КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадровой работы
Перспективы социализации и гуманизации КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Цели главы: Обсудить перспективы социализации и гуманизации кадровой работы. Представить схему диагностики кадровой политики. Описать процедуры анализа и описания работы. Рассмотреть технологии набора и отбора кадров. Показать методы оценки персонала. Объяснить стратегию мотивации. Раскрыть функции тренинга в формировании команды.
Одно из приоритетных направлений административной реформы – улучшение кадрового состава государственной службы посредством формирования эффективного механизма подбора должностных лиц, объективной оценки результатов их деятельности, мотивации, стимулирования и др.[102] Работа с кадрами опирается на совокупность теоретико-методологических предпосылок, формирующих парадигму, на основе которой строится система управления человеком в государственной или муниципальной организации. В теории и практике управления ХХ в. произошла смена парадигм и концепций кадровой работы (см. рис. 28).
Рис. 28. Система управления людьми в организации.
Для администрирования в нашей стране до сих пор типично бюрократическое организационное мышление. В частности, это проявляется в бесхозяйственном отношении к человеческим ресурсам. Ими пренебрегают, их плохо используют, часто растрачивают впустую. Однако в результате демонтажа командно-административной системы, по мере демократизации общественной жизни в сознание российского чиновничества постепенно проникают социальная и гуманистическая парадигмы управления людьми. Социальная парадигма опирается на концепцию управления человеческими ресурсами УЧР. Она предполагает более разносторонний и динамичный подход к эффективному использованию людей для достижения общественных, корпоративных и личных целей. Если в предшествующих парадигмах работников рассматривали как издержки, которые необходимо сокращать, то теперь их оценивают как ресурсы организации, добытые в конкурентной борьбе, которыми требуется рационально управлять, создавать условия для их развития, вкладывать в них средства, чтобы достичь стратегических целей. Под человеческими ресурсами государственной службы понимаются потенциальные возможности работников, включающие определенный объем общих и специальных знаний, профессиональных навыков и умений, обеспечивающих способность к исполнению административных должностей, уровень их сознания и ответственности, социальной зрелости, совокупность интересов и потребностей. Отсюда в отличие от управления персоналом, УЧР рассматривает людей как эффективную рабочую силу только в том случае, когда у них востребованы все способности и удовлетворены все потребности, связанные с государственной службой. Суть концепции УЧР государственной службы можно свести к следующим положениям: - благосостояние населения во многом обусловлено эффективной государственной службой; - эффективная государственная служба зависит от компетентного и заинтересованного персонала; - компетентность и заинтересованность персонала определяется качеством его подбора, обучения, расстановки, мотивации и стимулирования. Эту концепцию следует воспринимать как новый способ мышления, как методологию работы с людьми, представляющую собой совокупность принципиальных установок, успешное применение которых в российских социокультурных условиях требует вдумчивого подхода, тщательного анализа ситуации. Управление человеческими ресурсами государственной службы можно представить как систему, имеющую свои “входы”, “процессы” и “выходы”. На входе выявляются потребности администрации в человеческих ресурсах. На выходе определяется эффективность затрат. Процесс УЧР имеет четыре функции: 1) отбор кадров; 2) оценка персонала; 3) поощрение сотрудников; 4) развитие работников (см. рис. 29). Это общие элементы УЧР, которые реализуются во всех странах, порождая в каждой из них особенные модели кадрового менеджмента. Выделяются американская модель, основанная на индивидуализме, японская - опирающаяся на коллективизм и европейская, сочетающая индивидуализм и коллективизм.[103] Рассмотрим вкратце УЧР и их специфические проявления в моделях кадрового менеджмента (см. рис. 30).
Система УЧР государственной службы
Отбор кадров на государственную службу в большинстве стран осуществляется в соответствии с принципом пожизненного найма, что обеспечивает им стабильную занятость, уверенность в завтрашнем дне. Существуют разные методы отбора. В США применяются тестирование, в том числе полиграф (“детектор лжи”), в Японии приоритет отдают квалификационным экзаменам, в европейских странах - конкурсам. Оценка персонала административных учреждений также используется во всех странах. В США широко распространен метод управления по целям. Ежегодно перед каждым служащим ставится конкретная цель и если она достигнута, его работа считается успешной. Для японских чиновников самое важное - признание коллег. В Европе практикуется цикл оценки, сочетающий формальный и неформальный обзор работы сотрудников. Поощрение государственных служащих реализуется в форме денежного вознаграждения. Вместе с тем в каждой стране имеется дополнительный набор поощрений. В США используется “компенсационный кафетерий” или пакет льгот, необлагаемых налогом. В Японии большое внимание уделяется разнообразным формам морального поощрения. В европейских странах практикуют дополнительные отпуска, выплаты при выходе в отставку и др. Развитие персонала связано с карьерным продвижением. Во всех странах в рамках государственной службы создана сложная иерархическая система. В США, например, установлены квалификационные разряды с 1 по 18. Здесь традиционно успешной считается вертикальная карьера. В Японии карьера служащего чаще носит горизонтальный характер (когда, например, чиновник среднего звена через 4-5 лет работы перемещается в другое подразделение, занимая тот же статус должности). В большинстве европейских стран карьера управленца связана с непрерывным образованием. Как видно, концепция УЧР нашла практическое применение на государственной службе многих стран мира. Она успешно используется в крупных и средних государственных организациях. В малых организациях, а также в управленческих командах обслуживающих государственных организаций более эффективна концепция управления человеком. Эта концепция вытекает из гуманистической парадигмы, в основе которой заложена предпосылка о том, что человек является субъектом организации и потому не может рассматриваться как «ресурс». Такая философия принадлежит лидерам японского менеджмента, которые рассматривают организацию как семью.[104] В соответствии с данной философией, не человек существует для организации, а организация – для человека. Организация - семья строится, исходя из потребностей и способностей человека. Координация совместной деятельности людей осуществляется посредством самоуправления. Основным фактором, определяющим поведение работников, является организационная культура. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять закодированный «разум коллектива» в отношении осознания миссии организации, доминирующих ценностей, принятых моделей поведения и т.п. Специфика такой культуры как раз и отличает одну организацию от другой. Бюрократическая культура выделяет технологический аспект организации, органическая – структурный, предпринимательская – человеческий, партисипативная – символический. Если в бюрократической культуре руководитель рассматривается как специалист по производству структур и должностных инструкций, программирующих поведение людей, то в партисипативной культуре он предстает как творец символических смыслов и ценностей, на которые опирается совместная деятельность сотрудников. Такой руководитель исходит из того, что общность ценностных установок позволяет достигнуть сопряжения личных и командных целей, обеспечить взаимодополнительность индивидуальных способностей, умений и навыков сотрудников. Работа в команде предполагает активное участие каждого в анализе проблем и перспектив развития организации, планировании совместных действий, измерении полученных результатов и оценки индивидуального вклада в общее дело. Для координации усилий сотрудников необходимы осмысленная коммуникация между ними, индивидуальный подход в руководстве людьми, учет способностей и возможностей каждого члена команды, поощрение предприимчивости, заинтересованности, поддержка, создание благоприятных условий труда. Таким образом, перспективы социализации и гуманизации кадровой работы на государственной службе требуют соответствующей политики, современных технологий, процедур и методов управления людьми.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |