Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория управления как наука




Термин managent (в пер. с англ.) означает «управление». В общем случае термин «управление» трактуется как элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющего его как:

1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров; 2) Непосредственно процесс управления; 3) Аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент можно рассматривать с разных позиций:

- как процесс фокусирует внимание на взаимодействие отдельных управленческих функций. Все проблемы управления при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, т.е. через взаимоувязанные между собой управленческие действия.(т.е. ряд последовательных функций: планирование, организация, мотивация, контроль)

- как вид профессиональной деятельности по управлению людьми - это целенаправленное воздействие на работника или на коллективы работников (путем использования труда, интеллекта) с целью достижения максимальной эффективности труда.

- как аппарат управления организации, ориентированный на повышение эффективности и увеличение прибыли (т.е. коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления). Менеджмент как наука - имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению.

Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, объектом - являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Основные задачи менеджмента: тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; (разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающие эффективное функционирование системы управления). стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на болеевысокий и качественно иной уровень, (достижении высокой прибыльности, конкурентоспособности организации путем рациональной организации производственного процесса, развития технико- технологической базы организации).

Для реализации основных задач менеджмента выработаны общие и специальные методы, (методы - это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижении поставленной цели) К ним относятся: организационный методы ( выработка целей, нормативов и регламентов, создание проектов, определение методик и правил конкретных действий); административные методы (методы властной мотивации) (сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к какой-либо деятельности.При их применении руководитель берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель отвечает только за прямое неисполнение инструкций.); экономические методы (их сущность в установлении только общих целей и направлений деятельности без формулировки последовательных шагов к их достижению); социально-психологические методы (их сущность в формировании психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов как в отдельном подразделении, отделе, цехе, так и на предприятии в целом). Существуют две различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.

Первая точка зрения, характерна для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми.

Вторая точка зрения сложилась в Японии, где крупные фирмы сами подготавливают руководителей, т.е. происходит обучение опытом. В России отсутствуют квалифицированные менеджеры, способные подготовить себе смену, поэтому, несмотря на близость нашей бывшей советской системы японскому образцу, наиболее вероятна и реализуется первая точка зрения.

История развития менеджмента. Практика управления также стара, как человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых алиментов управления. Но можно сказать, что управление существовала всегда там, где люди объединялись в группы для реализации общей цели. В соответствии с социальным подходом в истории развития управления выделяют четыре основных этапа:1. первобытно - общинный. У доисторических людей необходимость управления возникала в таких сферах деятельности обеспечение безопасности (зашита от диких зверей, оборона от врагов), обеспечение целостности (установление и поддержание порядка в группе), обеспечение ресурсами (производство и распределение пищи, одежды, орудий труда). С развитием общества возникает объективная необходимость разделения управленческого труда, т.е. у главы общества появляется ряд помощников, каждым из которых выполняет свою, четко определенную функцию военачальники, верховые жрецы, казначеи и др. В конечном итоге процесс функциональной дифференциации приводит к возникновению первых древних государств, которые преимущественно были рабовладельческими. 2. Рабовладельческий.К этому периоду развития первые попытки зафиксировать и систематизировать знания об управлении. Так, например. Платон обосновал необходимость специализации труда (человек не может одинокого хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву), а Сократ рассматривал управление как особую сферу деятельности, цель которой поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. 3. Феодальный (натуральное хоз-во) Становым хребтом феодального общества было натуральное хозяйство основанное на подневольном, низко производительном труде крепостных крестьян которые занимали низший слой общества. На средней ступеньке общественной иерархии находились свободные крестьяне, которые занимались на работу землевладельцам и иногда владели собственными клочками земли. Верхушку общества составляли владельцы больших угодий - князья. Землевладельцы всех категории периодически собирались на местные ассамблеи, где избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности.кражи овец или кровной мести. Т.О. в данный период развитие производственных сил не наблюдалось.

4.Капиталистический (промышленная революция,создания менеджмента, мануфактуры,то что сегодня мы называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в Англии и Шотландии (175-1850)

Школы и научные направления менеджмента.1. Классическая школа

(1920 г.). К ней относятся 3 течения: научное управление основатель Фредерик Тейлор, его концепция учение - механическое понимание человека. Администрации, основатель Анри Файоль, его гл. труд: общее и промышленное руководство. Гл. заслуга, то что он первый и высказал мысль о необходимости выделений организации и управления в самостоятельную теорию, рассматривал управлении организацией, как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложил основные принципы управления. Выделил 14 принципов управления: разделение труда, власть 9 права отдавать команду и это ответственность за это), дисциплина, единоначалие (распоряжения только одним руководителем), единство руководства (все должны двигаться к общ.цели), подчиненность личных интересов к общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь или должностная иерархия, порядок, равенство, стабильность персонала инициатива, корпоративный дух. Бюрократия, основатель Маке Вебере Концепция: вся деятельность на основе разделения труда, должна расчленятся на элементы, что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица. Организация должна строиться на принципах и иерархии, строгой системе подчиненности и ответственности, системы власти и авторитета. Деятельность организации должна регулироваться на основе: правел, стандартные инструкций, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанность. Управление организации исключает личные мотивы и эмоций. Отбор, назначение на должность и повышение по службе должны основываться на заслугах, квалификации и личных достоинствах. Т.О. основные направления КЛ.ш. – это научные принципы ор-и труда, рационализации трудовых операций, разделения труда в управлении. 2. Неоклассическая школа. Или школа человеческих отношений, создатель Э.Мэйо. Осн. положения коллектив, как особая социальная группа межличностных отношении как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

3. Современная школа. системный подход (50 годы) взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации и учет воздействия факторов внешней среды. ситуационный ( 60 годы) анализ ситуационных перемен. эмпирический подход - анализ опыта и его использование в конкретных ситуациях. теория принятия решений и количественный подход (50-60 годы разделение процесса принятия решений на стадии н серии шагов и применение методов количественных измерений. теория стратегии (70 годы), инноваций и лидерства (80-90 годы) непрерывность взаимодействия организации с внешней средой и разработка стратегии развития организации. Инновационный подход к изменениям в организации (сетевые и виртуальные формы взаимодействия рабочих групп). Лидерство вместо директивного руководства, управление знаниями.

Вывод: таким образом, существует множество точек зрения научных взглядов, идей и школ так или иначе связанных с теорией управления. Все они объединены в 3 группы: классическая школа менеджмента, неоклассическая школа менеджмента и современные подходы к менеджменту.

 

2. Организация как объект управления и социальная система.

Организация - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы (финансовые ресурсы; материальные ресурсы (оборудование и т.п.); людские ресурсы; информационные ресурсы; временные ресурсы.). Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилась важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад и характеристика целого.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется с взаимодействием с внешней средой. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить своё функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Модель организации как открытой системы

можно представить следующим образом. На входе мы имеем различные ресурсы (энергетические финансовые, информационные, технологические, сырье, персонал и т.д.). Далее следует организационный процесс, который заключается в преобразовании входов (ресурсов) и на выходе мы имеем результаты преобразования входов - это товар или услуги. Для оптимального достижения целей в организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Если 2 человека работают для достижения одной цели, они должны эту работу разделить между собой. Разделение всей работы называют горизонтальным разделением труда. Организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования

подразделений, выполняющих специфические конкретные задания. Для того чтобы организация могла добиться поставленных целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.

Вертикальное разделение труда происходит по уровням управления — это высшее звено управления, среднее и низшее звено управления.

Из всего вышесказанного следует, что организация - это социальнаясистема. Она имеет свои отличительные черты:

- наличие не менее двух людей;

- наличие не менее одной цели;

- добровольное и сознательное стремление всех участников группы к достижению определенных целей;

- иерархичность управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.