Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные стратегии в организации




Инновационная стратегия реализуется в рамках стратегического планирования. С выбором стратегии связаны разработка планов, проведение исследований, осуществление других форм инновационной деятельности. Основа разработки инновационной стратегии базируется на теории жизненного цикла продукта, рыночной позиции предприятия и его научно-технической политики.

Стратегия – это план действий по завоеванию компанией выгодного положения на рынке и достижения устойчивого конкурентного преимущества. Стратегия компании меняется со временем под влиянием новых планов менеджмента и действий, предпринимаемых в ответ на непредвиденные обстоятельства.

При выработке стратегии учитывается реакция на изменение во внешней среде. Постоянно открываются окна стратегических возможностей, что требуют корректировки отдельных элементов детально спланированной стратегии. К окнам возможностей относятся новые технологии, действия конкурентов, изменение потребностей клиентов, незапланированное увеличение или снижение издержек, новые законы и т.д.

Различают следующие типы инновационных стратегий: наступательная стратегия, защитная стратегия, имитационная стратегия, зависимая стратегия, традиционная стратегия, ситуационная стратегия (стратегия «ниши»).

Наступательная стратегия связана со стремлением фирм достичь технического и рыночного лидерства путем создания и внедрения новых продуктов. Эта стратегия предусматривает постоянную ориентацию фирмы на мировые достижения науки и техники, наличие научных разработок, быстрое реагирование и приспособление к новым технологическим возможностям. Особенностью наступательной инновационной стратегии является активное участие работников фирмы в создании и внедрении инноваций. Редким является случай, когда инновация «приходит» на фирму из внешней среды в завершенном виде. Поэтому в реализации новации ведущую роль играет специальное подразделение, функциями которого являются исследования и разработки. Наступательную стратегию могут использовать как малые фирмы, так и большие компании, которые активно изучают рынок. Благодаря мощным научно-исследовательским подразделениям, крупные компании способны генерировать и реализовывать собственные идеи, защищая свое исключительное право на новую продукцию через систему патентования.

Защитная стратегия направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции компании на имеющихся рынках. Данной стратегии придерживается большинство компаний, которые избегают чрезмерного риска. Они стремятся двигаться на шаг сзади от «пионеров» и внедряют новацию, только убедившись в ее перспективности. Однако это не просто имитация новинки. Как правило, в нее вносятся существенные улучшения, что благоприятствует внедрению новации в других сферах, по другому назначению или перенесению на другие рынки. Главная особенность такой стратегии – оптимизация соотношения «затраты – выпуск» в производственном процессе. Защитная стратегия также требует значительных усилий в научно-исследовательской сфере и используется достаточно мощными высокотехнологическими компаниями. Проанализировав достижения и ошибки компаний-пионеров, усовершенствовав новацию и юридически защитив новый образец, они начинают производство и получают от этого значительные прибыли.

Например, компания IBM, используя защитную стратегию, превзошла в производстве компьютеров компанию-пионера Сперри Ренд. В свою очередь, множество компьютерных компаний приобрели лицензию в IBM и, тем или иным образом усовершенствовав ее базовый компьютер, заполонили своей продукцией мировой рынок. Компания с защитной стратегией должна уделять много внимания обучению своего персонала, рекламе и продвижению своей продукции путем развитого сервиса и технического обслуживания.

Имитационная стратегия используется компаниями, которые не являются пионерами в выпуске на рынок нововведений, однако имитируют ее продукцию, приобретя у компании–пионера лицензию. Иногда имитация может осуществляться пиратским способом. При этом компания–имитатор не только копирует основные потребительские свойства нововведений, но и достигает в производстве определенных преимуществ. Такими преимуществами может быть низкая стоимость продукции благодаря привлечению дешевой рабочей силы, использование уже имеющихся производственных мощностей в новом назначении и т.д. Имеет существенное значение и способность работников компании удачно скопировать новинку.

Примером такой стратегии является выпуск украинскими производителями лазерных CD–дисков, которые, благодаря низкой цене, заполонили не только отечественные, но и западные рынки. Продажа украинских пиратских CD–дисков, по некоторым данным, достигла 60-70 тыс. в год. Ежегодные убытки от этого только в США составили около 200 млн. долларов.

Однако если имитационная стратегия осуществляется с соблюдением прав интеллектуальной собственности компании-пионера и обеспечивается при этом удачное соединение чужой технологии с преимуществами собственных ресурсов, то такая стратегия может быть полезной для компании–имитатора.

Однако такая стратегия может оказаться и неудачной, если недостаточно изучить конъюнктуру соответствующего рынка (совместный проект «АвтоЗАЗ – Daewoo»).

Зависимая стратегия – характер технологических изменений в этом случае зависит от политики компании, которая выступает как «материнская» по отношению к «зависимой» компании. Обычно это субподрядные работы. Малые компании такого типа распространены в капиталоемких отраслях, их успех непосредственно зависит от успеха у потребителей основного продукта головной фирмы. Такие компании не осуществляют самостоятельный инновационный поиск, но обеспечивают высокое качество работы и гибкость в приспособлении к требованиям новых технологий и рынкам сбыта. Значительная часть из них занята в сервисном бизнесе и продвижении продукции на новые рынки.

Традиционная стратегия не предусматривает значительных технологических изменений, поэтому такая стратегия лишь условно относится к инновационной. Часто производство становится традиционным вследствие закрепления за ним определенных инновационных форм на длительный период жизненного цикла продукта. Если на основе тщательного анализа рыночной ситуации и состояния конкурентов компания уверена в стабильности рынка и потребительских преимуществах своей продукции, она может придерживаться традиционной стратегии. Одновременно эта стратегия предусматривает усовершенствование продукции (услуг), поэтому этой стратегии также присущи признаки инновационного поведения. Примером может быть ресторанный и отельный бизнес. Несмотря на традиционность удовлетворения спроса, форма и качество такой продукции постоянно усовершенствуются.

Ситуационная стратегия или стратегия «ниши» является реакцией руководства на внешние сигналы рынка или институциональной среды. В этом случае инновационная деятельность в поиске информации относительно возможностей, которые появляются у компании из-за появления новых обстоятельств, обнаружения новых ниш на имеющихся рынках товаров и услуг. С этого типа стратегии начинают компании, которые стремятся быстро войти в мировой рынок, используя свой потенциал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.