Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководителя и модели




Управление персоналом: основные функции

Задачи и участие отдела кадров в решении кадровых вопросов

 

Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно Задачи (участие) отдела кадров
Плани-рование Консульти-рование (поддержка) Участие Осущест-вление
· Планирование потребности в персонале, привлечение и набор персонала
· Условия принятия на работу, интегрирование новых сотрудников, оценка испытательного срока
· Согласование целей работы, беседы с работниками (оценка работы)
· Оценка возможностей и меры по развитию руководящих кадров (преемников)

 

Окончание табл. 21.1
Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно Задачи (участие) отдела кадров
Плани-рование Консульти-рование (поддержка) Участие Осущест-вление
         
· Профессиональное стимулирование (повышение кадров)
· Использование систем затрат и систем стимулирования для сотрудников без тарифного договора
· Соблюдение форм сотрудничества, ориентированного на удовлетворение потребностей клиентов
· Организационные вопросы
· Сотрудничество с представителями трудящихся

 

К осуществлению кадровой политики и кадровой работы предъявляются следующие требования:

терпимость (идеологическая, религиозная);

ангажированность (политическая);

легитимность и законопослушность;

равноправие (социальное, национальное, физическое);

ответственность перед обществом;

гласность и открытость;

социальная доступность;

ориентация на общечеловеческие ценности.

Ситуационные условия руководства персоналом: характер задач, степень иерархичности организации, система ценностей руководителя, степень зрелости сотрудника.

 

 

Основные функции, выполняемые руководителем при работе с персоналом[58]:

воспитательная – функция, при достаточной психолого-педагогичес­кой компетентности руководителя, осуществляется посредством использования специально организованных форм (индивидуальные беседы, наставления, показ, разъяснение, взыскание и др.), либо через силу личного примера профессиональ­ной компетентности руководителя, через стиль ведения дел в организации, через манеру держаться и общаться, через культи­вируемую руководителем общую атмосферу в организации, посредством создания адекватной со­циально-психологической среды в организации;

дисциплинарная – функция эффективной организации исполнительской дисциплины в коллективе, ее корректировки и направления для противостояния соблазну «соскальзывания» на меры дис­циплинар-ного воздействия, «голого администрирования» (в силу их легкости и кажущейся эффективности);

арбитражная – функция раз­решения и устранения конфликтов и трудовых споров в организации в силу того обстоятельства, что невозможность разрешения конфликтов собственными средствами вынуждает сотрудников «идти по инстанциям», «обращаться на­верх» – к руководителю, который ставится в позицию арбит­ра;

психотерапевтическая – функция создания руководителем атмосферы своеобразного психологического комфорта в коллективе, основ­ными элементами которого являются чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги и беспокойства за «завтра­шний день», оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, желание сохранять членство в организации, уве­ренность, что в трудную минуту руководитель и сослуживцы поддержат и защитят;

экспертно-консультативная – функция реализации в деятельности руководителя по­тенциала обобщенного управленческого качества (профессиональной компетентности), распределения работ внутри организации (делегирования полномочий), проведения руководителем систематических бесед, консультаций, а также иных мероприятий (индивидуаль­ных и групповых), направленных на помощь исполнителям в реализации ими своих функций.

Соблюдение основных требований и реализация основных функций при работе с персоналом варьируется в зависимости от того, какая реализуется модель управления персоналом. Традиционно выделяются:

жесткая (или формальная, административная, авторитар­ная) модель – например, модель «А» (американская);

мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель – например, модель «Я» (японская);

комбинированная модель, которая в достаточно сбаланси­рован-ной форме сочетает в себе элементы и жесткой, и мягкой модели; при этом удельный вес элементов каждой модели может меняться в зависимости от типа преобладающего труда, мента­литета наемной рабочей силы и уровня управленческой культу­ры, которые характерны для данной организации или для данно­го предприятия.

В табл. 21.2 представлено общее сравнение моделей «А» и «Я»[59].

 

Таблица 21.2

 

Модель «А» Модель «Я»
Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору Человеческий фактор – на первом плане
Человек – на втором плане как необ­ходимое и неизбежное приложение Повышенное внимание к работникам
Слабое чувство лояльности. Работ­ник рассматривает корпорацию, в ко­торой трудится, только как источник личного дохода и потому вынужден приходить туда на работу. Больше его практически ничего с ней не связыва­ет. При предложении большей зарплаты спокойно перейдет на другое место работы Сильное чувство лояльности работ­ников и их отождествление себя с кор­порацией, готовность к самоограниче­нию во имя «своей» организации
Руководитель в своей работе рассчитывает только на себя. Как правило, это ярко выра­женная индивидуальность. Индивиду­альная oответственность за результаты Руководитель ведет себя как член еди­ной команды. Ярко проявляется дух кор­поративности. Коллек­тивная ответственность за результаты
В отношениях между персоналом по­ощряется независимое поведение В отношениях между персоналом по­ощряется взаимозависимость
Краткосрочный наем. Высокая теку­честь кадров Пожизненный наем. Очень низкая текучесть кадров
Быстрая оценка кадров и столь же быстрое их профессиональное продви­жение. Если этого не происходит, спе­циалисты проявляют нетерпение и по­думывают о своей неудачной карьере и переходе в другую фирму Основательная, растянутая во време­ни оценка кадров и их медленное, по­степенное профессиональное продви­жение. Работник смиренно ждет.Онуверен, что в конце концов его оценят объективно

 

Окончание табл. 21.2
Модель «А» Модель «Я»
Работник сориентирован на узкую специализированную деятельность. Це­нятся талант, выдающиеся способнос­ти, умение быстро и хорошо делать конкретную работу. Расходы на про­фессиональную подготовку невелики. Преобладают краткосрочные виды обучения и тренинга по конкретным видам деятельности Работник сориентирован на универ­сальный, неспециализированный вид деятельности. Подготовка ведется по широкому профилю. Ценится разви­тая гамма личностных качеств. Пред­почтение отдается длительным и фун­даментальным видам подготовки
Формальные, количественные меха­низмы целеполагания и контроля Неформальные, тонкие механизмы целеполагания и контроля
Индивидуальное быстрое принятие решений Коллективное неторопливое принятие решений посредством согласования (методом «ринги» и «увязки корней»)
Минимальное участие персонала и рядовых сотрудников в де­лах фирмы, в которой они работают. Им дают только ту информацию, ко­торая нужна для выполнения непосред­ственных обязанностей Управленческий персонал и рядовые сотрудники совместно владеют информацией о со­стоянии дел на фирме, в которой ра­ботают. Рядовые сотрудники в максимальной мере участвуют в делах фирмы (кружки ка­чества, самоуправляемые группы)
Между персоналом преобладают формальные контакты, диктуемые про­изводственной необходимостью. Укреп­ление и развитие межличностных связей не рассматривается как фактор повыше­ния эффективности производства Преобладают неформальные кон­такты среди персонала. Руководство сознательно поощряет и культивиру­ет различные формы интенсивного межличностного общения
Изменения осуществляются реши­тельно, «революционно» Изменения осуществляются посте­пенно, через отдельные исправления и улучшение
При оценке работника и его продви­жении главным критерием являются личные заслуги и качества лидера При оценке работника и его продви­жении главным критерием является старшинство и умение ладить с людьми
Компании не считают целесообраз­ным оказывать своим работникам со­циальную помощь. Распространен «принцип дикой утки» – тепличные ус­ловия отрицательно сказываются на способности к активным действиям и выживаемости Сильно развитая, система социаль­ной помощи и социальных услуг, ока­зываемых компанией своим работни­кам

Примером комбинированной модели является система управления персоналом в IBM, которая базируется на двух группах принципов[60]:

I группа:

сильные убеждения, ведущие к установлению общих це­лей и глубоко разделяемые как руководителями, так и рядовыми работниками;

разделяемые работниками этические ценности;

политика полной занятости («пожизненный наем»);

обогащение работы, повышение разнообразия труда;

стимулирование труда личности;

планирование и обеспечение неспециализированной карьеры;

личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений;

преобладание неявного (через установление системы цен­ностей) контроля (вместо явного, т. е. на основе количественных показателей и «рационального» мышления);

взращивание и развитие сильной корпоративной культуры;

холистический подход к работнику: признание приори­тетности удовлетворения потребностей работников.

II группа:

сильная вера в индивидуализм («уважение к человеку пре­выше всего»);

кадровая политика, позволяющая реализовать эту веру на практике;

единый статус для всех работников, одинаковые демокра­тические условия, при которых отношения между работниками не могут основываться на подавлении одного человека другим;

привлечение на работу специалистов высочайшей квали­фикации;

расширенная профессиональная подготовка всех работни­ков, и особенно высших управляющих;

максимальное делегирование полномочий и ответствен­ности исполнителям низшего уровня;

намеренное ограничение деятельности линейных руково­дителей;

поощрение несогласия и расхождений во взглядах;

поощрение широких горизонтальных связей;

институционализация изменений.

Каждая из моделей дает должный эффект, если при­меняется в подходящее время, в подходящем месте, в подходя­щих условиях и подходящими людьми. В основном на практике находят применение отдельные составляющие этих моделей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.