Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы для мониторинга уровня знаний слушателя




 

1.Специфика теории государственного управления как науки в том, что она изучает:

1). + деятельность государства в области социального управления;

2). + правовое регулированием общественных отношений и поведения людей;

3). + воздействие государства на общество в целом;

4). + взаимодействие государства с различными элементами социальной системы.

2. В теории управления управление рассматривается как:

1). + как атрибут, как свойство – качество высокоорганизованных динамических систем;

2). + как процесс;

3). + как явление / реальный объект.

3. С точки зрения права необходимыми признаками государства являются:

1). + территория;

2). + государственный народ;

3). + власть.

4. От других политических институтов государство отличается:

1). + наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

2). + монополией на принудительную власть;

3). + правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества;

4). + правом издания законов и правил, обязательных для всего населения;

5). + правом на взимание налогов и сборов с населения;

6). + организацией власти по территориальному признаку.

5. Во второй половине ХХ века доминировали следующие концепции государства:

1). + государство благосостояния;

2). + малозатратное государство;

3). + государство – партнер по переговорам;

4). + "активизирующее государство"

6. К ведущим научным школам публичного управления относятся:

1). + школа «общественного выбора» (Public Choice);

2). + школа «социологии организаций»;

3). + «когнитивный подход»;

4). + исследование «сетевых структур» (networks), «специализи­ро­ванных сообществ» (policy community);

5). + «институционализм» и «неоинституционализм».

7.Основными характеристиками бюрократии по Веберу являются:

1). + компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована;

2) + иерархическая организация бюрократической структуры на базе принципов должностной субординации;

3). + вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов;

4). + все должностные лица – специалисты в области администрирования.

8. Превенцией против господства бюрократии по Веберу должны стать:

1). + правовые нормы;

2). + эффективно работающий парламент;

3). + политические лидеры, назначающие на посты руководителей административных органов.

 

9. Основными посылками в теории государственного управления Вильсона были:

1). + наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;

). + структурное сходство всех современных правительств;

3). + отделение управления от политики;

4). + профессионализм служащих;

5). + организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;

6). + наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия.

 

10. Главная идея системного подхода заключается в:

1). + признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т.е. с обществом в целом;

2). определении того, какие именно элементы административно-государственной организации как системы особенно важны;

3). определении того, каким образом среда, т.е. общество, влияет на систему государственного управления.

 

11. В теории рационального выбора рациональность обладает следующими характеристиками:

1). + субъективность;

2). + ограниченность;

3). + индивидуализм.

 

12. Автором экономической теория бюрократии является:

1). + У. А. Нисканен;

2). С. Эйзенштадт;

3). Дж. Эбербах;

4). М. Вебер;

5). В. Вильсон

 

13. К основным постулатам нового государственного управления (менеджеризма) можно отнести:

1). традиционные веберовские идеи об организациях;

2). + ориентацию на клиента;

3). + приватизацию многих направлений деятельности государственных агентств;

4). + децентрализацию управления на основе принципа субсидиарности;

5). централизацию управления.

 

14. Новая институциональная теория ведет свое происхождение от следующих дисциплин – прародительниц:

1). теории рациональной бюрократии М. Вебера;

2). + не­оклассической экономики;

3). теории заинтересованных сторон;

4). фрикономики;

5). + традиционного институционализма.

15. Представители неоинституционализма в своих работах критикуют:

1). + мо­дель индивида как рационального оптимизатора собственной выгоды;

2). модель человека социального, ориентирующегося на социальные нормы;

3). модель психологического человека;

4). космополитическую модель человека;

5). коммуникативную модель человека.

16. Не смотря на разность подходов в неоинституционализме, между ними можно выделить об­щее:

1). + вопрос: как конструируются локальные социаль­ные порядки, которые могут быть названы «полями», «аренами» или «иг­рами»;

2). + все они рассматривают социальные институты как результат социального взаимодействия между субъектами;

3). + предписанные правила взаимодействия и распределения ресурсов дей­ствуют и как источники власти, а также высту­пают в качестве фундамента, на котором происходит конструирование и воспро­изводство институтов;

4). + появившись «на свет», институты ограничивают поведение субъектов, с одной стороны, и открывают им новые возможности, с другой.

17. Институционализация - это:

1). + процесс, посредством которого правила из абстракций превращаются в конституи­рующие (определяющие) элементы повторяющихся моделей взаимодействия в пространстве полей;

2). процесс перевода неформальных практик в формальные правила;

3). процесс перевода требований в альтернативы государственной политики.

18. Новый институциональный подход по­пытался отыскать золотую середину между:

1). политикой и управлением;

2). + неокласси­кой и старым институционализмом;

3). теорией рационального выбора и теорией общественного выбора.

 

19. Отличительными чертами новой институциональной теории, характерными для всех направлений и подходов, развивающихся внутри этой теории, являются:

1). + общая направленность на анализ конструирования локальных социальных порядков, признание их «конструируемости»;

2). + актуализация роли институтов не столько как ограничителей действий людей, сколько как условий, обеспечивающих возможность социального взаимодействия;

3). + представление об институте как продукте культурно-исторического развития;

20. Неоинституционализм акцентирует внимание на:

1). рациональном происхождении норм;

2). + следовании нормам, как результате индивидуального рационального выбора; 3). минимизации затрат и максимизации выгоды.

21. Трансакционные издержки - это:

1). + любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур;

2). реакция на изменившиеся условия;

3). эффективная система защиты соглашений.

 

22. Под QWERTY-эффектами в современной научной литературе подразумевают:

1). стержневые компетенции организации;

2). + все виды сравнительно неэффективных, но устойчиво сохраняющихся стандартов, которые демонстрируют, что «история имеет значение»;

3). учет субъектом управления разнообразия управляемого объекта.

 

23. В литературе, посвященной Path Dependence, выделяются следующие порождающие его факторы:

1). интеллектуальные способности управленца;

2). + технические причины;

3). + социальные причины, связанные с деятельностью людей;

4). нетривиальное институциональное истолкование нормы;

5). + культурологические факторы - ментальность, образование и общественное согласие.

 

24. Синергетику часто называют:

1). + теорией самоорганизации;

2). + теорией сложности (complexity);

3). теорией согласований.

 

25. В простейшем варианте можно выделить следующие принципы синергетики:

1). + гомеостатичность;

2). + иерархичность;

3). + нелинейность;

4). + неустойчивость;

5). + незамкнутость;

6). + динамическая иерархичность;

7). + наблюдаемость.

 

26. К положениям синергетической теории государственного управления могут быть отнесены следующие положения:

1). + учет информационно - энтропийных свойств систем;

2). + необходимость учета двух взаимодействующих видов целей: 1) цели управления; 2) цели самоорганизации;

3). + решение проблемы соотношения разнообразий субъекта и объекта управления;

4). + принцип нелинейности;

5). + роль случайностей в режиме бифуркации

27. Идея резонанса свидетельствует, что субъект управления может:

1). + инициировать процессы быстрого нарастания сложности в системах;

2). + способствовать созданию в системе желаемых ему структур (из спектра возможных);

3). + изменять скорость протекающих в системе процессов.

28. В рамках теории политических сетей политическое и административное выступают как:

1). + целостность, причем достаточно противоречивая, где сохраняется специфика политики и управления;

2). дихотомия, где политика и управление разделены;

3). целостность, где нельзя провести границу между политикой и управлением.

 

29. Выдвигают следующие гипотезы относительно того, в какой мере политические сети поддерживают или ограничивают демократические практики:

1). + гипотеза несовместимости;

2). + гипотеза совместимости

3). + гипотеза транзита;

4). + инструментальная гипотеза.

 

30.Политические сети обладают рядом характеристик, которые отличают их от иных форм управленческой деятельности в сфере публичных потребностей и интересов. К ним относят:

1). + сети представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество;

2). + сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися у ее акторов ресурсов;

3). + наличие общего кооперативного интереса;

4). + все участники равны с точки зрения возможности формирования совместного решения по интересующему вопросу;

5). + сеть представляет из себя договорную структуру.

 

 

Ключ к тесту:

1 (1-4); 2 (1 – 3); 3 (1 – 3); 4 (1 – 6); 5 (1 – 4); 6 (1 – 5); 7 (1 – 4); 8 (1 – 3); 9 (1 – 6);

10 (1); 11 (1 – 3); 12 (1); 13 (2, 3, 4); 14 (2. 5); 15 (1); 16 (1 – 4); 17 (1); 18 (2); 19 (1 – 3); 20 (2); 21 (1); 22 (2); 23 (2, 3, 5); 24 (1, 2); 25 (1 – 7); 26 (1 – 5); 27 (1 – 3); 28 (1); 29 (1 – 4); 30 (1 – 5).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организация государственного управления.

Страна Политико-территориальное устройство Центр – регионы Органы власти и управления регионов Местный уровень власти и управления
Фран­ция   26 регионов (22 в метрополии, 4 замор­ских: Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Ре­юньон). 99 департаментов (95 в метрополии, 4 за­морских). Де­партамент выполняет двой­ную роль: он администра­тивно-территори­альная единица государства и одновре­менно терри­ториальный коллектив. 4 заморских территории: Новая Каледония (спец. статус), Французская Полинезия, ост­рова Уоллис и Футуна и необитаемые Ан­тарктические земли. Особый статус – Париж, Лион, Марсель, в составе кото­рых самоуправляемые округа – 20,16,9 соответственно. Государственной автономией пользуется Корсика. + Административно-территориальные еди­ницы, не имею­щие выборных органов, - на которые делятся сельские департаменты и в которых действует департаментская ад­мини­страция, а также еще более мелкие единицы – кантоны, представляющие со­бой избиратель­ные округа по выборам в генеральный совет департамента, судеб­ные, налоговые и жан­дармские округа. В среднем в де­партаменте по3-4 округа и по 35 кантонов. В настоящее время насчитывается свыше 36,5 тыс. ком­мун. Регион – новое «публичное учреждение» с 1972 года. После референдума 1982 года регион – «территориаль­ный коллек­тив» с собственным бюджетом и налого­выми поступлениями. В со­став региона несколько де­партаментов. Французское местное и региональное управление осу­ществ­ляется назначаемыми сверху чиновниками – префектами (пре­фект назначается в каждый департа­мент Президентом после рассмотрению кандидатуры в совете министров. Префектом ре­гиона становится префект наиболее значительного депар­тамента дан­ного региона) и подчиненными им супрефек­тами (дейст­вует в округе, входящем в департамент, и осу­ществляет адми­нистративный надзор за органами са­моуправ­ления коммун в составе округа). Представительна я власть. Регионы управляются регио­наль­ными советами. Советы избираются на 6 лет и имеют различный количественный состав (50 - 200; размер региона, численность населения: наименьшее число советников в ре­гионах Лимузен и Мартиника – по 41, наибольшее – регио­нальный совет Иль-де-Франс – 197). Согласно закону от 19 января 1999 года регио­нальные советы избираются по спи­скам кандидатов в рамках региона (пропорциональная сис­тема). Совет занимается вопросами, отнесенными к ведению ре­гиона, принимает бюджет, устанавливает свои на­логи. Основ­ная задача – рассмотрение проблем эконо­мического и соци­ального разви­тия региона и исполь­зование его территориаль­ного простран­ства. Исполнительная власть возглавляется председателем со­вета; ему помогают вице-председатели и другие члены бюро совета. Председатель является главой ре­гиональных служб, он подго­тавливает и исполняет решения совета; является рас­порядите­лем кредитов, управляет имуществом региона. В каждом регионе учреждены экономический и соци­альный комитет и региональный комитет по займам, а также дейст­вует свой счетный суд. Несколько регионов обладают специальным статусом. Па­риж­ский регион: город Париж + 7 департаментов. В его ста­тусе сочетаются черты региона и дистрикта. Как регион он управля­ется префектом.   Департаменты. В результате административной реформы 1982 года префект пере­стал быть исполни­тельным органом де­партамента и не осуще­ствляет административной опеки в отноше­нии коммунальных генеральных сове­тов. Тем не менее роль значительна. Он олице­творяет государство и Правительство и ин­формирует их о всех событиях на подведом­ственной территории. Префект представ­ляет каждого из министров и несет ответствен­ность за националь­ные интересы, за соблю­дение законов и поддержание обществен­ного порядка, руководит деятельностью государственных служб в департаменте, соответственно в регионе. Департаменты управляются генеральными советами. Избрание генеральных (департа­ментских) советников - на 6 лет (1/2 ген. совета переизбирается каждые 3 года). Из­бирательным округом служит кантон. В компетенцию генерального совета входит рассмот­рение депар­таментских дел: форми­рование и деятель­ность департаментских служб (обязательных – соци­альная помощь, здравоохранение и факультативных), управ­ление департаментским имуществом, приня­тие бюджета. + содействие организации общественного транспорта. Образованию (строительство школьных зданий и дру­гая образовательная инфраструктура) + поддер­жание культурных учреждений (кино, те­атры) + организация туризма и пр. + кон­сультативные за­ключения по требованию правительства или ми­нист­ров. Исполнительная власть в департаменте при­надлежит председа­телю совета (избирается на 1 заседании по­сле каждого обновления на 1/3; 3 года) + постоянные комиссии совета. Коммуна управляется советом, избранным населе­нием (число:9 – 49 в зависимости от численности населения). Из своего состава совет избирает мэра. Это – орган исполни­тельной власти в ком­муне и од­новременно представитель государства. В качестве по­следнего мэр публикует и исполняет законы и акты вышестоящих властей и выполняет другие функции. В качестве органа испол­нительной власти коммуны мэр исполняет решения ее совета, действует как рас­поряди­тель кредитов и руководитель коммуналь­ных служб. К ведению совета: образование органов со­циальной помощи, ор­ганизация школьного дела, разработка планов устройства терри­тории; принимает бюджет, учреждает службы промышленного и торгового харак­тера, создает условия для занятости населе­ния и удовлетворению иных его потребно­стей. Доходы коммуны – из прямых налогов и финансовых средств, предоставляемых сверху (дотации, субвен­ции). «Присмотр» государства за МСУ: 1.представитель государства (префект или супре­фект). + «Вето» - передача решений выборных орга­нов по мотивам незаконности в административный суд для аннулирова­ния. 2. Финансовый контроль через региональ­ный счетный суд. ++++    
ФРГ   16 земель (из них города – Берлин, Гам­бург, Бремен). Основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины. Политико-территориальное устройство земель основывается на автономии общин, включающей их финансовую автономию, общины в пределах своей компетенции могут создавать общинные союзы. Общины представляют собой сельские населенные пункты или их группы и города. Земли Берлин и Гамбург считаются одновременно общинами. Ведают они развитием инфраструктуры, общественным транспортом, туризмом, жилищным строительством, школьными и дошкольными заведениями, содержанием дорог, больниц, театров и пр. они могут устанавливать и взимать определенные законом налоги и сборы. В сельской местности общины объединены уездами, которые имеют свое самоуправление. Иногда общинные союзы на практике территориально совпадают с уездами, и СМУ общинного союза представляет собой в этом случае СМУ уезда. В то же время крупные города не подведомственны уездам и именуются «свободными от уездов» городами или «городами - уездами», которые, будучи общинами, имеют права уездов. Они могут делиться на городские округа (Берлин – 23 самоуправляющихся округа). В ряде земель между уездом и центром находится промежуточная административно-территориальная единица – правительственный округ, в рамках которого решаются местные правительственные задачи и осуществляется государственный надзор за МСУ. Организация власти в землях не регулируется. Зако­нода­тель­ная власть – представительные органы в землях: ланд­таги – земельные съезды; В землях – городах – Бремене, Гамбурге – гражданские соб­ра­ния, палата депутатов – в Берлине. Однопалат­ные, 4 -5 лет. Исполнительная власть принадлежит правительству земель (Кабинет или государственное правительство; в Берлине, Гам­бурге – Сенат). Состав: министр-президент (города – правящий или первый бургомистр), избирается представительным органом и выпол­няет полномочия главы земли + мини­стры. Министры назначаются по предложению министра-прези­дента народным представительством.   Организация МСУ весьма разнообразна. Исследователи выделяют 4 типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации. 1. Южногерманская модель = Конституция совета (Баден-Вюртемберг, Бавария). Характеризуется слиянием верхушки представительной корпорации и администрации. Представительна корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и пр.) + глава администрации (бургомистр, одновременно председательствующий в представительной корпорации) избираются непосредственно населением. 2. Модель конституции магистрата. Применяется в городах таких земель, как Гессен, Шлезвиг-Гольштейн, Берлин, Бремен, Гамбург). Избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган – магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных (т.е. работающих на общественных началах) членов. Такая же модель действует в самоуправляющихся городских округах (н-р, в округах Берлина избираются окружные собрания депутатов, каждое из которых избирает окружное управление в составе бургомистра и окружных советников (один из них – заместитель бургомистра). 3. Модель конституции бургомистра. Характерна для земель Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины и главы администрации. 4. Северогерманская модель = конституция директора. Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония. Сложилась под влиянием британских оккупационных властей и напоминает англосаксонскую систему «совет - управляющий». Представительный орган избирается населением. Однако создаваемый этим органом исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит лишь решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины (города и пр.). Директор возглавляет администрацию. В уездах органами СМУ служат представительный орган – крайстаг (уездный съезд) или крайсрат (уездный совет) и администрация во главе с ландратом (земским советником), который избирается либо населением, либо представительным органом. В правительственных округах действуют правительственные президиумы во главе с назначенными правительствами земель правительственными президентами, которые осуществляют на местах полномочия земель. Органы МСУ создают в масштабе страны свои общественные организации – Германский съезд городов, Германский съезд сельских уездов, Германской союз городов и общин.. Обеспечение сотрудничества органов МСУ и представительство их интересов перед федеральными органми и учреждениями.
США   Система политико-территориального уст­рой­ства штатов устанавливается конститу­циями. Основные виды политико-территориаль­ных единиц шта­тов: графства (в 2004 – 3042), муниципалитеты (собирательное наимено­вание инкор­порированных поселе­ний: боль­шой город – Сити, город – таун, поселок – бороу, село – вилидж (в сово­купности насчи­тывают более 19 тыс.); тауншипы – объединения нескольких ма­лых сельских поселений – примерно 17 тыс. + Примерно 33 тыс. специальных администра­тивного ха­рактера округов (примерно 14,5 тыс. школьных). Штаты (кроме Аляски, Коннектикута и Род-Айленда) непосредственно подразде­ляются на графства. Значи­тельное боль­шинство дру­гих местных единиц входит в состав графств, хотя некоторые крупные города сами подраз­деляются на графства, н-р, Нью-Йорк состоит из 5 внутригород­ских графств. Муниципальные корпорации представляют собой важ­нейшую группу единиц МСУ. Ста­тус муниципальных корпораций урав­нивает их в правах. Наконец, более ½ всех местных единиц в США состав­ляют специальные округа, обра­зуемые лицо федеральной властью, либо штатами, либо совместно несколь­кими граф­ствами или городами, либо от­дельными граф­ствами и городами. Форма правления и государственный режим штата = союз­ному. Представительные органы власти – парламент (К США – легислатуры; Конституции штатов – Орегон – законодатель­ное собрание, Массачусетс – Генеральное собрание). Двухпалатные (Небраска – однопалатный). Всеобщие, рав­ные, прямые – 2 – 4 года. Субъекты права законода­тельной инициа­тивы – члены легислатур, в 21 штате – + избиратели. Исполнительная власть. Главы штатов – губерна­торы. Все­общие, прямые, равное – 2 – 4 года (Мисси­сипи – косвенные – выборщики). В 36 – действуют кабинеты. Конституция США + Билль о правах сфор­мулировали принцип остаточной компетен­ции штатов, вопросы организации МСУ ока­зались в ведении штатов. Правовое регулирование МСУ: конституции штатов, акты их ле­гислатур (муниципальные кодексы), акты исполнительной власти штата. + федеральное (по вопросам, затраги­вающим «существен­ный общефеде­ральный интерес» + местное. Право на собствен­ную Хартию самоуправления устанавливается конститу­циями 44 штатов, однако данным правом обладают не все местные еди­ницы, а лишь те, которые признаны инкорпориро­ванными (т.е. получили статус местных кор­пораций; как пра­вило, это города с числен­ностью населения более 3, 5 – 5 тыс., граф­ства и таун­шипы). Полномочия единиц МСУ охватывают не­сколько сфер: 1.Вопросы социального обслуживания: школьное образование, библиотечное дело, социальное обеспе­чение, благоустройство, организация мест отдыха... 2. Вопросы административно-управленче­ские: обес­печение пра­вопорядка, правосудия и противопожар­ной безопасности, сбор на­логов, проведение выборов, запись актов гражданского состояния. 3. Экономические вопросы: руководство, принадле­жащими им предприятиями и службами, управление имуществом, косвен­ное регулирование деятельности частных предприятий, строительство муниципаль­ного жилья, установление ставок арендной платы и пр. Своеобразная черта муниципальной сис­темы США – отсутствие четкого разграни­чения компетенции ме­жду политико-адми­нист­ративными единицами раз­личных уров­ней. Полномочия СМУ осуществляются через институты непосредст­венной демократии, а также через пред­ставительные, исполни­тельные и иные органы МСУ. Статус и со­отношение указанных институтов в различ­ных политико-адм. единицах неодинаковы. В большинстве из них преобладают Представительные выборные коллегиальные органы – советы (иногда – комитеты). Од­нако организация советов графств и специ­альных округов строится при заметном ог­раничении прин­ципа выборности (назна­че­ние, должностной принцип и двусте­пенные вы­боры). Непосредственно избираемые со­веты графств и округов чаще всего имену­ются советами комисса­ров, а остальные – советами контролеров. Во всех муниципальных корпорациях дейст­вуют со­веты, изби­раемые прямыми выбо­рами. В тауншипах и таунах, не имеющих статуса муниципальных корпо­раций, основ­ные вопросы управле­ния в зависимости от численности населения решаются либо вы­борными советами, либо общими собра­ниями (таун-митинги), собирающимися 1 раз в год и решающими вопросы местного бюджета, назначения должностных лиц ис­полнительного аппарата и пр. В большинстве штатов местные советы од­нопалатны; малочис­ленны (5-7-9; чикагский -50); советы графств (3-5, редко 30,50); со­веты специальных округов (3-7). Сроки полномочий различных советов (и советников) неодина­ковы. Институт комитетов (комиссий) местных советов не получил в США в отличие от других стран широкого распространения. Они образуются лишь в советах со «сла­быми мэрами». + Организация МСУ в США отличается от большин­ства госу­дарств еще и значитель­ным влиянием партий на его органы. Строго партийный характер носят вы­боры, соответ­ственно и ре­шения часто принимаются пар­тийным большинством совета. + Реальная роль выборных органов зависит от их соот­ношения с выс­шими должностными лицами МСУ и его исполни­тельного аппарата в це­лом. Такое соотношение опре­деляется сис­темой МСУ единицы. Наиболее распро­стра­ненными в США являются 3 таких системы: со­вет – мэр (председатель совета в квази­корпора­ции), совет - управляющий и ко­миссионная система. Система «совет – мэр»: характеризуется наличием выборного главы местного пред­ставительного органа. Несколько разновид­ностей. Наиболее распространен­ные из них: «сильный совет – слабый мэр» (предстеда­тель совета) и, наоборот, «сильный мэр (председатель совета) – слабый совет». Система «сильный совет – слабый мэр» оз­начает фак­тическое доминирование муни­ципального совета над исполнительным аппаратом. Мэр города либо предсе­датель совета графства, тауна или тауншипа изби­рается самим советом из своего состава. Ха­рактери­стики системы: сосредоточение в руках совета не только полномочий по регу­лированию, общему руко­водству и кон­тролю за деятельностью исполнитель­ного аппарата, но и большого объ­ема прав в сфере текущего управления. За мэром – представитель­ские и технико-организацион­ные функции. Наиболее распространена до начала ХХ века, в на­стоящее время – в немногочислен­ных поселениях (в 2/3 городов с населением 5-10 тыс. чел.), а также в нескольких круп­ных – Атланте, Провиденсе, Чикаго, Лос-Анджелесе. Система «сильный мэр – слабый совет». 1.Мэр, как и совет, непосредственно избира­ется насе­лением на 2-4 года, возглавляет исполнительный ап­парат, назначая и осво­бож­дая от должности руково­дителей его отраслевых и функциональ­ных подразде­ле­ний (без последующего одобрения совета), руково­дит деятельностью подразделений аппарата, коорди­нирует ее; обладает правом отлагательного вето. 2. Совет – второстепенный элемент меха­низма МСУ, одобряющий акты исполни­тельного аппарата. Большинство крупных городов + распро­страняется в графствах, тауншипах и таунах. Модель аналогична форме правления в Союзе и штатах. Модель системы «совет- мэр», а точнее председатель совета. Для нее характерен тип слабого председателя, однако и совет силь­ным назвать нельзя: главы испол­нительных органов местной власти специальной ком­пе­тенции – выборные и относительно незави­симы от советов, от их председателей, кото­рые не имеют даже координационных пол­номочий. Система организации МСУ совет- управ­ляющий по­лучила рас­пространение в сред­них городах, в послед­ние десятилетия – также в таунах Новой Англии + увеличива­ется число графств, ее исполь­зующих. При­чина - усиление потребности в профессио­нализации муниципального управления. Ее возникновение озна­чает, по сути, использо­вание в организации МСУ управленческого опыта част­ных корпораций с их советами директоров и управляющими- ме­недже­рами. Управляющие назначаются советом не из сво­его со­става на 6-7 лет, но могут быть им отозваны досрочно. Статус управляющего аналогичен статусу сильного мэра. В рамках этой системы также имеется мэр, избирае­мый советом или населением, который, впрочем, практически полностью отстранен от ис­полни­тельной деятельности, сохраня­ются только представительские функции и председательство на заседаниях совета. 3-я система МСУ – комиссионная: полное слияние функций вы­борного совета и управ­ления муници­пальным аппаратом посредст­вом образования сове­том комиссии, состоя­щей из совет­ников и действую­щей на посто­янно основе. Члены комиссии од­новре­менно главы муниципальных департаментов. Ши­роко не распространена, небольшое число средних горо­дов. Управление в специальных округах в основ­ном скон­центрировано в руках коллегиаль­ных органов – вы­борных, назначаемых или сформированных по долж­ностному прин­ципу окружных советов, которые через своих председателей или назначаемых ими руково­ди­телей направляют работу аппарата – обычно неболь­шого – штатных служащих округа. Помимо представительных и исполнитель­ных орга­нов механизм МСУ включает еще ряд институтов: местные омбудсманы, ше­риф (избираемый населе­нием на 2-4 года. Возглавляет полицию граф­ства, производит аресты, вызовы в су и пр. В городах ше­рифы отсутствуют, их функции выполняют на­чаль­ники департаментов полиции, назна­чаемые лицо ме­стной властью либо испол­нитель­ной властью штата), атторнеи графств (надзор за соблюдением закона. Чаще изби­раются или назначаются), коронеры (рас­следо­вание убийств. Обычно избираются населе­нием).---------------------- МСУ в США построено по англосаксонской модели, что не озна­чает полной свободы МСУ. Контроль со стороны государственной вла­сти. Осуществляется преимущественно органами испол­нительной власти штатов: Департаменты по вопросам МСУ. В основном в форме административного надзора. Опека в виде предварительного одобрения актов ор­ганов МСу главой соответствую­щего департамента штата, а также финансо­вых санкций за ненадлежащее использова­ние субсидий и субвен­ций применяется лишь в рамках финансирования штатом раз­личных местных проектов. + необходимость согласия глав департамен­тов штата на назначе­ние некоторых должно­стных лиц МСУ. + Программы федерального центра.
Вели­кобри­тания Реформа 70-х – новая система политико-тер­риториаль­ного деления. Акт о МСУ 1972 года. Территория Англии и Уэльса. 53 графства (45 – Англия, 8 – Уэльс). Осо­бый статус 6 из 45 Англии – метрополитен­ские (столичные) графства + Отдельной единицей, не входящей в сис­тему графств, была выделена столица – Большой Лондон, которая де­лится на 32 городских района и Сити – деловой центр города. Графства на административные округа (296 в Англии, 37 в Уэльсе). Северная Ирландия. 6 графств, последние, в свою очередь, на 26 округов. Низовая политико-территори­альная единица в сельской местности и небольших городах – приходы (в Уэльсе и Шотландии – общины), примерно 11 тыс. 1994. Акты о местном управлении Шот­ландии и Уэльса. Шотландия (вместо прежних регионов и округов) 32 территории местного управле­ния. Уэльс. 11 графств и столько же городов-графств (в сельской местности графства на общины).---------------------------------- Реформа территориального деления 1994 г. – создание в Шотландии и Уэльсе – одно­звен­ной системы территори­ального деле­ния. Англия. Новые территориальные еди­ницы – области (+ уменьшение числа органов управления графствами и окру­гами, т.е. пере­ход на однозвенную систему мест­ного управления). Территория Анг­лии (Акт об агент­ствах областного раз­вития 1998 года) разделена на 8 облас­тей. Приходы единицами территориального деле­ния не счи­таются, а их органы орга­нами МСУ не признаются).   1998. Учреждение органов самоуправления в истори­ческих час­тях – парламентов и ответственных пра­вительств. Шотландский парламент (129), Национальная Ассамб­лея Уэльса (108). Ассамблея Северной Ирландии (60). Однопалатные, 4 года. Всеобщие, равные, прямые. Шотландия, Уэльс – смешанная, мажоритарно-про­порцио­наль­ная, Северная Ирландия – по системе един­ственного не­переда­ваемого голоса. Объем полномочий различен: Шотландия – значителен (право первичного нормотворчества (собственные за­коны + право вне­сения поправок в Акты Британского парламента и отме­нять их). Наименьший у Североирландской Национальной Ас­самблеи. Государственный Секретарь. Вето. Досрочное пре­краще­ние полномочий региональных парламентов. Исполнительные органы власти. Шотландская Ад­минист­рация, Комитет Уэльса и Исполнительный Ко­митет Северной Ирландии. Главы региональных исполнительных комитетов на­значаются Королевой по предложению региональных парламентов из числа депутатов. Политическая ответственность правительства перед парла­мен­том. Акты 1998 года предусматривают также основания и порядок прекращения полномочий глав региональных правительств и отдельных их членов. Во всех случаях прекращение полномочий законо­датель­ных или исполнительных органов. Новый состав должен быть сфор­мирован в течение установленного законом срока. При­оста­новление деятельности пре­дусмотрено только в отно­шении североирландских региональных органов Актом о Се­верной Ирландии 2000 г.: гос. секретарь по делам Северной Ирландии вправе приостановить деятельность Ассамблеи и Ис­полнитель­ного комитета и принять к своему ведению ре­шение вопросов их компетенции в случаях наруше­ния в ре­гионе Соглашения 1998 г.   МСУ действует не во всех территориальных едини­цах. Так, не являются самоуправляе­мыми графства Северной Ирландии, ре­гионы и метрополитенские графства Анг­лии. Большой Лондон. 1999 – Акт об управлении Большим Лондоном, учредивший Ассамб­лею и Мэра БЛ как органы СМУ в столице. Оба – 4 года, всеобщие, рав­ные, прямые выборы. Ассамблея включает 25 депута­тов (14 по одномандатным избирательным окру­гам, 11 – по партийным спискам от единого избиратель­ного округа). Мэр охарактеризо­ван как исполнитель­ный орган, Ас­самблея – как орган, осуществляющий контроль и рас­следования. Т.О., собственных законо­да­тельных органов власти в Лондоне нет. За­коны для столицы принимает общенацио­нальный парла­мент. Но право законодатель­ной инициативы по вопросам управ­ления БЛ имеет мэр. В большинстве местных территориальных образова­ний СМУ осуществляется через избираемые жите­лями советы и исполни­тельные органы. Компетенция между советами различных уровней разграничена. Попытка устранить дублирование функций местных советов раз­личных уровней стала одной из причин проведения последней реформы политико-административного деления и МСУ. Т.е. пере­хода к однозвенной системе МСУ. В настоящее время члены большинства мест­ных советов (совет­ники) в Англии, Уэльсе, Се­верной Ирландии избира­ются на 4 года, в Шотландии на 3. Акт о МСУ 2000 г. предос­тавил местным органам больше свободы в вы­боре модели организации выборов: - полное обновление каждые 4 года; -обнов­ление на­половину ка­ждые 2 года; - обновле­ние по третям каж­дый год. Решение о вы­боре того или иного варианта – за местными советами, утвержда­ется гос. секретарем по вопросам транспорта, местного управле­ния и ре­гионов. Совет избирает из числа советников предсе­дателя (ежегодно или на весь срок как в Шотландии). Структурными единицами местных советов могут выступать и партийные фракции. В систему МСУ входят также исполнитель­ные ор­ганы. Акт 2000 г. предусматривает 3 модели органи­зации местной исполнитель­ной власти для Англии и Уэльса: - «мэр – кабинет» (исполнительную власть (ИВ) обра­зуют непо­средственно избираемый мэр, а также 2 или более советника, на­зна­чаемых в исполнительный орган мэром); - «лидер – кабинет» (в состав ИВ входят ее лидер, избираемый советом из числа совет­ников, а также 2 или более советника, изби­раемых советом или назна­чаемых лидером); - «мэр – менеджер» (ИВ включает избирае­мого жите­лями мэра и чиновника, назначае­мого советом, но не из числа советников). В первых 2-х случаях общая численность исполни­тельного органа определяется мест­ным советом, но она не может превышать 10 человек. Предложения о выборе той или иной модели ИВ МСУ в каждой му­ници­пальной единице утверждает гос. секретарь. Воз­можно проведение референдума. Для утвержде­ния модели ИВ с выборным мэром проведение рефе­рендума обязательно. Во всех случаях в состав ис­полнительного ор­гана не может входить пред­седатель совета. Отсутствие на местах назначаемых сверху чиновни­ков не озна­чает, что МСУ свободно от правительст­венного контроля. Это: 1.нормативное регулирование (принцип парламентского верхо­венства): органы МСУ могут действовать только в пределах полно­мочий, предоставленных им центральными органами (пол­номочия как делегированные парламентом); 2. центральные департаменты могут контро­лировать органы МСУ лишь в пределах за­кона: Статутное регулирование дополняется ми­нистер­ским, которое подчиняет отраслевые службы МСУ жесткому контролю соответ­ствующих правительст­венных органов. + Утверждение центральными департамен­тами чи­новников аппа­рата местной власти, избираемых со­ветами. + Утверждение актов советов в сфере финан­сов и планирования. + Инспектирование. + Прави­тельственные органы могут назначать расследования в от­ношении подконтрольных местных служб. + Фи­нансовый кон­троль (аудиторский) + Судебный кон­троль + Омбудсманы. Т.Е. «Суверенные полномочия короны по отношению к МСУ без­граничны». Гаран­тиями от суперцентрали­зации государства и диктата бюрократии центральной власти выступает «дух права» в виде высокой пра­вовой культуры, давних и прочных тради­ций демо­кратии и сильной судебной власти + Статутные га­рантии МСУ.
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Центральные органы государственной власти и управления.

