Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица выбора метода




®ТРЕБУЕТСЯ ДАНО ¯ 2 Исследование исходной проектной ситуации 3 Анализ и преобразование структуры проблемы
1. Составление технического задания 2.1.Формулирование задач 2.2.Поиск информации 2.3.Интервьюирование потребителей 3.1.Мозговая атака 2.2.Поиск информации 2.3.Интервьюирование потребителей 3.1.Мозговая атака 3.2.Синектика
2 Исследование исходной проектной ситуации   2.1.Формулирование задач 4.1.Матрица взаимодействий 4.2.Сеть взаимодействий
3 Анализ и преобразование структуры проблемы 2.2.Поиск информации 2.4.Анкетный опрос 2.5.Исследование поведения потребителей 2.6.Системные испытания 2.7.Выбор шкал измерений  
4 Определение границ, описание промежуточных решений, выявление конфликтов   3.2.Синектика 4.3.Трансформация системы 4.4.Смещение границ 4.5.Проектирование новых функций
5 Комбинирование промежуточных решений и варианты проектов    
6 Оценка вариантов решения и выбор окончательного варианта    


^ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

4 Определение границ, описание промежуточных решений, выявление конфликтов 5 Комбинирование промежуточных решений и варианты проектов 6 Оценка вариантов решения и выбор окончательного варианта
3.1.Мозговая атака 3.3.Морфологические карты 3.1.Мозговая атака 3.3.Морфологические карты  
  4.3.Трансформация системы 4.5.Проектирование новых функций  
2.2.Поиск информации 2.6.Системные испытания 3.1.Мозговая атака 3.3.Морфологические карты 5.3.Ранжирование и взвешивание 3.1.Мозговая атака 3.2.Синектика 4.3.Трансформация системы 4.4.Смещение границ 5.1.Системотехника 5.2.Кумулятивная стратегия Пейджа
  3.1.Мозговая атака 3.2.Синектика  
    2.4.Анкетный опрос 2.5.Исследование поведения потребителей 2.6.Системные испытания 2.7.Выбор шкал измерений 2.8.Накопление данных 5.3.Ранжирование и взвешивание
     


Некоторые методы повторно указаны ниже диагонали матрицы; это означает, что их можно использовать для проверки, то есть для изменения формулировки проблемы после ее частичного исследования.

Алгоритм применения матрицы для выбора метода решения проблем (матрицы "ДАНО – ТРЕБУЕТСЯ") состоит в следующем:

1. Найти в графе "ДАНО" те категории информации, которые уже имеются. В выбранной строке перечислены методы, которые применимы для решения соответствующих задач на этой стадии.

2. По строке "ТРЕБУЕТСЯ" найти тот вид информации, который необходимо получить на данной стадии. Методы, обеспечивающие получение такой информации, указаны в соответствующем столбце.

3. Клетка, которая находится на пересечении выбранной строки с выбранным столбцом матрицы, содержит перечень методов, позволяющих на основании имеющихся исходных данных получить необходимые конечные результаты. Цифры перед названием метода соответствуют разделу главы 2 книги автора "Информационные системы менеджмента"5, в котором этот метод описан. (Клетки можно обозначать цифрами через черточку; например, 3-6 означает клетку, в которой указаны методы "Системотехника" и "Кумулятивная стратегия Пейджа", изложенные соответственно в разделах 2.5.1 и 2.5.2).

Пользуясь матрицей выбора метода, нельзя забывать, что она является лишь рекомендательной и не является истиной в последней инстанции. В практике решения проблем эта матрица может обеспечить исходный набор методов решения конкретной проблемы. Эти методы в целом являются достаточно универсальными и могут быть приложимы к различным стадиям проектирования изменений.

В процессе же практической реализации этой схемы могут привлекаться и другие методы, позволяющие в каждой конкретной ситуации составить оптимальный набор методов решения. Управленец, работающий в определенной предметной области, по мере использования предлагаемых подходов в своей практической деятельности может составить свой перечень методов, оптимальным образом соответствующий кругу решаемых им управленческих проблем.

Методы, которые полезно использовать в самом начале проектирования, указаны в столбце 2 ("Исследование исходной проектной ситуации"). Как уже знает читатель (см. рис.4.3.), на этой стадии (дивергенция) преследуется цель пробуждать сомнения, правильно формулировать вопросы, выявлять существенные факторы, исследовать реакции заказчиков, потребителей и других лиц на различные варианты решения задачи. Некоторые дивергентные методы помещены в клетку 3-2; это означает, что их можно использовать при пересмотре задачи на более позднем этапе – "Анализ и преобразование структуры проблемы" – для изучения новой ситуации, которая может возникнуть в результате трансформации проблемы.

Процесс трансформации осуществляется посредством методов, указанных в столбце 3, а также в клетках 1-4, 1-5 и 2-5, где происходит трансформация исходных данных строки 1 или 2 в выходные данные столбцов 4 и 5. В клетке 4-3 приведены методы, обеспечивающие возможность пересмотра задачи на более поздней стадии. Такой пересмотр бывает очень эффективным: можно придать задаче временную, условную структуру с единственной целью получения информации, которая поможет вскрыть реальные трудности, а затем изменить структуру задачи таким образом, чтобы преодолеть эти трудности.

Обратим внимание на тот факт, что в строки 1 и 2 входят по большей части "мягкие" методы, которые на каждой стадии дают промежуточные результаты, пока не сложилась окончательная структура задачи. "Жесткие" методы, обеспечивающие твердую основу для исследования структуры нетривиальных задач (клетка 3-2) или для устранения логических затруднений (клетка 4-3), можно применять лишь после того, как получены промежуточные результаты (столбцы 3 и 4, соответственно).

Операции, проводимые на базе методов из колонок 4, 5 и 6, всегда направлены на снижение неопределенности, возникшей на предыдущих стадиях, и на конвергенцию к единственному варианту проекта. Клетки, расположенные вдоль диагонали (3-4, 4-5 и 5-6), содержат конвергентные методы, обеспечивающие продвижение вперед без риска, с которым связано применение более общих стратегических методов, удаленных от диагонали. Самые надежные и эффективные из этих методов пошагового продвижения указаны в клетке 5-6. Заметим, что здесь помещены и исследовательские (дивергентные) методы. Однако на стадии конвергенции они используются для оценки решения, а не для исследования.

В последующих разделах приведены некоторые из наиболее эффективных методов, соответствующих трем указанным стадиям разработки стратегических альтернатив. Изложение метода строится по следующей схеме: формулировка цели исследования, алгоритм метода исследования, описание применения метода на конкретном примере.
4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей


Дивергентный поиск характеризуется следующими основными чертами, признаками и положениями:

1.Цели поиска неустойчивы и условны.

2.Границы задачи неустойчивы и неопределенны.

3.Оценка откладывается на будущее: все, что может иметь отношение к решению задачи, принимается во внимание, как бы сильно одно положение не противоречило другому.

4.Техническое задание, полученное от заказчика, принимается за отправную точку исследований, но при этом считается, что это задание может подвергаться изменениям и развитию в ходе дивергентного поиска, а может быть, и на более поздних ступенях (однако не без согласия заказчика).

5.Задача лица, принимающего решение (ЛПР), заключается в сознательном увеличении своей неуверенности, в освобождении от заранее заданных решений, в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задачи.

6.Одна из целей исследований на этой стадии заключается в том, чтобы изучить реакцию заказчиков, потребителей, рынка, производства и т.п. на смещение целей и границ задачи в разных направлениях и в различном объеме. Направление исследования этой реакции во многом зависит от того, какие именно неувязки и противоречия обнаруживаются в рассматриваемой ситуации.

Среди эффективных методов дивергенции необходимо отметить следующие6:


  • формулирование задач;

  • интервьюирование потребителей;

  • анкетный опрос;

  • исследование поведения потребителей;

  • поиск информации;

  • выбор шкал измерения;

  • системные испытания и др.

  • накопление и свертывание данных;

  • системные испытания;

  • мозговая атака;

  • синектика и др.

 

Рассмотрим метод исследования поведения потребителей, который может успешно применяться при диагностике ближнего окружения системы управления – потребителей продукции компании.


Исследование поведения потребителей

Цель

Исследовать модели поведения потенциальных потребителей нового изделия и предсказать их предельные характеристики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.