1.Специфика теории государственного управления как науки в том, что она изучает:
1). + деятельность государства в области социального управления;
2). + правовое регулированием общественных отношений и поведения людей;
3). + воздействие государства на общество в целом;
4). + взаимодействие государства с различными элементами социальной системы.
2. В теории управления управление рассматривается как:
1). + как атрибут, как свойство – качество высокоорганизованных динамических систем;
2). + как процесс;
3). + как явление / реальный объект.
3. С точки зрения права необходимыми признаками государства являются:
1). + территория;
2). + государственный народ;
3). + власть.
4. От других политических институтов государство отличается:
1). + наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры;
2). + монополией на принудительную власть;
3). + правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества;
4). + правом издания законов и правил, обязательных для всего населения;
5). + правом на взимание налогов и сборов с населения;
6). + организацией власти по территориальному признаку.
5. Во второй половине ХХ века доминировали следующие концепции государства:
1). + государство благосостояния;
2). + малозатратное государство;
3). + государство – партнер по переговорам;
4). + "активизирующее государство"
6. К ведущим научным школам публичного управления относятся:
1). + школа «общественного выбора» (Public Choice);
2). + школа «социологии организаций»;
3). + «когнитивный подход»;
4). + исследование «сетевых структур» (networks), «специализированных сообществ» (policy community);
5). + «институционализм» и «неоинституционализм».
7.Основными характеристиками бюрократии по Веберу являются:
1). + компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована;
2) + иерархическая организация бюрократической структуры на базе принципов должностной субординации;
3). + вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов;
4). + все должностные лица – специалисты в области администрирования.
8. Превенцией против господства бюрократии по Веберу должны стать:
1). + правовые нормы;
2). + эффективно работающий парламент;
3). + политические лидеры, назначающие на посты руководителей административных органов.
9. Основными посылками в теории государственного управления Вильсона были:
1). + наличие единого управляющего центра в любой системе правления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;
). + структурное сходство всех современных правительств;
3). + отделение управления от политики;
4). + профессионализм служащих;
5). + организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;
6). + наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия.
10. Главная идея системного подхода заключается в:
1). + признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т.е. с обществом в целом;
2). определении того, какие именно элементы административно-государственной организации как системы особенно важны;
3). определении того, каким образом среда, т.е. общество, влияет на систему государственного управления.
11. В теории рационального выбора рациональность обладает следующими характеристиками:
1). + субъективность;
2). + ограниченность;
3). + индивидуализм.
12. Автором экономической теория бюрократии является:
1). + У. А. Нисканен;
2). С. Эйзенштадт;
3). Дж. Эбербах;
4). М. Вебер;
5). В. Вильсон
13. К основным постулатам нового государственного управления (менеджеризма) можно отнести:
1). традиционные веберовские идеи об организациях;
2). + ориентацию на клиента;
3). + приватизацию многих направлений деятельности государственных агентств;
4). + децентрализацию управления на основе принципа субсидиарности;
5). централизацию управления.
14. Новая институциональная теория ведет свое происхождение от следующих дисциплин – прародительниц:
1). теории рациональной бюрократии М. Вебера;
2). + неоклассической экономики;
3). теории заинтересованных сторон;
4). фрикономики;
5). + традиционного институционализма.
15. Представители неоинституционализма в своих работах критикуют:
1). + модель индивида как рационального оптимизатора собственной выгоды;
2). модель человека социального, ориентирующегося на социальные нормы;
3). модель психологического человека;
4). космополитическую модель человека;
5). коммуникативную модель человека.
16. Не смотря на разность подходов в неоинституционализме, между ними можно выделить общее:
1). + вопрос: как конструируются локальные социальные порядки, которые могут быть названы «полями», «аренами» или «играми»;
2). + все они рассматривают социальные институты как результат социального взаимодействия между субъектами;
3). + предписанные правила взаимодействия и распределения ресурсов действуют и как источники власти, а также выступают в качестве фундамента, на котором происходит конструирование и воспроизводство институтов;
4). + появившись «на свет», институты ограничивают поведение субъектов, с одной стороны, и открывают им новые возможности, с другой.
17. Институционализация - это:
1). + процесс, посредством которого правила из абстракций превращаются в конституирующие (определяющие) элементы повторяющихся моделей взаимодействия в пространстве полей;
2). процесс перевода неформальных практик в формальные правила;
3). процесс перевода требований в альтернативы государственной политики.
18. Новый институциональный подход попытался отыскать золотую середину между:
1). политикой и управлением;
2). + неоклассикой и старым институционализмом;
3). теорией рационального выбора и теорией общественного выбора.
19. Отличительными чертами новой институциональной теории, характерными для всех направлений и подходов, развивающихся внутри этой теории, являются:
1). + общая направленность на анализ конструирования локальных социальных порядков, признание их «конструируемости»;
2). + актуализация роли институтов не столько как ограничителей действий людей, сколько как условий, обеспечивающих возможность социального взаимодействия;
3). + представление об институте как продукте культурно-исторического развития;
20. Неоинституционализм акцентирует внимание на:
1). рациональном происхождении норм;
2). + следовании нормам, как результате индивидуального рационального выбора; 3). минимизации затрат и максимизации выгоды.
21. Трансакционные издержки - это:
1). + любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур;
2). реакция на изменившиеся условия;
3). эффективная система защиты соглашений.
22. Под QWERTY-эффектами в современной научной литературе подразумевают:
1). стержневые компетенции организации;
2). + все виды сравнительно неэффективных, но устойчиво сохраняющихся стандартов, которые демонстрируют, что «история имеет значение»;
3). учет субъектом управления разнообразия управляемого объекта.
23. В литературе, посвященной Path Dependence, выделяются следующие порождающие его факторы:
1). интеллектуальные способности управленца;
2). + технические причины;
3). + социальные причины, связанные с деятельностью людей;
2). + необходимость учета двух взаимодействующих видов целей: 1) цели управления; 2) цели самоорганизации;
3). + решение проблемы соотношения разнообразий субъекта и объекта управления;
4). + принцип нелинейности;
5). + роль случайностей в режиме бифуркации
27. Идея резонанса свидетельствует, что субъект управления может:
1). + инициировать процессы быстрого нарастания сложности в системах;
2). + способствовать созданию в системе желаемых ему структур (из спектра возможных);
3). + изменять скорость протекающих в системе процессов.
28. В рамках теории политических сетей политическое и административное выступают как:
1). + целостность, причем достаточно противоречивая, где сохраняется специфика политики и управления;
2). дихотомия, где политика и управление разделены;
3). целостность, где нельзя провести границу между политикой и управлением.
29. Выдвигают следующие гипотезы относительно того, в какой мере политические сети поддерживают или ограничивают демократические практики:
1). + гипотеза несовместимости;
2). + гипотеза совместимости
3). + гипотеза транзита;
4). + инструментальная гипотеза.
30.Политические сети обладают рядом характеристик, которые отличают их от иных форм управленческой деятельности в сфере публичных потребностей и интересов. К ним относят:
1). + сети представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество;
2). + сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися у ее акторов ресурсов;
3). + наличие общего кооперативного интереса;
4). + все участники равны с точки зрения возможности формирования совместного решения по интересующему вопросу;
5). + сеть представляет из себя договорную структуру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организация государственного управления.
Страна
Политико-территориальное устройство
Центр – регионы
Органы власти и управления регионов
Местный уровень власти и управления
Франция
26 регионов (22 в метрополии, 4 заморских: Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон).
99 департаментов (95 в метрополии, 4 заморских). Департамент выполняет двойную роль: он административно-территориальная единица государства и одновременно территориальный коллектив.
4 заморских территории: Новая Каледония (спец. статус), Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и необитаемые Антарктические земли.
Особый статус – Париж, Лион, Марсель, в составе которых самоуправляемые округа – 20,16,9 соответственно.
Государственной автономией пользуется Корсика.
+
Административно-территориальные единицы, не имеющие выборных органов, - на которые делятся сельские департаменты и в которых действует департаментская администрация, а также еще более мелкие единицы – кантоны, представляющие собой избирательные округа по выборам в генеральный совет департамента, судебные, налоговые и жандармские округа. В среднем в департаменте по3-4 округа и по 35 кантонов.
В настоящее время насчитывается свыше 36,5 тыс. коммун.
Регион – новое «публичное учреждение» с 1972 года. После референдума 1982 года регион – «территориальный коллектив» с собственным бюджетом и налоговыми поступлениями. В состав региона несколько департаментов.
Французское местное и региональное управление осуществляется назначаемыми сверху чиновниками – префектами (префект назначается в каждый департамент Президентом после рассмотрению кандидатуры в совете министров. Префектом региона становится префект наиболее значительного департамента данного региона) и подчиненными им супрефектами (действует в округе, входящем в департамент, и осуществляет административный надзор за органами самоуправления коммун в составе округа).
Представительна я власть. Регионы управляются региональными советами. Советы избираются на 6 лет и имеют различный количественный состав (50 - 200; размер региона, численность населения: наименьшее число советников в регионах Лимузен и Мартиника – по 41, наибольшее – региональный совет Иль-де-Франс – 197). Согласно закону от 19 января 1999 года региональные советы избираются по спискам кандидатов в рамках региона (пропорциональная система).
Совет занимается вопросами, отнесенными к ведению региона, принимает бюджет, устанавливает свои налоги. Основная задача – рассмотрение проблем экономического и социального развития региона и использование его территориального пространства.
Исполнительная власть возглавляется председателем совета; ему помогают вице-председатели и другие члены бюро совета. Председатель является главой региональных служб, он подготавливает и исполняет решения совета; является распорядителем кредитов, управляет имуществом региона.
В каждом регионе учреждены экономический и социальный комитет и региональный комитет по займам, а также действует свой счетный суд.
Несколько регионов обладают специальным статусом. Парижский регион: город Париж + 7 департаментов. В его статусе сочетаются черты региона и дистрикта. Как регион он управляется префектом.
Департаменты.
В результате административной реформы 1982 года префект перестал быть исполнительным органом департамента и не осуществляет административной опеки в отношении коммунальных генеральных советов. Тем не менее роль значительна. Он олицетворяет государство и Правительство и информирует их о всех событиях на подведомственной территории. Префект представляет каждого из министров и несет ответственность за национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного порядка, руководит деятельностью государственных служб в департаменте, соответственно в регионе.
Департаменты управляются генеральными советами. Избрание генеральных (департаментских) советников - на 6 лет (1/2 ген. совета переизбирается каждые 3 года). Избирательным округом служит кантон.
В компетенцию генерального совета входит рассмотрение департаментских дел: формирование и деятельность департаментских служб (обязательных – социальная помощь, здравоохранение и факультативных), управление департаментским имуществом, принятие бюджета. + содействие организации общественного транспорта. Образованию (строительство школьных зданий и другая образовательная инфраструктура) + поддержание культурных учреждений (кино, театры) + организация туризма и пр. + консультативные заключения по требованию правительства или министров.
Исполнительная власть в департаменте принадлежит председателю совета (избирается на 1 заседании после каждого обновления на 1/3; 3 года) + постоянные комиссии совета.
Коммуна управляется советом, избранным населением (число:9 – 49 в зависимости от численности населения). Из своего состава совет избирает мэра. Это – орган исполнительной власти в коммуне и одновременно представитель государства. В качестве последнего мэр публикует и исполняет законы и акты вышестоящих властей и выполняет другие функции. В качестве органа исполнительной власти коммуны мэр исполняет решения ее совета, действует как распорядитель кредитов и руководитель коммунальных служб.
К ведению совета: образование органов социальной помощи, организация школьного дела, разработка планов устройства территории; принимает бюджет, учреждает службы промышленного и торгового характера, создает условия для занятости населения и удовлетворению иных его потребностей.
Доходы коммуны – из прямых налогов и финансовых средств, предоставляемых сверху (дотации, субвенции).
«Присмотр» государства за МСУ:
1.представитель государства (префект или супрефект). + «Вето» - передача решений выборных органов по мотивам незаконности в административный суд для аннулирования.
2. Финансовый контроль через региональный счетный суд. ++++
ФРГ
16 земель (из них города – Берлин, Гамбург, Бремен).
Основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины. Политико-территориальное устройство земель основывается на автономии общин, включающей их финансовую автономию, общины в пределах своей компетенции могут создавать общинные союзы. Общины представляют собой сельские населенные пункты или их группы и города. Земли Берлин и Гамбург считаются одновременно общинами. Ведают они развитием инфраструктуры, общественным транспортом, туризмом, жилищным строительством, школьными и дошкольными заведениями, содержанием дорог, больниц, театров и пр. они могут устанавливать и взимать определенные законом налоги и сборы.
В сельской местности общины объединены уездами, которые имеют свое самоуправление. Иногда общинные союзы на практике территориально совпадают с уездами, и СМУ общинного союза представляет собой в этом случае СМУ уезда. В то же время крупные города не подведомственны уездам и именуются «свободными от уездов» городами или «городами - уездами», которые, будучи общинами, имеют права уездов. Они могут делиться на городские округа (Берлин – 23 самоуправляющихся округа).
В ряде земель между уездом и центром находится промежуточная административно-территориальная единица – правительственный округ, в рамках которого решаются местные правительственные задачи и осуществляется государственный надзор за МСУ.
Организация власти в землях не регулируется.
Законодательная власть – представительные органы в землях: ландтаги – земельные съезды;
В землях – городах – Бремене, Гамбурге – гражданские собрания, палата депутатов – в Берлине. Однопалатные, 4 -5 лет.
Исполнительная власть принадлежит правительству земель (Кабинет или государственное правительство; в Берлине, Гамбурге – Сенат).
Состав: министр-президент (города – правящий или первый бургомистр), избирается представительным органом и выполняет полномочия главы земли + министры.
Министры назначаются по предложению министра-президента народным представительством.
Организация МСУ весьма разнообразна.
Исследователи выделяют 4 типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации.
1. Южногерманская модель = Конституция совета (Баден-Вюртемберг, Бавария).
Характеризуется слиянием верхушки представительной корпорации и администрации. Представительна корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и пр.) + глава администрации (бургомистр, одновременно председательствующий в представительной корпорации) избираются непосредственно населением.
2. Модель конституции магистрата. Применяется в городах таких земель, как Гессен, Шлезвиг-Гольштейн, Берлин, Бремен, Гамбург).
Избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган – магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных (т.е. работающих на общественных началах) членов.
Такая же модель действует в самоуправляющихся городских округах (н-р, в округах Берлина избираются окружные собрания депутатов, каждое из которых избирает окружное управление в составе бургомистра и окружных советников (один из них – заместитель бургомистра).
3. Модель конституции бургомистра. Характерна для земель Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины).
Избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины и главы администрации.
4. Северогерманская модель = конституция директора. Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония. Сложилась под влиянием британских оккупационных властей и напоминает англосаксонскую систему «совет - управляющий». Представительный орган избирается населением. Однако создаваемый этим органом исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит лишь решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины (города и пр.). Директор возглавляет администрацию.
В уездах органами СМУ служат представительный орган – крайстаг (уездный съезд) или крайсрат (уездный совет) и администрация во главе с ландратом (земским советником), который избирается либо населением, либо представительным органом.
В правительственных округах действуют правительственные президиумы во главе с назначенными правительствами земель правительственными президентами, которые осуществляют на местах полномочия земель.
Органы МСУ создают в масштабе страны свои общественные организации – Германский съезд городов, Германский съезд сельских уездов, Германской союз городов и общин.. Обеспечение сотрудничества органов МСУ и представительство их интересов перед федеральными органми и учреждениями.
США
Система политико-территориального устройства штатов устанавливается конституциями.
Основные виды политико-территориальных единиц штатов:
графства (в 2004 – 3042),
муниципалитеты (собирательное наименование инкорпорированных поселений: большой город – Сити, город – таун, поселок – бороу, село – вилидж (в совокупности насчитывают более 19 тыс.);
тауншипы – объединения нескольких малых сельских поселений – примерно 17 тыс.
+
Примерно 33 тыс. специальных административного характера округов (примерно 14,5 тыс. школьных).
Штаты (кроме Аляски, Коннектикута и Род-Айленда) непосредственно подразделяются на графства. Значительное большинство других местных единиц входит в состав графств, хотя некоторые крупные города сами подразделяются на графства, н-р, Нью-Йорк состоит из 5 внутригородских графств.
Муниципальные корпорации представляют собой важнейшую группу единиц МСУ. Статус муниципальных корпораций уравнивает их в правах.
Наконец, более ½ всех местных единиц в США составляют специальные округа, образуемые лицо федеральной властью, либо штатами, либо совместно несколькими графствами или городами, либо отдельными графствами и городами.
Форма правления и государственный режим штата = союзному.
Представительные органы власти – парламент (К США – легислатуры; Конституции штатов – Орегон – законодательное собрание, Массачусетс – Генеральное собрание).
Двухпалатные (Небраска – однопалатный). Всеобщие, равные, прямые – 2 – 4 года. Субъекты права законодательной инициативы – члены легислатур, в 21 штате – + избиратели.
Исполнительная власть. Главы штатов – губернаторы. Всеобщие, прямые, равное – 2 – 4 года (Миссисипи – косвенные – выборщики). В 36 – действуют кабинеты.
Конституция США + Билль о правах сформулировали принцип остаточной компетенции штатов, вопросы организации МСУ оказались в ведении штатов.
Правовое регулирование МСУ: конституции штатов, акты их легислатур (муниципальные кодексы), акты исполнительной власти штата. + федеральное (по вопросам, затрагивающим «существенный общефедеральный интерес» + местное. Право на собственную Хартию самоуправления устанавливается конституциями 44 штатов, однако данным правом обладают не все местные единицы, а лишь те, которые признаны инкорпорированными (т.е. получили статус местных корпораций; как правило, это города с численностью населения более 3, 5 – 5 тыс., графства и тауншипы).
Полномочия единиц МСУ охватывают несколько сфер:
1.Вопросы социального обслуживания: школьное образование, библиотечное дело, социальное обеспечение, благоустройство, организация мест отдыха...
2. Вопросы административно-управленческие: обеспечение правопорядка, правосудия и противопожарной безопасности, сбор налогов, проведение выборов, запись актов гражданского состояния.
3. Экономические вопросы: руководство, принадлежащими им предприятиями и службами, управление имуществом, косвенное регулирование деятельности частных предприятий, строительство муниципального жилья, установление ставок арендной платы и пр.
Своеобразная черта муниципальной системы США – отсутствие четкого разграничения компетенции между политико-административными единицами различных уровней.
Полномочия СМУ осуществляются через институты непосредственной демократии, а также через представительные, исполнительные и иные органы МСУ. Статус и соотношение указанных институтов в различных политико-адм. единицах неодинаковы. В большинстве из них преобладают
Представительные выборные коллегиальные органы – советы (иногда – комитеты). Однако организация советов графств и специальных округов строится при заметном ограничении принципа выборности (назначение, должностной принцип и двустепенные выборы). Непосредственно избираемые советы графств и округов чаще всего именуются советами комиссаров, а остальные – советами контролеров.
Во всех муниципальных корпорациях действуют советы, избираемые прямыми выборами. В тауншипах и таунах, не имеющих статуса муниципальных корпораций, основные вопросы управления в зависимости от численности населения решаются либо выборными советами, либо общими собраниями (таун-митинги), собирающимися 1 раз в год и решающими вопросы местного бюджета, назначения должностных лиц исполнительного аппарата и пр.
В большинстве штатов местные советы однопалатны; малочисленны (5-7-9; чикагский -50); советы графств (3-5, редко 30,50); советы специальных округов (3-7).
Сроки полномочий различных советов (и советников) неодинаковы.
Институт комитетов (комиссий) местных советов не получил в США в отличие от других стран широкого распространения. Они образуются лишь в советах со «слабыми мэрами».
+ Организация МСУ в США отличается от большинства государств еще и значительным влиянием партий на его органы. Строго партийный характер носят выборы, соответственно и решения часто принимаются партийным большинством совета. + Реальная роль выборных органов зависит от их соотношения с высшими должностными лицами МСУ и его исполнительного аппарата в целом. Такое соотношение определяется системой МСУ единицы. Наиболее распространенными в США являются 3 таких системы: совет – мэр (председатель совета в квазикорпорации), совет - управляющий и комиссионная система.
Система «совет – мэр»: характеризуется наличием выборного главы местного представительного органа. Несколько разновидностей. Наиболее распространенные из них: «сильный совет – слабый мэр» (предстедатель совета) и, наоборот, «сильный мэр (председатель совета) – слабый совет».
Система «сильный совет – слабый мэр» означает фактическое доминирование муниципального совета над исполнительным аппаратом. Мэр города либо председатель совета графства, тауна или тауншипа избирается самим советом из своего состава. Характеристики системы: сосредоточение в руках совета не только полномочий по регулированию, общему руководству и контролю за деятельностью исполнительного аппарата, но и большого объема прав в сфере текущего управления. За мэром – представительские и технико-организационные функции.
Наиболее распространена до начала ХХ века, в настоящее время – в немногочисленных поселениях (в 2/3 городов с населением 5-10 тыс. чел.), а также в нескольких крупных – Атланте, Провиденсе, Чикаго, Лос-Анджелесе.
Система «сильный мэр – слабый совет».
1.Мэр, как и совет, непосредственно избирается населением на 2-4 года, возглавляет исполнительный аппарат, назначая и освобождая от должности руководителей его отраслевых и функциональных подразделений (без последующего одобрения совета), руководит деятельностью подразделений аппарата, координирует ее; обладает правом отлагательного вето.
2. Совет – второстепенный элемент механизма МСУ, одобряющий акты исполнительного аппарата.
Большинство крупных городов + распространяется в графствах, тауншипах и таунах. Модель аналогична форме правления в Союзе и штатах.
Модель системы «совет- мэр», а точнее председатель совета. Для нее характерен тип слабого председателя, однако и совет сильным назвать нельзя: главы исполнительных органов местной власти специальной компетенции – выборные и относительно независимы от советов, от их председателей, которые не имеют даже координационных полномочий.
Система организации МСУ совет- управляющий получила распространение в средних городах, в последние десятилетия – также в таунах Новой Англии + увеличивается число графств, ее использующих. Причина - усиление потребности в профессионализации муниципального управления. Ее возникновение означает, по сути, использование в организации МСУ управленческого опыта частных корпораций с их советами директоров и управляющими- менеджерами. Управляющие назначаются советом не из своего состава на 6-7 лет, но могут быть им отозваны досрочно. Статус управляющего аналогичен статусу сильного мэра. В рамках этой системы также имеется мэр, избираемый советом или населением, который, впрочем, практически полностью отстранен от исполнительной деятельности, сохраняются только представительские функции и председательство на заседаниях совета.
3-я система МСУ – комиссионная: полное слияние функций выборного совета и управления муниципальным аппаратом посредством образования советом комиссии, состоящей из советников и действующей на постоянно основе. Члены комиссии одновременно главы муниципальных департаментов. Широко не распространена, небольшое число средних городов.
Управление в специальных округах в основном сконцентрировано в руках коллегиальных органов – выборных, назначаемых или сформированных по должностному принципу окружных советов, которые через своих председателей или назначаемых ими руководителей направляют работу аппарата – обычно небольшого – штатных служащих округа.
Помимо представительных и исполнительных органов механизм МСУ включает еще ряд институтов: местные омбудсманы, шериф (избираемый населением на 2-4 года. Возглавляет полицию графства, производит аресты, вызовы в су и пр. В городах шерифы отсутствуют, их функции выполняют начальники департаментов полиции, назначаемые лицо местной властью либо исполнительной властью штата), атторнеи графств (надзор за соблюдением закона. Чаще избираются или назначаются), коронеры (расследование убийств. Обычно избираются населением).----------------------
МСУ в США построено по англосаксонской модели, что не означает полной свободы МСУ.
Контроль со стороны государственной власти.
Осуществляется преимущественно органами исполнительной власти штатов:
Департаменты по вопросам МСУ.
В основном в форме административного надзора.
Опека в виде предварительного одобрения актов органов МСу главой соответствующего департамента штата, а также финансовых санкций за ненадлежащее использование субсидий и субвенций применяется лишь в рамках финансирования штатом различных местных проектов.
+ необходимость согласия глав департаментов штата на назначение некоторых должностных лиц МСУ. + Программы федерального центра.
Великобритания
Реформа 70-х – новая система политико-территориального деления. Акт о МСУ 1972 года.
Территория Англии и Уэльса.
53 графства (45 – Англия, 8 – Уэльс). Особый статус 6 из 45 Англии – метрополитенские (столичные) графства
+
Отдельной единицей, не входящей в систему графств, была выделена столица – Большой Лондон, которая делится на 32 городских района и Сити – деловой центр города.
Графства на административные округа (296 в Англии, 37 в Уэльсе).
Северная Ирландия.
6 графств, последние, в свою очередь, на 26 округов. Низовая политико-территориальная единица в сельской местности и небольших городах – приходы (в Уэльсе и Шотландии – общины), примерно 11 тыс.
1994. Акты о местном управлении Шотландии и Уэльса.
Шотландия (вместо прежних регионов и округов) 32 территории местного управления.
Уэльс. 11 графств и столько же городов-графств (в сельской местности графства на общины).----------------------------------
Реформа территориального деления 1994 г. – создание в Шотландии и Уэльсе – однозвенной системы территориального деления.
Англия. Новые территориальные единицы – области (+ уменьшение числа органов управления графствами и округами, т.е. переход на однозвенную систему местного управления). Территория Англии (Акт об агентствах областного развития 1998 года) разделена на 8 областей.
Приходы единицами территориального деления не считаются, а их органы органами МСУ не признаются).
1998. Учреждение органов самоуправления в исторических частях – парламентов и ответственных правительств.
Шотландский парламент (129), Национальная Ассамблея Уэльса (108). Ассамблея Северной Ирландии (60).
Однопалатные, 4 года. Всеобщие, равные, прямые.
Шотландия, Уэльс – смешанная, мажоритарно-пропорциональная, Северная Ирландия – по системе единственного непередаваемого голоса.
Объем полномочий различен: Шотландия – значителен (право первичного нормотворчества (собственные законы + право внесения поправок в Акты Британского парламента и отменять их).
Наименьший у Североирландской Национальной Ассамблеи.
Государственный Секретарь. Вето. Досрочное прекращение полномочий региональных парламентов.
Исполнительные органы власти. Шотландская Администрация, Комитет Уэльса и Исполнительный Комитет Северной Ирландии.
Главы региональных исполнительных комитетов назначаются Королевой по предложению региональных парламентов из числа депутатов.
Политическая ответственность правительства перед парламентом.
Акты 1998 года предусматривают также основания и порядок прекращения полномочий глав региональных правительств и отдельных их членов.
Во всех случаях прекращение полномочий законодательных или исполнительных органов. Новый состав должен быть сформирован в течение установленного законом срока. Приостановление деятельности предусмотрено только в отношении североирландских региональных органов Актом о Северной Ирландии 2000 г.: гос. секретарь по делам Северной Ирландии вправе приостановить деятельность Ассамблеи и Исполнительного комитета и принять к своему ведению решение вопросов их компетенции в случаях нарушения в регионе Соглашения 1998 г.
МСУ действует не во всех территориальных единицах. Так, не являются самоуправляемыми графства Северной Ирландии, регионы и метрополитенские графства Англии.
Большой Лондон. 1999 – Акт об управлении Большим Лондоном, учредивший Ассамблею и Мэра БЛ как органы СМУ в столице. Оба – 4 года, всеобщие, равные, прямые выборы. Ассамблея включает 25 депутатов (14 по одномандатным избирательным округам, 11 – по партийным спискам от единого избирательного округа). Мэр охарактеризован как исполнительный орган, Ассамблея – как орган, осуществляющий контроль и расследования. Т.О., собственных законодательных органов власти в Лондоне нет. Законы для столицы принимает общенациональный парламент. Но право законодательной инициативы по вопросам управления БЛ имеет мэр.
В большинстве местных территориальных образований СМУ осуществляется через избираемые жителями советы и исполнительные органы.
Компетенция между советами различных уровней разграничена. Попытка устранить дублирование функций местных советов различных уровней стала одной из причин проведения последней реформы политико-административного деления и МСУ. Т.е. перехода к однозвенной системе МСУ. В настоящее время члены большинства местных советов (советники) в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии избираются на 4 года, в Шотландии на 3. Акт о МСУ 2000 г. предоставил местным органам больше свободы в выборе модели организации выборов:
- полное обновление каждые 4 года; -обновление наполовину каждые 2 года; - обновление по третям каждый год. Решение о выборе того или иного варианта – за местными советами, утверждается гос. секретарем по вопросам транспорта, местного управления и регионов.
Совет избирает из числа советников председателя (ежегодно или на весь срок как в Шотландии).
Структурными единицами местных советов могут выступать и партийные фракции.
В систему МСУ входят также исполнительные органы. Акт 2000 г. предусматривает 3 модели организации местной исполнительной власти для Англии и Уэльса:
- «мэр – кабинет» (исполнительную власть (ИВ) образуют непосредственно избираемый мэр, а также 2 или более советника, назначаемых в исполнительный орган мэром);
- «лидер – кабинет» (в состав ИВ входят ее лидер, избираемый советом из числа советников, а также 2 или более советника, избираемых советом или назначаемых лидером);
- «мэр – менеджер» (ИВ включает избираемого жителями мэра и чиновника, назначаемого советом, но не из числа советников).
В первых 2-х случаях общая численность исполнительного органа определяется местным советом, но она не может превышать 10 человек. Предложения о выборе той или иной модели ИВ МСУ в каждой муниципальной единице утверждает гос. секретарь. Возможно проведение референдума. Для утверждения модели ИВ с выборным мэром проведение референдума обязательно. Во всех случаях в состав исполнительного органа не может входить председатель совета.
Отсутствие на местах назначаемых сверху чиновников не означает, что МСУ свободно от правительственного контроля. Это: 1.нормативное регулирование (принцип парламентского верховенства): органы МСУ могут действовать только в пределах полномочий, предоставленных им центральными органами (полномочия как делегированные парламентом);
2. центральные департаменты могут контролировать органы МСУ лишь в пределах закона:
Статутное регулирование дополняется министерским, которое подчиняет отраслевые службы МСУ жесткому контролю соответствующих правительственных органов.
+ Утверждение центральными департаментами чиновников аппарата местной власти, избираемых советами. + Утверждение актов советов в сфере финансов и планирования. + Инспектирование. + Правительственные органы могут назначать расследования в отношении подконтрольных местных служб. + Финансовый контроль (аудиторский) + Судебный контроль + Омбудсманы.
Т.Е. «Суверенные полномочия короны по отношению к МСУ безграничны». Гарантиями от суперцентрализации государства и диктата бюрократии центральной власти выступает «дух права» в виде высокой правовой культуры, давних и прочных традиций демократии и сильной судебной власти + Статутные гарантии МСУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Центральные органы государственной власти и управления.
Страна/
Фгп,фгу
Глава государства/
Способ избрания
Парламент/
Структура
Избрание верхней палаты
Правительство/
Формирование.
Субъект права законодательной инициативы
Компати-
билитет
Роспуск парламента
Вотум недоверия правительству
США
Президентская республика, федерация
Президент, 4 года, косвенные, выборщики 538
Конгресс= Сенат + палата представителей;
Нижняя – 2 года, 435, прямые, одномандатные, мажоритарные, + по 1 с совещат. Голосом от ФО Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуама.
Сенат, 6 лет, 100, от легислатур штатов
Президент
Формально членам палат. Ежегодные и иные послания президента + делегированное законодательство.
Парламент = Палата лордов + палата общин; 630 (659 после 1996): Англия 511/529, Шотландия 71/72, Уэльс 36/40, Северная Ирландия 12/18.
Палата лордов (количественный состав не установлен). Н.1999 -1327 лорда (1273 пэра: наследственных 759, пожизненных 514 + духовные лорды 24, судебные лорды 20. Акт о палате лордов 1999 – июль 2003: 674 пэра (558 пожизненных, 92 наследственных, 24 духовных лорда.
Июнь 2005: 703: 558 пожизненных. Судебные лорды перестали значиться таковыми в силу конституционной реформы 2005, которая лишила палату лордов судебных полномочий.
Парламентским большинством
Парламент + делегированное законодательство
+ /члены правительства не вправе входить в состав комитетов
Нижняя, монарх после консультаций с премьер-министром.
+
Франция, смеш.(парл), унитарное
Президент, 5 лет (конст. референдум 2/Х2000, с 7 на 5 с 2002 г. Контрасигнация актов премьер-министром.
Сенат 6 лет +национальное собрание. 577 (555 – метрополия, 22 от заморских территорий и департаментов)
Сенат – инструмент для проведения политики правительства; косвенные, специальная коллегия из членов местных администраций. После референдума 2003 г. с 9 на 6 лет с тем, чтобы избирался по половинам.
Президентом (премьер-министр, министры) с согласия парламента.
Премьер-министр, министры.
- ст.23
+ Президент после консультаций с П-М и председателями палат
+ ст. 49
Италия, парламентская республика, унитарное.
Президент, 7 лет, парламентом на совместном заседании + 3 делегата от каждой области (Вале-д-Аоста -1), 58 выборщиков, квалиф. Большинство в 2/3.
Контрасигнация актов премьер-министром.
Сенат, 315, 5 лет, всеобщие прямые + палата депутатов, всеобщие прямые 630/ 5 лет.
На региональной основе (особая нарезка округов = историческому региону)- ни одна область не может иметь меньше 7 сенаторов, Молизе -2, вале-д-Аоста -1 + каждый бывший президент + 5 (назначение президента).
Совет министров (Правительство)= Председатель Совета + министры.
Президент назначает Председателя Совта министров (по предложению последнего министров) + доверие обеих палат.
Обе палаты + правительство + народ
+
С.66 (члены правительства. Даже если они не входят в состав палат..)
Президент ст.88
Коллегиальная ответственность за действия Совета министов
Испания, унитарное, парламентская монархия
Генеральные кортесы = сенат (4 года) + конгресс депутатов (мин. 300, макс. 400), всеобщие прямые.
От каждой провинции по 2 сенатора. Островные провинции от 1 до 3, города Сеута и Мелилья по 2 + автономные сообщества в дополнение назначают 1 сенатора + по 1 сенатору от каждого миллиона.
Ст.64. Председатель правительства по предложению короля с утверждением конгрессом, министры – король и председатель правительства.
Правительство, конгресс, сенат.
+
Король с контрассигнацией председателя конгресса (если не утверждается кандидатура предстедателя правительства).
Председетель Правительства – предложение о роспуске ГК, С или КД + декрет короля.
Солидарная ответственность правительства перед конгрессом.
ФРГ, парл. Республика, федеративное.
Федеральным собранием (члены бундестага и такое же число членов, избранных народными представительствами земель), 5 лет. Акты контрассигнуются.
Бундестаг (не менее 3 голосов от земли; более 2 млн. жителей – 4, более 6 – 5, более 7 – 6).
Федеральным собранием из числа членов федерального совета.
Федеральное собрание = национальное собрание 200, прямые,4. + Совет кантонов.
46 депутатов от кантонов (3 кантона по 1 – Унтервальден, Базель, Аппенцель; остальыне по 2).
Парламентом.
Правительство =Федеральный Совет + канцлер конфедерации. 7 человек.
-
-
Норвегия, парл. монархия, унитарное. Парламент, с одной стороны, однопалатный, с другой – на первом заседании образуется 2 парламентская сессия, ¼ - в отдельную палату.
Швеция, парл. монархия. Однопалатный, 3 года; прямые, пропорциональное представительство с 1971 г. (до – двухпалатный).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление