Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы и факторы разработки государственной политики




Политика – это искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти. Всякие элементы государственного управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

Кроме государственной власти, в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследующие политические цели, стремящиеся к расширению влияния на массы. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ядром ее становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Политика бывает реальная и формальная, отличить одну от другой не всегда просто. Реальная политика может маскироваться суррогатными управленческими структурами, заявлениями руководителей, рассчитанными на привлечение масс на свою сторону.

В демократическом обществе основой формирования государственной внутренней и внешней политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах представительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и в других формах. Облеченные доверием народа органы и должностные лица государственной власти разрабатывают стратегию и тактику управления страной, которые материализуются в нормативных правовых и других актах. Органы государственного управления различных уровней реализуют на практике стратегические цели и тактические решения. При этом применяются как мягкие, так и директивно жесткие меры принудительного характера.

Механизм разработки политики включает выбор соответствующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Устанавливаются целевые ориентиры и ограничения. Они выражаются в показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоровья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализация прав человека и др.), уровня экономического развития, экологического благополучия.

При прежней системе был единый орган, вырабатывавший государственную политику, которая утверждалась на партийных съездах и пленумах. Правительство не участвовало непосредственно в разработке политической линии, но претворяло ее в жизнь.

Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ Парламенту РФ одновременно является посланием стране-

В Послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект Послания заранее рассматривается политическими партиями и движениями, в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется политика не только Президента РФ, но и всего государства.

Послание Президента РФ опирается на доктрины, концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Доктрина выражает систему взглядов на значение отдельных мероприятий, принципов, определяющих механизм государственного регулирования, которыми руководствуются органы власти. Доктрины и концепции утверждаются Указами Президента РФ, например, доктрина развития российской науки, концепция развития рынка ценных бумаг и др.

Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики. Правительство РФ и Центральный Банк РФ выступают с согласованными принципами денежно-кредитной политики.

Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вырабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку на достижение каких-то целей, приверженность определенным ценностям.

Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеологические взгляды обеспечивают формы существования политики, права, морали и соответствующих им организаций и учреждений.

Согласно КонституцииРФ в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признание идеологического и политического многообразия означает право придерживаться любой идеологии, но не запрет на идеологию. Идеологию как систему ценностей, представлений, подходов имеет каждый дееспособный гражданин, тем более без идеологии не может обойтись государство, Управление. Идеология нужна всем субъектам как текущей, так и стратегической политики. Носителями ее являются прежде всего государственные органы и государственные служащие при смене президента, правительства государственная идеология может меняться.

Любая государственная политика получает идеологическое обоснование, отказ от идеологии также является идеологией, только такая идеология лишает государственную политику содержания и обрекает ее на вырождение. Например, если государство не придерживается никаких нравственных и эстетических взглядов, то любые взгляды могут быть легко навязаны массам.

Политические партии и объединения, отдельно взятые политические деятели могут придерживаться любой идеологии формально или на деле. Но придя к власти, они формулируют государственную идеологию, причем о ней люди судят не по декларациям, а по реальным действиям. Для демократического политика государственная власть является средством реализации идеологических воззрений; избиратели контролируют его и при расхождении между словом и делом на следующих выборах лишают доверия.

Государственная политика базируется на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти. Право представляет собой совокупность обязательных норм, правил поведения, установленных государством. Право принято подразделять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятельность государственных органов, отношения между гражданами и госорганами. Частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.

Источником права является Конституция РФ. Для обеспечения устойчивости и стабильности в обществе, предсказуемости государственной политики установлена жесткая процедура изменения Конституции. Ее основные положения могут быть изменены только всенародным голосованием или созываемым для этого Конституционным Собранием. Другие положения могут быть изменены федеральным конституционным законом, вступающим в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются конституционным, гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Гражданское законодательство регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами. В этих отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и судебных решений. Другие виды законодательства регулируют имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Нормы права при необходимости исполняются принудительно с использованием соответствующих механизмов.

Основой каждого вида права являются законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законы РФ принимает Парламент – Государственная Дума и Совет Федерации; законы субъектов РФ – представительные органы субъектов РФ. Основные начала государственного и общественного строя определяют федеральные конституционные законы. Федеральные законы регламентируют определенные сферы общественной жизни.

Незыблемость конституционного устройства позволила за последние годы Федеральному Собранию принять основные базовые законы функционирования общества, что в свою очередь открыло новые направления в государственной политике, породило тесную взаимосвязь между внутренним и внешним аспектами. Здесь основную роль сыграли такие акты, как Гражданский кодекс РФ, законы о приватизации, о конкуренции, об акционерных обществах и др. Государственная политика, базируясь на действующих нормах права, предполагает в то же время их совершенствование по мере продвижения общества от одного этапа развития к другому.

Большое влияние на эффективность политики оказывают финансовые возможности государства. При прежней системе в основу планов закладывались общественные потребности. Для их удовлетворения изыскивались средства. При этом финансирование не рассматривалось в качестве ограничителя, а подводилось под материальные и трудовые ресурсы. Проблема дефицита финансовых и других ресурсов хотя и существовала, но решалась за счет преимуществ централизованной системы в части возможностей маневрирования.

При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к Принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны. Для решения задач не только общенационального Масштаба, но и для выдачи заработной платы в бюджетной сфере государство ищет пути привлечения ресурсов корпоративного сектора, в том числе за рубежом.

Крупные корпорации, компании типа РАО “Газпром”, также проводят политику и финансируют развитие страны. Но то, что хорошо для РАО “Газпром”, необязательно полезно для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно значимых потребностей станет случайным явлением, а структурные диспропорции превратятся в закономерность.

Фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России, потеря ею в связи с распадом СССР статуса сверхдержавы, экономической и военной мощи. Рост внешних заимствований все больше затрудняет проведение независимой не только внешней, но и внутренней политики. Рекомендации МВФ и других международных кредиторов вынужденно учитываются даже при решении сугубо внутренних проблем, например, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обеспечения и др.

При обосновании государственной политики учитываются также сохраняющиеся существенные различия в хозяйственном механизме России и зарубежных стран. В России высокий уровень централизации управления (в США она наименьшая), хотя главным регулятором экономики выступают рыночные цены, причем их влияние больше, чем, например, в Западной Европе или Японии. Определяющим фактором производства в России стал банковский, а не промышленный капитал и рабочая сила, как в Японии, и социальное партнерство, как в Западной Европе. В России на уровне Федерального закона (ГК РФ, ст. 50) извлечение прибыли признано в качестве основной цели деятельности предприятий, в то время как в Западной Европе, Японии предприятия на первое место ставят стабильность, упрочение позиций в своем секторе рынка, обеспечение партнерства капитала и труда.

Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам, направлениям, но основу ее составляет социально-экономическая политика, которая, в свою очередь, имеет следующие разделы:

 

 


Социально-экономическая политика Правительства РФ ставит в качестве конечных целей высокое благосостояние граждан, уверенность людей в завтрашнем дне за счет социальных гарантий; обеспечение прав и свобод граждан, формирование гражданского общества; процветание науки и культуры, сохранение природной среды; упрочение экономических позиций страны в мире. В России должна быть создана эффективная экономика, способная динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов и органичного включения в мирохозяйственные связи. Достичь этих целей предполагается с помощью рыночных механизмов в течение десяти лет, т.е. к 2002-2003 гг. Для этого государством предусматривается осуществление следующих основных мероприятий по соответствующим разделам социально-экономической политики.

• Реформирование экономики. Главными направлениями экономической реформы являются приватизация, совершенствование управления государственными предприятиями, поддержка предпринимательства и развитие рыночной инфраструктуры, демонополизация и формирование конкурентной среды, развитие финансового рынка, укрепление правоприменительной системы.

• Финансовая и денежная политика. Основным целевым ориентиром финансовой и денежной политики служит сокращение инфляции до 1% в месяц. В области государственных финансов центральной проблемой является снижение дефицита федерального бюджета; повышение эффективности налоговой системы, жесткости государственных расходов; перестройка финансовых взаимоотношений с регионами. Для контроля над инфляцией и достижения финансовой стабилизации проводится единая с Центральным Банком России денежно-кредитная политика. Ценовая политика осуществляется по линии регулирования соотношения цен на энергоносители, продукцию обрабатывающей промышленности и АПК, использования таможенного тарифа для регулирования соотношения между мировыми и внутренними ценами. Валютная политика предусматривает поддержание стабильности рубля, его конвертируемости.

• Структурная политика направлена на создание социально ориентированной высокоэффективной и конкурентоспособной экономики. Она включает свертывание и перепрофилирование объективно нежизнеспособных производств и поддержку необходимых для народного хозяйства предприятий. В силу ограниченности финансовых ресурсов структурная политика приобретает селективный характер, реализуется посредством разработки федеральных целевых программ с учетом обеспечения приоритетов. Селективная структурная политика осуществляется как через государственные органы управления, так и при участии частных организаций. На федеральном и региональном уровнях образуются межведомственные комиссии по поддержке предприятий. Инвестиционная политика предусматривает расширение неинфляционных источников финансирования капитальных вложений (собственные средства предприятий, сбережения населения, иностранные инвестиции). Инвестиции направляются на ограничение спада производства, увеличение числа рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции, реализацию структурных сдвигов.

• Аграрная политика занимает в государственной политике одно из приоритетных мест и предусматривает совершенствование государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса, формирование нового аграрного строя, базирующегося на равноправии всех форм собственности и хозяйствования. Государственная поддержка включает применение гарантированных минимальных закупочных цен, развитие сельскохозяйственной кооперации, формирование новой системы кредитования и страхования, специальных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и другие меры. Развертывается сеть организованных оптовых рынков и аукционов сельскохозяйственной продукции.

• Социальная политика сочетает создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудовой предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения. Осуществляется комплекс мер специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости. Социальная сфера реформируется на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры. Жилищная политика предусматривает создание общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.

• Региональной политике отводится ведущая роль в обеспечении интеграции российских территорий. Государственная политика предусматривает содействие эффективной специализации регионов в едином экономическом пространстве Российской Федерации, внедрение механизмов вертикального и горизонтального взаимодействия органов управления и хозяйствующих субъектов, участие в освоении новых территорий, преодоление кризиса в депрессивных регионах, экономического и политического сепаратизма, активное регулирование миграции населения.

• Политика в отношении СНГ и других государств-республик бывшего СССР направлена на углубление интеграции, формирование единого экономического пространства. В этих целях намечаются меры по восстановлению и поддержанию жизненно важных для России товаропотоков, развитию производственной кооперации и прямых связей предприятий, координации инвестиционной политики, последовательного устранения тарифных и штрафных ограничений в торговых отношениях, ускорению платежно-расчетных операций.

• Внешнеэкономическая политика предусматривает ускорение интеграции России в мировое хозяйство, поддержку отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке, привлечение внешнего финансирования на наилучших для страны условиях, укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями, защиту интересов отечественных экспортеров на внешних рынках, содействие международной кооперации предприятий Российской Федерации с иностранными фирмами, обеспечение наиболее благоприятных условий погашения и обслуживания внешнего долга.

В конечном счете государственная политика направлена на создание условий и гарантий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласованная единая государственная политика разрабатывается на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти и получает концентрированное воплощение в прогнозах и федеральных целевых программах развития, в международных договорах России, в законах Российской Федерации и других документах и нормативно-правовых актах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.