КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительные характеристики традиционного и современного типов социального управления
Сущность, содержание и тенденции в развитии социального управления в организации.
Сущность и специфика социального управления в организации обычно раскрывается через такие понятия, как субъект, объект, предмет, средства, методы, содержание и цели (результат) управления. Под субъектом социального управления в организации понимаются прежде всего руководители всех уровней, органы и лица, осуществляющие руководство деятельностью подчиненных и принимающие управленческие решения. Объектом социального управления является социальная подсистема организации, включающая систему отношений и способов действий людей, средств нормативного регулирования, целенаправленного управления, механизмов самоорганизации, которые обеспечивают совместную деятельность членов организации, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, гармонизируют их стремления и поведение, разрешают социальные проблемы и конфликты, возникающие в ходе функционирования организации. Предмет социального управления – процессы и механизмы формирования социального порядка в организации как самоорганизующейся системе (социальной общности). Сами процессы формирования социального порядка складываются из множества возможных способов действий и взаимодействий, которые реализуют входящие в организацию люди в процессе своей деятельности. Способ действия можно рассматривать элементарной частицей социальной реальности. В любой конкретной ситуации каждый человек располагает набором возможных способов действий и как субъект действия осуществляет выбор одного из них. Из таких действий складываются отношения и весь процесс поведения и деятельности людей в организации. Основным методом социального управления можно считать такое изменение социальной среды организации, которое позволяет обеспечить необходимый уровень социального порядка при условии самостоятельного и ответственного выбора вариантов поведения самим работником на основе ценностного отношения к возможным способам действий. Социальная среда организации – часть окружающей среды организации, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур[7], совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий работы персонала организации. Состояние социальной среды рассматривается как определяющий фактор процессов формирования социального порядка в организации. Социальная среда организации формируется органами управления, но одновременно она является продуктом социальных процессов самоорганизации в обществе и организации. Составляющие социальной среды тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на организационное поведение людей только «в смеси», создавая некоторую степень неравновесности в отношении нормативного и девиантного поведения. Организационные факторы, которые влияют на выбор способов действий, обусловливают, детерминируют поведение людей в организации, могут быть сведены в три группы. Первая группа как обобщенный фактор – это нормативное регулирование, которое включает всю совокупность норм, правил, стандартов, образцов поведения, официально закрепленных в законах, уставах, инструкциях и других регламентирующих документах. Они задают формальную структуру отношений, называемую организационным (уставным) порядком. Второй обобщенный фактор – это процессы самоорганизации, возникающие на основе потребностей, интересов, целей людей и других внутренних побудителей, мотивирующих их поведение. Они обусловливают собственный выбор человеком того или иного способа действий и процессы, порождающие неформальные нормы и структуры отношений. Третий фактор представлен целенаправленными действиями субъекта управления, реализуемыми в решениях, приказах, распоряжениях и указаниях руководителей. В итоге информационного взаимодействия перечисленных факторов в организации складывается определенный социальный порядок, уровень и качественная специфика которого характеризуют упорядоченность, целенаправленность, организованность действий людей, их реальную готовность к выполнению своих обязанностей и функций. Если все возможные способы действий по их отношению к целям субъекта управления разбить на нормативные и девиантные, то задача поддержания необходимого уровня социального порядка сводится к задаче повышения вероятности нормативных действий и понижения вероятности девиантных действий. В таком случае состояние социальной организации характеризуется распределением вероятностей нормативных и девиантных действий. По своему содержанию социальное управление в организации является прежде всего целенаправленным решением возникающих социально-организационных проблем. Выделение и оценка социально-организационных проблем осуществляется путем сравнения реальной ситуации с нормативной моделью. Варианты решения представляют возможные пути практического решения проблемы, содержащие перечень мероприятий, позволяющих привести в соответствие реальную ситуацию и нормативную модель. Средством уточнения и выбора гипотетических решений является сбор и анализ социальной информации, на основе которой вырабатываются и реализуются меры по решению социально-организационных проблем.
Рис. 10. Цикл решения социально-организационных проблем
Такой неоднократно повторяемый цикл решения социально-организационных проблем составляет основу технологии социального управления в организации. В современных организациях наряду с традиционными методами работы с персоналом социальное управление требует применения таких методов социально-организационной работы, как социальная диагностика, социальное планирование, социальное прогнозирование, социальное нормирование, социальное программирование, социальное проектирование, социальное консультирование, разработка социальных технологий, деловые и инновационные игры и др. Основной целью социального управления является формирование и поддержание необходимого качества и уровня социального порядка, обеспечивающего достижение целей организации. Социальное управление решает ряд задач, сориентированных на максимальную реализацию человеческого, интеллектуального и социального потенциала организации, на создание условий для самореализации работников, на повышение обоснованности решений по социальным вопросам. Кардинальное изменение социального управления в современной организации связано с отношением к работнику как к самостоятельному социальному субъекту, обладающему всей полнотой прав и свобод, с пониманием его потенциала как организационного ресурса, обладающего самостоятельной социальной ценностью, с бережным отношением к разнообразным потребностям людей, включая потребности самореализации, с пониманием альтернативности вариантов социально-организационного развития организации. Такое социальное управление требует принципиально новых подходов к комплектованию организации, к обучению и подготовке руководителей, разработки новых способов мотивации и стимулирования труда, уравнивания договорных позиций руководителей и работников как равнозначных участников согласительных процедур при заключении, выполнении и расторжении контрактов, перехода от интуитивных попыток решения социальных проблем к глубокому анализу реальных процессов в социальной среде организации и принятию обоснованных инновационных решений с приоритетностью показателей социальной эффективности организации. В органах управления персоналом организации вместо традиционного кадровика и руководителя, «воздействующего на личность», нужен высокопрофессиональный социотехнолог, способный осуществить ценностную интеграцию социальной общности, активизировать творческую энергию самоорганизации и реализовать социальную синергию организации.
Обобщая изменения в характере и содержании социального управления в организации постиндустриального общества, можно отметить следующие тенденции: · Основным ресурсом организации становится человеческий потенциал, включающий знание в его широком смысле, интеллект, информацию, культуру, систему ценностей, профессиональную подготовленность, психологическое состояние персонала организации. Неквалифицированные и плохо образованные работники для современной организации становятся обузой. · Ключевую роль в функционировании организации приобретают социально-организационные факторы. Необходимость гибкого реагирования на быстроменяющуюся ситуацию требует новой организационной структуры, обеспечивающей самостоятельность работников и руководителей на местах. Утрачивается доминирование жесткого централизованного управления сверху. Полномочия принятия многих решений передаются на самый нижний из возможных уровней. · Инициативный руководитель, способный самостоятельно решать управленческие проблемы в неопределенной ситуации и любой социальной среде, становится ключевой фигурой. · Современная организация – это уже не грубая жестко детерминированная машина, а социальная система с колоссальной возможностью саморегулирования. · Управление современной организацией требует единства механизмов нормативного регулирования, целенаправленного руководства и социальной самоорганизации, наличия обширной и разветвленной социальной инфраструктуры, возрастающих объемов информации о социальных процессах в организации. Перечисленные тенденции представлены в сравнительных характеристиках традиционного и современного типов социального управления в организации (табл.4).
Таблица 4.
[1] См.,например: Мейер К., Дэвис С. Живая организация. – М.: Добрая книга, 2007. [2] Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003, с. 39. [3] См.: Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. – М.: Гардарики, 2001. [4] Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2002, с. 18. [5] См.: Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. – М.: СИНТЕГ, 2000.
[6] Морозов Е.И. Введение в теорию социальных систем. – М.: МГУ, 1992, с. 47. [7] Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998, с. 338.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |