КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководителя и модели
Управление персоналом: основные функции Задачи и участие отдела кадров в решении кадровых вопросов
К осуществлению кадровой политики и кадровой работы предъявляются следующие требования: терпимость (идеологическая, религиозная); ангажированность (политическая); легитимность и законопослушность; равноправие (социальное, национальное, физическое); ответственность перед обществом; гласность и открытость; социальная доступность; ориентация на общечеловеческие ценности. Ситуационные условия руководства персоналом: характер задач, степень иерархичности организации, система ценностей руководителя, степень зрелости сотрудника.
Основные функции, выполняемые руководителем при работе с персоналом[58]: воспитательная – функция, при достаточной психолого-педагогической компетентности руководителя, осуществляется посредством использования специально организованных форм (индивидуальные беседы, наставления, показ, разъяснение, взыскание и др.), либо через силу личного примера профессиональной компетентности руководителя, через стиль ведения дел в организации, через манеру держаться и общаться, через культивируемую руководителем общую атмосферу в организации, посредством создания адекватной социально-психологической среды в организации; дисциплинарная – функция эффективной организации исполнительской дисциплины в коллективе, ее корректировки и направления для противостояния соблазну «соскальзывания» на меры дисциплинар-ного воздействия, «голого администрирования» (в силу их легкости и кажущейся эффективности); арбитражная – функция разрешения и устранения конфликтов и трудовых споров в организации в силу того обстоятельства, что невозможность разрешения конфликтов собственными средствами вынуждает сотрудников «идти по инстанциям», «обращаться наверх» – к руководителю, который ставится в позицию арбитра; психотерапевтическая – функция создания руководителем атмосферы своеобразного психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги и беспокойства за «завтрашний день», оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, желание сохранять членство в организации, уверенность, что в трудную минуту руководитель и сослуживцы поддержат и защитят; экспертно-консультативная – функция реализации в деятельности руководителя потенциала обобщенного управленческого качества (профессиональной компетентности), распределения работ внутри организации (делегирования полномочий), проведения руководителем систематических бесед, консультаций, а также иных мероприятий (индивидуальных и групповых), направленных на помощь исполнителям в реализации ими своих функций. Соблюдение основных требований и реализация основных функций при работе с персоналом варьируется в зависимости от того, какая реализуется модель управления персоналом. Традиционно выделяются: жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель – например, модель «А» (американская); мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель – например, модель «Я» (японская); комбинированная модель, которая в достаточно сбалансирован-ной форме сочетает в себе элементы и жесткой, и мягкой модели; при этом удельный вес элементов каждой модели может меняться в зависимости от типа преобладающего труда, менталитета наемной рабочей силы и уровня управленческой культуры, которые характерны для данной организации или для данного предприятия. В табл. 21.2 представлено общее сравнение моделей «А» и «Я»[59].
Таблица 21.2
Примером комбинированной модели является система управления персоналом в IBM, которая базируется на двух группах принципов[60]: I группа: сильные убеждения, ведущие к установлению общих целей и глубоко разделяемые как руководителями, так и рядовыми работниками; разделяемые работниками этические ценности; политика полной занятости («пожизненный наем»); обогащение работы, повышение разнообразия труда; стимулирование труда личности; планирование и обеспечение неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; преобладание неявного (через установление системы ценностей) контроля (вместо явного, т. е. на основе количественных показателей и «рационального» мышления); взращивание и развитие сильной корпоративной культуры; холистический подход к работнику: признание приоритетности удовлетворения потребностей работников. II группа: сильная вера в индивидуализм («уважение к человеку превыше всего»); кадровая политика, позволяющая реализовать эту веру на практике; единый статус для всех работников, одинаковые демократические условия, при которых отношения между работниками не могут основываться на подавлении одного человека другим; привлечение на работу специалистов высочайшей квалификации; расширенная профессиональная подготовка всех работников, и особенно высших управляющих; максимальное делегирование полномочий и ответственности исполнителям низшего уровня; намеренное ограничение деятельности линейных руководителей; поощрение несогласия и расхождений во взглядах; поощрение широких горизонтальных связей; институционализация изменений. Каждая из моделей дает должный эффект, если применяется в подходящее время, в подходящем месте, в подходящих условиях и подходящими людьми. В основном на практике находят применение отдельные составляющие этих моделей.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |