Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные акты органов власти, выделение приоритетных направлений государственной политики




В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Составляется план законопроектных работ. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подразделениями с:

обоснованием необходимости принятия;

оценкой их согласованности с другими нормами;

ожидаемыми социально-экономическими и иными последствиями применения;

финансово-экономическим обоснованием. При использовании права законодательной инициативы Президентом РФ проекты законов представляются Правительством РФ, Советом Безопасности, Государственно-правовым управлением Президента РФ.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.

Руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов, достоверность и своевременность представления необходимой информации.

Соответствующими органами исполнительной власти РФ, подразделениями Администрации Президента РФ в Государственно-правовое управление Президента РФ представляются предложения о заключениях и поправках Президента РФ по проектам, внесенным на рассмотрение Федерального Собрания не по инициативе Президента РФ. Предложения о возвращении законов на повторное рассмотрение, а также о поправках к ним представляются Государственно-правовым управлением Президента РФ с учетом позиции соответствующих органов исполнительной власти РФ.

Для снятия замечаний по проектам и Президентом РФ и Парламентом применяются соответствующие процедуры. Создаются согласительные комиссии по преодолению возникших разногласий. Для работы в комиссии приглашаются представители Правительства РФ.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. Так, в связи с отклонением Советом Федерации принятых Госдумой законов о повышении минимального размера пенсии и о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий Госдума согласилась с предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии. Для работы комиссии Совет Федерации сформулировал по итогам обсуждения законов замечания в виде поправок.

Вето Совета Федерации преодолевается Государственной думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, и он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

При рассмотрении в Парламенте проектов, законодательных инициатив, указов назначаются официальные представители Президента РФ. Ими могут быть Председатель Правительства РФ, его заместители, министры, руководители других органов исполнительной власти, советники Президента РФ.

Принятый Парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

 

 

 


Рисунок 3. Процедура принятия закона

 

Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую политику, является Закон о федеральном бюджете. Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре.

Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания. Одновременно представляются необходимые материалы и расчеты, предусмотренные Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” и другими нормативными правовыми актами. Если требуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской федерации, связанные с политикой в сфере доходов и расходов, то Правительство вносит проекты соответствующих федеральных законов.

Центральный банкРФ представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума направляет проект закона о федеральном бюджете Президенту РФ, Совету Федерации Федерального Собрания, Комитетам Госдумы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Госдумы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение разделов и подразделов бюджета (профильные комитеты).

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях (табл. 4.1). Принятый Госдумой закон передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства. От каждой стороны участвуют не более 20 человек. Решение комиссия принимает раздельным голосованием: считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании комиссии представителей данной стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается непринятым.

Таблица 3

Схема принятия федерального бюджета

Порядок чтения Рассматриваемые вопросы Сроки чтения, дней Результаты и последствия рассмотрения
Принятие Отклонение
  Концепция ми прогноз социально-экономического развития РФ. Основные направления бюджетной и налоговой политики. Основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Программа внешних заимствований и предоставление кредитов Россией. Основные характеристики федерального бюджета   Утверждаются основные характеристики бюджета 1. Передача в согласительную комиссию
1.доходы по группам, подгруппам, статьям;    
2.распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; 2. Возвращение Правительству РФ на доработку
3.размеры несбалансированности (дефицита) бюджета и источники покрытия дефицита; 3. Постановка вопроса о доверии Правительству РФ
4.общий объем расходов.
2. Утверждение расходов по разделам функциональной классификации, размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределения его средств по субъектам РФ   Передача в согласительную комиссию Х
3. Расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам; перечень защищенных статей; программа внешних заимствований   Принятие для следующего чтения Х
4. Поправки к закону. Поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета   Передача в Совет Федерации Х

 

 

Президент РФ – наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов. Указы Президента РФ либо развивают те или иные положения законов, либо формулируют нормы отношений, которые не урегулированы законом, т.е. устраняют проблемы в законодательстве. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение законов, указов Президента РФ.

Акты Президента РФ и Правительства РФ оказывают непосредственное влияние на управляемость страной. Это повышает ответственность Администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ за выработку процедуры решений и ее неукоснительное соблюдение. Нельзя допустить постороннего влияния на принятие решений.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти принимают в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, нормативные ведомственные акты, также являющиеся источниками гражданских прав и обязанностей. Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти по их поручению или по инициативе самих органов федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний. Эти акты регулируют отношения центральных органов власти с подведомственными предприятиями, организациями, учреждениями и другие вопросы.

Для подготовки проектов ведомственных нормативных актов, разрабатываемых совместно несколькими центральными органами, а также наиболее важных и сложных проектов создаются рабочие группы.

Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов министерств и ведомств РФ. регистрации подлежат нормативные акты, носящие межведомственный характер или затрагивающие права и законные интересы. Государственная регистрация производится в срок до 15 дней с даты получения ведомственного нормативного акта.

На Минюст РФ возложена функция, связанная с контролем за соответствие ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Применение министерствами и ведомствами нормативных актов, не прошедших правовую экспертизу, а также актов, в государственной регистрации которых было отказано, рассматривается как грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы, влекущее применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности в соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 “О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы”.

Официальным опубликованием федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается публикация его полного текста в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”,

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если не установлен при принятии акта другой срок введения его в действие.

Ведомственные нормативные акты, подлежащие опубликованию, после регистрации передаются в органы официальной печати. Официальное опубликование ведомственных нормативных актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня официального опубликования в газете “Российские вести”, если в самом акте не указан более поздний срок. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в “Вестнике Банка России”, за исключением случаев, Установленных Советом директоров. Акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг вступают в силу со дня их официального опубликования в “Вестнике Федеральной комиссии по Ринку ценных бумаг”.

Акты, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения каких-либо санкций к организациям, должностным лицам, гражданам за невыполнение содержащихся в них предписаний.

 

Таблица 4

Сроки опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов

Акты Сроки опубликования Сроки вступления в силу Орган официального опубликования
Федеральные конституционные законы, федеральные законы В течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ По истечении десяти дней после дня официального опубликования, если иное не установлено законом “Российская газета”, “Собрание законодательства РФ”
Акты Президента РФ Не определены По истечении семи дней после дня официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие “Российская газета”, “Российские вести”, “Собрание законодательства РФ”
Акты Правительства РФ Не определены Со дня подписания, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие “Российская газета”, “Российские вести”, “Собрание законодательства РФ”
Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер Не позднее десяти дней после государственной регистрации в Минюсте РФ Со дня официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок “Российские вести”
Ведомственные акты, не подлежащие опубликованию Со дня присвоения им номера регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан Не определены Со дня присвоения им номера регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок “Вестник Банка России”
Акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Не определены Со дня их официального опубликования “Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”

 

 

Ненормативный акт госоргана, а в определенных случаях также нормативный акт, не соответствующий закону или другим правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, могут быть признаны судом недействительными.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) госорганов или должностных лиц этих органов, в том числе издание несоответствующего закону акта госоргана, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.