас с ним нужно подождать, так как есть много срочных дел. В результате ни одна из задач не будет выполнена.

 

Разделить “слона” на мелкие порции, которые можно положить в рот. Эта так называемая “слоновая техника”, разработанная фирмой Тайм Менеджер Интернешнл, поможет вам успешно решать крупные задачи.

 

1.Разделите задачи на мелкие задачки. 2.В качестве задачи дня (недели и пр.) включите ее решение в список своих регулярных дел. 3.Старайтесь выполнять эту мелкую задачу ежедневно, в дополнение ко всем обычным делам. 4.Выберете одну “слоновую” задачу и не отступайте от нее, пока не справитесь с ней полностью. 5.Не беспокойтесь о судьбе сразу всех своих крупных задач. Сосредоточтесь на одной и будьте довольны тем, что вы сделали сегодня! Поступая так, вы начнете медленно, но верно продвигаться вперед, к своей цели, и почувствуете то, что обычно чувствует человек, у которого все складывается хорошо и которому жизнь приносит радость.

 

Практически применить слоновую технику можно при подготовке к экзаменам.

 

Как вы обычно готовитесь к экзаменам? Что вы себе говорите? “Выучить все билеты – это огромная задача. А я не могу сечас выделить на нее много времени. По вечерам, когда я только и могу заниматься, я уже чувсвтвую себя усталым. Да и за один вечер все билеты не выучишь.” И задача откладывается. Пойдя по такому пути, вы не только обрекаете себя на постоянные переживания, но и рискуете завалить экзамен.

 

Если же вы действительно хотите подготовиться к экзаменам и не тянуть до последнего, разделите эту задачу на мелкие.

 

Определите, сколько вам нужно учить вопросов в день, чтобы успеть подготовиться?

 

Установите срок, когда вы начнете. Например, если вопросов 40, а вы можете выучить только 2 в день, начать подготовку нужно не позже, чем за 20 дней.

 

Старайтесь выполнять принятое обязательство. Это будет сделать легко, если вы “проговоритесь” о нем кому-нибудь из друзей, тогда будет трудно отступать. И вознаграждайте себя за каждые 2 выученных билета чем-то приятным, например, шоколадкой, прогулкой, любимой телепередачей.

 

•Принцип решения крупных задач прост, но потренироваться все же следует.

 

Задание: используя “слоновую технику”, придумайте решение для следующих задач:

 

а) Изучение иностранного языка

 

б) Подготовка реферата

 

в) Засолка капусты

 

г) Подготовка семейного торжества (например, дня рождения)

 

д) Наклейка обоев в своей комнате.

 

Задание выполняется в группах по 3-4 человека. Результаты обсуждаются всей группой. Выбираются лучшие проекты.

 

Можно предлагать различные задачи как для индивидуальных, так и для групповых целей. Важно, чтобы старшеклассники научились их решать и поняли, что эти задачи являются и будут являться частью их жизни.

 

День, когда будет покончено со всеми “слоновыми” задачами, не наступит никогда. Они будут постоянно появляться, и надо научиться не тревожиться по этому поводу. Лучше развивать свои способности добиваться результатов, чтобы быть готовым решать задачи, которые поставит будущее.

 

Творческое начало и организованность

 

•Если всю жизнь расписать до мелочей, то никакой свободы не будет, – раздается реплика в ответ на мое предложение поговорить о планировании времени. •Свободы для чего? •Ну, например, для творчества. •Мне нравится твой пример с творчеством. Кто еще так думает?

 

Поднимаются руки, раздаются поддерживающие возгласы.

 

•Я согласна, так и будет, если “всю жизнь расписать до мелочей”. Но мы ведем речь о разумном планировании, а не о составлении планов во имя планов. Проведение выходного дня можно вообще не планировать. Не исключено, что и в некоторых других случаях можно обойтись без плана, чтобы, пользуясь свободой, реализовать все благоприятные и зачастую неожиданные возможности.

 

Сочетать в себе творческое начало и организованность вполне возможно. Большинство специалистов, изучающих головной мозг, считают, что творческие и аналитические способности могут развиваться одновременно. Таким образом, порядок и творчество не исключают друг друга.

 

Давайте разберемся. Необходимой предпосылкой истинного творчества является высокая работоспособность. А уровень работоспособности во многом зависит от того, насколько человек четко представляет себе общую картину своих дел. Одна из самых распространенных причин быстрой утомляемости и ощущения подавленности даже во время отдыха состоит в том, что голова человека остается забитой обрывками мыслей о различных делах, с которыми он не успел справиться. Его утомляет не обилие завершенных дел, а беспокойство о делах, которые он не сделал, и связанные с этим чувства обеспокоенности и тревоги. Какое уж тут творчество?

 

Таким образом, мнение о том, что четкая организация времени мешает свободе творчества, неверно. Конечно, многие творческие люди “не страдают” организованностью, но творят они не благодаря беспорядку, а вопреки ему.

 

Распределение дел во времени

 

Знаете ли вы накануне, какими делами будете заниматься завтра, на следующей неделе, в течение месяца?

 

•Нет. •Не всегда. •Смутно.

 

Когда человек не имеет ясной картины своих дел, то все дела, которые нужно сделать, представляются ему в виде беспорядочного вороха крупных и мелких задач. В результате его мозг вынужден постоянно заниматься обдумыванием большого количества дел (вынести мусор, купить к ужину хлеб, переписать кассету, вечером уже нужно отдать, выучить физику, завтра обязательно спросят, выкупить лекарство в аптеке и т.п.). Понять, что важно, а что не важно, что срочно, а с чем можно повременить, человеку в этом случае трудно. Многие вещи им попросту забываются или остаются незамеченными. Дела делаются в случайном порядке, зависящем от непредсказуемых внешних толчков. Например, телефонный звонок может напомнить о неоплаченном счете за переговоры, который мама просила оплатить еще три дня назад.

 

Неудивительно, что такой человек будет находиться в постоянном напряжении и практически лишен покоя. Если подобная ситуация длится долго, то это может привести к серьезным последствиям. Накапливается усталость, исчезает чувство уверенности в себе и ощущение благополучия.

 

Что делать? Выход один – учиться организовывать свое время. Для этого нужно усвоить несколько общих правил распределения дел во времени. Вот эти правила:

 

1.Составление списка дел. Возьмите лист бумагии запишите на нем все дела, которыми вам предстоит заниматься, например, в течение недели. 2.Упорядочение дел в списке. Просмотрев внимательно весь список, вы увидите, что в нем есть дела сложныеи простые. Сложные нужно разбить на части. Например, вы приглашены на день рожденья в воскресенье. Это мероприятие придется разбить на три части: выбор подарка, подготовка праздничного платья и посещение самого торжества. В результате такого упорядочивания список дел станет более четким. 3.Разделение списка на два: список регулярных дел и список прочих дел. Какие дела можно отнести к регулярным? Это те дела, процедура выполнения которых остается одной и той же, или те, которые нужно делать каждый день, каждую неделю, месяц. Гулять с собакой нужно каждый день, делать генеральную уборку в квартире раз в неделю, а платить за коммунальные услуги раз в месяц.

 

Подумайте, какие дела в вашем списке носят регулярный характер, и отметьте их. Прочие дела – это те, которые можно делать редко, и возникают они случайно. Например, такие, как ремонт перегоревшего утюга или покупка стержней для авторучки. Они войдут в список прочих дел.

 

4.Превращение нерегулярных дел в регулярные. Обратимся к списку прочих дел. Именно они создают неожиданные трудности. Однако среди них есть такие, которые можно перевести в регулярные. Например, можно стричься тогда, когда вам не понравится ваше отражение в зеркале. Но можно поступить иначе. Установить для себя правило: стричься в первую неделю каждого месяца. Теперь стрижка перейдет в список регулярных дел.

 

Регулярными можно сделать чтение журналов, посещение театров, чистку одежды, закупку продуктов и многое другое. Это позволит экономить время, заранее подготовиться к делу и не выбиваться из общего ритма.

 

5.Разделение дел на жестко фиксированные во времени и имеющие временные рамки. Регулярность у разных дел разная. Готовить одежду, в которой вы ходите в школу (почистить и погладить), можно раз в неделю, например, в субботу. Брать книги в библиотеке – раз в две недели. Это регулярные дела, которые имеют временные рамки. Против них в списке нужно указать день их выполнения, например, в субботу, в каждый второй понедельник и т.д. Но в списке есть занятия, которые не только регулярные, но и жестко фиксированные во времени. Это может быть занятие в секции каратэ, которые бывают два раза в неделю по вторникам и пятницам с 18 до 20 часов. Посмотрите, какие еще в вашем списке есть дела, имеющие жестко фиксированное время, и отметьте их. 6.Превращение регулярных дел в четко фиксированные во времени и закрепление за ними одних и тех же часов. Многие регулярные дела, имеющие временные рамки, можно жестко фиксировать во времени. Это облегчит их выполнение. Положим, вы приняли решение: ходить в библиотеку каждый второй и четвертый понедельник после уроков с 14 до 15 часов. Для каких ваших дел вы еще можете установить конкретные часы? Переход от условной регуляции к фиксированной увеличивает гарантию выполнения ваших дел. Четко зафиксированные во времени дела принимают обязательный характер, от них уже труднее уклониться. 7.Выделение степени неотложности нерегулярных дел. Для каждого из нерегулярных дел нужно отметить степень его неотложности и указать время, когда вы хотите его выполнить. Есть среди нерегулярных дел первоочередные. Например, вы обнаружили, что уже нет чистых тетрадей, значит, купить их нужно уже сегодня. Следовательно, покупка тетрадей будет первоочередным делом. Бывают “негорящие”, нерегулярные дела, но если их долго не делать, то из “негорящих” они могут превратиться в “горящие”. Так, если вовремя не уплатить замеждугородние переговоры, то телефон могут отключить. Тогда вместо получасового дела возникает многочасовое. “Горящее” дело нарушает ход других дел, отвлекает. Лучше его избежать, предупредить. Поэтому среди нерегулярных дел в вашем списке найдите те, которые могут стать неотложными и горящими. Отметьте их и укажите время, в которое вы сможете их выполнить.

 

 

•О правилах по организации времени написано много книг разными авторами, как зарубежными, так и отечественными. Вы познакомились с теми, которые предлагает известный ученый Г. Х. Попов в своей книге, адресованной школьникам. Эти правила просты и универсальны. Если их освоить, то с их помощью можно легко научиться планировать дела на день, неделю, месяц, не только в школе, но и после ее окончания.

 

 

Чтобы облегчить работу по распределению дел на какой-то период, можно использовать разные способы. Например, просто составить список дел, которые нужно сделать за месяц, можно оформить его в таблицу, а можно придумать специальный бланк. Он даст полный и одновременный обзор дел, которые предстоит решать.

 

Упражнение 21

 

Представьте, что вы работаете в организации, которая консультирует по вопросам эффективного использования времени. Одна из фирм сделала вам заказ: разработать для ее сотрудников бланк “Регулярные дела на месяц”. Бланк должен соответствовать следующим требованиям:

 

а) быть удобным для использования;

 

б) представлять человеку полную информацию о делах в рабочее и личное время, то есть показывать, что нужно сделать и когда;

 

в) иметь инструкцию о том, как с ним работать.

 

Подумайте: какой формы должен быть бланк? Какие графы и колонки следует в него включить? Какие условные обозначения можно ввести для удобства записи и работы с ним? (См. приложение №3.)

 

Разработанные проекты бланков нужно будет защитить. Принимать заказ будет экспертная комиссия, которая имеет право задавать любые вопросы.

 

Для выполнения упражнения разделитесь на 3 группы. Две группы будут рисовать бланки, третья – представлять экспертную комиссию.

 

Предложив это упражнение старшеклассникам, я избавила себя от необходимости доказывать им, зачем нужно планировать свои дела заранее. Защищая свои проекты и убеждая импровизированную комиссию в том, что планирование регулярных дел дает выигрыш во времени, позволяет видеть полную картину предстоящих задач, держать их решение под контролем, помогает не выпускать из виду важные дела и, следовательно, чувствовать себя уверенно, старшеклассники убеждаются в этом сами. Значит, есть надежда, что многое из того, чему они научились на занятии, они смогут применять и в повседневной жизни.

 

Дневник времени

 

При упоминании о дневнике на лицах старшеклассников появляется недовольное выражение.

 

•Только не это! •Нет уж, избавьте... •Почему? Объясните, – прошу я.

 

И начинается доверительный разговор о том, какие неприятные моменты и даже трагедии пришлось пережить из-за этого злополучного дневника. Они рассказывают о том, как они его “теряли”, “забывали дома”и даже “случайно оставляли в магазине”. Другие признаются, как заменяли или вырывали в дневнике страницы, исписанные красными чернилами, замечаниями учителей. Из рассказов старшеклассников становится ясно, что большая часть относится к дневнику как к врагу, от которого одни неприятности.

 

Давайте подойдем к этой проблеме с другой стороны, – предлагаю я, – и попытаемся превратить его из врага в союзника или даже друга. Причем личного друга, верного помощника, который будет служить именно вам.

 

Подумайте о таком варианте дневника, который больше похож на личную рабочую книгу. Она одновременно может служить вам и календарем, и средством для планирования времени, и записной книжкой, и быть при этом удобной благодаря своей наглядности (обозримости).

 

Упражнение 22

 

Объединитесь в группы по 5 человек. Составьте проект “Дневника времени”для старшеклассника, который мог бы стать его постоянным спутником, так сказать, письменной памятью, всегда и везде находящейся под рукой. Подумайте.

 

Какие разделы будет иметь такой Дневник времени? Какие специальные бланки можно в него включить? Какую информацию можно будет в нем хранить?

 

При защите своего проекта опишите подробно, как им нужно пользоваться.

 

Дневник времени, который предложили учащиеся одного из 11 классов, включал 5 разделов:

 

“Календарь на год”.

 

“Расписание уроков и консультаций”. Этот раздел состоял из четырех бланков по количеству учебных четвертей. {График регламентированных и фиксированных затрат времени}

 

“Еженедельник”. Бланк “Неделя” занимал развернутый лист и состоял из шести колонок, разлинованных по горизонтали. Каждая из колонок соответствовала дню недели. Шестая колонка поделена была на две неравные части. Верхняя часть отводилась для субботы, нижняя для воскресенья.

 

“Мои цели”. Здесь находились бланки для записи основных целей на год или другие периоды.

 

“Информация”. Учащиеся разделили его на несколько подразделов: список книг для обязательного чтения; список дней рождения; расписание электричек и пригородных автобусов; телефоны и адреса друзей, родственников, организаций; последний подраздел состоял из нескольких чистых листов бумаги, сюда предлагалось записывать умные мысли, идеи, как свои, так и чужие.

 

К сожалению, этот, а также другие, не менее интересные и оригинальные, Дневники времени существуют только в воображении старшеклассников. Их нет в действительности. Их не найдешь на прилавках канцелярских магазинов. Но много из того, что было предложено в их проектах, старшеклассники могут использовать, даже не имея такого дневника, приспособив для этого обычную записную книжку.

 

Подведение итогов

 

На последнем занятии предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

 

1.Что нового вы узнали? 2.Что показалось вам особенно важным? 3.Чему вы нашли подтверждение? 4.Что вы хотите проработать основательнее? 5.Что вы хотите применить на практике? 6.Что из того, о чем вы узнали, вы уже применяете? 7.Ваш вопрос. Начните его словами: “Что делать, если?..”

 

Лучше попросить старшеклассников ответить на этот вопрос письменно. Письменная форма подведения итогов дисциплинирует мышление, так как заставляет еще раз, только уже с другой стороны, взглянуть на обсуждаемые вопросы. Увидеть результаты своей работы, отметить достижения. Для меня это возможность получить обратную связь и определить, чем следует заниматься дальше и на что обратить внимание.

 

Приложения {см. appendix.htm }

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.