Понятие, сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы.
Введение в управление
Тема 1
Понятие, сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы.
Менеджмент как наука и профессиональная деятельность.
Модели управления: кибернетическая, функциональная, уровневая, ролевая.
Содержание управленческого труда.
Принципы управления. Социальная значимость управления
Приложение. Методы управления.
В широком смысле управление – это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации) и приведению в новое состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.
Управление призванообеспечивать упорядоченность соответствующей системы, её целостность, нормальное функционирование и развитие.
В управлении выделяют субъект и объект управления:
· Субъект управления - тот, кто влияет на объект, стремясь достичь поставленной цели;
· Объект управления - тот, кто (что) является объектом влияния.
Описание системы управления включает:
Ø Выделение субъекта и объекта управления и их границ;
Ø Выявление или постановка целей управления;
Ø Определение способов влияния субъекта на объект с целью достижения поставленных целей;
Ø Представления порядка взаимодействия субъекта и объекта в ходе исполнения цикла управления.
Виды управления:
Техническое -управление рукотворными объектами (автомобилем, прокатным станом), его основная характеристика – строго рационально, в пределах заданного алгоритма;
Естественное – его объектом являются процессы, протекающие в природе (развитие растений, движение водных потоков);
Социальное – его объектом являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.).Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Т.о. социальное управление не может быть чисто рациональным (в этом - его важнейшее отличие от технического управления). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов (субординация, контроль, стимулирование и проч.)
Классификация социального управления:
По объекту
человечество, регионы, отдельные страны, группа организаций, организация, её часть (подразделение), группа людей, индивид.
По сфере
государственное, коммерческое, политическое, управление творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т.д.
По методам воздействия на объекты
-административно-командное (внешнее/ навязанное);
- демократическое управление (внутреннее/инициативное);
- самоуправление.
По содержанию
общее управление, управление организацией технологических процессов, людьми, информацией, рыночным поведением, финансовыми потоками и т.д.
В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность
- текущее;
- перспективное
По способу осуществления управленческого воздействия
-личное;
- доверительное (через посредников, по документам).
По методу выработки управленческих решений
-научное /решения принимаются на основе специальных исследований;
- эмпирическое /исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений.
-адаптивное /приспосабливающееся к ней;
- конкурентное /навязывающее собственную линию поведения.
По направленности
- ориентированное на процесс: предполагает выполнение работы строго предписанными способами, решение проблем по мере их возникновения, акцент на экономию затрат, тотальный контроль;
- ориентированное на результат: требует избегать проблем и увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой;
- опережающее управление: направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.
Любое управление сводится к принятию решений, их реализации и контролю над ними.
Этапы цикла управления:
1. Сбор и анализ информации для выработки решения
2. Выработка решения
3. Реализация решения
4. Учет результатов реализации решения
5. Оценка и контроль результатов реализации
6. Анализ и выявление существенных факторов, повлиявших на решение и результаты его реализации
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление