Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как вести учет времени 1 страница




 

•Для изучения вопроса, как и на что тратится ваше время, необходимо провести автохронометраж. В течение следующей недели вам предстоит регулярно записывать все выполняемые дела в том порядке, в каком они следуют друг за другом в действительности.

 

Упражнение 15

 

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете дпя обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать “помехи” или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

 

•Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 30 минут вам нужно будет представить на обсуждение всей группы свой “бланк учета затрат времени” и подробную инструкцию к нему.

 

Через 30 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

 

•Теперь вы можете выбрать наиболее понравившийся вам способ учета времени или на основе предложенного придумать свою собственную технику автохронометража, свою систему сокращений.

 

Итогом этого занятия должен стать приготовленный каждым “Бланк учета личного времени”. Обычно я приношу несколько коробок цветных карандашей, фломастеры, линейки, ручки и картон для ручного труда. Это помогает создать творческую и непринужденную атмосферу. Учащиеся с удовольствием выполняют задание. Они советуются друг с другом, показывая свои цветные бланки, уточняют дополнительные детали.

 

– Можно сразу записать, какие будут уроки?

 

– А ты уверен, что не проспишь на первый? Или что не уйдешь с последнего? Или...?

 

Когда бланки приготовлены, даю дополнительные указания по ведению автохронометража:

 

•Подумайте, в каком месте будет находиться бланк, чтобы вы не забывали заполнять его. Где удобнее его поместить: на письменном столе, в записной книжке или повесить на стену? •При учете времени будьте по возможности честными и самокритичными, даже если у вас возникнет впечатление, что результаты будут разочаровывающими. •Старайтесь производить немедленную регистрацию своих дел и занятий. Помните, что неточности возникают прежде всего из-за стремления преукрасить действительность, а также из-за того, что иногда пытаются заполнить бланк вечером, по памяти. •Записывайте все внешние “помехи”, которые отрывают вас от дел (например, телефонный звонок или кто-то заглянул в гости). •Фиксируйте не только внешние “помехи”, но и те случаи, когда вы сами отвлекаетесь от дел (например, бросаете решение задачи, бежите к телефону, так как вам внезапно пришло в голову позвонить другу). •Помните, что автохронометраж вы делаете только для себя, это значит, что он не предназначен для посторонних глаз и посторонней оценки. Отнеситесь к этому как к ведению дневника, куда вы записываете свои сокровенные мысли. Это поможет избежать самокорректировки. •И последнее. Я понимаю, что вести самонаблюдение в течение всей недели – очень трудная задача. Не огорчайтесь, если у вас не все будет получаться. Постарайтесь прохронометрировать полностью не менее трех дней.

 

Первые выводы

 

•Неделя прошла. Я вижу в ваших руках “Бланки учета времени”. У кого-то они заполнены сверху донизу, а у кого-то имеют первозданный вид. Но я уверена, что несмотря на то, что многие из вас так и не решились записывать свои дела, вы все же вели наблюдения за собой. Какой самый первый вывод можете вы сделать?

 

В ответах чаще звучит недовольство собой и неверие, что можно научиться и перестать терять время зря.

 

•Не следует огорчаться и приходить в уныние. Переоценка собственной занятости – явление обычное. Психологи расценивают его как вполне естественное качество человеческой психики.

 

В книге “Самоорганизация студентов первого курса” приводится распорядок дня среднего студента, который был опубликован в студенческой газете. Послушайте, как он выглядел:

 

7-00 Подъем

7-30 Подъем

8-00 Подъем

9-00 Подъем

9-30 Подъем

10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента)

12-00 Обед

12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще на лекции)

16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии

18-00 Вася взял 5 копеек и ушел

19-00 У входа в общежитие. Светы нет

20-00 Светы нет

21-00 Светы нет

22-00 Света пришла с высоким блондином

23-00 Вечерние игры и развлечения

24-00 Выполнение домашнего задания

25-00 Домашнее задание

26-00 Задание

27-00 Отбой

 

•Смешно? Я вижу, многие из вас узнали себя. Возможно, бывают дни, когда вы живете по такому распорядку. Но так ли уж бессмысленно потрачено время на ожидание Светы и на общение с Васей? Важно, чтобы стремление к экономии и планированию времени не препятствовало личным взаимоотношениям. Поэтому, получив первые результаты автохронометража, не нужно пытаться заполнить свой день до отказа делами и круто менять свою жизнь.

 

Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.

 

Распределяем время

 

Упражнение 16

 

Выберите любой день из тех, что вы прохронометрировали. Посчитайте, сколько времени у вас уходит на следующее:

 

а) Работа, которую вы выполняете по обязанности, но без удовольствия.

 

б) Работа, которую вы делаете по собственному желанию.

 

в) Общение (например, с друзьями, с родственниками).

 

г) Ритуалы (например, подъем, отход ко сну).

 

д) Деятельность, приносящая удовлетворение.

 

е) Пустое времяпрепровождение.

 

ж) Другое.

 

Нарисуйте два круга рядом. Подпишите под одним кругом: “Типичный день на прошлой неделе”, под другим: “Идеальный день”. Разделите оба круга на соответствующие сектора так, чтобы отразить долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня.

 

Отметьте, отличается ли типичный день от идеального? Что вы можете сделать, чтобы приблизить обычный день к желаемому? Придумайте и запишите для начала три способа, которые позволят вам приблизить типичный день к идеальному.

 

Оцените то, что вы уже умеете

 

Каждый из вас уже владеет множеством технических приемов, позволяющих вам принимать решения, доводить начатое дело до конца и добиваться успеха. Иначе бы вы не смогли изо дня в день справляться с тем количеством заданий, которое требует обучение в школе (особенно в выпускном классе), заниматься на факультативах, в спортивных секциях, посещать подготовительные курсы, и при этом успевать пообщаться с друзьями, сходить на дискотеку. В этом смысле вы уже сейчас представляете собой специалиста, владеющего техникой и способностью к самоорганизации.

 

Упражнение 17

 

Рассмотрите бланки учета своего времени с такой позиции, чтобы выявить свои сильные стороны, другими словами, вам предстоит определить, что вы умеете уже сегодня, сейчас. Каждую свою способность начинайте записывать со слов: “Я умею...” и так до тех пор, пока не убедитесь, что составили полный список.

 

Теперь прочитайте, что получилось, и подумайте, какие ваши личные качества и особенности стоят за каждым умением.

 

Когда задание выполнено, садимся в круг и начинаем обсуждение. Предлагаю в группе поделиться своими впечатлениями о проделанном упражнении.

 

•Было ли сопротивление выполнению задания? •Кому задание показалось трудным? •У кого оно не вызвало затруднений? •Кому не удалось определить ни одной способности? •Давайте определим максимальное и минимальное количество отмеченных умений.

 

После общей беседы предлагаю желающим познакомить группу со своим списком умений и способностей. Итак, первый смельчак рассказал о своих способностях к самоорганизации.

 

•Спасибо. Ты рассказал нам то, что ты сам знаешь о себе, это, как говорится, взгляд на себя изнутри. Здесь в кругу сидят твои товарищи, которые проучились с тобой несколько лет. Они давно знают тебя и, возможно, глядя на тебя со стороны, замечают в тебе то, что ты сам заметить не можешь. Ты хочешь, чтобы они рассказали тебе об этом? •Да. (Чаще неуверенно и настороженно). •Любой из вас, – обращаюсь я ко всем присутствующим, – может высказаться и дополнить только что прослушанный список. Обязательно начинайте свое высказывание следующими словами: “Мне нравится твое умение...”

 

Работая со старшими подростками, я столкнулась с тем, что они чаще оценивают себя негативно, склонны концентрироваться на своих недостатках, как внешних, так и внутренних. Это приводит к тому, что им все труднее становится замечать свои умения, достоинства и успехи. Описанное упражнение помогает подросткам найти в себе то положительное, что в них уже есть, но что не замечалось раньше или не расценивалось как достоинство. Будучи четко сформулированными, записанными, да еще и произнесеными вслух перед сверстниками, способности и умения приобретают право на существование. Теперь они существуют. Теперь уже можно ждать от себя их проявления.

 

Куда уходит время (анализ слабых сторон)

 

•Выполняя Упражнение 15, многие обнаружили, что на пустое времяпрепровождение у них ушло немало времени. Вы сможете сократить эти потери в будущем сами. Для этого, во-первых, четко определите, какие занятия попадают в эту категорию. Во-вторых, найдите способы, как снизить расход времени на них или вообще исключить из своей жизни.

 

Упражнение 18

 

Просмотрите свои бланки учета времени и выпишите все занятия, которые можно определить как “поглотители” времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?

 

Теперь, когда перед вами список основных “поглотителей” вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?

 

Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.

 

Причины потерь времени:

 

•не умею отделить важные дела от второстепенных •не планирую предварительно свой день •личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.) •не всегда знаю, что нужно делать •отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) •не умею сказать “нет” •моя личная недисциплинированность •не довожу начатое до конца •долго раскачиваюсь в начале каждого дела •много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят •не знаю своего личного ритма физической и умственной активности •очень легко отвлекаюсь (например, на шум)

 

Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите “свои” 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших “поглотителя” времени, вы сможете значительно сократить потери времени.

 

Ниже приводится содержание одного из занятий, на которых обсуждались меры устранения “поглотителей” времени.

 

Как сказать “нет”

 

•Бывают в жизни ситуации, когда вам нужно отказать человеку, но вы не знаете, как это сделать, чтобы не обидеть его. Этому можно научиться, если соблюдать следующие несложные правила:

 

1.Поблагодарите человека за то, что он обратился именно к вам, ведь он же мог и не вспомнить про вас. 2.Откажите, но только очень вежливо, и объясните, что сейчас вы заняты. Вы имеете право не объяснять причин своего отказа. 3.Скажите о своих чувствах. 4.Предложите альтернативное решение.

 

Ваш отказ может звучать приблизительно так: “Мне приятно, что ты обратился именно ко мне. Я действительно мог бы сделать это для тебя, но сейчас я очень занят (готовлюсь к экзаменам, помогаю отцу в гараже), поэтому не могу выполнить твою просьбу. Я очень сожалею, что пришлось тебе отказать. Думаю, ты можешь обратиться к Н., возможно, он знает, как тебе помочь.”

 

Упражнение 19

 

Образуйте два круга: внутренний и внешний. Те, кто стоит во внутреннем круге, повернитесь лицом к стоящим во внешнем круге и образуйте пары. Сейчас каждой паре нужно будет проговорить диалог, в котором первый (из внутреннего круга) обращается ко второму (из внешнего круга) с просьбой, на которую нужно дать вежливый отказ, используя все 4 правила. После первого диалога внешний круг передвигается по часовой стрелке, образуются новые пары, и все повторяется сначала. И так до тех пор, пока не встретится первая пара. Теперь поменяйтесь ролями и проделайте то же самое.

 

После того, как упражнение выполнено и каждый имел возможность несколько раз сказать “нет”, я, подводя итоги, напоминаю подросткам о тех правах, которые имеет любой человек:

 

•Вы имеете определенные обязательства перед своими друзьями и близкими. И вам необходимо их выполнять. Но вы также имеете и свои права. Это, во-первых, право быть независимым, во-вторых, право быть выслушанным и принятым всерьез, в третьих, право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистом.

 

 

Сокращение телефонных разговоров

 

•Кому из вас не известно всесилие звенящего телефона? Сколько раз, уже выходя из квартиры, вы возвращались в прихожую, заслышав телефонный звонок? Сколько раз оставляли на раскаленной плите котлеты только потому, что зазвонил телефон? Телефонный звонок в некоторых случаях является чем-то вроде непрошеного посетителя, который вторгается в ваш дом, отрывая от дел, нарушая ваши планы. Обидно? Но ведь и вы не без греха. Вспомните свои отчеты о стиле промедления. Многие звонят от скуки, из склонности к болтовне, чтобы избавиться от недовольства кем-то или чем-то (выговорился – и полегчало), от растерянности, в поисках контакта, чтобы посплетничать и т.д. А вы?

 

Парадокс телефона в том, что изобретенный как средство экономии времени, он является одним из самых распространенных его “поглотителей”. Чтобы ваш телефон соответствовал своему первоначальному назначению, вам необходимо придумать способы, как этого достичь.

 

Вот некоторые из них:

 

1.Проинформируйте всех своих потенциальных абонентов (чаще всего это ваши друзья) о том, когда не следует звонить. 2.Сообщите им также время, когда вам лучше всего звонить.

 

Если вам позвонили в неудобный для вас момент, например, вы заняты и не хотите надолго отвлекаться, или у вас кто-то в гостях и вы не можете заставлять гостя ждать, то здесь следует воспользоваться следующим советом по ведению телефонного разговора:

 

1.Будьте кратки. Помните, что начало разговора определяет его ход и длительность. “Алло, а, это ты, привет, как дела?” – это не что иное как приглашение к долгому разговору. 2.В самом начале разговора сообщите абоненту время, на которое он может рассчитывать. “Я сейчас очень занят и, к сожалению, не смогу уделить тебе более... минут. Слушаю тебя” – подобные фразы ни в коем случае не являются невежливыми, но гарантируют краткий телефонный разговор. 3.Завершайте разговор вовремя, как только почувствуете, что цель достигнута и тема исчерпана.

