Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Менеджмент. Организация и процесс управления 3 страница




Производственная система — это особый класс систем, включающий работников, предметы труда и средства труда, необходимые для функционирования системы, в процессе которого создается продукция (товары, работы или услуги).

Предприятие рассматривается в качестве производственной системы, так как ему присущи все характерные для системы признаки. Подразделения предприятия (цехи, участки, службы, отделы и др.) в этом смысле выступают в качестве подсистем, состоящих из элементов различной степени сложности (трудящиеся, предметы и средства труда и т. д.).

Характерным признаком функционирования предприятия как производственной системы является ее динамичность: система-предприятие обладает способностью претерпевать изменения, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в то же время системой, благодаря таким ее свойствам, как результативность (способность получать эффект, создавая нужную потребителю продукцию); надежность (устойчивость функционирования системы-предприятия, обеспечиваемая внутренними резервами, системой управления, кооперацией с другими производственными системами); гибкость (возможность производственной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды); устойчивость (способность производственной системы сохранять результативность в течение длительного времени); управляемость (допустимость временного изменения процессов функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Управляемость обеспечивается внутренними резервами, разделением системы на подсистемы, а также ограничением размеров системы).

 

Производство как объект управления

Полная система производственной деятельности предприятия называется операционной системой. Операционная система в свою очередь состоит из двух подсистем:

· перерабатывающая подсистема — выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением «входа» (материалов, полуфабрикатов) в «выход» системы (продукцию, т. е. товары, работы и услуги);

· подсистема обеспечения — выполняет функции обеспечения перерабатывающей подсистемы.

Совокупность подсистем подразделяется на управляемые и управляющие объекты, т. е. на управляемую и управляющую подсистемы.

Управление системой-предприятием сводится к обеспечению ее целенаправленного поведения в изменяющихся условиях, что достигается надлежащей организацией и развитием производства. Производственные системы отличаются тем, что перед ними поставлены различные задачи. Методы и средства, используемые в организации, направлены на создание условий, максимально содействующих достижению поставленных целей.

 

Система производственного менеджмента. Цели и задачи производственного менеджмента

Сущность производственного менеджмента состоит в выполнении рассмотренных выше функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

С точки зрения современного подхода к управлению предприятием, основная цель системы производственного менеджмента — увеличение рыночной стоимости предприятия. Только при выполнении этого условия можно получать доход на вложенный в предприятие капитал.

В управлении предприятием, ориентированном на рост рыночной стоимости компании, особую роль играют инновации. Они позволяют рассчитывать на этот рост с опережением, т. е. уже тогда, когда предприятие только планирует осуществить коммерчески выгодную инновацию, будь то подготовка к выпуску новой продукции или снижение издержек выпуска и реализации продукции за счет использования новых технологий.

Это легко продемонстрировать на примере открытого акционерного общества. ОАО необходимы дополнительные инвестиции, поэтому ему приходится в том числе заниматься выпуском и размещением на фондовом рынке своих акций. Если рыночная стоимость компании растет, то она имеет больше возможностей как для поддержания, так и для увеличения оборота, что всегда требует дополнительных инвестиций. А для большого бизнеса уже недостаточно использования таких традиционных источников инвестирования, как самофинансирование и заемное финансирование.

Следовательно, менеджеры заинтересованы в росте рыночной стоимости акций компании, потому что размещение акций на рынке в этом случае позволит получить больше средств для осуществления инвестиций и сделать это быстрее.

Еще более значимой становится цель повышения рыночной стоимости компании для предприятий, находящихся в состоянии финансового кризиса.

Анализ того, как будет расти рыночная стоимость компании, реализующей эффективные инвестиции в инновации, является предметом изучения современной, наиболее быстро развивающейся концепции эффективного менеджмента.

Организации и типы производства (единичный, серийный, массовый)

Тип производства проявляется в совокупности организационных, технических и экономических особенностей производства, определяемых номенклатурой, повторяемостью и объемом выпуска продукции.

Единичное производство характеризуется выпуском широкой номенклатуры неповторяющейся продукции.

Серийное производство предусматривает изготовление ограниченной номенклатуры продукции отдельными партиями (сериями) с переменной повторяемостью. Серийное производство делится на крупно-, средне- и мелкосерийное.

Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска узкой номенклатуры неповторяющейся продукции в течение длительного времени.

Большинство полиграфических предприятий относится к серийному типу производства, где в качестве серии выступает тираж. Издательская продукция отличается неповторимостью содержания и художественного оформления произведений одного и того же содержания, каждое новое произведение ставит перед участниками издательско-полиграфической отрасли задачи подготовки нового продукта, и здесь особенности массового производства неприменимы.

Примером массового производства в полиграфии является типография Гознака и фабрики по производству бумажно-беловых товаров (тетради, записные книжки).

Сложность и многообразие печатной продукции, выпускаемой полиграфическими предприятиями, приводит к возможности сочетания в рамках одного предприятия различных типов производства.

Масштабы производства, в свою очередь, оказывают влияние на уровень специализации и автоматизации предприятия как производственной системы.

Специализация выражается в ограничении номенклатуры или увеличении однородности выпускаемой продукции. Издательства обычно специализируются по предметному принципу.

Для полиграфических предприятий характерна как предметная, так и технологическая специализация.

Предприятия с предметной специализацией изготавливают однородную по конструкции продукцию (книги, газеты, этикетки).

Технологическая специализация подразумевает выпуск продукции по определенной технологии.

Существуют и универсальные полиграфические предприятия, выпускающие разнообразную продукцию с применением различных технологий.

В завершении данной части пособия будет уместно упомянуть одну из современных концепций стратегического менеджмента — концепцию «бриллианта» Майкла Портера. Согласно этой концепции, главный фактор конкурентоспособности организации — ее инновационность, которая может быть обеспечена за счет инноваций — любых новшеств, появляющихся в организации, будь то выпуск новой продукции или внедрение новых технологий. Высокая восприимчивость к использованию современных информационных технологий — одна из особенностей полиграфии. Таким образом, развитие отрасли печати сегодня тесно связано с широким использованием прогрессивных информационных технологий не только в процессе изготовления продукции, но и в процессе принятия управленческих решений.

 

 

Библиография

1. Барютин Л. С. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб. для вузов / Л. С. Барютин, С. В. Валдайцев, А. В. Васильев; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Экономика, 2004.

2. Валдайцев, С. В. Антикризисное управление на основе инноваций / С. В. Валдайцев. — М.: Проспект, 2005.

3. Валдайцев, С. В. Менеджмент технологических инноваций / С. В. Валдайцев [и др.]. — СПб.: СПГУ, 2003.

4. Валдайцев, С. В. Управление инновационным бизнесом / С. В. Валдайцев. — М.: ЮНИТИ, 2001.

5. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Экономистъ, 2005.

6. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.

7. Дойль, П. Менеджмент / П. Дойль. — СПб.: Питер, 1999.

8. Карлофф, Б. Деловые стратегии фирмы / Б. Карлофф; пер. с англ. — М.: Экономика, 1993.

9. Менеджмент технологических инноваций / под ред. С. В. Валдайцева, Н. Н. Молчанова. — СПб.: СПГУ, 2003.

10. Назаров, Ю. А. Основы менеджмента / Ю. А. Назаров. — М.: Глобус, 2006.

11. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

12. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010. — (Высшее образование).

13. Фатхутдинов, Р. А Стратегический маркетинг. / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2006.

14. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.