Содержание управленческого труда можно раскрыть через описание профессиональных компетенций и навыков менеджера.
Большое внимание в общем менеджменте уделяется личности руководителя – его профессионально значимым качествам, навыкам и компетенциям.
Наиболее важными из них считаются следующие:
Стратегическое мышление – способность анализировать развитие ситуации в долгосрочной перспективе с учетом всех существующих факторов; определять потенциальное воздействие внешних сил на деятельность организации, формулировать и оценивать альтернативы развития.
Организация дел – распределение ресурсов; умение обеспечить сотрудников ресурсами и предоставить им полномочия, необходимые для достижения намеченных целей; установление минимально необходимого контроля; отслеживание достигнутых результатов, соотнесение их с установленным планом.
Организованность – определение личных приоритетов и целей, соответствующих задачам компании; разумное распределение рабочего времени; продуктивная работа с документами и эффективное решение административных вопросов; оптимальная обработка информации; выделение важных моментов без излишней детализации; способность работать с большой нагрузкой.
Коммуникация – умение «слушать и слышать» сообщения и информацию, проводить как подготовленные, так и спонтанные выступления, соответствующие уровню слушателей, отвечающие заявленной теме и обеспечивающие достижение желаемых результатов.
Развитие подчиненных – развитие у сотрудников навыков и умений, соответствующих определенным профессиональным потребностям; постановка сложных профессиональных задач; создание ситуаций, способствующих укреплению качеств наставника по отношению к другим сотрудникам, предоставление сотрудникам возможности принимать на себя большую ответственность. Создание обстановки, стимулирующей людей на достижение и развитие собственных способностей; поощрение в сотрудниках энергичности, энтузиазма, преданности, доверия и стремления к совершенству.
Внешние контакты – развитие и поддержание конструктивных отношений с внешними и внутренними клиентами, поставщиками, общественными и государственными представителями; проявление особого внимания к клиенту, пунктуальность при поставке продукции и предоставлении услуг. Поддержание положительной репутации компании в отношениях с внешними организациями, понимание влияния деятельности компании на общество и экономические процессы.
Навыки общения – способность эффективно взаимодействовать с окружающими; умение получить поддержку на любом организационном уровне.
Управление конфликтами – умение учитывать разные точки зрения, осуществлять контроль стрессовых и кризисных ситуаций; способность разрешать конфликты и разногласия.
Проявление и поощрение внимания к качеству работы – на всех уровнях как внутри компании, так и за её пределами; критическое отношение к посредственным результатам.
Достижение поставленных целей – принятие системы ответственности за результаты и выполнение работы эффективно и производительно.
Управление переменами – эффективная работа в различных условиях при выполнении разнообразных заданий с большим уровнем ответственности; умение решать профессиональные задачи в условиях перемен, неизвестности, при неблагоприятной ситуации или в напряженной обстановке; проявление необходимой гибкости для осуществления требуемых изменений.
Проведение анализа и выбор курса действий, содержащего определенную степень риска, в интересах компании.
Кроме того, современный эффективный менеджер должен обладать рядом базовых компетенций, среди которых можно выделить:
Ориентированность на изменения – способность подвергать сомнению результаты работы, существующий порядок взаимодействия с клиентами, бизнес-партнерами, руководством и коллегами, а также использовать эти изменения для совершенствования путей достижения конечных целей.
Эффективное взаимодействие и сотрудничество – умение работать вместе с другими членами организации, добиваться координированных действий для реализации целей компании.
Ориентированность на потребности клиентов предполагает стремление максимально понимать и удовлетворять их потребности, а также оценивать полезность осуществляемых действий с этих позиций. Причем к коллегам менеджер должен относиться как к внутренним клиентам.
Ориентированность на результаты – понимание стоящих перед ним и компанией задач и умение добиваться их решения.
При изучении систем управления принято выделять следующие критерии их успешности:
Результативность (effectiveness) как способность системы производить некий конкретный продукт (observable product)
Эффективность (efficiency) как способность к получению наивысших результатов при наименьших затратах
Производительность (performance) – употребляют часто в качестве синонима термину «эффективность»; как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления, обобщить его и представить в виде научных принципов были предприняты в конце ХIХ – начале ХХ века американским инженером Фредериком Тейлором, основоположником Школы научного управления (научной организации труда – НОТ).
Тейлору удалось сформулировать 4 важнейших фактора, влияющие на успешность деятельности менеджера и составляющие, по его мнению, «сущность научной организации управления»:
выяснение (администрацией, а не рабочими) научных основ организации конкретного трудового процесса с установлением строгих правил для каждого движения каждого отдельного рабочего, а также с усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и условий труда;
тщательный отбор и последующая тренировка работников с целью сделать из них первоклассных рабочих и увольнение тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность использовать лучшие методы;
взаимное сближение первоклассного рабочего и науки о его работе путем постоянной помощи и внимания, оказываемых ему администрацией предприятия, а также путем выплаты каждому рабочему значительной ежедневной прибавки за ускоренную работу и точное выполнение возложенных на него заданий;
почти равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией. В течение всего рабочего дня администрация должна действовать рука об руку с рабочими, помогая, поощряя и устраняя препятствия в их работе, тогда как в прежние времена она стояла в стороне, оказывая рабочим лишь очень небольшую помощь и возлагая на них почти целиком всю ответственность в отношении методов, орудий, скорости работы и обеспечения гармоничного сотрудничества.
Из этих четырех факторов первый (развитие науки об организации конкретного трудового процесса) является наиболее интересным и бросающимся в глаза. Однако каждый из трех остальных тоже необходим для достижения успеха.
Нельзя забывать, что за всем этим должен стоять оптимистически настроенный, решительный и энергичный топ-менеджер (директор или управляющий), который «умеет в такой же мере терпеливо ждать, как и много работать».
Эти принципы стали основой современной науки управления. По словам Питера Друкера, всемирного признанного «гуру» менеджмента, «тейлоризм – это та скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».
Несмотря на многочисленные попытки систематизировать и описать знания в сфере менеджмента, управление всегда будет тем искусством, постичь которое можно лишь через собственный опыт. Человек никогда не сможет стать эффективным менеджером лишь за университетской скамьей – он должен прожить свои собственные взлеты и падения, прочувствовать собственные успехи и неудачи, дойти интуитивно до понимания всех тонкостей процесса и только тогда можно говорить о практической компетенции менеджера.
Велика социальная значимость управления. Так, Питер Друкер писал:
«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше на свете высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше среднешкольного, во всех развитых странах мира... проведут всю свою жизнь в качестве сотрудников управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя относятся к этому числу».
Современный менеджмент давно перестал быть набором простых повторяющихся функций. Сегодня менеджерам необходимо видеть сложную и многомерную картину происходящего внутри и вне компании: уметь анализировать ситуацию в развитии, успевать меняться самим и изменять свой бизнес в ритме динамичных процессов, происходящих в мире.
Таким образом, открывается картина сложного взаимодействия менеджеров с внешней и внутренней средой организации, требующая постоянной работы над собой, развития управленческих навыков и умений, включая коммуникативные способности и быструю реакцию на непредвиденные события. Менеджер должен обладать отменным здоровьем, чувством ответственности за последствия принимаемых решений и другими навыками, которые нередко приходится получать в самые кратчайшие сроки. Таковы требования современного управления. Таков ритм современного бизнеса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление