КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы реализации инновационной политики
Достижение цели инновационной политики осуществляется через использование конкретных методов ее реализации. В каждой стране имеются свои особенности государственного регулирования инновационного процесса. Тем не менее, можно выделить общие методы реализации инновационной политики. Арсенал этих методов подразделяется на:
Методы прямого регулирования. Суть методов прямого регулирования состоит в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно-технического развития, финансирования и стимулирования разработки важнейших национальных программ. При этом фактор времени приобретает стратегическое значение. Выполнение научно-исследовательских работ предполагает не только большие финансовые затраты, но и значительные риски. Для того, чтобы эффективно использовать рыночный потенциал, ряд государств стимулирует межгосударственную, отраслевую, межфирменную координацию и кооперацию инновационной деятельности. Такой стратегии придерживаются Франция, Нидерланды, Япония. Стратегия децентрализованного регулирования инновационной деятельности является более сложной. Такой стратегии придерживаются США, Великобритания и некоторые другие страны. В этих странах используются методы, которые ориентированы на стимулирование инициативы субъектов хозяйственной деятельности. К методам прямого регулирования инновационной деятельности относятся:
Центральное место в системе государственного воздействия на инновационный процесс занимает финансирование научно-исследовательских работ из бюджетных средств. Государство стремится поддерживать рациональное соотношение финансирования фундаментальных научно-исследовательских работ (базовое финансирование) и разовых инновационных проектов (программно-целевое финансирование). Большое значение для создания начального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационного процесса существенно повышается при организации конкурсов в распределении бюджетных средств. Для этого создаются специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды. Государство стимулирует создание исследовательских центров и венчурных фирм. В США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. Кроме того, любой американский ученый имеет право обратиться в федеральное ведомство за субсидией для проведения научных исследований сроком на один год. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационного процесса путем законодательной фиксации статуса научной и инновационной деятельности, защиты прав научных работников, разработки механизмов реализации инновационной политики. Защита прав субъектов инновационной деятельности основывается на законодательных актах по вопросам интеллектуальной собственности государственной патентно-лицензионной системы. Законодательно смягчаются механизмы санаций и процедура банкротства для инновационных субъектов. Законодательно ограничивается действие антимонопольных механизмов в отношении важнейших инновационных проектов.
Существенным элементом прямой поддержки инноваций является формирование государственной инновационной инфраструктуры путем создания технополисов, технопарков, сети центров распространения инноваций и консультаций. Государство способствует также формированию рынка инноваций путем опубликования в государственных изданиях информации о выставках, биржах, ярмарках, конференциях и т.д. Государство само может выступать в качестве агента рынка, например, при покупке и продаже лицензий. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационного процесса в стране и за рубежом, а также поиск эффективных технологий для широкого внедрения через свои представительства. Существенны меры моральной и материальной поддержки наиболее выдающихся деятелей науки в виде присвоения почетных званий и наград, посещения государственными руководителями ведущих научно-исследовательских организаций и т.п. Методы косвенного регулирования. Среди мер косвенного воздействия применяются различные виды льгот, стимулирующих инновационную деятельность. К таким льготам относятся:
В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов и относительно низкой скоростью оборота средств в период создания инноваций актуальными становятся механизмы льготного кредитования. Государство может стимулировать инновационную деятельность льготными кредитами (по срокам погашения и процентным ставкам) государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам (льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т.п.). Тем не менее, коммерческие банки зачастую не заинтересованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому государство также стимулирует финансирование инновационных проектов структурами, ориентированными на продолжительное «замораживание» средств, - страховыми компаниями, пенсионными фондами, взаимными фондами и т.п.
В Украине в 2007 г. Государственное агентство по инвестициям и инновациям разработало механизм по определению правил конкурсного отбора инновационных и инвестиционных проектов по компенсации процентной ставки по кредитам, полученных в текущем году. Во-первых, компенсация предоставляется за фактически выплаченные проценты за пользование кредитами и не должна превышать двойную учетную ставку Национального банка, которая действовала на дату начисления кредита. Во-вторых, право на компенсацию субъектам хозяйствования, которые получили кредит, предоставляется на конкурсной основе. В-третьих, конкурсный отбор проводится в порядке, определенном Госинвестицией, согласованным с Минфином, Минэкономики и Министерством образования и науки. Система налоговых льгот во всех развитых странах строится таким образом, чтобы обеспечить их целенаправленный характер. Под действие налоговой скидки при стимулировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ относятся затраты на научную деятельность компаний, в том числе заработная плата работников, арендная плата за оборудование, затраты на исследования, которые выполняются в университетах по контрактам с промышленными фирмами. В большинстве стран законодательно предусматривается снижение налогов на прибыль компаний. Например, в Великобритании налоговая ставка на прибыль мелких и средних фирм составляет 29% (стандартная ставка - 35%), в Канаде - 12% (стандартная ставка - 28%). В США стимулирование небольших фирм осуществляется по специальной шкале льготного налогообложения.
Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов. Ускоренная амортизация используется с целью увеличения скорости оборачиваемости средств в соответствии с требованиями инновационного обновления. В мировой практике сложились две основные модели ускоренной амортизации:
Так, например, во Франции, Италии, Германии разрешается списывать оборудование в первый год эксплуатации в размере 50% стоимости его приобретения. В Японии в наукоемких отраслях разрешается списывать 30% стоимости оборудования и до 15% стоимости сооружений в первый год их эксплуатации. В соответствии с Законом Украины «Про оподаткування прибутку підприємств» для технопарков и их участников при выполнении инновационных проектов норма ускоренной амортизации основных фондов составляет 20% (при обычной норме амортизации - от 6 до 15 %). Таким образом, система государственного управления инновационной деятельностью предусматривает использование разнообразных методов воздействия на инновационное развитие государства.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |