Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные и законодательные основы государственной власти в субъектах




Судебная система Российской Федераций

Судебная власть в Российской Федерации

 

Судебная власть: понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти • Суд как государственный орган власти • Судебная система в РФ

Прокуратура РФ, направления прокурорской деятельности

 

Центральное место в деятельности государства, его органов занимает выполнение задач и функций по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и правонарушениями. Об этих задачах, функциях государственного аппарата говорится в той или иной форме в ст. 2, 7; ст. 45, ч. 1; ст. 71, п. «в»; ст. 72, п. «б»; ст. 114, п. «е» Конституции РФ. В частности, в ст. 2 в качестве основы конституционного строя России утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эта же идея содержится в ст. 45, ч. 1: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно все граждане имеют возможность отстаивать всеми законными способами свои права и свободы (ст. 45, п. 2), активно добиваться выполнения госорганами возложенных на них полномочий (ст. 32, 33), всемерно содействовать им в этом. Подавляющее большинство госорганов и граждан функции по охране правопорядка и законности выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Мы же рассмотрим здесь ту ветвь власти и те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения государственной обязанности — охраны правопорядка.

Правопорядок, установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности, отношений государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России, в значительно большей мере, чем другие ветви госвласти, может и должна охранять судебная власть.

Судебная власть — это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений — судов оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы конкретно-определенными юридическими мерами, установленными законами.

Из этого определения следует, что:

1) судебная власть может реализоваться только специально создаваемыми госучреждениями — судами;

2) у этих госорганов есть свой, присущий только им способ воздействия — судебное разбирательство при принятии общеобязательного судебного решения;

3) применяют они конкретно-определенные, зафиксированные в законе средства, меры воздействия.

Усмотрение, произвольность в решении судебных дел не допускаются. Указанные признаки взаимозависимы, взаимосвязаны и только в совокупности отражают сущность судебной власти.

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как госоргану («судебная власть — это суд» — тезис неверный).

Свидетельством низкого уровня правовой культуры является отождествление судебной власти с должностными лицами, работающими в судебных учреждениях. Власть олицетворяют не лица, а осуществляемые, исполняемые ими функции и полномочия, соответствующие должности.

Ошибкой будет и сведение судебной власти к какому-то одному из видов судебной деятельности. Судебная власть — полифункциональна.

Правосудие — важнейшая функция, доминирующая — «правосудие осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции РФ), но не единственное проявление судебной власти. Судебная власть и правосудие — понятия родственные, но не тождественные.

Важной общественно значимой задачей судебной власти является сдерживание, уравновешивание двух других ветвей власти в соответствии с принципом разделения государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). В рамках этой задачи для правоприменительной практики характерна и такая функция судебной власти, как ограничение и контроль за деятельностью госорганов по исполнению законов, реализации интересов общественных организаций и граждан.

В качестве одной из функций судебной власти может рассматриваться толкование правовых норм. Формой толкования права являются решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений данных судов и обязательные не только для судебных, но и для всех иных госорганов, юридических и физических лиц как участников правоотношений.

Функцией судебной власти является официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Так, только суд может признать умершим безвестно отсутствующее лицо, установить наличие родственных и фактических брачных отношений.

Перечисленные функции судебной власти носят внешний характер. Наряду с ними могут быть выделены и внутренние функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. В их числе: судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Судебная власть имеет статус независимой от других ветвей госвласти (ст. 120 Конституции РФ), осуществляется только при опоре на закон и подчинении только закону. Независимость судебной власти обеспечивается финансированием из федерального бюджета (отдельной строкой), несменяемостью и неприкосновенностью судей (ст. 121, 122 Конституции РФ).

Упомянутые в определении понятия судебной власти «возможность и способность» — это те многогранные полномочия судов, через которые и реализуется судебная власть. Большое социальное значение имеет каждое из судебных полномочий:

• конституционный контроль;

• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

• обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

• разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственным судам;

• разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Указанные полномочия тесно связаны с правосудием, содействуют его надлежащему осуществлению и подкреплены правом судебных органов на средства принуждения к исполнению принимаемых ими решений. Законодательство предусматривает такие меры, как принудительный привод в суд (при уклонении от явки), денежные взыскания, штрафы в разных размерах (при уклонении от выполнения решений суда), уголовное наказание (при определенных в законах обстоятельствах), т.е. самые различные меры ответственности за невыполнение судебных решений как общеобязательных.

Судебная реформа в России, начавшаяся в переходный период, имеет следующее содержание.

1. Принятие конкретных мер, связанных с повышением авторитета судов: существенное расширение судебных полномочий, совершенствование порядка подбора и формирования судейского корпуса, создание условий его независимости, повышение материальной обеспеченности, установление ответственности за неуважение к суду.

2. Наделение судов правом осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий правоохранительных органов, призванных заниматься выявлением и раскрытием преступлений, в первую очередь в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституционных прав и свобод граждан. Общие и военные суды могут проверять законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища и т.д. В этом просматривается общественное признание статуса судов как вершины пирамиды правоохранительных органов.

3. Широкое привлечение судов к контролю за решениями и действиями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти и местного самоуправления. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в том, что в сфере ее деятельности оказался конституционный контроль.

4. Ориентация всех судов на непосредственное применение Конституции РФ, особенно тогда, когда тот или иной закон не соответствует ее предписаниям. В октябре 1995 г. Верховный Суд РФ своим постановлением дал разъяснение судам относительно прямого применения Конституции РФ.

Суд — специфический орган государственной власти. Специфика проявляется не только в специфике судебных полномочий и сопровождающих их средств юридического воздействия, но также в порядке формирования судов. Суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Цель данной меры (это одно из направлений судебной реформы) — установить систему гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей и обеспечивающих беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно разрешать отведенные к их ведению дела.

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его функциональной деятельности установлены особые правила и процедура.

К настоящему времени сложились несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся судопроизводства:

1) конституционное;

2) гражданское;

3) арбитражное;

4) уголовное;

5) административное.

Все указанные виды судопроизводств, т.е. особые правила, процедуры судов, осуществляются при соблюдении следующих принципов:

коллегиальности рассмотрения дел, что не исключает в специально предусмотренных законом случаях единоличное рассмотрение;

состязательности и равноправия сторон, что подкрепляется конституционными положениями о презумпции невиновности в уголовном процессе и праве на квалифицированную юридическую помощь;

гласности и равенства всех перед законом и судом.

 

 

Совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с их компетенцией, полномочиями составляет судебную систему. Согласно ст. 118, ч. 2 Конституции судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Положения ст. 125—127 гл. 7 Конституции РФ четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Впервые в РФ создан в 1991 г., был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основная функция Конституционного Суда — проверка соответствия Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат федерального Собрания, Правительства);

2) конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов Федерации, кроме тех, которые относятся к сфере их исключительного ведения (ст.73 Конституции РФ);

3) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов (имеются в виду как многосторонние федеративные договоры, так и двусторонние);

4) международных договоров РФ (проверке подлежат еще не вступившие в силу). Если при рассмотрении дела суд любой инстанции приходит к выводу о том, что подлежащий применению в данном деле закон не соответствует Конституции, он обращается с запросом в Конституционный Суд РФ, а производство по делу приостанавливается (ст. 125, ч. 4). Граждане также могут обратиться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой, если считают, что их право и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном судебном деле.

Вторая функция Конституционного Суда — разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти («споры по горизонтали», например, между палатой Федерального Собрания и Правительством РФ), споров между этими органами и органами государственной власти субъектов РФ («споры по вертикали»); споров между высшими государственными органами двух или нескольких субъектов РФ. В соответствии с общепризнанным в мировой практике конституционного Правосудия принципом связанной инициативы Конституционный Суд РФ может рассматривать вопросы только в том случае, если к нему обращается особо уполномоченный на то государственный орган или иное лицо (ст. 125, ч.2).

В отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему нижестоящих судов. В некоторых республиках в составе РФ создаются конституционные суды, однако они не образуют единой системы с Конституционным Судом РФ, он не является вышестоящей инстанцией по отношению к ним. В составе Конституционного Суда 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судья назначается на длительный срок (по принципу несменяемости), но по достижении 70 лет в любом случае уходит в отставку. Председатель Конституционного Суда, его заместитель, судья-секретарь избираются на пленарном заседании суда большинством голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок. Конкретные дела суд рассматривает как на пленарных заседаниях, в которых участвуют все судьи (особо важные дела), так и на заседаниях создаваемых им палат.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда — независимость и самостоятельность, гласность, коллегиальность, равноправие сторон. Суд решает только вопросы права. Решения, принятые Конституционным Судом, не могут быть куда-либо обжалованы и тем более отменены или подтверждены. Они вступают в силу немедленно после их провозглашения. Акты (законы, решения, договоры и др.), признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут быть приняты вторично. Несмотря на большую юридическую силу, приданную Конституцией РФ решениям Конституционного Суда, их исполнение встречает немало трудностей. Конституционные суды нигде не имеют механизма, способного принудить к исполнению их решений. Основанием к исполнению служат высокий авторитет суда, твердая позиция высших органов государственной власти, необходимый уровень государственной дисциплины, правовой и политической культуры.

Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по окончательному разрешению гражданских и уголовных дел, а также иных конфликтных ситуаций, связанных с нарушением законов. В разных странах верховный суд имеет разный конституционный статус и, соответственно, компетенцию. По конституции США, к примеру, верховный суд имеет очень обширные полномочия, включающие в себя и конституционный надзор. Он вправе объявлять неконституционными акты конгресса, президента и штатов. В конституции Французской Республики (1958 г.) верховному суду посвящен раздел IX, ст. 67—68, где определены его специфические функции, в том числе состоящие в рассмотрении уголовных обвинений, предъявляемых президенту и членам правительства Республики. Конституция Российской Федерации в ст. 126 констатирует: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Судебной коллегии по гражданским делам;

3) Судебной коллегии по уголовным делам;

4) Военной коллегии.

В составе Верховного Суда действует также Президиум. Акты Верховного Суда окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 128, ч.3 Конституции Российской Федерации).

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судами субъектов Федерации — в пределах их компетенции рассматриваются дела: а) в качестве суда первой инстанции, б) в кассационном порядке, в) в порядке надзора. Судьи назначаются Президентом по представлении Председателя Верховного Суда.

Рассмотрение дел в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется коллегиально, в составе 3 судей. Рассмотрение дел в первой инстанции в уголовном и гражданском судопроизводстве осуществляется с участием присяжных заседателей либо с участием 3 народных заседателей, либо 3 профессиональных судей. В предусмотренных законом случаях допускается единоличное судопроизводство.

Городские (районные) народные суды — суд первой инстанции по уголовным, гражданским и административным делам. Судьи назначаются Президентом по представлении Председателя Верховного Суда. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ). Арбитраж (франц. arbitrage) означает третейский (т.е. внешний, объективный, беспристрастный) суд, в котором спор решается судьей-посредником (арбитром); принят в гражданских правоотношениях, спорте, разрешении международных конфликтов. Статус и порядок осуществления регулируются согласительными правовыми процедурами. Арбитражный суд в той концепции, которая определилась в Российской Федерации, является детищем социализма, где преобладала государственная (общественная) собственность и необходимы были особые механизмы разрешения хозяйственных споров. Тогда существовали государственные и ведомственные арбитражи, входившие в систему органов государственного управления, но имевшие одновременно отдельные черты судебных органов. В переходный период управленческую арбитражную подсистему пришлось трансформировать в систему самостоятельных арбитражных судов вначале СССР, а затем и Российской Федерации. В настоящее время статус арбитражных судов определен в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах в Российской Федерации от 28 апреля 1995 г., в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом 5 мая 1995 г. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (рис. 12.1).

Устройство судебной системы включает в себя такие элементы, как звено судебной системы и судебная инстанция.

Рис. 12.1. Схема судебной системы РФ

 

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев, уровней:

• основное звено: районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

• среднее звено: верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и автономных округов;

• высшее звено: Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды, высшим звеном которых является Военная коллегия Верховного Суда РФ. СД июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (была двухзвенной).

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй инстанции — кассационной — призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего и высшего уровней образуются кассационные коллегии. Проверку законности приговоров, вынесенных с участием присяжных и не вступивших в законную силу, осуществляет кассационная палата Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил термин «надзорная инстанция». Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе президиумов нет), Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

После принятия Закона об арбитражных судах в апреле 1995 г. российской судебной системе вновь стал известен термин «апелляционная инстанция» — суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, а какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

Прокуратура Российской Федерации, в соответствии со ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. Закон о прокуратуре от 17 ноября 1995 г. позволяет более точно охарактеризовать статус, функции и полномочия прокуратуры.

В механизме государственного аппарата России прокуратура — функционально самостоятельный правовой институт, роль и общественное предназначение которого — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура не может относиться ни к судебной власти, которая (и только она) осуществляет правосудие (ст. 118), ни к исполнительной власти, ибо ст. 77 предусматривает в единой системе исполнительной власти наличие как федеральных органов, так и органов исполнительной власти субъектов РФ, органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов власти и гласности (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в государственном механизме России находит свое предметное воплощение в ее функциях.

Основной функцией является прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

При характеристике прокурорского надзора необходимо указать на существенные факторы.

1. Он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов государственно-правового надзора и контроля (административного, экологического, санитарного и т.д.).

2. Прокуратура не уполномочена надзирать за высшими ордами законодательной и исполнительной власти, высшими Должностными лицами государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, но не иные структуры, в Наименовании которых имеется слово «суд» (Судебная палата по Информационным спорам, третейские суды и т.д.).

3. Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

Согласно действующему законодательству прокуратура осуществляет надзор за:

1) исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержаний задержанных и заключенных под стражу (пенитенциарной системой).

Кроме указанных четырех так называемых отраслей прокурорского надзора к функциям прокуратуры относятся:

• расследование преступлений и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону судебных решений;

• информирование органов госвласти и местного самоуправления о состоянии законности.

Осуществляя свою деятельность, прокуратура не может подменять иные госорганы, вмешиваться в их оперативную деятельность.

Прокурорские проверки проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Прокурорские полномочия делятся на две категории: по выявлению нарушений закона и устранению выявленных нарушений.

Выполняя свои правомочия по надзору, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорного объекта, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Если факт нарушения закона будет установлен, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, внести представление об устранении нарушений закона, возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества, государства (ст. 23, 24, 25 Закона о прокуратуре).

Решения прокурора могут принимать форму протеста, представления и постановления.

Прокурорский протест приносится на акт, нарушающий права человека или гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.

Прокурорское представление вносится в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

В системе прокуратуры РФ функционируют и специализированные звенья прокурорской системы: органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и др. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор руководит органами прокуратуры, издает приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры России, и контролирует их деятельность. Назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации (по представлению Президента РФ). Имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором.

• В Генеральной прокуратуре РФ образуются главные управления, управления и отделы (на правах управлений в составе управлений), начальники и заместители которых назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором и являются ^соответственно его старшими помощниками и помощниками.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами госвласти сроком на 5 лет. Сообщения о назначении публикуются в печати.

В вышестоящих прокуратурах (кроме районных и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии на правах совещательного органа. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и другие акты.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о совете и его состав утверждается Генеральным прокурором.

Российское общество все последнее десятилетие активно обсуждает концепцию судебной реформы1, основными направлениями которой являются обеспечение единой системы судебной власти в РФ, независимости судов, изменения статуса и полномочий судебных органов и судей, реорганизация прокуратуры. Совет Федерации одобрил узловые решения по итогам парламентских слушаний (24 декабря 1998 г.) и принял постановление «О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации»2.

В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится пакет законов, создающий правовой механизм реформирования судебной системы в России.

 

Вопросы для самоконтроля и размышления

 

1. Что такое правопорядок и какова роль судебной власти в его обеспечении?

2. Дайте определение судебной власти и аргументируйте его.

3. Обоснуйте основные направления судебной реформы в России.

4. В чем специфика принципов деятельности, функций и полномочий суда как органа судебной власти?

5. Охарактеризуйте структуру судебной системы в Российской Федерации, ее сущностные элементы.

6. Раскройте понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности.

7. Каковы направления деятельности прокуратуры?

 

Российской Федерации

 

Регион, автономия, суверенитет: ключевые понятия темы, их соотношение • Принципы организации власти на региональном уровне • Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: специфика форм и полномочий

 

В соответствии с Конституцией РФ в составе России находятся 89 субъектов. Среди них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов (подробно см. в гл. 3).

Все последнее десятилетие XX столетия можно охарактеризовать как поиск и становление системы новых политико-правовых институтов на уровне регионального и местного управления.

В данной теме будет рассмотрена первая часть проблемы, связанная с региональными органами власти.

Понятие регион юридического определения пока не имеет. В географическом смысле регион (лат. region — область) означает пространственно-территориальную часть целого (государства, континента, человеческой цивилизации) с выраженной спецификой культурно-этнической, религиозной, экономической жизни Проживающего там населения. Государствоведы вкладывают в Понятие «регион» следующее геополитическое содержание.

• Социотерриториальный комплекс в государстве, имеющий статус субъекта управления жизнедеятельностью составляющего его населения.

• Целостная, пространственно-организованная форма общности населения, объединенного многообразными связями (социально-экономическими, производственно-трудовыми, культурно-этническими, бытовыми и др.) и политико-административным центром.

• Способ взаимосвязи и взаимодействия людей, объединенных конкретно-специфической средой проживания и жизнедеятельности и реализующих свои права на основе политической автономии.

Автономия (гр. autos — сам и nomos — закон; autonomia — независимость, самоуправление) означает право законодательства. По объему этого права, степени независимости различаются автономии:

1. Политическая автономия, т.е. право на самостоятельное осуществление государственной власти. Этим правом могут обладать все или большинство территориальных частей (регионов) государства, независимо от этнического состава населения. В таком случае говорят об областной (территориальной) автономии. Однако чаще автономные образования создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. В этом случае говорят о национально-территориальной автономии. Конституция РФ дала равный статус субъекта РФ всем территориальным (краям, областям) и национально-территориальным (республикам, автономным округам, автономной области) образованиям. Автономией политической обладают и административно-территориальные единицы низового уровня — муниципальные районы, муниципальные образования, т.е. городские, сельские поселения, объединенные общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборная местная власть. Органы самоуправления и должностные лица муниципальной власти по вопросам ведения издают правовые акты (подробно о местном самоуправлении см. гл. 14).

2. Управленческая, административная автономия — это право органов управления самостоятельно решать вопросы, вести дела в рамках своей компетенции и прав, переданных им уполномоченными государственными органами. Иногда автономией называют предоставляемое государством корпорациям, учреждениям, учебным заведениям право самостоятельно, в пределах закона нормировать характер своей организации и условия своей деятельности.

3. Культурно-национальная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемежку с другими этническими группами, прав и возможностей сохранять и развивать свои культурные традиции, язык, религию и др. При реализации конституционных прав и свобод эта форма организации социальных отношений и процессов широко используется в ряде европейских государств для обеспечения интересов национальных меньшинств (например, принятый в 1993 г. Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод). Распад СССР и создание на его территории независимых государств сопровождались правовой дискриминацией национальных меньшинств, в том числе русскоязычного населения. Культурно-национальная автономия, осуществляемая в рамках демократического процесса, должна обеспечивать приоритет интересов и ценностей не только титульного этноса, но и всех других национальных групп, составляющих государство. В многонациональной России также чрезвычайно важна роль культурно-церковной автономии. Конституция РФ всем 89 субъектам предоставила политическую автономию, различные ее статьи предусматривают:

1. Субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти по предметам своего ведения (ст. 73), т.е. вне пределов ведения и полномочий РФ и совместного ведения.

2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11, ч.2).

3. Республики имеют свои конституции и законодательства, другие субъекты — свои уставы и законодательства (ст. 5, ч.2).

4. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. Он может быть изменен по взаимному согласию (ст. 66, ч. 5).