Страна/ Фгп,фгу Глава государ­ства/ Способ избра­ния Парламент/ Структура Избрание верх­ней палаты Правительство/ Формирование. Субъект права зако­нодатель­ной инициа­тивы Компати- билитет Роспуск пар­ла­мента Вотум недо­верия прави­тель­ству
США Прези­дентская респуб­лика, федера­ция Президент, 4 года, косвен­ные, выбор­щики 538 Конгресс= Сенат + палата пред­ставителей; Нижняя – 2 года, 435, пря­мые, од­номан­дат­ные, мажо­ритарные, + по 1 с совещат. Го­лосом от ФО Колумбия, Пу­эрто-Рико, Гуама. Сенат, 6 лет, 100, от легис­латур штатов Президент Формально членам палат. Ежегодные и иные послания пре­зи­дента + делегиро­ванное законода­тель­ство. - - -
Велико­брита-ния; пар­ла­мент­ская мо­нархия, уни­тар­ное   Парламент = Палата лордов + па­лата об­щин; 630 (659 после 1996): Англия 511/529, Шот­ландия 71/72, Уэльс 36/40, Северная Ир­ландия 12/18. Палата лордов (количест­венный состав не уста­новлен). Н.1999 -1327 лорда (1273 пэра: наслед­ственных 759, пожизнен­ных 514 + духов­ные лорды 24, судебные лорды 20. Акт о палате лордов 1999 – июль 2003: 674 пэра (558 пожиз­ненных, 92 наслед­ственных, 24 духовных лорда. Июнь 2005: 703: 558 по­жизнен­ных. Судебные лорды перестали значиться тако­выми в силу кон­сти­туционной реформы 2005, которая лишила палату лордов судебных пол­но­мочий. Парламентским боль­шинством Парламент + деле­ги­рованное зако­нода­тель­ство + /члены пра­ви­тель­ства не вправе вхо­дить в со­став коми­тетов Нижняя, мо­нарх после кон­сультаций с премьер-ми­нистром. +
Франция, смеш.(парл), унитар­ное Президент, 5 лет (конст. референдум 2/Х2000, с 7 на 5 с 2002 г. Контрасигна­ция актов премьер-министром. Сенат 6 лет +национальное собра­ние. 577 (555 – метрополия, 22 от заморских территорий и департа­ментов) Сенат – инструмент для проведе­ния политики правительства; кос­венные, специальная коллегия из членов местных администраций. После референдума 2003 г. с 9 на 6 лет с тем, чтобы избирался по половинам. Президентом (премьер-ми­нистр, министры) с согласия парла­мента.   Премьер-ми­нистр, мини­стры. - ст.23 + Прези­дент после консуль­таций с П-М и пред­седате­лями палат + ст. 49
Италия, парла­ментская респуб­лика, унитар­ное. Президент, 7 лет, пар­ламентом на совмест­ном заседании + 3 делегата от каждой области (Вале-д-Аоста -1), 58 выборщиков, квалиф. Большинство в 2/3. Контрасигнация актов премьер-министром. Сенат, 315, 5 лет, всеобщие прямые + палата депутатов, всеобщие пря­мые 630/ 5 лет. На региональной основе (особая нарезка округов = историческому региону)- ни одна область не мо­жет иметь меньше 7 сенаторов, Молизе -2, вале-д-Аоста -1 + каж­дый бывший президент + 5 (на­значение президента). Совет министров (Правительство)= Председатель Совета + мини­стры. Президент назна­чает Председа­теля Совта мини­стров (по предло­жению послед­него министров) + доверие обеих палат. Обе палаты + правительство + народ + С.66 (члены прави­тельства. Даже если они не вхо­дят в состав палат..) Президент ст.88 Колле­гиаль­ная ответ­ствен­ность за дей­ствия Совета мини­стов
Испания, унитар­ное, пар­ламент­ская мо­нархия   Генеральные кортесы = сенат (4 года) + конгресс депутатов (мин. 300, макс. 400), всеобщие прямые. От каждой провинции по 2 сена­тора. Островные провинции от 1 до 3, города Сеута и Мелилья по 2 + автономные сообщества в до­полнение назначают 1 сенатора + по 1 сенатору от каждого мил­лиона. Ст.64. Председа­тель правитель­ства по предло­жению короля с утверждением конгрессом, ми­нистры – король и председатель пра­вительства. Правительство, конгресс, се­нат. + Король с контрассигнацией председа­теля кон­гресса (если не утвержда­ется кан­дидатура предстеда­теля пра­вительства). Председе­тель Пра­вительства – предло­жение о роспуске ГК, С или КД + дек­рет ко­роля. Соли­дарная ответ­ствен­ность прави­тель­ства перед кон­грес­сом.
ФРГ, парл. Респуб­лика, федера­тивное. Федеральным собра­нием (члены бундес­тага и такое же число членов, избранных народными предста­вительствами земель), 5 лет. Акты контрас­сигнуются. Бундестаг (не менее 3 голосов от земли; более 2 млн. жителей – 4, более 6 – 5, более 7 – 6). Бундесрат – представители прави­тельств земли. Канцлер – назна­чение бундеста­гом по предложе­нию федераль­ного президента; министры – пре­зидентом по предложению канцлера. Федеральное пра­вительство = канцлер + феде­ральные мини­стры. Федеральное правительство, бундестаг, бун­десрат. + Канцлер + боль­шинство членов прави­тельства. Президент по пред­ложению канцлера. Только канц­леру.
Швейца­рия, рес­публика, федера­ция (кон­ституция – конфе­дерация) Федеральным собра­нием из числа членов федерального совета. Федеральное собрание = нацио­нальное собрание 200, прямые,4. + Совет кантонов. 46 депутатов от кантонов (3 кан­тона по 1 – Унтервальден, Базель, Аппенцель; остальыне по 2). Парламентом. Правительство =Федеральный Совет + канцлер конфедерации. 7 человек.   -   -

 

Норвегия, парл. монархия, унитарное. Парламент, с одной стороны, однопалатный, с другой – на первом заседании образуется 2 парламентская сессия, ¼ - в отдельную палату.

Швеция, парл. монархия. Однопалатный, 3 года; прямые, пропорциональное представительство с 1971 г. (до – двухпалатный).

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.