Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и функции инновационного менеджмента




Особенностью инноваций является то, что их польза, как правило, воспринимается не всеми и не сразу. Если высший уровень менеджмента принимает решение относительно инновации, то первоочередной задачей должно быть стимулирование ее позитивного восприятия всеми членами организации. Обычная практика внедрения системных нововведений, когда сначала разрабатывается стратегия преобразований, затем осуществляются сами преобразования и только после этого обучают персонал новым методам работы, является неэффективной. Это обусловлено тем, что такая практика предусматривает одновременное понимание целесообразности изменений всеми членами организации. В действительности такая ситуация далека от совершенства. Значительное число менеджеров и рядовых работников видят в новациях только дополнительные хлопоты для себя, поэтому руководству не следует рассчитывать на их добровольную помощь и активное участие в нововведениях. По этой причине возникает необходимость целенаправленного управления инновационной деятельностью предприятия, которое предусматривало бы не только организацию внедрения новой идеи под давлением руководства, но и смещение акцентов в системе стимулов персонала в сторону проявления инициативы, участия в преобразованиях, обсуждении проблем, возникающих в процессе внедрения новации.

При этом следует учитывать, что польза от инновации воспринимается руководством организации и рядовыми ее членами по-разному. Благодаря стратегическому мышлению руководства, оно может всесторонне оценивать последствия инновации, прогнозируя в конечном итоге ее способность укреплять конкурентные позиции. Одновременно значительная часть тех, кого непосредственно касаются изменения, хотела бы почувствовать преимущества работы по-новому уже сегодня, не ожидая, пока инновация даст отдачу. Поэтому система стимулов инновационных процессов должна учитывать рассмотренные особенности персонала организации. Например, активно благоприятствуют реализации нововведения стимулы, ориентированные на соблюдение запланированных сроков внедрения. Эти стимулы имеют большую силу для исполнителей, овладевающих новыми видами деятельности. В противовес этому менеджмент среднего и высшего уровня должен ориентироваться на конечные результаты и наиболее эффективным в этом случае будет его стимулирование через систему участия в прибылях.

Благодаря дифференцированному подходу к стимулированию разных категорий работников, действенность стимулов повышается, что способствует формированию инновационного типа мышления персонала организации. Это дает возможность снять проблему сопротивления организационным изменениям и повышает вероятность освоения новации в запланированные сроки.

Инновационный менеджмент – это совокупность методов и форм управления инновационным процессом, а также занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента необходимо уметь четко поставить цель и выбрать стратегию.

Инновационный менеджмент нацелен, главным образом, на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализацию инновации, при этом важным моментом является синхронизация функциональных подсистем, совершенствование координирующих действий операционной системы производства, управление персоналом и осуществление контроля над инновационным процессом.

К функциям, отображающим содержание инновационной деятельности, относятся:

  • прогнозирование;
  • формирование инновационных целей;
  • планирование;
  • координация;
  • организация;
  • стимулирование (активизация);
  • контроль.

 

Каждая из перечисленных функций направлена на решение специфических задач. Прогнозирование. Функция прогнозирования в инновационном менеджменте направлена на разработку прогнозов научно-технического развития на перспективу. Под прогнозом понимается научно обоснованные положения о возможных изменениях технико-экономического, технологического, социального состояния объекта управления в целом и его отдельных частей. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность и многовариантность направлений создания инноваций. Альтернативность означает возможность выбора одного решения из набора взаимоисключающих возможных решений. Для разработки прогноза о будущем состоянии объекта необходимы научные исследования закономерностей и тенденций развития общества, научно-технического прогресса, социальных потребностей, технических возможностей отрасли, предприятия и его экономической деятельности.

Основной задачей прогнозирования является поиск наиболее эффективных путей развития исследуемого объекта на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций его изменений. Прогноз обеспечивает решение следующих задач:

  • определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
  • оценка экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития объекта прогноза;
  • определение мероприятий, необходимых для обеспечения внедрения одного из вариантов прогноза;
  • оценка необходимых ресурсов для осуществления мероприятий по развитию объекта.

Формирование инновационных целей. Процесс формирования инновационных целей является одной из важных процедур инновационного менеджмента и составляющих всех плановых расчетов в инновационной сфере.

Инновационные цели связаны с миссией фирмы, стратегиями, жизненным циклом инновации и организации в целом и являются ориентиром инновационной деятельности на заданные периоды.

В организациях (предприятиях, компаниях) разрабатывается «дерево целей», в котором инновационные цели содержат определенный иерархический уровень. Дерево целей представляет собой упорядоченную иерархию целей, которые отображают их внутренние взаимосвязи и подчиненность, основное содержание которого состоит в способе перехода от основной цели к совокупности мелких подцелей. Дерево целей имеет несколько уровней, их количество определяется конкретными условиями, сложностью объекта, ресурсными возможностями и т.д.

На каждом уровне дерева целей комплекс подцелей должен быть достаточным для достижения высшего уровня целей.

Дерево целей строится до уровня, на котором можно определить ответственного исполнителя и начать формирование мероприятий программы достижения целей.

Цели инноваций должны быть конкретно сформулированными и измеряемыми. По содержанию они могут иметь научный, технический, экономический, социальный, политический характер и должны быть ориентированными на решение производственных, кадровых, социальных, экологических, технических задач развития организации.

Планирование как функция инновационного менеджмента состоит в обосновании основных направлений инновационной деятельности в соответствии с разработанными прогнозами и целями развития, возможностей ресурсного обеспечения, инновационного потенциала организации, спроса на рынке. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий как по разработке плановых заданий в инновационном процессе, так и внедрения их на практике.

В процессе разработки планов обеспечивается детализация целей инновационной деятельности, доведение их до отдельных структурных подразделений и исполнителей, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации проектов, программ и отдельных работ, установленных на определенный период.

Координация. Функция координации в инновационном менеджменте означает согласование деятельности всех звеньев системы управления, аппарата научно-исследовательских подразделений и отдельных специалистов. Координация в сложных социоэкономических системах имеет противоречивые тенденции: с одной стороны, системе необходима свобода выбора поведения, а с другой – необходимо использовать управленческие действия, чтобы достичь поставленных целей.

Организация. Сущность этой функции в инновационном менеджменте состоит в обеспечении исполнения плановых задач и объединения людей, которые совместно реализуют инновационные планы, программы, проекты на основе соответствующих правил и процедур. К последним относится создание органов управления, соответствующей организационной структуры управления, установление взаимосвязей между подразделениями, распределение информации по подсистемам менеджмента.

Функция организации обеспечивает рациональное соединение в пространстве и времени всех элементов инновационного процесса.

Стимулирование. Функция стимулирования в инновационном менеджменте проявляется в создании условий заинтересованности работников в результатах своей работы по созданию и реализации инноваций.

Стимулирование предусматривает создание системы моральной и материальной заинтересованности для сотрудников в повышении профессионального уровня, продвижения по службе, улучшения морального климата, что дает возможность повысить продуктивность как индивидуальной, так и коллективной работы.

Контроль. Функция контроля – одна из важнейших функций инновационного менеджмента. Она состоит в проверке организации инновационного процесса, плана выполнения создания новинок, реализации инноваций.

К задачам инновационного контроля относятся:

  • сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;
  • оценка полученных результатов деятельности;
  • анализ причин отклонений и факторов, которые влияют на результаты деятельности;
  • подготовка и реализация решений, которые направлены на достижение намеченных целей развития и преодоление отклонений.

 

Контроль выполняет также функцию обратной связи в процессе управления инновациями. Наличие обратной связи является обязательным условием завершенности системы управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.