Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность страны и инновационная деятельность




Государственное регулирование инновационной деятельности

Национальное процветание невозможно наследовать - оно должно создаваться. Данное актуальное для Украины и других постсоветских стран положение доказано на многочисленных фактах авторитетным американским экспертом М.Портером [17].

Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны, имеющейся рабочей силы, действующих процентных ставок или покупательной способности национальной валюты, как утверждается классической теорией.

Классическая теория объясняет успехи стран в определенных отраслях, исходя из так называемых факторов производства - таких как земля, трудовые и природные ресурсы и т.п. Ряд стран благодаря этим факторам добиваются конкурентных преимуществ именно в тех отраслях, в которых наиболее интенсивно задействованы факторы, которые имеются у них в изобилии. Однако применительно к высокотехнологичным отраслям и современной экономике в целом классическая теория затмевается глобализацией конкурентной борьбы и мощью современных технологий.

Действительно, такие страны как Германия, Япония, Швейцария, Италия и Южная Корея имеют ограниченные природные ресурсы, тем не менее, успехи этих стран неоспоримы.

Некоторые экономисты рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами как дефицит бюджета, валютный курс, процентные ставки. Однако Япония, Италия и Южная Корея быстро повысили уровни жизни своих граждан, несмотря на дефицит бюджета; Германия и Швейцария - несмотря на повышение стоимости валюты; а Италия и Южная Корея - несмотря на высокие процентные ставки.

Другие экономисты высказывают соображение, что конкурентоспособность страны является результатом избытка дешевой рабочей силы. Однако Германия, Швейцария и Швеция достигли процветания при высоких зарплатах и нехватке рабочей силы. В Индии и Мексике стоимость рабочей силы сравнительно низка, однако экономические модели этих стран никак нельзя считать удачными.

Известны примеры достижения конкурентоспособности стран (Япония и Южная Корея) за счет направленности законодательства на облегчение импорта автомобилей, развитие сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников. Тем не менее, утверждение, что конкурентоспособность страны определяется удачным законодательством, также не всегда соответствует действительности. Например, законодательства Германии и Италии редко вмешиваются в деятельность экспортирующих отраслей. В тех же Японии и Южной Корее в таких важных отраслях, как производство факсимильной и копировальной техники, роботов-автоматов и высокотехнологических материалов, протекционизм законодательства играет достаточно умеренную роль.

Распространено также мнение, что мощные профсоюзы снижают конкурентоспособность страны. Однако Германия и Швеция имеют сильные профсоюзы. Понятно, что каждое из рассмотренных утверждений не может претендовать на полноту и рациональное объяснение причин достижения конкурентоспособности какой-либо отрасли внутри страны. Доля истины присутствует в каждом утверждении, но явно имеет место и влияние других факторов.

Как утверждается в [17] единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне - это производительность труда (производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени). Производительность труда зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также эффективности производства. Производительность является главным показателем, который определяет долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения.

Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики. Национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции, повышения эффективности производства.

В [17] описаны результаты исследований успешных примеров конкурентоспособности десяти стран (Дании, Германии, Италии, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США), лидирующих в мировой торговле.

Три страны - США, Япония и Германия - являются ведущими индустриальными странами. Другие страны представляют широкое разнообразие в плане численности населения, политики государства в отношении бизнеса, социальной политики, размеров и географического положения. Десять стран вместе взятые в 1985 году обеспечили 50% общего мирового экспорта. При изучении экономики этих стран ставилась цель - выделить основополагающий потенциал, обеспечивающий национальное конкурентное преимущество, исключив частные нетипичные случаи.

Для каждой страны исследование состояло из двух этапов. На первом этапе определялись отрасли промышленности, в которых национальные компании добились успеха в международном масштабе. При этом особое внимание уделялось взаимосвязям между конкурентоспособными отраслями страны.

На втором этапе изучалась история конкурентной борьбы в отдельных отраслях. Это было необходимо для понимания механизма возникновения конкурентных преимуществ.

В результате были отобраны более 100 отраслей или групп отраслей для детальных исследований. Отрасли выбирались по доле общего экспорта продукции. Так, например, были отобраны те отрасли Японии, Германии и Швейцарии, которые обеспечили 20% общего потока экспорта и более 40% - Южной Кореи. Были изучены наиболее значимые примеры успеха на международном рынке - немецкие высокопроизводительные машины и продукция химической промышленности, японские полупроводниковые приборы и видеомагнитофоны, швейцарские банки и фармацевтика, итальянская обувь и текстиль, американские коммерческие самолеты и киноиндустрия и т.д. При этом были исключены такие отрасли, которые находятся в сильной зависимости от природных ресурсов, поскольку они не формируют стержень развитой экономики, а их способность к конкурентной борьбе объясняется классической теорией.

На основе проведенных исследований были сформулированы следующие выводы.

Во-первых, в ситуации обостряющейся мировой конкуренции роль государства возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний. Отличия национальных ценностей, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития - все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. При этом существуют большие различия в моделях конкурентоспособности каждой из стран, и ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге некоторые страны достигают успеха в определенных отраслях, поскольку их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Во-вторых, компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако в то время как каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компании добиваются преимуществ посредством инноваций. В своем большинстве инновации оказываются улучшающими, т.е. простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных изменений. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая новые возможности на рынке.

После того как, благодаря инновациям, компания достигает конкурентного преимущества, она в состоянии его удерживать только с помощью постоянных усовершенствований, так как практически любое достижение можно повторить. Способность организации (компании, предприятия) порождать новшества и осуществлять нововведенияназывается инновационностью. Например, корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов. Бразильские компании разработали технологические процессы и дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими особые виды кожаной обуви.

Иногда изначальные преимущества, такие как взаимосвязь с потребителем, экономия в масштабах существующего технологического производства или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной неповоротливой компании удерживать свои позиции годами или даже десятилетиями. Однако рано или поздно динамичные конкуренты на основе своих инноваций найдут пути достижения еще больших преимуществ либо создадут лучшие или более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

Например, итальянские производители электробытовых приборов, продукция которых успешно конкурировала с товарами других фирм, слишком долго оставались спокойными, пользуясь своим исходным преимуществом. Немецкие конкуренты начали отвоевывать эту сферу, разработав более дифференцированную продукцию и добившись ощутимых привилегий для отрасли. Следовательно, единственная возможность удержать завоеванное конкурентное преимущество - постоянно его совершенствовать.

Именно так поступили японские производители автомобилей. Сначала они внедрились на внешний рынок с небольшими недорогими автомобилями и вступили в конкурентную борьбу, имея относительно дешевую рабочую силу. Несмотря на то, что преимущество в стоимости рабочей силы сохранялось и в дальнейшем, японские компании не прекращали совершенствовать свое производство. Они активно инвестировали в создание новых заводов, чтобы добиться экономии за счет эффекта масштаба производства. За этим последовали инновации в технологических процессах, обеспечивших лидерство новой продукции, а также были внедрены методы повышения качества и производительности. Было улучшено сервисное обслуживание продукции, повысился рейтинг компаний по удовлетворению запросов потребителей в сравнении с иностранными конкурентами. Впоследствии японские производители автомобилей заняли лидирующее место в технологии производства, и теперь они выпускают на рынок продукцию под новыми, модными торговыми марками.

Таким образом, руководство многих компаний неправильно воспринимает современную природу конкуренции и стоящие перед ними задачи, сосредотачиваясь на совершенствовании финансовой деятельности, надеясь на помощь государства, стремясь к стабильности и устранению рисков. В сегодняшних реалиях конкурентной борьбы требуются настоящие лидеры, которые способны внедрять инновации и стремятся не просто выжить, а достичь высокой конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на международном рынках.

Прогнозы от банка Goldman Sachs. Это один из крупнейших в мире инвестиционных банков и именно поэтому к сфере его интересов относятся долгосрочные прогнозы состояния мировой экономики. Основное внимание уделяется развитию и экономическому росту отдельных государств.

В 2005 г. три крупнейшие страны давали 60% мирового ВВП. Это США - 38%, Япония - 15% и Германия - 7%.

В 2025 г. согласно прогнозу три страны будут давать 55% мирового ВВП, но это будут США - 30%, Китай - 16% и Япония - 9%, т.е. роль США и Японии резко падает.

В 2050 г. согласно прогнозу также три страны будут давать 60% мирового ВВП, но это будут Китай - 24%, США - 20%, Индия - 16%. Вслед за гигантами следуют Бразилия - 4%, Япония - 4%, Россия - 3%, Мексика - 3%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.