Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. эффективность управления




 

Управление как процесс, ориентированный на достижение заданной цели. Центральное место процесса принятия решений в процессе управления. Управление как распределение ограниченных ресурсо в по задачам и подразделениям. Степень приближения результата к цели («желаемому» результату) (с учетом ограничений ресурсного и нормативного характера) как мера качества управления. Эффективность управления. Основные факторы, определяющие качество или эффективность управления. Эффективность решений как важнейший фактор, определяющий качество управления.

Понятие эффективности. Эффективность как содержание управления организацией. Эффективность и производительность Методы повышения эффективности управления. Эффективное использование ресурсов административными организациями как основная задача управления. Влияние определенных условий внешней среды на эффективность функционирования системы. Зависимость эффективности от стоимости (затрат на разработку и эксплуатацию системы). Понятие критерия эффективности. Двойственность определения критерия эффективности. Внешняя эффективность как характеристика степени достижения целей. Внутренняя эффективность, или рациональность использования ресурсов.

Техническая эффективность как свойство системы, отражающее характер оцениваемой деятельности, как свидетельство того, что делаются нужные вещи. Экономическая эффективность как свойство системы, характеризующее то, насколько умело (экономично) используются ресурсы (в процессе деятельности).

Основные пути повышения эффективности функционирования организации. Механизация, автоматизация, информатизация и т.п. процессов функционирования организации как «технологический» способ повысить эффективность. Оценка технической и экономической эффективности. Метод «эффективность – стоимость» и его содержание. Двойственность метода «эффективность – стоимость» и пути ее преодоления. Построение моделей эффективности и стоимости. Синтез оценок стоимости и эффективности. Роль субъективных суждений при синтезе стоимости и эффективности.

Эффективность работы персонала. Развитие желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей как самый надежный способ повысить эффективность. Высокая профессиональная подготовка исполнителей как основа умения. Развитие желания трудиться на основе психологической подготовки персонала.

Целенаправленность как основное свойство социальных систем. Понятие цели управления. Соотношение целей управления с требованиями среды, ресурсами и возможностями социальной системы. Комплексный характер целей управления. Связь целей управления с методами, функциями и организационной структурой управления. Целевой подход и его содержание. Цель как набор характеристик желаемой системы. Выбор цели как разработка системы ценностей. Ценность как выбор того, что является важным, стоящим, что привлекает внимание, интерес человека.

Психологический аспект выбора цели. Потребности, желания и стремления как стимулы для выбора целей. Социальный аспект процесса выбора целей. Неопределенность в процессе выбора целей. Неопределенность как невозможность сформулировать одну единственную цель. Многоцелевой характер решаемых проблем. Метод «дерева целей» как средство декомпозиции главной, как правило, нечеткой и размытой цели на множество более мелких и конкретных целей. Неопределенность как невозможность формализации некоторых целей. Количественные и качественные цели. Зависимость целей. Классификация целей. Прояснение потребностей и возможностей в процессе выбора целей. Субъективные суждения в процессе выбора целей. Соотношение цели и средства ее достижения. Анализ целей и его содержание. Проверка осуществимости и совместимости целей. Измеримость целей и влияние измеримости на количественный или качественный характер цели.

Основные понятия и термины: эффективность, критерий эффективности, метод «эффективность – стоимость», матрица эффективности, матрица рисков, внешняя (техническая) эффективность, внутренняя (экономическая) эффективность, оценочный функционал, цель, ценность, дерево целей, главная и вспомогательная цели, стратегическая и тактическая цели, неопределенность целей, экстремальная цель, асимптотическая цель, граничная цель.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные пути и методы повышения эффективности управления.

2. В чем отличие понятия технической эффективности от экономической эффективности?

3. В чем проявляется двойственность метода «эффективность – стоимость»?

4. В чем специфика использования метода «дерева целей для декомпозиции главной цели?

5. Чем объяснить многоцелевой характер социально-технических систем?

6. В чем специфика технологического пути повышения эффективности?

7. Раскройте содержание «мягкого» пути повышения эффективности.

8. В чем суть целевого подхода в управлении?

 

Тема 9. управляющая система и ее особенности (субъект управления)

 

Субъект управления. Виды (типы) субъектов управления. Орган управления. Управляющая система. Организация как субъект управления. Коллективный (коллегиальный) орган управления. Информационно-управляющая система. Руководитель как субъект управления. Власть и ответственность в управлении. Архетипы руководителей (классификация И. Ансоффа). Формально регламентированные права и обязанности руководителя. Юридическая ответственность руководителя за функционирование коллектива. Право руководителя располагать строго определенными возможностями санкционирования (наказания и поощрения) подчиненных. Основные задачи руководителя.

Делегирование, полномочия и ответственность. Делегирование как инструмент передачи задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность как обязательство исполнителя выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Организационные полномочия. Виды полномочий. Линейные полномочия, и иерархия управления. Полномочия и власть. Цепи команд. Власть и влияние, инструменты лидерства как основные средства руководителя, необходимые для разрешения проблемных ситуаций. Управленческие роли руководителя (классификация Г.Минцберга). Руководство и принцип необходимого разнообразия. Стили руководства по К.Левину. Классификация стилей руководства по Т.Коно.

Власть как способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств. Власть (в экономике), основанная на владении землей. Власть, основанная на капитале. Власть, основанная на владении информацией, на знаниях и опыте. Типология власти по М.Веберу. Законная (бюрократическая, рациональная) власть. Традиционная власть. Харизматическая власть.

Лидерство и влияние. Лидерство основанное на власти, присущей конкретной работе, должности или роли. Лидерство, опирающееся на личное (индивидуальное) влияние и власть. Стиль управления (руководства). Стили управленческого поведения в соответствии с ситуационной теорией лидерства, или «теорией (моделью) жизненного цикла» П. Херси – К. Бланшара. Концепция лидерства с позиций личных качеств. Поведенческий подход к лидерству. Ситуационный подход к лидерству. Методы управленческого влияния (на группы и системы).

Аппарат государственный (управленческий) как основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления. Понятие структуры государственного аппарата. Управленческая, организационная деятельность как содержание деятельности государственного аппарата и его подразделений. Административный аппарат. Государственные служащие и их властные полномочия для реализации функций государственной власти. Типы административного аппарата.

Понятие и сущность организационной структуры управления, её состав и назначение. Связь структуры управления с характером и содержанием функций управления. Организационные схемы как средство отображения структур управления, их назначение, достоинства и недостатки. Виды связей в организационных структурах управления. Элементы и звенья (ступени) структуры управления. Понятие «персонал управления». Линейный и штабной персонал. Проблемы централизации и децентрализации в организационных структурах управления. Тенденции развития организационных структур. Факторы, влияющие на формирование структуры управления. Проблемы диапазона руководства. Понятия «масштаба управляемости» и «нормы управляемости». Формула В.А.Грайкунаса. Потенциальная и действительная сферы руководства. Интеграция организационного управления и управляющие системы. Границы управляемости.

Основные понятия и термины: лидерство, стиль руководства, влияние, власть, субъект управления, управляющая система, полномочия, делегирование, ответственность, структура управления, аппарат управления.

 

Контрольные вопросы:

1. Каково назначение и особенности управляющей системы (субъекта управления)?

2. В чем специфика управления и руководства в организации?

3. Каковы организационные роли руководителя (классификация Г.Минцберга?).

4. В чем достоинства и недостатки линейных и функциональных структур управления?

5. В чем достоинства и недостатки органических (адаптивных) структур?

6. В чем особенности аппарата (штаба) управления и аппаратных полномочий?

7. Каково содержание понятия делегирование полномочий?

8. В чем проявляется ответственность руководителя?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.