Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и способы финансирования инноваций в Украине




Механизм функционирования экономики инновационного типа предусматривает постоянную цикличную трансформацию: средства, вложенные в научные исследования, целенаправленно трансформируются в новые знания, полученные знания – в новые технологии и товары, которые в свою очередь, эффективно трансформируются в деньги. В такой экономике (ее еще называют экономикой, базирующеюся на знаниях, в отличие от экстенсивной, с сырьевой ориентацией) основным ресурсом развития выступают знания, ведущим источником которых является наука. Мировой опыт подтверждает, что эффективность такой экономики в стратегической перспективе значительно выше, чем с сырьевой ориентацией, и только такой тип экономического развития может обеспечить научно-технологическую независимость государства.

Уровень финансирования научно-технологической сферы в современном мире определяется, с одной стороны, целями, которые ставит перед научно-технологичным потенциалом политическое руководство государства, а с другой – является ключевым фактором, который обусловливает реальные возможности их достижения. Мировой опыт свидетельствует о том, что научно-технический потенциал влияет на социальное развитие страны, и это влияние напрямую зависит от доли валового внутреннего продукта, который тратится на научные исследования. Если в стране затраты на науку не превышают 0,4% ВВП, то ее научный потенциал в состоянии реализовать лишь определенную социокультурную функцию. Увеличение этого показателя дает возможность обеспечить в стране развитие отдельных направлений исследований, результаты которых имеют шанс быть замеченными мировой научной общественностью, то есть реализовать познавательную функцию. И только после перехода через определенное пороговое значение этого показателя (около 0,9% ВВП) страна с развитым научным потенциалом может рассчитывать на реальное влияние последнего на развитие экономики. Для Украины, где необходимо учесть значительную «теневую» составляющую экономики, этот показатель должен превышать 1,7% ВВП.

В Украине за последнее десятилетие финансирование науки ни разу не достигло необходимого порогового уровня. Причем бюджетное финансирование научных исследований имеет тенденцию к уменьшению. Тот факт, что украинская наука при таком уровне финансирования все же дала ряд принципиально важных и практически значимых результатов, можно объяснить только тем, что она реализовала в этих условиях свой значительный задел предыдущих лет.

Средние затраты на научные исследования в Украине в расчете на одного научного сотрудника втрое меньше по сравнению с Россией, в 18 раз – в сравнении с Бразилией, в 34 раза – с Южной Кореей и в 72 раза - с США. В настоящее время этот параметр стал одним из важнейших показателей, который обязательно учитывается при вступлении стран в Европейский Союз.

Эффективное использование научного потенциала, как ведущего фактора экономического развития страны, возможно лишь при условии, когда сбалансированы все его составляющие:

  • фундаментальная наука, получающая новейшие знания, обеспечивает общий уровень науки и просвещения в стране;
  • прикладные исследования;
  • опытно-конструкторские работы, которые трансформируют научные знания в технологии, реагируя на спрос со стороны экономики, в значительной степени влияя на нее.

 

При формировании государственной стратегии финансовой поддержки науки следует подчеркнуть: первая из этих составляющих – фундаментальная наука – развивается в соответствии с собственными, присущими только ей закономерностями. Государство может активно влиять на масштабы и интенсивность исследований, помогать развивать новые направления, однако все известные из истории попытки диктата или вмешательства в процесс исследований в лучшем случае были неудачными.

Вторая и третья составляющие – прикладные исследования и опытно-конструкторские работы – лучше поддаются государственному регулированию и в значительной мере связаны с коммерческим спросом.

Обеспечение функций, свойственных каждой составляющей научного потенциала в инновационном процессе, требует определенного соотношения между объемами их финансирования. Оптимальным считается финансирование в объеме около 15% - на фундаментальную науку, около 25% - на прикладную науку и около 60% - на разработки новшеств. В Украине это соотношение составляет соответственно 16%, 14% и 70%. То есть в Украине возникла ситуация, когда результаты фундаментальной науки не могут быть использованы в полной мере для создания базовых инноваций, потому что отраслевая наука сориентирована на мелкие усовершенствования существующих технологий и товаров.

Если во всем мире, в том числе и в Украине, фундаментальная наука развивается в основном на средства государственного бюджета, то вторая и третья составляющие научного потенциала поддерживается государством и промышленностью на паритетных началах, причем участие заинтересованных предприятий тем больше, чем ближе завершающая стадия инновационного цикла.

В соответствии с Законом Украины «Про наукову и науково-технічну діяльність» бюджетное финансирование научных исследований осуществляется путем базового и программно-целевого финансирования.

Базовое финансирование научных исследований выделяется для обеспечения:

  • фундаментальных научных исследований;
  • наиважнейших для государства направлений исследований, в том числе национальной безопасности и обороны;
  • развития инфраструктуры научной и научно-технической деятельности;
  • сбережения научных объектов, которые составляют национальное достояние;
  • подготовки научных кадров.

 

Базовым финансированием обеспечиваются академические научные организации и около тридцати научно-исследовательских организаций ряда министерств.

Программно-целевое финансирование осуществляется, как правило, на конкурсной основе для:

  • научно-технических программ и отдельных разработок, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки и техники;
  • обеспечения проведения наиважнейших прикладных научно-технических разработок, которые выполняются по государственному заказу;
  • проектов, которые выполняются в рамках международного научно-технического сотрудничества.

 

Кроме базового и программно-целевого бюджетного финансирования Законом Украины «Про наукову и науково-технічну діяльність» предусматривается возможность функционирования специальных фондов.

Для поддержки фундаментальных научных исследований в Украине с 1992 г. действует Государственный фонд фундаментальных исследований (ГФФИ), который имеет статус юридического лица. В государственном бюджете средства для ГФФИ определяются отдельно. На 2004 г. было запланировано выделить для фонда около 9 млн. грн, или 0,8% от общего объема средств на науку. Кроме бюджетных средств, финансовые ресурсы ГФФИ предусмотрено формировать из добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а также из других источников.

ГФФИ обеспечивает проведение научной экспертизы и конкурсный отбор проектов фундаментальных научных исследований, их адресное финансирование и контроль за использованием выделенных средств. Кроме того, ГФФИ осуществляет подготовку, издание и распространение печатных и других информационных материалов по фундаментальным исследованиям.

Поддержка фундаментальных научных исследований осуществляется фондом путем финансирования на безвозвратной основе конкурсных научных и научно-технических проектов.

В настоящее время это единственная структура, которая поддерживает фундаментальные исследования в чистом виде, высокий научный уровень которых отражается в сотнях журнальных публикациях мирового уровня, докладах на международных и отечественных конференциях. Благодаря проектам фонда поддерживается творческая молодежь, международное сотрудничество ученых Украины в области фундаментальных исследований (конференции, обмен учеными, совместные проекты с международными организациями).

В период с 1993 г. по 2000 г. функционировал Государственный инновационный фонд (ГИФ). Он осуществлял на конкурсной основе финансовую, материально-техническую поддержку мероприятий, направленных на внедрение приоритетных и новейших технологий в производство, его техническое переоснащение, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.

Эта поддержка обеспечивалась инвестиционным вкладом, займом или лизингом на основе бизнес-плана и заключения государственной комплексной экспертизы, которая предусматривала проведение финансового анализа проектов. Продолжительное время практически единственным источником средств для реализации инновационных проектов Украины был ГИФ и отраслевые фонды, которые финансировали завершающие этапы технологических разработок и организации производства инновационной продукции.

Среди успешных проектов ГИФ можно назвать следующие проекты: «Самолет АН-140 на АНТК им. Антонова», «Создание нового поколения авиадвигателей в акционерном обществе «Мотор січ», «Создание микроспутников на Государственном конструкторском бюро «Южное».

Одновременно в Украине действовали 80 отраслевых инновационных фондов, которые не имели статуса юридического лица, а по существу были расчетными счетами министерств и ведомств.

Средства отраслевых инновационных фондов до их ликвидации использовались как дополнительный источник финансирования отраслевой науки, некоторых межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых технологий и производства новых видов продукции.

Формирование средств ГИФ и отраслевых инновационных фондов производилось по следующей схеме. Предприятия осуществляли начисления в размере 1% от объема реализации (работ, услуг или валового дохода для посреднических и торговых организаций) с отнесением этих начислений на себестоимость продукции. От этих средств 30% перечислялись на счета ГИФ и 70% - на счета отраслевого инновационного фонда, созданного в отраслевом министерстве или ведомстве. Однако законодательно эти отчисления не были определены как обязательные для предприятий, поэтому часть предприятий таких отчислений не осуществляла. С 1995 г. средства ГИФ стали включаться в Государственный бюджет Украины, что привело к уничтожению отраслевых инновационных фондов и их фактической ликвидации.

В 2000 г. ГИФ был ликвидирован, и на его базе была создана Украинская государственная инновационная компания – как правопреемница имущественных прав и обязанностей фонда и его региональных отделений. На практике деятельность компании пока сводится лишь к возвращению ранее выданных беспроцентных кредитов и выдаче новых, также беспроцентных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.