 

Многие телефонные разговоры длятся очень долго из-за того, что собеседники имеют трудности с их завершением. Но и здесь можно найти выход, если хорошо подумать.

 

Далее я предлагаю учащимся составить список фраз, позволяющих сократить “пустой” телефонный разговор в его начале, середине, конце.

 

Планирование времени

 

Необходимое отступление

 

Известно, что в недостатке времени люди чаще предпочитают винить само время. А что, его стало меньше? Может быть, короче стали минуты, часы, укоротилась неделя? Нет, изменилось отношение человека ко времени.

 

Размеренность, регламентированность и ритмичность жизни ушли в прошлое. Еще в прошлом столетии и даже несколько десятилетий назад большинство людей занимали свое место в обществе, опираясь на традиции и социальные условности. Человек был закреплен в какой-то структурированной общности, его жизнь от рождения до смерти была регламентирована и, следовательно, наполнена смыслом.

 

Личность отождествлялась с той ролью, которую она занимала в обществе (ремесленник, крестьянин, священник и т.д.). Человек почти не имел шансов переместиться из одного класса в другой, он едва ли мог перемещаться географически. При рождении человек попадал в определенное экономическое положение, которое гарантировало ему соответствующий жизненный уровень, освященный традициями. И хотя некоторым удавалось порвать с традициями – стать артистом, предпринимателем, ученым, преступником или даже святым, – большинство следовало предсказуемым и общепринятым жизненным образцам.

 

В столь упорядоченном обществе от людей не требовалось принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слишком ограниченными были ресурсы и слишком сильны социальные ожидания, чтобы в жизни большинства людей оставался какой-либо реальный выбор.

 

В наши дни в связи с экономическими изменениями структура общества неузнаваемо изменилась. Это вызвало и психологические изменения внутри личности. Жизнь стала насыщена духом беспокойства. Возникло современное понятие времени. Минуты приобрели значение. Время стало ценным, его уже нельзя тратить без пользы. Продуктивность приобрела роль одной из высоких моральных ценностей. Стремление к успеху стало всепоглощающей страстью. Прежняя стабильность рухнула, а вместе с ней и безопасность, которую она гарантировала человеку. Теперь все зависит не от гарантий социального статуса, а от собственных усилий человека и от того, как он сумеет распорядиться тем временем, которое ему отпущено, на достижение каких целей он его использует.

 

Характер современной жизни требует ясных и обоснованных целей. Чтобы угнаться за темпами общественных перемен, расширением возможностей выбора, ослаблением традиций, человеку необходимо распознавать, чего он хочет достичь в своей жизни вообще, в ближайшие пять лет, каковы его цели на год, месяц, день. Этот процесс становится важным и трудным из-за влияния многих совместно действующих факторов:

 

•изменяющиеся ожидания относительно качества жизни; •постоянный рост цен; •ощущение неспособности повлиять на события; •финансовые и экономические потрясения; •растущее в обществе насилие.

 

Понятно, что подобные глубокие изменения оказывают сильное влияние на жизнь человека. Несмотря на то, что человек не может контролировать внешние события, он может научиться обращаться с теми возможностями, которые предоставляет жизнь. Ясность в вопросе о личных целях – это основное средство осуществления большинства из этих возможностей.

 

Понимают ли это старшеклассники, те, кому уже через годпредстоит закончить школу и лицом к лицу столкнуться с реальностью современной жизни? Ставят ли они перед собой цели и считают ли они это необходимым? С обсуждения этих вопросов начинаются занятия по теме “Планирование времени”.

 

Зачем нужно ставить цели

 

•Задумайтесь над вопросом: нужно ли человеку ставить перед собой цели? Если вы ответили на него утвердительно, то тогда задайте себе еще один вопрос. Зачем нужно ставить перед собой цели? (Можно предложить ответить на этот вопрос письменно, а затем устроить обсуждение полученных ответов).

 

Чаще всего подростки дают очень неопределенные, отвлеченные ответы. Необходимость ставить перед собой цель они никак не свяэывают со своей повседневной жизнью, а относят ее к будущему, причем очень далекому:

 

•Цель в жизни – это как маяк в море, чтобы не сбиться с пути. •Если у человека есть цель, это помогает ему сделать карьеру. •Цели нужны для того, чтобы их достигать и в конце жизни можно было бы сказать, что жизнь прожита не зря. •Цели ставить нужно и обязательно очень высокие. Я где-то читала, что чем выше цель, тем больше возможности чего-то в жизни достичь.

 

И очень мало ответов вот такого содержания:

 

•Цели нужно ставить, чтобы четко определить, чего ты хочешь от жизни и можешь ли этого достичь. Это поможет не размениваться по мелочам и не тратить время впустую. У меня есть такая цель.

 

Поставить перед собой цель – это значит заглянуть в будущее, сконцетрировать свое внимание и силы на то, что должно быть достигнуто.

 

Цель показывает, в каком направлении двигаться и каков должен быть конечный результат. Цели, если они четко определены, действуют как вызов и побуждают человека к действиям. Большинство людей, добившихся в жизни чего-либо значительного, обладали способностью ставить перед собой цели. Когда человек ставит перед собой конкретную цель, его подсознание мобилизует все силы, чтобы его стремления осуществились. И начинает по-новому перерабатывать содержащуюся в подсознании информацию (факты, образы, переживания).

 

Человеку, у которого нет мечты, очень мало дают книги, радио и телевидение. В лучшем случае они развлекают и расширяют его кругозор. Но если у человека есть цель, то любая поступающая к нему информация стимулирует подсознание, и оно начинает предлагать, порой достаточно внезапно, новые подходы и способы решения проблем.

 

•А у вас есть цели? Можете ли себе их ясно представить? Знаете ли вы, что значит достичь своей цели? •Определить свои цели – это значит выяснить, что,когда, (к какому сроку) и в каких масштабах нужно достичь. Достичь свои цели вы сумеете лишь в том случае, если они будут для вас абсолютно ясны. Это основополагающая предпосылка успехов в учебе, работе и личной жизни. Вероятность осуществления ваших целей существенно возрастет, если вы их запишете!

 

Это необходимо делать, потому что:

 

•в письменном виде цели визуально запечатлеваются и не подвержены опасности забвения; •записанные цели приобретают обязательный характер, вам уже трудно будет отказаться от их реализации; •записанные на бумаге, они побуждают к деятельности, направленной на их достижение.

•С течением времени цели, конечно же, надо уточнять и обновлять, так как меняется жизнь, меняетесь и вы, стремления человека в 15-16 летнем возрасте будут отличаться от тех, которые появятся у вас в 20 лет, а те задачи, которые вы поставите в 25, претерпят заметные изменения, когда вы достигнете 30, 40 лет. Однако чем раньше вы научитесь ставить себе цели, соотносить их с вашими возможностями и корректировать по ходу продвижения, тем легче вам будет в дальнейшем добиваться успехов.

 

 

Перед тем, как вы начнете записывать цели, определите, в каких сферах вашей жизни вы хотите продвинуться?

 

Все предлагаемые варианты сначала записываются на доске, затем группируются по темам, и наконец получается несколько крупных сфер:

 

Учеба (знания, умения). Здоровье. Личное развитие. Отношения с окружающими. Материальное положение.

 

Некоторым учащимся бывает настолько трудно определить свои цели, что они никакими силами не могут заставить себя это сделать. Приведенный ниже контрольный список для формулирования целей намного облегчает им эту задачу.

 

Контрольный список для формулирования целей

 

Учеба (знания, умения). Экзамены, получение атестата. Продолжение образования. Выбор профессии, сферы деятельности. Изучение языков. Обучение работе на персональном компьютере.

 

Здоровье. Хорошее физическое состояние. Вес. Питание. Курение. Потребление спиртного. Уход за телом. Снятие перенапряжения.

 

Личное развитие. Хобби. Спорт. Путешествие. Посещение театров, кино, концертов. Чтение книг. Расширение знаний в области культуры, политики, экономики, социальных наук. Развитие способностей (каких?)

 

Отношения с окружающими. Семья. Друзья. Родственники. Деловые связи. Известные, влиятельные люди.

 

Материальное положение. Доход. Обеспеченность, источники средств. Наличные средства. Независимость. Квартира. Дом. Машина. Мебель. Одежда. Украшения. Личные расходы.

 

Чего вы хотите достичь

 

Для занятий по этой теме я использовала рекомендации и упражнения, предлагаемые разными авторами (Л. Зайверт, Дж. Роджер, П. Маквильямс, Дж. Г. Скотт). Занятия проходят успешнее, если во время выполнения упражнений звучит спокойная музыка. Она помогает расслабиться и углубиться в себя.

 

Упражнение 20

 

Выберите любые важные сферы жизни. Напишите их названия на отдельных листках.

 

Теперь из этих трех сфер выберите ту, которая является для вас самой важной. Положите тот листок, на котором вы записали ее название, перед собой и задайте себе вопрос: чего я хочу достичь? Чего я действительно хочу? Чего я хочу больше всего? Можно закрыть глаза и посидеть некоторое время, размышляя над ними. После этого запишите все мысли и образы, какие возникли у вас. Не позволяйте себе оценивать и анализировать ответы. Записывайте все, что приходит в голову, даже если ответы будут неконкретными и расплывчатыми. Когда вы почувствуете, что написали все, отложите ваш первый список в сторону.

 

Из оставшихся сфер выберите ту, которая стоит на втором месте по значению, проделайте то же самое.

 

Возьмите третий листок. Прочитайте название сферы вашей жизни и задайте себе те же вопросы.

 

Возьмите первый список целей и прочитайте его. Что вы можете еще написать? Может быть, вы захотите что-нибудь вычеркнуть? Исправить?

 

Проранжируйте все ваши цели по степени важности от 1 (самая важная) до N (номер последней цели, не самой важной). Отложите список в сторону.

 

Прочитайте три первых пункта. Задайте себе вопрос: Это действительно самое важное для меня в данной сфере? Если ответ утвердительный, то переверните лист и запишите их на другой стороне. Если вы сомневаетесь, то выберите из тех пунктов, что идут следом, тот, что считаете важным, и затем перенесите на другую сторону листа.

 

То же самое проделайте со вторым и третьим списками.

 

Положите перед собой все списки с тремя главными целями. Теперь перед вами более ясная картина того, что вы хотите. Прочитайте свои записи еще раз и задумайтесь: Насколько важны для меня эти цели? Я действительно хочу именно этого? Насколько эти цели реалистичны? Насколько они согласуются между собой? Не противоречат ли они друг другу? Часто люди ставят перед собой значительно больше задач, чем они могут реально выполнить. Для осуществления всего желаемого у них просто не хватит сил, времени, способностей. Поэтому необходимо установить приоритеты, то есть решить: Какие цели являются наиболее важными? С какими можно повременить? На достижение каких целей следует направить свои ресурсы, то есть время, способности, умения?

 

Сейчас установите приоритеты А, В, С, для каждой из девяти целей, которые вы отобрали из трех важнейших сфер вашей жизни.

 

A.очень, очень важные цели. B.очень важные цели. C.просто важные цели.

 

Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нём сначала цели приоритета А, затем В и С. Посмотрите на список целей приоритета А. Это то, что вы хотите. Это и есть то, на что нужно направить ваши силы и энергию. Вы готовы уже сейчас приступить к их реализации? Каков будет ваш первый шаг?

 

Когда я это хочу получить

 

•Каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее выполнения и сформулированы результаты. Именно этим мы сейчас и займемся. Но прежде необходимо начертить специальный бланк “Цели”. Для этого вам понадобятся простые и цветные карандаши, линейки и резинки. Бланк представляет собой таблицу из 7 колонок. Первая, самая узкая – для записи порядкового номера. Во второй колонке вы будете записывать название сферы жизни. Можно придумать свой символ для нее. Некоторые авторы предлагают обозначать ее в виде ключа. Третья колонка предназначена для записи целей. Для неё тоже можно придумать свое обозначение. Например, изобразить в виде стрелы. Четвертая колонка, ее нужно сделать поуже. Здесь вы будете проставлять приоритет для каждой цели: А, В, С. Можно ограничиться буквенным обозначением, можно придумать символы. В 5-ю колонку записываются промежуточные результаты и мероприятия, которые необходимы для достижения цели. Шестая – для записи сроков. И наконец, седьмая колонка. В неё можно ставить собственную роспись как подтверждение, что вы заключили контракт с самим собой (см. приложение №2). •Как заполнять бланк “Цели”? •Из списка, который вы составили накануне, перепишите свои цели и сферы жизни в соответственную колонку. Теперь подумайте о сроках, они должны быть реальными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.