5. Статус субъектов Федерации не должен подрывать суверенитет России. Российская Федерация — единое государство, «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ст. 4, ч.1), Конституция РФ и федеральное конституционное законодательство имеют верховенство над законодательством субъектов РФ по вопросам Федерации и совместного ведения, но на территории субъекта РФ по вопросам его ведения приоритет имеет региональное законодательство (ст. 76, ч.6).

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений особо актуальной становится проблема государственного суверенитета.

Впрочем, эта проблема проявилась в древности, со времен образования государств; в средние века ее пытались научно осмыслить и дать определение суверенитету как праву (статусу) на независимую внутреннюю и внешнюю политику, праву и возможности самостоятельных политических (общезначимых) решений и действий.

В центре споров во все времена (и сегодня) — выяснение субъекта, носителя суверенитета: монарх или народ, государство или его составные части?

В XIX в. принцип суверенитета закрепляется в конституциях целого ряда государств как принадлежность народа. Тогда и появляются понятие и практика политической системы общества как взаимодействия верховной власти (монарха, президента, других государственных институтов власти) и общества, его организаций.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 3) утвердила приверженность России идее суверенитета народа — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». И отсюда вытекает единственный логичный вывод — суверенитет государственный может быть только у Российской Федерации, а не у ее частей. Суверенитет — у России, политическая автономия — у ее субъектов.

В современной теории суверенитета выделяются его сущностные признаки, концентрированно отражающие явление (суверенитет) независимо от его носителя.

• Неотчуждаемость суверенитета (отчуждение означает государственный переворот, узурпацию власти).

• Его неограниченность (не может быть частичного, неполного суверенитета).

• Верховенство государственной власти, т.е. право на принятие императивных общеобязательных решений и обеспечение их исполнения всеми законными средствами, в том числе принудительными.

• Неделимость суверенитета.

• Неабсолютность — даже при самых жестких тоталитарных режимах невозможно вообразить абсолютное, неограниченное право верховной власти на законодательство и управление обществом без всякого его участия.

• Приоритет народного суверенитета над государственно-властным.

• Юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов.

Все эти принципы имеют огромное практическое значение. Их реализация позволит найти, установить оптимальное, т.е. устраивающее всех субъектов, соотношение между суверенитетом России и автономией ее частей, реализовать конституционную установку ст. 5, ч. 3: «Федеративное устройство Российской федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

В дополнение к этой конституционной статье следует подчеркнуть: федерализм как способ организации и осуществления власти и управления — это не только разграничение компетенции и полномочий между общефедеральными органами и членами федерации, но и кооперация усилий в совместном ведении общегосударственных дел. Регионы выполняют существенную часть государственных дел. Неслучайно рамки их деятельности становятся предметом регулирования не только Конституцией Федерации, статутными документами регионов, но также международным правом. Европейская хартия регионов (1997 г.) стимулирует как самостоятельное развитие регионов, так и реализацию принципа субсидиарности на 4 уровнях — европейском, государственном, региональном, местном.

Итак, федеративное устройство как основа конституционного строя России — это способ соединить, сочетать интересы: общие для всех, (федерация), особенные (территориальные, национальные) субъектов — регионов и единичные (гражданина).

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации (ст. 72, 1.1, п. «н») и осуществляется в соответствии с основами конституционного строя России (ст. 77, ч. 1) и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (октябрь 1999 г.). В законе:

1. Развернуты и конкретизированы конституционные принципы деятельности органов государственной власти всех трех Уровней — федерального, регионального, местного (ст. 1, п. 1). К ним относятся:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

ж) самостоятельное осуществление органами госвласти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Подтверждена приверженность идее демократии на уровне принципа организации и ответственности органов государственной власти субъекта РФ за обеспечение прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей путем периодического проведения выборов, референдумов, содействия развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ (ст. 1, п. 2, 3).

3. Подчеркнуты основа федеративных отношений и способ рационального государственного управления — разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали власти, а также возможность взаимного делегирования части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ст. 1, п. 5, 6).

4. Указана возможность изменения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, установленных конституционно-законодательным способом, только путем внесения поправок либо соответствующих изменений (дополнений) в соответствующие правовые акты (ст. 1, п. 4).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.