Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления. Социальная значимость управления




Содержание управленческого труда.

 

Содержание управленческого труда можно раскрыть через описание профессиональных компетенций и навыков менеджера.

Большое внимание в общем менеджменте уделяется личности руководителя – его профессионально значимым качествам, навыкам и компетенциям.

 

Наиболее важными из них считаются следующие:

  • Стратегическое мышление – способность анализировать развитие ситуации в долгосрочной перспективе с учетом всех существующих факторов; определять потенциальное воздействие внешних сил на деятельность организации, формулировать и оценивать альтернативы развития.
  • Организация дел – распределение ресурсов; умение обеспечить сотрудников ресурсами и предоставить им полномочия, необходимые для достижения намеченных целей; установление минимально необходимого контроля; отслеживание достигнутых результатов, соотнесение их с установленным планом.
  • Организованность – определение личных приоритетов и целей, соответствующих задачам компании; разумное распределение рабочего времени; продуктивная работа с документами и эффективное решение административных вопросов; оптимальная обработка информации; выделение важных моментов без излишней детализации; способность работать с большой нагрузкой.
  • Коммуникация – умение «слушать и слышать» сообщения и информацию, проводить как подготовленные, так и спонтанные выступления, соответствующие уровню слушателей, отвечающие заявленной теме и обеспечивающие достижение желаемых результатов.
  • Развитие подчиненных – развитие у сотрудников навыков и умений, соответствующих определенным профессиональным потребностям; постановка сложных профессиональных задач; создание ситуаций, способствующих укреплению качеств наставника по отношению к другим сотрудникам, предоставление сотрудникам возможности принимать на себя большую ответственность. Создание обстановки, стимулирующей людей на достижение и развитие собственных способностей; поощрение в сотрудниках энергичности, энтузиазма, преданности, доверия и стремления к совершенству.
  • Внешние контакты – развитие и поддержание конструктивных отношений с внешними и внутренними клиентами, поставщиками, общественными и государственными представителями; проявление особого внимания к клиенту, пунктуальность при поставке продукции и предоставлении услуг. Поддержание положительной репутации компании в отношениях с внешними организациями, понимание влияния деятельности компании на общество и экономические процессы.
  • Навыки общения – способность эффективно взаимодействовать с окружающими; умение получить поддержку на любом организационном уровне.
  • Управление конфликтами – умение учитывать разные точки зрения, осуществлять контроль стрессовых и кризисных ситуаций; способность разрешать конфликты и разногласия.
  • Проявление и поощрение внимания к качеству работы – на всех уровнях как внутри компании, так и за её пределами; критическое отношение к посредственным результатам.
  • Достижение поставленных целей – принятие системы ответственности за результаты и выполнение работы эффективно и производительно.
  • Управление переменами – эффективная работа в различных условиях при выполнении разнообразных заданий с большим уровнем ответственности; умение решать профессиональные задачи в условиях перемен, неизвестности, при неблагоприятной ситуации или в напряженной обстановке; проявление необходимой гибкости для осуществления требуемых изменений.
  • Проведение анализа и выбор курса действий, содержащего определенную степень риска, в интересах компании.

 

Кроме того, современный эффективный менеджер должен обладать рядом базовых компетенций, среди которых можно выделить:

  • Ориентированность на изменения – способность подвергать сомнению результаты работы, существующий порядок взаимодействия с клиентами, бизнес-партнерами, руководством и коллегами, а также использовать эти изменения для совершенствования путей достижения конечных целей.
  • Эффективное взаимодействие и сотрудничество – умение работать вместе с другими членами организации, добиваться координированных действий для реализации целей компании.
  • Ориентированность на потребности клиентов предполагает стремление максимально понимать и удовлетворять их потребности, а также оценивать полезность осуществляемых действий с этих позиций. Причем к коллегам менеджер должен относиться как к внутренним клиентам.
  • Ориентированность на результаты – понимание стоящих перед ним и компанией задач и умение добиваться их решения.

При изучении систем управления принято выделять следующие критерии их успешности:

  • Результативность (effectiveness) как способность системы производить некий конкретный продукт (observable product)
  • Эффективность (efficiency) как способность к получению наивысших результатов при наименьших затратах
  • Производительность (performance) – употребляют часто в качестве синонима термину «эффективность»; как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

 

Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления, обобщить его и представить в виде научных принципов были предприняты в конце ХIХ – начале ХХ века американским инженером Фредериком Тейлором, основоположником Школы научного управления (научной организации труда – НОТ).

Тейлору удалось сформулировать 4 важнейших фактора, влияющие на успешность деятельности менеджера и составляющие, по его мнению, «сущность научной организации управления»:

  1. выяснение (администрацией, а не рабочими) научных основ организации конкретного трудового процесса с установлением строгих правил для каждого движения каждого отдельного рабочего, а также с усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и условий труда;
  2. тщательный отбор и последующая тренировка работников с целью сделать из них первоклассных рабочих и увольнение тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность использовать лучшие методы;
  3. взаимное сближение первоклассного рабочего и науки о его работе путем постоянной помощи и внимания, оказываемых ему администрацией предприятия, а также путем выплаты каждому рабочему значительной ежедневной прибавки за ускоренную работу и точное выполнение возложенных на него заданий;
  4. почти равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией. В течение всего рабочего дня администрация должна действовать рука об руку с рабочими, помогая, поощряя и устраняя препятствия в их работе, тогда как в прежние времена она стояла в стороне, оказывая рабочим лишь очень небольшую помощь и возлагая на них почти целиком всю ответственность в отношении методов, орудий, скорости работы и обеспечения гармоничного сотрудничества.

Из этих четырех факторов первый (развитие науки об организации конкретного трудового процесса) является наиболее интересным и бросающимся в глаза. Однако каждый из трех остальных тоже необходим для достижения успеха.

 

Нельзя забывать, что за всем этим должен стоять оптимистически настроенный, решительный и энергичный топ-менеджер (директор или управляющий), который «умеет в такой же мере терпеливо ждать, как и много работать».

Эти принципы стали основой современной науки управления. По словам Питера Друкера, всемирного признанного «гуру» менеджмента, «тейлоризм – это та скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».

Несмотря на многочисленные попытки систематизировать и описать знания в сфере менеджмента, управление всегда будет тем искусством, постичь которое можно лишь через собственный опыт. Человек никогда не сможет стать эффективным менеджером лишь за университетской скамьей – он должен прожить свои собственные взлеты и падения, прочувствовать собственные успехи и неудачи, дойти интуитивно до понимания всех тонкостей процесса и только тогда можно говорить о практической компетенции менеджера.

 

Велика социальная значимость управления. Так, Питер Друкер писал:

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше на свете высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше среднешкольного, во всех развитых странах мира... проведут всю свою жизнь в качестве сотрудников управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя относятся к этому числу».

 

Современный менеджмент давно перестал быть набором простых повторяющихся функций. Сегодня менеджерам необходимо видеть сложную и многомерную картину происходящего внутри и вне компании: уметь анализировать ситуацию в развитии, успевать меняться самим и изменять свой бизнес в ритме динамичных процессов, происходящих в мире.

Таким образом, открывается картина сложного взаимодействия менеджеров с внешней и внутренней средой организации, требующая постоянной работы над собой, развития управленческих навыков и умений, включая коммуникативные способности и быструю реакцию на непредвиденные события. Менеджер должен обладать отменным здоровьем, чувством ответственности за последствия принимаемых решений и другими навыками, которые нередко приходится получать в самые кратчайшие сроки. Таковы требования современного управления. Таков ритм современного бизнеса.

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.